Научная статья на тему 'К вопросу об изменении условий реализации инновационной промышленной политики в России'

К вопросу об изменении условий реализации инновационной промышленной политики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ВТО / ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОСТЬ / "ТОЧКИ РОСТА" / "GROWTH POINTS" / INDUSTRIAL POLICY / INNOVATIVE TOOLS / WTO / PARETO-EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогалев Н. Д., Толикова Е. Э.

Статья посвящена процессу изменения условий осуществления инновационной промышленной политики в России при вступлении в ВТО. Предложены мероприятия для реализации эффективной государственной промышленной политики с применением инновационных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF CONDITION CHANGES OF INNOVATIVE INDUSTRIAL POLICY REALIZATION IN RUSSIA

Article is devoted to process of change of conditions of implementation of innovative industrial policy in Russia at accession to WTO. Actions for realization of effective state industrial policy with use of innovative tools are offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изменении условий реализации инновационной промышленной политики в России»

Нормативная база реализации государственных модернизаци-онных приоритетов в процессах координации корпоративно автономных предприятий и организаций должна быть сформулирована для всех сфер реализации деятельности [10].

В процессах формирования современных высокотехнологичных производств необходимо ориентироваться на концентрацию в России добавленной стоимости от наиболее прибыльных видов инновационно детерминированных бизнесов, научно-технической и производственно-технологической деятельности, финансово-хозяйственных операций. Обеспечение разработки, согласования и практического применения программ обеспечения показателей реализации государственных модернизационных приоритетов при оптимизации кооперации промышленных предприятий и научных организаций относится к компетенции государственных ведомств.

Меры осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с реализацией межотраслевого блока инновационных проектов путем формирования постиндустриального формата координированной научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий всех форм собственности должны быть связаны между собой и соответствовать международным аналогам.

Реализация государственных модернизационных приоритетов в процессах координации деятельности трансграничных инновационных кластеров должна учитывать специфику конкретных условий принятия и исполнения решений, особенности объектов реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах межкорпоративной координации мер, направленных на содействие модернизации на основе синхронизации корпоративных инновационных программ.

Меры реализации государственных модернизационных приоритетов путем налаживания связей между органами госуправления, инвесторами, инноваторами, сервисными и инжиниринговыми компаниями фиксируются в нормативно-правовых актах соответствующих уровней, а также в подзаконных ведомственных документах предприятий и организаций.

Должна быть создана и развита оперативная информационно-аналитическая система мониторинга и анализа, а также планирования и регулирования выполнения установленных планов осуществления новой индустриализации при координации выполнения федеральных технологических платформ и федеральных целевых программ.

Литература:

1. Агеев А.И. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.100-108.

2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энергоинфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.

3. Барикаев Е.Н. Мультиагентные императивы обеспечения безопасности энергоснабжения при управлении российским энерготранспортным кластером // Вестник Московского университета МВД, 2013, №6. С.244-247.

4. Деркач А.К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 107-109.

5. Ефремов Д.Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика. 2013, №1. С.3-6.

6. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.

7. Логинов Е.Л. Формирование нового онтологического базиса развития организационной системы управления российским государством в условиях системного кризиса механизмов управления в мировой экономике // Государственная служба и кадры, 2013, №1. С. 43-49.

8. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.

9. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.

10. Энергосбережение: проблемы достижения энергоэффективности Монография. // М.: НИЭБ, 2009. - 329 с.

11. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 37 с.

УДК 339.16

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Рогалев Н.Д., д.т.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, г. Москва,

e-mail: [email protected]

Толикова Е.Э., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, г. Москва,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена процессу изменения условий осуществления инновационной промышленной политики в России при вступлении в ВТО. Предложены мероприятия для реализации эффективной государственной промышленной политики с применением инновационных инструментов.

Ключевые слова: промышленная политика, инновационные инструменты, ВТО, Парето-эффективность, «точки роста».

TO A QUESTION OF CONDITION CHANGES OF INNOVATIVE INDUSTRIAL POLICY

REALIZATION IN RUSSIA

Rogalev N., Doctor of Techniques, professor, rector of National Research University «Moscow Power Engineering Institute»,

e-mail: [email protected]

Tolikova E., Doctor of Economics, professor, National Research University «Moscow Power Engineering Institute», e-mail: [email protected]

Article is devoted to process of change of conditions of implementation of innovative industrial policy in Russia at accession to WTO. Actions for realization of effective state industrial policy with use of innovative tools are offered.

Keywords: industrial policy, innovative tools, WTO, Pareto-efficiency, «growth points».

Промышленность является ведущей отраслью материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода.

Достижение новых стратегических целей и задач в отраслевых

секторах российской экономики возможны лишь на базе активной, последовательной, научно обоснованной инновационной промышленной политики, современной по концепции и инструментам реализации, адаптированной к новым условиям хозяйствования, к

которым относится вступление РФ в ВТО1.

Однако среди препятствий к внедрению эффективной инновационной промышленной политики в России можно выделить: незавершенность системных институциональных преобразований как необходимых предпосылок для эффективного функционирования и динамичного развития промышленного комплекса в мировом экономическом пространстве; проблемы антициклического и антимонопольного регулирования.

Вступление России в ВТО принципиально меняет отношение к инновационной промышленной политике. Среди основных конкурентных преимуществ российской промышленности очевидны природно-географические, факторные и инновационные стороны.

В связи с изменением условий реализации инновационной промышленной политики возникает ряд актуальных организационно-экономических проблем, решение которых требуют обоснованных научных подходов.

В частности соответствие направлений развития инновационной промышленной политики Парето-оптимальному состоянию.

Эффективность по Парето можно трактовать как такой уровень организации экономики, при котором невозможно осуществить какие-либо изменения в пользу одного лица либо группы лиц, не ухудшив положение другого лица либо группы лиц; входные ресурсы используются наиболее эффективно, а результат обеспечивает максимально возможную полезность для потребителей. Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние, по крайней мере, одного человека, не нанося ущерба никому другому.

Целью инновационной промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей. Здесь, определение функций государства, а также конкретных форм и инструментов реализации стратегии инновационного промышленного развития непосредственно связано с ролью государства в экономике. Выбор между разными типами государственного регулирования («laser faire» или кейнсианский подход) определяет общий механизм влияния на промышленное развитие, возможности и направления применения тех или иных методов и инструментов.

Фиаско рынка предполагает рыночную ситуацию, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето, что обосновывает применение классических методов инновационной

промышленной политики в РФ.

К традиционным методам инновационной промышленной политики, имеющим широкую практику применения в различных странах в разные периоды, относят следующие: политику протекционизма; стимулирование экспорта; поддержку «точек» или «локомотивов роста»; государственный заказ; регулирование цен и тарифов; государственное финансирование НИОКР.

Как мы видим из Таблицы 1. валовой внутренний продукт вырос с 7305646 млрд. рублей в 2000 году до 54585623.

Тогда как удельный вес промышленного производства в валовом внутреннем продукте, сократился с 31,4 процента до 30, 5.

Инновационная промышленная политика должна стать стартовой площадкой для появления необходимых законопроектов (унифицированных с международными). Очевидно, необходима адаптация российского законодательства к условиям ВТО.

Кроме того, для его полноценного действия необходимо создавать инфраструктуру в виде Региональных агентств инновационного промышленного развития (РАПР). Принципиально, чтобы будущий закон защищал поставщиков качественной продукции и способствовать развитию обрабатывающих отраслей в РФ [1].

Среди факторов противоречащих реализации инновационной промышленной политики в России - неблагоприятные динамика и конъюнктура деловой активности в национальной и мировой экономиках; несформированная институциональная среда для процессов развития отечественной промышленности; углубление экономических диспропорций в развитии отраслей, регионов, институциональных секторов; рост отрицательных социальных последствий и обострение социальных противоречий.

Экспортоориентированные отрасли добывающей промышленности в РФ (нефтяная, газовая, лесная) имеют возможности инновационного развития на собственной инвестиционной базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей должна быть ориентирована на их самостоятельное финансирование. При нефтепереработке должны предприниматься меры по улучшению социально-экономической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию газовой промышленности позволит сохранить ее привлекательность для инвесторов и кредиторов[3].

Для реализации эффективной государственной инновационной промышленной политики необходимо применять следующие меры:

Таблица 1. Показатели экономики Российской Федерации за 2000-2011 гг. [2]

ÎOOS 200S 2007 200E 200Î 2010 2011

.ЧТТ. Tj. -Я-Унут J Д. И TJrtTyM-rf-K ьл^пци [iDmqsiJ сщд.Т^ . 7303 (+£ 21'097(3 2 £917201 332+7J13 +127'S+9 3SS07219 +3172 7+S 3+383(23

E lui тиль EOT И фСитш Li<:<ia<:<Lii iy-Ь........... TTJrtCTB^T^TTW (т^Щ^ШШ! цвх) 20+91 sa ¡0(1133 733239S S7+"32 10+S2329 9279+Si 111'39'2 1+11+231

rg-:< HZEv ДЗ И Е TJ.TT, X Ш^бВШ ГЦ"!' J^Uh, грощкох 31,+ 32,7 32,0 30,7 29,' 27, 3 2$7 30.3

ïabBBB TLhTTiД Д|h -ИЛЬИН'S ipo Œ» д; ш ( E ZD с n» E nui TTTiT). ЕГр'ЩНМТ 1 111.1 103.1 103,1 103,1 93.2 90.2 107,0 103.7

~L~ Wi ^w^rar^TTi TTi 11H i Д швйшшицтшащ 17+t+ +1+9+ +71® '0391 7+++1 S2303 931SÎ lOSOOl'i

e ni тшь qomnm ЦОШООЦЗВ +33S 1033S 11903 1+1S7 172 92 203.3+ 238+3 27979"

' JCHHjT.;. Д' г чилв^гошв :лв1ш гшп'иш, хпп. imm '+.3 ".3 '7,2 13,(1 ($3 '7,3 (7,i '7.7

ЩШООЦЗВ 13.3 1+.3 1+.3 1+.3 l+.l 13.+ 13.3 13.3

ут^. шляйш: Мит™* ГффХХОШШПН'Ж T^.-.TTTFi iT^TTTIi Е fiiî ii|i H ЦЦ;ШНН|Г 1 j ? II. s< ШЬ, Щ<|Ц|Ш':'Е 23,7 21,7 21.3 21,0 20, i 19,9 19.7 19. (

1 Россия с 22 августа 2013 года официально стала 156-й страной - членом ВТО.

1) предоставить бюджетные средства субъектам промышленной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применить особые налоговые режимы в отношении субъектов промышленной деятельности, осваивающих и выпускающих инновационную продукцию на уровне лучших мировых достижений;

3) осуществить закупки и поставки промышленной продукции для государственных и муниципальных нужд;

4) использовать инновационные инструменты регулирования рынка промышленной продукции, сырья.

Ключевые направления государственной инновационной промышленной политики в РФ на период до 2015 года, должны включать:

■ выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов;

■ оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов;

■ поддержка экспорта инновационной промышленной продукции, обеспечение доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению

мер нетарифного регулирования, государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

■ техническое регулирование.

В качестве вывода заметим, что к приоритетным задачам по государственному содействию реализации инновационной промышленной политики в РФ относится повышение конкурентоспособности отечественных производителей и отраслей промышленности, использующих преимущественно собственную материально-сырьевую базу и имеющих освоенные рынки сбыта; развитие наукоемких специализированных производств и формирование на этой основе современных конкурентоспособных промышленных структур национального базирования в секторе высокотехнологичных производств; комплексная реструктуризация отраслей промышленности.

Основными направлениями обеспечения модернизации отечественного промышленного комплекса должны стать: активизация и повышение эффективности внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий; освоение новейших технологий альтернативной энергетики и распространение использования возобновляемых источников энергии; совершенствование экономического механизма обеспечения экологического равновесия.

Литература:

1. Гордеев О.И., Гордеев С.О. Развитие промышленности региона в условиях перехода к подъему экономики: стратегия, политика и средства обеспечения /О.И. Гордеев, С.О. Гордеев / - СПб.:- НПК «Рост», 2007.

2. Промышленность России. 2012: Стат.сб. / Росстат - М., 2012. - 445 c. ISBN 978-5-89476-343-9.

3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17.11.08 №1662-р.

УДК 330.45:519.85

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИЙ

Хвостов Д.А., аспирант филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Смоленск,

e-mail: [email protected]

Алексахина Л.И., д.э.н., профессор кафедры инженерного менеджмента ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет

«МЭИ», г. Москва

Зайцевский И.В., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет

«МЭИ», г. Москва

Приведены результаты анализа современного состояния инвестиционно-строительного комплекса РФ. Обоснована ведущая роль инноваций для развития предприятий строительных материалов. Описана обобщенная структура механизма использования инноваций в сфере производства и использования строительных материалов.

Ключевые слова: предприятия производства строительных материалов, инвестиционно-строительный комплекс, инновации.

ORGANIZATIONAL MECHANISM OF DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF BUILDING MATERIALS BASED ON THE USE OF INNOVATION

Khvostov D., the post-graduated student, National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Smolensk branch,

e-mail: [email protected]

Alexakhina L., Doctor of Economics, professor of Engineering management, National Research University «Moscow Power Engineering

Institute», Moscow

Zaytsevsky I., Doctor of Economics, professor of Finance and credit chair, National Research University «Moscow Power Engineering

Institute», Moscow

Results of analysis of the current state of the investment-building complex of the Russian Federation shows. The leading role of innovation for the development of enterprises of building materials is justified. The generalized structure of the mechanism using innovations in the production and use of building materials is described.

Keywords: company production of building materials, investment-building complex, innovation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время инвестиционно-строительный комплекс, включающий проектные организации, строительные компании, предприятия строительных материалов, а также инвестиционные компании, является одной из важнейших составляющих экономики РФ. Так, только доля компаний, осуществляющих строительные

работы, в общем объеме валового внутреннего продукта в 2012 г. составила 6,5% [1].

Отмечаемый в последние годы рост объемов жилищного строительства способствует увеличению спроса на различные виды строительных материалов, что создает определенные предпосылки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.