4. Программа социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года.
5. Кузнецова А. И., Кузнецова Э. Г. Административное регулирование развития инновационной инфраструктуры в городах России // Транспортное дело России, 2014. № 5. С. 207-210.
6. Зубец А. Ж. Анализ обеспеченности городов-миллионников России транспортной инфраструктурой // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 2016. № 2 (17). С. 54-59.
The characteristic and issues of Krasnoyarsk urban agglomeration development
Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of economics, Professor, Urban Economics and Service Sector Economics Department, Moscow Witte University
Daniil Mikhailovich Bogoslavets, 3rd year post-graduate in Moscow Witte University
The article contains the description of Krasnoyarsk urban agglomeration and such issues that are of high priority for agglomeration's formation and development. Formation of the Krasnoyarsk urban agglomeration is based on consolidation of some municipal unions. Basing on foreign experience, connected with agglomerations' formation, there are some issues analyzed which must be avoided during the process of Krasnoyarsk agglomeration generation.
Key words: urban agglomeration, municipal union, development, consolidation.
УДК 338
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЖКХ
Алефтина Ивановна Кузнецова, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, e-mail: [email protected], Анна Владимировна Долматова, магистрант, e-mail: [email protected], Московский университет им. С. Ю. Витте,
http-J/www.tnwv.m DOI: 10.21777/2307-6135-2016-3-42-49
В статье приведен анализ сложившейся действительности в современном жилищно-коммунальном хозяйстве России. Выделены актуальные проблемы ЖКХ, всего коммунального комплекса, применяющего инновации. Информационная база исследования основана на использовании материалов, представленных в сети Интернет по истории развития системы ЖКХ в России, а также на основе анализа литературы и практики в системе ЖКХ. Исследование показало, что с позиции комплексного подхода управление инновациями в системе ЖКХ является слабо разработанным, а подход к идентификации показателей оценки его процессов -неоднозначным и спорным.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; инновации; информационная база; управление; оценка; показатели
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных сфер жизнеобеспечения российских граждан и фактором, обуславливающим состояние национальной безопасности. В этой связи все более актуальными становятся проблемы, связанные с использованием новых методов управления и оценки результатов инновационной дея-
тельности в системе жилищно-коммунального хозяйства, направленных на достижение
высокого качества жизни населения.
Для решения вышеназванных проблем необходимо систематизировать приоритетные направления инновационного развития, выявить сущность и содержание инновационной деятельности в системе ЖКХ. Требует своего решения проблема формирования системной модели управления на основе выявленных принципов управления инновационной деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства с учетом основных положений системы менеджмента качества и инновационного менеджмента.
А. И. Кузнецова Более того, целесообразно разработать методический под-
ход к управлению инновациями на основе построения долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми участниками, так или иначе вовлеченными в процесс предоставления или потребления услуг, реализуемых с использованием инноваций в системе жилищно-коммунального хозяйства. Актуальной проблемой является предложение методики и разработка системы показателей для осуществления комплексного анализа и оценки влияния результатов инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему остается спорным вопрос методического обеспечения оценки эффективности процесса инвестирования инновационной деятельности в А.В. Долматова системе жилищно-коммунального хозяйства.
В области теории и практики управления в системе жилищно-коммунального хозяйства исследования проводили такие ученые, как Е. С. Балашова, П. Г. Бирюков, В. В. Бузыров, А. Г. Воронина, В. В. Глухов, В. И. Заузелков, Ю. В. Иванова, М. Имаи, В. А. Лапин, А. Н. Ларионов, М. С. Назаренко, Ю. П. Панибратов, Р. А. Ромакин, К. Н. Савин, Н. В. Сазонов, С. Б. Сиваев, В. С. Чекалин, М. Хэрри, А. В. Шейкин, А. Н. Широков, Р. Шредер и многие другие.
Инновационную активность и вопросы внедрения инновационных разработок в систему жилищно-коммунального хозяйства с оценкой эффективности инвестиционных процессов исследовали А. Е. Абрамешин, В. П. Баранчеев, Т. П. Воронина, П. Дру-кер, А. И. Деева, Л. А. Ермолин, Д. В. Ерохин, С. А. Измалкова, С. Д. Ильенкова, О. В. Корева, Т. Лежикова, Т. П. Можаева, О. П. Молчанова, Ю. П. Морозов, С. А. Никитин, Л. Н. Оголева, Н. В. Попова, А. А. Румянцев, В. Г. Садков, Э. Харгадон, Ю. И. Трещевский, Т. Ю. Шемякина, Т. А. Головина, А. А. Волков и другие ученые.
Проведенный авторами анализ трудов вышеперечисленных ученых и специалистов, а также действующей практики в системе ЖКХ показал, что с позиции комплексного подхода управление инновациями является слабо разработанным, а подход к идентификации показателей оценки его процессов - неоднозначным и спорным.
Объектом исследования являются инновационные технологии управления в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Предметом исследования выступают организационно-управленческие отношения, возникающие при решении проблем управления инновационной деятельностью и оценке ее результатов в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Цель исследования состоит в разработке предложений по дальнейшему развитию системы ЖКХ на основе внедрения инновационных технологий.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
1) описать историю развития системы ЖКХ в России;
2) провести анализ литературы по теме исследования;
3) рассмотреть систему управления ЖКХ на современном этапе;
4) выделить актуальные проблемы развития ЖКХ;
5) разработать предложения по дальнейшему развитию системы ЖКХ на основе внедрения инновационных технологий.
Теоретическую и методическую основу исследования составили материалы, содержащиеся в научных трудах зарубежных и отечественных ученых в области методов и инструментов управления и оценки результатов инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства, официальные документы, законодательные акты федерального и регионального уровня, материалы научно-практических конференций, публикации в периодической печати и в сети Интернет.
В процессе исследования использованы основные принципы системы менеджмента качества и инновационного менеджмента, методы экономической и статистической обработки данных, методы математического обеспечения, организационно-производственного анализа, а также общепринятые принципы диалектики, системности, сравнительного анализа, исторического анализа, наблюдения, логики.
Информационная база исследования основана на использовании материалов, представленных в сети Интернет, данных, опубликованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, органами Роспотребнадзора, Министерством экологии и природопользования, материалов специализированных научных изданий и научно-практических конференций по теме исследования и аналитические исследования авторов.
Считаем целесообразным привести здесь историю развития системы ЖКХ в России, отметить тенденции развития и использовать этот опыт в действующей ныне практике. Начнем с Наказа о Градском благочинии.
В апреле 1649 года Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния» (чинить благо обществу). Эта дата и считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.
Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».
Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в середине XIX века была построена и первая канализация.
1 января 1864 года Александром II были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавались: устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей, содержание тюрем и др.
В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.
С 1918 года новая власть начала конфискацию у домовладельцев доходного жилья, приносившего более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной платы устанавливалась по «классовому признаку»: рабочие за квадратный аршин площади платили
10-40 коп., люди свободных профессий - 1-2 руб., нетрудовые элементы - 3-10 руб.
На VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством. В качестве административной единицы приняты территориальные общности населения, которым присвоили независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами.
В январе 1920 года по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел.
Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР создано в 1921 году.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года ликвидирован ГУКХ НКВД и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.
В 30-е годы создан и активно работал «Роскоммунбанк», являвшийся уполномоченным банком по жилищно-коммунальному строительству и обслуживанию России. Средний оборот банка составлял 160 млрд руб. в год.
По состоянию на 1 января 1931 года на долю коммунального хозяйства приходилось 30% основных фондов страны, оценивавшихся в 78 млрд рублей.
В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР - Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга.
За годы Великой Отечественной войны в СССР полностью или частично было разрушено свыше 70 млн кв. м жилой площади, около 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 46 трамвайных и 5 троллейбусных хозяйств, 362 коммунальные электростанции и большое число других предприятий и учреждений городского хозяйства.
В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства.
В 1954 г. в России начала осуществляться программа массового жилищного строительства. За два десятилетия «хрущевские» пятиэтажки покрыли всю страну. Тогда же была сооружена большая часть эксплуатируемых сейчас инженерных сетей. Система управления ЖКХ, сложившаяся в те годы, сохранялась до 1990-х гг. Единственным новшеством было движение жилкооперативов в 1970-х. В государственном секторе домохозяйства были не собственниками и не арендаторами, а, по сути, бессрочными пользователями. Изменения начались с Закона «О приватизации жилищного фонда РФ», принятого в 1991 г. Он определил право жильцов получить квартиры в частную собственность. При этом на них не возлагались обязательства, вытекающие из права собственности: полное возмещение издержек по поддержанию этой собственности и оплате коммунальных услуг.
В 1971 году Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 года. В 1980 году жилищный фонд страны составлял 1,3 млрд кв. м и был обеспечен водопроводом на 91%, канализацией - на 90%, центральным отоплением - на 87%, ванными и душами - на 83%, газификация достигла 80%. Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование». В 1997 г. Б. Н. Ельцин подписал указ «О реформе ЖКХ», согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г. Впоследствии 100% оплата была
отложена Госдумой до 2008 года. Новая редакция закона «Об основах федеральной жилищной политики» (2003 г.) вообще исключила упоминание о сроке перехода на 100% оплату услуг ЖКХ населением. В 2001 году был принят документ - подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., а в конце 2004 года был утвержден Жилищный кодекс, который ввел новую форму гражданско-правового договора - договор об управлении многоквартирным домом. Согласно новому кодексу, с 1 января 2007 года жильцы домов могут отказаться от услуг государственных Дирекций единого заказчика (ДЕЗов), при этом они обязаны до конца 2007 года выбрать один из трех вариантов: договориться управлять домом самостоятельно, создать ТСЖ, которое организует подобие ДЕЗа в отдельно взятом доме, или подписать договор со специализированной управляющей компанией (УК). Для тех, кто не определится с выбором, в I пол. 2008 г. чиновники должны на конкурсной основе отобрать управляющие организации. Наравне с ДЕЗами в конкурсах смогут участвовать и частные компании. ЖКХ представляет собой совокупность жилищно-коммунального и инвестиционно-строительного комплексов. А ЖКК, в свою очередь, совокупность жилищного комплекса, коммунального комплекса и комплекса благоустройства. Данный этап развития ЖКХ не является тупиковым, т. к. время проходит и когда-нибудь события современности станут историей канувших лет [1].
На четвертом этапе (2010-2013 гг.), в соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», Правительство поставило задачу добиться обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы [7].
Для достижения поставленных целей в 2012 году образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находилось в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации и выполняло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
25 декабря 2012 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон № 271-ФЗ, на основании которого в Жилищный кодекс был введен отдельный раздел по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Закон определил общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и, что самое важное, порядок его финансирования. Началось внедрение системы капитального ремонта многоквартирных домов на основе частичного софинансирования граждан.
1 ноября 2013 года Указом Президента Российской Федерации образовано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Данный факт обозначил начало пятого этапа развития ЖКХ (конец 2013 г. - по настоящее время).
На пятом этапе осуществляется переход обязательств финансирования капитального ремонта в МКД к собственникам квартир. Поддержка государства и местных органов власти осуществляется в форме субсидий.
После создания Фонда содействия реформированию ЖКХ приоритет при предоставлении бюджетного финансирования капитального ремонта отдается тем МКД, в отношении которых не исполнена обязанность по проведению капитального ремонта в соответствии с законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [3].
Исследования показали, что на пятом этапе развития систем управления ЖКХ капитальный ремонт выступает особо приоритетным элементом управления воспроизводством жизненного цикла многоквартирного дома. Капитальный ремонт следует рассматривать как комплекс организационно-экономических, инженерных мероприятий, организационно-технологических работ и финансово-кредитных схем, направленных на снижение (ликвидацию) физического износа объекта, обеспечение экономии энергоресурсов и повышения качества предоставляемых услуг.
В соответствии с положениями раздела IX Жилищного кодекса России (ЖК) «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы по статье «капитальный ремонт» [5].
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на основании методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что основная цель реформирования КР МКД - переход обязательств по проведению КР к собственникам квартир. При этом за органами государственной власти федерального и регионального уровня закрепляются координирующие функции.
В настоящее время работа по формированию программ капитального ремонта ведется параллельно на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Рассматриваются и предлагаются различные механизмы реализации программно-целевых подходов к решению задач (рис. 1) [6].
На сегодня определение «жилищно-коммунальное хозяйство» - это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. На современном этапе социально-экономических реформ проблемы стабилизации и повышения уровня и качества жизни населения стали центральными. От их решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований и в конечном счете политическая стабильность в обществе. Сегодня ЖКХ в регионах испытывает трудности и сильно отстает от современных требований. Одной из основных причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением [4].
Итак, поставленная цель достигнута: в статье приведена краткая история развития системы ЖКХ, что позволило оценить важность этого направления народного хозяйства для жизнедеятельности и урбанизационных процессов в стране. Выделены актуальные проблемы современного развития ЖКХ, важнейшими из которых являются поиск системы управления и внедрение технологических и управленческих инноваций.
К сожалению, в настоящее время использование инноваций не находит должной финансовой поддержки со стороны государства и не пользуется популярностью у большинства предприятий ЖКХ [8].
Невысокий уровень информированности среди населения в вопросах учета и возможности внедрения инновационных разработок в процесс потребления коммунальных услуг, существенно тормозят процесс экономии ресурсов. Кроме того, низкий уровень информированности, знаний и опыта применения инноваций в ЖКХ, понимания преимущества использования инновационных технологий и разработок для модернизации мощностей приводит к бездействию со стороны администраций государственных учреждений, производящих коммунальные ресурсы. Все вышеперечисленное стало прямым следствием роста тарифов на коммунальные ресурсы, ухудшающегося каче-
ства коммунальных услуг, существенных энергопотерь и определило тенденции развития отечественного жилищно-коммунального хозяйства.
Рис. 1. Модель функционирования муниципальной программы капитального ремонта
МКД
Литература
1. История развития ЖКХ в России. http://www.muromraion.ru/node/3652.
2. Вовлечение населения в процесс местного самоуправления / пер. с англ. - М.: Новва,
2011. 78 с.
3. Бажнов А. М. Развитие местного самоуправления как одного из институтов гражданского общества в современной России // Местное самоуправление - механизм реализации конституционности России: в 2 ч. - М., 2010. Ч. 2. С. 52-56.
4. Грызлова В. П. Местное самоуправление как институт гражданского общества // Местное самоуправление - механизм реализации конституционности России: в 2 ч. - М.: Знание,
2012. Ч. 2. 128 с.
5. Атаманенко С. А. Настольная книга председателя и бухгалтера ТСЖ: должностные инструкции персонала ТСЖ, образцы организационно-правовых документов, годовой бюджет, тарифы и ставки, советы и рекомендации, делопроизводство ТСЖ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 356 с.
6. Чернышов Л. Н. О ходе и перспективах реформирования жилищно-коммунальной сферы // ЖКХ, 2011. № 4. С. 38-44.
7. Кузнецова А. И. Создание инновационной инфраструктуры как фактор роста инвестиционной привлекательности экономических систем // Транспортное дело России, 2006. № 11-2. С.36-37.
8. Кузнецова А. И. Инфраструктурный подход - инновационный метод обеспечения равновесия и устойчивости экономического развития города // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 2013. № 3 (5). С. 22-26.
Innovative technologies in system utilities
Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Ph.D., prof., professor of Moscow Witte University Anna Dolmatova, graduate student, Moscow Witte University
The article presents the analysis of the current reality in the modern housing sector of Russia. Selected topical problems of housing, all utilities, applying innovations. Information base of the research is based on the use of materials presented on the Internet on the history of development of system of housing and communal services in Russia, based on the analysis of literature and practice in the housing sector. The study showed that from the perspective of an integrated approach to the management of innovation in the housing sector is is poorly developed, and the approach to the identification of indicators to assess its processes is ambiguous and controversial.
Key words: housing and utilities; innovation; information base; management; evaluation; indicators
УДК 338.45: 69
УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РЕЗЕРВАМИ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА
Вадим Борисович Кухаренко, член-корреспондент Российской академии естественных наук, д-р социол. наук, проф., e-mail: [email protected], Российская академия государственной службы при Президенте РФ,
http://www.rags.ru Алефтина Ивановна Кузнецова, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, e-mail: [email protected], Московский университет им. С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru
Управление использованием внутрипроизводственных резервов промышленных предприятий города может осуществляться через внедрение организационно-управленческих инноваций, в частности систему автономных рабочих групп. Современная экономика российских предприятий пока еще медленно, но все же приобретает инновационные черты, связанные с разработкой, внедрением и использованием высоких технологий, с построением инновационной инфраструктуры, с проектированием модели управления предприятиями города. Описанная в статье модель управления включает в себя элементы программно-целевого, партисипативно-го управления, а также собственные, присущие ей инструменты. Она прошла экспериментальную апробацию и положительно оценена пользователями.