УДК 332.02
JEL P41
Казанбиева Аида Хизриевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», r. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2537-1727 e-mail: [email protected]
Kazanbieva Aida
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2537-1727 e-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-42 77-2019-9-82-90
РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Аннотация. В статье обобщены и проанализированы результаты государственных реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обоснована значимость жилищно-коммунального хозяйства как отрасли экономики. Исследовано состояние жилищно-коммунального хозяйства и дана оценка результативности преобразований в этой сфере. Дана характеристика основных мероприятий и проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства. На основании анализа статистических показателей обозначены тенденции развития отрасли. Сделан вывод о результативности проводимых преобразований жилищно-коммунальной сферы.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, модернизация, реформа, эффективность, услуги, качество, инвестиции.
Цитирование: Казанбиева А.Х. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России: анализ и оценка результативности//Вестник университета. 2019. № 9. С. 82-90.
REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN RUSSIA: ANALYSIS AND EVALUATION OF THE EFFECTIVNESS
Abstract. The results of state reforms in the sphere of housing and communal services have been summarized and analyzed in the article. The importance of housing and communal services as a branch of the economy has been substantiated. The state of housing and communal services has been investigated and an assessment of the effectiveness of reforms in this area has been given. The characteristics of the main measures and projects on modernization of housing and communal services has been given. Based on the analysis of statistical indicators, the trends in the development of the industry have been designated. The conclusion about the effectiveness of the reforms of housing and communal services has been made. Keywords: housing and communal services, modernization, reform, efficiency, services, quality, investments.
For citation: Kazanbieva A. Kh. Reform of housing and communal services in Russia: analysis and evaluation of the effectivness (2019) Vestnik universiteta, I. 9, pp.82-90. doi: 10.26425/1816-4277-2019-9-82-90
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) касается каждого жителя страны; от качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг зависит уровень и качество жизни населения и, следовательно, его вклад в экономику страны.
Исследованию проблем развития и различных аспектов реформирования ЖКХ посвящено немало научных работ [4; 5; 6; 7; 8].
Цель данного исследования - проанализировать динамику изменений состояния жилищно-коммунального хозяйства и дать предварительную оценку результативности преобразований, предпринятых Правительством Российской Федерации (далее - РФ) в этой сфере.
Социально-экономическая значимость ЖКХ, как отрасли сферы услуг, не подлежит сомнению. ЖКХ реализует функции предоставления услуг, которые имеют насущный, неотложный, всеобщий, незаменяемый характер. Жилищные и коммунальные услуги (далее - ЖКУ) связаны с обеспечением условий жизнедеятельности человека, созданием комфортной среды его проживания. Так, по данным Министерства строительства
© Казанбиева А.Х., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), годовой оборот отрасли ЖКХ превышает 5,1 трлн руб., что составляет более 5,4 % валового внутреннего продукта; потребителями ЖКУ являются 146,8 млн человек (без учета промышленного сектора); в сфере ЖКХ работает 118,8 тыс. организаций, а численность занятых в отрасли составляет более 2 млн человек [13]. Протяженность сетей водоснабжения составляет 578 тыс. км, сетей водоотведения - 195,6 тыс. км, сетей теплоснабжения - 171 тыс. км [13]. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), объем жилищного фонда в РФ составляет 3,7 млрд м2, из них 2,3 млрд м2 (62 %) приходится на площадь многоквартирных домов [10].
В силу специфики и значимости ЖКХ, как социально-экономической системы, возникает необходимость государственного регулирования этой сферы. За последние годы ЖКХ подверглось серьезной модернизации. Начало системных решений проблем в этой сфере можно отнести к 2013 г. Целью преобразований следует считать перевод отрасли ЖКХ в систему рыночных отношений и совершенствование механизма управления этой сферой.
В числе основных проблем ЖКХ, по данным Минстроя России, в 2013 г. значились следующие:
- высокий износ сетей (60-80 %) и аварийность;
- минимальный объем частных инвестиций;
- неупорядоченность процессов управления жильем: двойные квитанции, дома без управления, неисполненные предписания;
- износ жилищного фонда: аварийный фонд расселялся очень медленно - всего 182 тыс. человек за 2008-2010 гг., отсутствовала система регулярного капитального ремонта домов;
- рост платежей за ЖКУ: при среднем уровне инфляции в 2013 г. в 6,45 % рост платежей за ЖКУ составил более 12 %, а в отдельных случаях - более 40 % [13].
В 2013 г. 58 % населения России считало ЖКХ главной проблемой в стране - это первое место в рейтинге проблем. На восстановление отрасли необходимо было 10,4 трлн руб., в ремонте нуждалось 284,4 тыс. многоквартирных домов. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрировалось в среднем 70 повреждений [13].
Указом Президента РФ «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» от 01 ноября 2013 г. № 819 было создано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое среди прочего призвано было исправить ситуацию с неэффективным функционированием жилищно-коммунальной сферы [2].
Так, в рамках достижения цели формирования клиентоориентированной, надежной и эффективной отрасли Минстрой России решает следующие задачи:
- обеспечение качества жилищного фонда;
- обеспечение качества услуг ЖКХ.
Первые результаты деятельности ведомства не заставили долго ждать. Как свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2013 г. ситуация в сфере ЖКХ стояла на первом месте в числе десяти наиболее важных для страны проблем. Уже в 2014 г. проблемы ЖКХ находились на второй по важности проблем ступени. А в период 2015-2017 гг. ситуация в ЖКХ в целом перестала рассматриваться как проблема, однако вопрос высоких цен на услуги ЖКХ все еще в числе насущных и нерешенных, судя по результатам опросов респондентов [13].
При этом следует отметить, что на протяжении 2014-2017 гг. темпы роста платы за ЖКУ были ниже темпов инфляции в этот же период (табл. 1).
Таблица 1
Индексы инфляции и роста платы за коммунальные услуги в России в 2014-2017 гг.
Показатели 2014 2015 2016 2017
Уровень инфляции, % Индексы роста платы за коммунальные услуги, % 11,36 4,2 12,91 8,7 5,38 4 4,1 4
Источник: [13]
Контроль и ограничение роста платы, по данным Минстроя России, осуществляется за счет:
- контроля динамики муниципальных тарифов на жилищные услуги;
- снижения нормативов на общедомовые нужды;
- ежеквартального мониторинга изменений платы за ЖКХ;
- уголовной ответственности за подделку протоколов решений собственников жилья [13].
Кроме того, при выставлении завышенной квитанции действует механизм перерасчета и последующей компенсации - в размере 50 % от суммы завышения - потребителю поставщиком услуг.
Доступность услуг ЖКХ решается также посредством предоставления субсидий: если расходы гражданина превышают максимально допустимую норму расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи (22 %), ему в качестве помощи предоставляется субсидия. В 2017 г. в рамках реализации мер поддержки было выделено 361,8 млрд руб., социальную поддержку получили 38,3 млн человек [13].
Ведется работа по сокращению аварийности в сфере ЖКХ. Так, в сфере теплоснабжения аварийность сократилась в 20 раз с 2000 г.; в сфере водоснабжения - в 2,4 раза за последние 5 лет. Если в 2012 г. доля населения, обеспеченного безопасной питьевой водой, составляла 60,6 %, то в 2017 г. показатель достиг значения в 91,46 %. Вдвое снижен риск столкнуться с коммунальной аварией: в среднем одна авария случалась в 13 лет в 2007 г., в 26,5 лет - в 2017 г. Во время осенне-зимнего периода 2017-2018 гг. сокращение аварий на объектах теплоснабжения снизилось на 40 %, на объектах горячего водоснабжения - на 32,6 % [13].
Важнейшую роль в вопросах обеспечения эффективности ЖКХ играют инвестиции в эту сферу. В каждом регионе России проведена оценка эффективности коммунальных предприятий, по итогам которой все предприятия, признанные неэффективными, будут переданы в концессию. Перед частным бизнесом стоит задача модернизации коммунальной инфраструктуры, за счет чего качество коммунальных услуг для конечных потребителей будет повышаться при неизменной стоимости. Таким образом, передача коммунальных объектов в концессию позволит решить сразу две глобальные задачи: обеспечить население качественными коммунальными услугами, не повышая их стоимость, и реализовать экономический потенциал коммунальной сферы.
Проводится работа в направлении повышения инвестиционной привлекательности отрасли, совершенствования законодательства в области концессии, обеспечения баланса интересов.
По данным за 2017 г., концессионерами вложено более 50 млрд руб. Зарегистрировано 2 311 концессий в 77 регионах. Общий объем инвестиционных обязательств порядка 312,5 млрд руб., из них 91 % - средства бизнеса [13].
О результатах инвестиционной деятельности крупных частных операторов ЖКХ в 2014-2017 гг. говорят данные рисунка 1.
6 и
® 2
Годы
2014 2015 2016 2017
1 - сфера обращения ТКО и водоснабжения (ЗАО «Лидер»); 2 - сфера тепло-, водоснабжения и водоотведения (ОАО «РКС»); 3 - ГК «РОСВОДОКАНАЛ» Источник: [13]
Рис. 1. Результаты инвестиционной деятельности крупных частных операторов ЖКХ в 2014-2017 гг.
По данным Минстроя России, рост инвестиций в ЖКХ позволил снизить:
- аварийность в тепло- и водоснабжении на 47 и 21 % соответственно;
- потери в тепло- и водоснабжении на 18 и 14 % соответственно [13].
Следующим приоритетом в развитии ЖКХ является расселение аварийного жилищного фонда. На 1 марта 2019 г. в РФ числится 45 009 аварийных домов [12].
По данным Росстата, общая площадь аварийного жилищного фонда увеличилась с 9,5 млн м2 в 2000 г. до 24,6 млн м2 - в 2017 г. При этом удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда составил 0,3 % в 2000 г. и 0,7 % - в 2017 г. [10]. За последние 4 года ситуация в разрезе указанных показателей практически не изменилась. Однако довольно активно ведется работа по расселению аварийного фонда (табл. 2).
Таблица 2
Показатели переселения граждан по состоянию на 1 марта 2019 г.
Показатели По гражданам, тыс. чел. По площади, тыс. м2
Целевые показатели:
с 2014 по 2017 г. 686,44 10 780,40
2018 г. 11,86 201,70
Расселено:
с 2008 по 2013 г. 345,60 5 191,07
с 2014 по 2017 г. 676,03 10 611,93
в 2018 г. 7,37 118,07
Осталось расселить:
по этапам 2014-2017 гг. 3,52 51,65
по этапу 2018 г. 2,91 56,07
Источник: [12]
Из таблицы видно, что с 2008 по 2017 г. расселено 1,02 млн человек из 15,8 млн м2 жилья.
Минстрой России констатирует, что во исполнение Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 г. № 600 качественно изменены подходы к расселению аварийного жилья [1].
В 2014 г. обновлен Комплекс мер по ликвидации аварийного жилфонда. Для каждого субъекта РФ утверждены четкие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения, начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением [13].
Среди мер, реализованных Минстроем России в 2014-2017 гг., наиболее значимыми следует признать снижение уровня регионального финансирования программ переселения граждан из аварийного жилья в среднем до 41,7 %; упрощение условий предоставления финансовой поддержки; введение финансовой ответственности регионов; обеспечение открытости программы; предоставление возможности получения субъектом РФ всего лимита финансовой поддержки, предусмотренного на период до 2017 г. [13].
В целом, по состоянию на 1 августа 2018 г. реализованные меры позволили обеспечить выполнение программы расселения из ветхого и аварийного жилья на 98,7 % [13].
Одним из способов сохранения и восстановления жилищного фонда стал своевременный капитальный ремонт эксплуатируемых жилых строений. В региональные программы капитального ремонта общего имущества включено 736,8 тыс. многоквартирных домов общей площадью 2 531,92 млн м2 по состоянию на 1 января 2019 г. [11]. За период реализации проекта отремонтировано 124 тыс. домов общей площадью 430 млн м2. Средний размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в 2018 г. составил 6,76 руб. за 1 м2. Рост доли специальных счетов с 5,7 % в 2015 г. достиг 18,5 % в 2018 г. Собираемость платежей в целом по стране составляет более 92 %. Инвестиции в модернизацию жилфонда равны 406 млрд руб. [13].
Обеспечена прозрачность системы: интернет-ресурс «Реформа ЖКХ» предоставляет доступ к информации по каждому дому, по организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами и другие сведения. Уже имеются реализованные проекты капитального ремонта, обеспечивающего повышение энергетической эффективности, а в дальнейшем - экономию на плате за ЖКХ. Так, по данным Минстроя России, построено 63 энергоэффективных дома (на этапе строительства - 19 домов) в разных округах страны, которые позволяют жителям экономить на платежах до 40 % [14].
В части работы управляющих компаний: проведено лицензирование управляющих компаний - на начало августа 2018 г. действовало 21 244 лицензий. Организации обязаны публиковать информацию о своей деятельности на официальном сайте в сети «Интернет». Приказом Минрегиона РФ «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 2 апреля 2013 г. № 124 таким сайтом определен www.reformagkh.ru [3].
Активизируется работа государственных жилищных инспекций по направлениям координации и контроля, повышения открытости и ответственности органов Государственного жилищного надзора. За 20162018 гг. проведено 898 433 проверки соблюдения управляющими организациями лицензионных требований; в среднем на 1 инспектора госжилинспекции приходится 112 проверок в год [13].
В 2017 г. стартовал национальный проект «ЖКХ и городская среда», основные направления которого -качественное содержание города, благоустройство дворов, создание и благоустройство общественных пространств. Общий бюджет проекта в 2017 г. составил 56,5 млрд руб., из них 24,5 млрд руб. (43,4 %) - средства федерального бюджета, 20,8 млрд руб. - средства региональных бюджетов (36,8 %); 10,1 млрд руб. - доля муниципальных бюджетов (17,9 %), 0,94 млрд руб. (1,7 %) - средства бизнеса. На конец 2017 г. проект выполнен на 103 %, при этом благоустройство дворов - на 103 %, создание и благоустройство общественных пространств - на 102 % [13].
В рамках проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» реализуется проект «Умный город», задача которого сделать использование энергоэффективных, экономичных решений повсеместным на территории России, не только в коммунальном комплексе, но и при формировании городской среды. В нем должно формироваться экологичное будущее региона и закладываться экономический рост с основополагающей чертой - использованием интеллектуальных систем обработки информации для обеспечения устойчивой связи между человеком и знанием [5, с. 40].
Активно формируется Банк данных «Умного города», призванный аккумулировать апробированные инновационные решения в различных сферах. На начало апреля 2019 г. Банк данных умных городов включает 283 проекта из 423 городов РФ [9].
Также функционирует и развивается Государственная информационная система, в которой обязаны размещать данные о результатах своей работы все предприятия ЖКХ.
Государственная информационная система ЖКХ позволяет знакомиться с информацией по своему дому и тарифами за коммунальные услуги, контролировать квитанции ЖКХ, видеть, за какие услуги сделаны начисления, узнать долг по ЖКХ, вводить показания приборов по ЖКХ, заключать договоры с ЖКХ, производить оплату ЖКХ.
В системе уже зарегистрировано:
- 1,5 млн многоквартирных домов (99 % от общего количества);
- 17,3 млн жилых домов (96 %);
- 17 959 управляющих компаний (99 %);
- 42 033 ТСЖ, ЖСК и ЖК (97 %);
- 12 791 ресурсоснабжающая компания (99 %);
- 834 органа государственной власти (100 %);
- 22 990 органов местного самоуправления (99 %) [4, с. 355].
Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в плане развития и модернизации ЖКХ в нашей стране продолжается серьезная работа, результаты которой уже существенно преобразили «облик» современного коммунального хозяйства и повысили качество жилищно-коммунальных услуг.
В то же время, если обратиться к ряду статистических показателей, то приходится констатировать недостаточные темпы развития этой сферы (рис. 2, 3).
1 - сельский жилищный фонд; 2 - городской жилищный фонд; 3 - весь жилищный фонд Источник: [10]
Рис. 2. Обеспеченность жилищного фонда водопроводом
Так, один из показателей благоустройства жилищного фонда - обеспеченность водопроводом. И согласно данным рисунка 2, темпы роста показателя за период 2013-2017 гг. незначительны: обеспеченность водопроводом жилищного фонда в целом возросла на 2 %, городского жилищного фонда - на 1 %, сельского жилищного фонда - на 7 %.
годы
1 - сельский фонд; 2 - городской фонд; 3 - весь жилищный фонд Источник: [10]
Рис. 3. Обеспеченность жилищного фонда канализацией
Как видно из рисунка 3, за 2013-2017 гг. по показателю обеспеченности жилищного фонда канализацией изменения в целом по жилищному фонду составили плюс 3 %, по городскому жилищному фонду отмечен рост на 1 %, по сельскому - на 7 %. При этом городские показатели почти в 2 раза превышают сельские.
Аналогичная ситуация складывается и по ряду других статистических показателей развития ЖКХ: существенных изменений по обеспеченности жилищного фонда отоплением, газом, горячим водоснабжением, ваннами, напольными электроплитами не достигнуто за исследуемый период.
Кроме того, уличная водопроводная сеть, нуждающаяся в замене, возросла с 156,3 тыс. км в 2013 г. до 169,4 тыс. км в 2017 г. Если в 2013 г. мощности очистных сооружений канализации использовались на 49 %, то в 2017 г. - на 46 %. Для сравнения: в 1995 г. этот показатель равнялся 78 %. На 1 248,8 тыс. м3 в сутки снизилась установленная пропускная способность очистных сооружений; на 4,2 тыс. км увеличилась уличная канализационная сеть, нуждающаяся в замене, за тот же период [10].
Заметим также, что при анализе ситуации в жилищно-коммунальной сфере в субъектах РФ наблюдается значительное расхождение значений ряда региональных показателей со среднероссийскими. Так, удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда РФ в 2017 г. - 0,7 %, в то время, как в Сахалинской области он составил 4,5 %, в Ямало-Ненецкий автономном округе - 6,9 %, в Республике Саха (Якутия) - 7,5 % [10].
В России в целом 66,5 % общей площади оборудовано газом, при этом в Кемеровской области - лишь 8,2 %, в Приморском крае - 8,7 %, в Сахалинской области - 11,2 %, в Томской области - 13,0 %, в Республике Тыва -13,2 %, в Республике Бурятия - 14,5 % [10].
Таким образом, можно констатировать отставание жизненных стандартов ряда регионов от общероссийских показателей.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Законодательство в сфере ЖКХ динамично развивается, принимаются нормативные правовые акты, которые направлены на то, чтобы упорядочить процессы управления в этой сфере и повысить качество предоставляемых населению услуг. В ходе проведенного анализа установлено, что по ряду направлений позитивные результаты уже достигнуты.
Однако ключевые вопросы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства все еще не решены. До настоящего времени не сформирован полноценный действенный механизм развития конкурентных, рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; отсутствует институт активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих реальными правами и эффективными механизмами их реализации; принимаемых мер по повышению инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства недостаточно. По-прежнему нет эффективного регулирования отрасли -практика показывает, что увеличение требований и наложение штрафов как меры ответственности мало эффективны. Отсутствует долгосрочное планирование тарифной политики.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство в силу финансовой и правовой неопределенности все еще представляет собой зону высокого риска для частных инвесторов, следствием чего является несформированность механизма рыночных отношений в отрасли, а стало быть, пока нет оснований говорить о достижении целей реформ.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 07.05.2012 г. № 600 (ред. от 07.05.2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 06.07.2019).
2. Указ Президента РФ «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» от 01.11.2013 г № 819 (ред. от 15.05.2018 г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 06.07.2019).
3. Приказ Минрегиона России «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 02.04.2013 г. № 124 (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2013 г. № 28833) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 06.07.2019).
4. Казанбиева, А. Х. Цифровизация в сфере ЖКХ: состояние и перспективы//Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: Материалы II Международного
научного форума. Москва, 06-07 дек. 2018 г. Вып. 3 / Государственный университет управления; отв. ред. П. В. Терелянский. -М.: Издательский дом ГУУ 2018. - С. 352-357.
5. Меркулов, В. В. Стратегии создания и развития «умных городов» / В. В. Меркулов, Т. Ю. Шемякина//Вестник университета. - 2018. - № 4. - С. 39-42.
6. Николаева, Е. А. Проблемы реформирования ЖКХ и пути их решения//Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=6645 (дата обращения: 06.07.2019).
7. Соколова, С. А. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства как индикатор состояния общества / С. А. Соколова, К. В. Борисова//Фундаментальные исследования. - 2016. - № 11-4. - С. 870-874.
8. Цаплин, Е. В. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991-2017 годах / Е. В. Цаплин, В. С. Вол-кова//Экономика строительства. - 2017. - Т. 1. - № 43. - С. 34-45.
9. Банк решений умного города//Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiasmartcity.ru (дата обращения: 06.07.2019).
10. Жилищные условия//Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/ (дата обращения: 06.07.2019).
11. Капитальный ремонт//Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru/overhaul (дата обращения: 06.07.2019).
12. Переселение граждан//Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru/relocation (дата обращения: 06.07.2019).
13. Стратегия развития: ЖКХ и городская среда. Национальный приоритет развития//Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf. ru/trades/gorodskaya-sreda/strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 06.07.2019).
14. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере//Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/22/ (дата обращения: 06.07.2019).
References
1. Ukaz Prezidenta RF "O merakh po obespecheniyu grazhdan Rossiiskoi Federatsii dostupnym i komfortnym zhil'em i povy-sheniyu kachestva zhilishchno-kommunal'nykh uslug: ot 07.05.2012 g. № 600 (red. ot 07.05.2012). [Decree of the President of the Russian Federation"About measures for providing citizens of the Russian Federation with available and comfortable housing and improvement of quality of housing and communal services" dated May 7, 2012 № 600 (ed. on May 7, 2012)]. Available at: http://www.consultant.ru/cons (accessed 06.07.2019).
2. Ukaz Prezidenta RF "O Ministerstve stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii ot 01.11.2013 g. № 819 (red. ot 15.05.2018 g.) [Decree of the President of the Russian Federation "About the Ministry of construction and housing and communal services of the Russian Federation" dated November 1, 2013 № 819 (ed. on May 15, 2018)] Availabie at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 06.07.2019).
3. Prikaz Minregiona RF "Ob utverzhdenii Reglamenta raskrytiya informatsii organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi deya-tel'nost' v sfere upravleniya mnogokvartirnymi domami, putem ee opublikovaniya v seti Internet i ob opredelenii ofitsial'nogo saita v seti Internet, prednaznachennogo dlya raskrytiya informatsii organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi deyatel'nost' v sfere upravleniya mnogokvartirnymi domami" ot 02.04.2013 g. № 124 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.06.2013 g. № 28833) [The order of Ministry of regional development of the Russian Federation "About the approval of Regulations of disclosure of information by the organizations performing activity in the field of management of apartment houses by its publication on the Internet and about determination of the official site on the Internet intendedfor disclosure of information by the organizations performing activity in the field of management of apartment houses" dated April 02, 2013 № 124 (Registered in Ministry of justice of June 19, 2013 № 28833)]. Available at: http://www.consultant.ru/cons (accessed 06.07.2019).
4. Kazanbieva A. H. Tsifrovizatsiya v sfere ZhKKh: sostoyanie i perspektivy [Digitalization in the housing sector: state and prospects]. Shag v budushchee: iskusstvennyi intellekt i tsifrovaya ekonomika. Revolyutsiya v upravlenii: novaya tsifrovaya ekonomika ili novyi mir mashin: Materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Moskva, 06-07 dek. 2018 [Step into the future: artificial intelligence and digital economy. Revolution in management: a new digital economy or a new world of machine: Proceedings of the II International scientific forum. Moscow, Dec. 6-7, 2018]. Vol. 3. Gosudarstvennyi universitet upravleniya; otv. red P. V. Terelyanskii. M., Izdatel'skii dom GUU, 2018. Pp. 352-357.
BecmuuK yuueepcumema № 9, 2019
5. Merkulov V. V Strategii sozdaniya i razvitiya "umnykh gorodov" [Strategies for the creation and development of "smart cities "]. Vestnik universiteta, 2018, I. 4, pp. 39-42.
6. Nikolaeva E. A. Problemy reformirovaniya ZhKKh i puti ikh resheniya [Problems of housing and communal services reform and ways to solve them]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, I. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6645 (accessed 06.07.2019).
7. Sokolova S. A., Borisova K. V. Problemy zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva kak indikator sostoyaniya obshchestva [Problems of housing and communal services as an indicator of the state of society]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2016, I. 11-4, pp. 870-874. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41271 (accessed 06.07.2019).
8. Caplin E. V, Volkova V. S. Evolyutsiya reformirovaniya zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva v 1991-2017 godakh [Evolution of housing and communal services reform in 1991-2017]. Ekonomika stroitel'stva [Construction economics], 2017, Vol. 1, I 43, pp. 34-45.
9. Bank reshenii umnogo goroda [Smart city solution Bank]. Ministerstvo stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii [Ministry of construction and housing and communal services of the Russian Federation] Available at: https://russiasmartcity.ru (accessed 06.07.2019).
10. Zhilishchnye usloviya [Housing conditions]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/ (accessed 06.07.2019).
11. Kapital'nyi remont [Overhaul]. Gosudarstvennaya korporatsiya - Fond sodeistviya reformirovaniyu zhilishchno-kommunal'nogo hozyaistva [State Corporation - Fund of assistance to reforming of housing and communal services]. Available at: https://www. reformagkh.ru/overhaul (accessed 06.07.2019).
12. Pereselenie grazhdan [Resettlement of citizens]. Gosudarstvennaya korporatsiya - Fond sodeistviya reformirovaniyu zhilishch-no-kommunal'nogo khozyaistva [State Corporation - Fund of assistance to reforming of housing and communal services]. Available at: https://www.reformagkh.ru/relocation (accessed 06.07.2019).
13. Strategiya razvitiya: ZhKKh i gorodskaya sreda. Natsional'nyi prioritet razvitiya [Development strategy: housing and urban environment. National development priority]. Ministerstvo stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii [Ministry of construction and housing and communal services of the Russian Federation]. Available at: http://www. minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/ (accessed 06.07.2019).
14. Energosberezhenie i povyshenie energeticheskoi effektivnosti v zhilishchno-kommunal'noi sfere [Energy saving and energy efficiency improvement in the housing and utilities sector]. Ministerstvo stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii [Ministry of construction and housing and communal services of the Russian Federation]. Available at: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/22/ (accessed 06.07.2019).