ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ФИННО-УГОРСКИХ РЕГИОНОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ в конце ХХ - начале XXI в.*
Г. А. КОРНИШИНА,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
К. В. КОМАРОВ,
аспирант кафедры истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Молодежь — объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства и общества. Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в развитии общества и государства в формирование являются инвестицией стратегических ресурсов нации. В связи с этим представляет несомненный интерес изучение этапов становления и развития молодежной политики в различных регионах нашей страны, в том числе в финно-угорских республиках Урало-Поволжья. В данной статье эта проблематика будет рассмотрена нами в сравнительном контексте на примере Мордовии, Удмуртии и Марий Эл.
Началом формирования основ современной молодежной политики в Республике Мордовия стало принятие 12 ноября 1996 г. Закона РМ «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия». Многие его положения в дальнейшем вошли в федеральные нормативные документы. На основании этого закона правительством республики было принято решение об образовании Совета по координации молодежных программ при Главе Республики Мордовия и Комитета
*Статья подготовлена и опубликована в рамках ГБ Фундаментальной НИР Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева N° 53/4-12 «Финно-угры России: опыт системного анализа».
© Корнишина Г. А., Комаров К. В., 2013
по делам молодежи, который впоследствии получил статус государственного [6]. Деятельность указанных структур с самого начала была направлена на создание и поддержку детских, юношеских и молодежных общественных организаций, объединений и движений, в том числе студенческих, крупнейшими из которых являются организации Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсе-вьева.
Активное формирование молодежных организаций началось в 1996-1997 гг. благодаря поддержке молодежных инициатив Главой Республики Мордовия и содействию им на государственном и муниципальном уровнях. В настоящее время в Мордовии насчитывается более 100 некоммерческих молодежных организаций и учреждений, которые действуют практически в каждом районе. Руководство республики оказывает им большую финансовую помощь. По данному показателю (на душу населения) Мордовия входит в первую тройку регионов России. За десятилетие финансирование молодежных организаций из республиканского бюджета увеличилось в 56 раз [4].
Одним из ключевых направлений молодежной политики является улучшение положения в сфере трудоустройства мо-
лодых людей. С этой целью в середине 1990-х гг. стали разрабатываться и формироваться концепции, проекты, программы занятости молодежи. Возникла необходимость создания определенной системы деятельности органов государственной власти, организаций, учреждений и ведомств по содействию в решении данной проблемы. С 1996 г. в сфере трудоустройства молодежи в рамках региональной программы «Молодежь Республики Мордовия» реализуются проекты совместно с Министерством труда и занятости РМ. В частности, благодаря федеральнымирес-публиканским программам «УМНИК», «Старт», «БИТ» («Бизнес инновационных технологий») и др. активно поддерживается молодежный малый бизнес, ежегодно проводится конкурс молодых предпринимателей «Перспектива», с апреля 2008 г. работает федеральный образовательный проект «Молодежная школа предпринимательства». Помощь молодежному предпринимательству оказывают Государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия», «Дом малого бизнеса» [2].
Молодежные организации республики ведут активную работу в патриотическом, культурно-творческом, этнокультурном, эколого-просветительском и эколого-практическом направлениях, а также в области пропаганды здорового образа жизни, донорства, поддержки социально незащищенных слоев населения. Данная деятельность осуществляется в рамках нескольких программ. Программа «Память» нацелена на сохранение культурной преемственности, освоение традиций своего народа. Программа «Милосердие» имеет целью возрождение отечественных традиций благотворительности: помощь детям-инвалидам, сиротам; шефство над детскими садами; выезды в дома престарелых и инвалидов, медицинские учреждения; организацию социально-реабилитационной работы, проведение
профориентационных мероприятий. Программа «Живи, Земля» направлена на развитие экологической культуры и экологического мышления. Программа «Радость» предполагает организацию и проведение праздников, фестивалей, соревнований, турниров, дискотек, экскурсий в музеи.
Таким образом, наиболее активно молодежь Мордовии проявляет себя в социальной сфере, что предопределило наличие таких общественных объединений, как Ассоциация «Милосердие», Союз педагогических отрядов, строительные отряды, Красный Крест и т. п. Что же касается ее участия в политической жизни республики и страны, то оно практически отсутствует. В РМ почти не создаются молодежные общественно-политические организации. До 2008 г. наиболее известным подобным объединением было молодежное движение «НАШИ», но к настоящему времени оно расформировано. Сегодня единственным политическим объединением молодежи остается «Молодая Гвардия», действующая при партии «Единая Россия».
К основным формам деятельности молодежи в общественно-политической жизни РМ можно отнести участие в круглых столах, организуемых политическими движениями и представителями администрации, как правило, безрезультативных; во встречах с депутатами в предвыборный период, а также в проведении агитационной работы во время избирательных кампаний; участие в качестве «массовки» на республиканских и городских мероприятиях [2].
Важную роль в данных обстоятельствах играет общая деполитизация молодежи. Неразвитая политическая культура в молодежной среде, проявляющаяся в незнании государственной идеологии, программ партий, отсутствии адекватной ориентации в происходящих политических событиях, низкий интерес к вопросам политической жизни общества приводят к снижению ее активности в данной сфере. В связи с этим практически все способы легитимного взаимодействия молодежи с властью являются формаль-
ными. Примером этого может служить деятельность Общественной молодежной палаты при Государственном Собрании РМ. Она была создана для налаживания конструктивного диалога между молодежными организациями и государственными структурами. В ее задачи входят формирование правовой и политической культуры молодых граждан; проведение экспертизы законодательных актов по молодежной проблематике; содействие деятельности Государственного Собрания РМ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. К сожалению, Молодежная палата пока слабо справляется со своими задачами [1].
Среди негативных черт, которыми характеризуются молодежные общественные объединения и организации, можно отметить деформацию приоритетов лидеров и актива, проявляющуюся в доминанте «действа» над деятельностью. Очевидно, что гораздо больший общественный резонанс вызывают разовые массовые акции, нежели планомерная ежедневная работа, которая оказывается результативной, но не привлекательной как для амбиций актива организаций, так и для СМИ. Не всегда цели и работа организации направлены на формирование таких значимых личностных черт, как критическое мышление, стремление делать и помогать. Они сами по себе хороши, но бессмысленны без учета и анализа реальной ситуации и первостепенных социальных проблем [5].
Дальнейшие перспективы развития молодежного движения в нашей республике связаны с повышением квалификации его участников в избранной области волонтерской работы, обменом опытом на региональных, всероссийских, международных конференциях и семинарах. Многие молодежные организации стали придавать все большее значение сотрудничеству с прессой, предоставлению объективной информации о своей деятельности в СМИ, что способствует созданию позитивного имиджа добровольчества, более быстрому и эффективному решению острых социальных проблем.
По сравнению с Мордовией в республике Марий Эл координация и реализация молодежной политики на государственном уровне начались чуть позже, в 2004 г., когда было создано Управление по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Марий Эл. Свою деятельность оно осуществляет в рамках межведомственного взаимодействия, которое обеспечивается участием специалистов по делам молодежи в работе межведомственных комиссий, советов, рабочих групп по вопросам, касающимся проблем и интересов молодежи. С целью государственно-общественного управления молодежной политикой при органах исполнительной власти и представительных органах муниципальных образований созданы молодежные консультативно-совещательные структуры, в том числе советы молодежи при администрации муниципального образования, советы молодежи при администрациях сельских и городских поселений, советы работающей молодежи. Субъектом общественно-государственного партнерства являются также молодежные парламенты, действующие на муниципальном уровне.
Деятельность названных структур охватывает практически все сферы жизни молодежи. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время на республиканском и муниципальном уровнях в сфере молодежной политики реализуются целевые программы «Допризывная подготовка молодежи», «Жилье для молодой семьи», «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», «Патриотическое воспитание граждан в Республике Марий Эл», «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту», «Профилактика правонарушений среди молодежи» и др.
Приоритетным направлением молодежной политики в республике является духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Организация патриотической работы осуществляется в рамках Государственной программы «Па-
триотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Марий Эл на 2011-2015 годы». В системе патриотического воспитания значительное место отводится популяризации военно-прикладных видов спорта, физической культуры среди молодежи допризывного возраста, подготовки молодежи к воинской службе. На решение жилищных проблем молодых семей нацелены республиканские целевые программы «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы и «Жилье для молодой семьи» на 2011-2015 годы. В муниципальных образованиях Республики Марий Эл приняты муниципальные программы «Обеспечение жильем молодых семей».
В данном регионе с 2008 г. активно реализуется проект «Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в Республике Марий Эл». При этом используются различные механизмы развития молодежного добровольчества: нормативно-правовой, организационный, экономический, информационный и мо-тивационный (система стимулирования). Основными направлениями работы молодых добровольцев в республике являются помощь пожилым людям, помощь семье и детям, поддержка людей с инвалидностью, пропаганда здорового образа жизни, донорство, охрана культурно-исторического наследия, экология и благоустройство.
Что касается производственной сферы, то здесь также имеются определенные достижения. Так, в Оршанском муниципальном районе с 2006 г. проводится районный конкурс «Молодой труженик сельского хозяйства» по номинациям «Лучший молодой комбайнер», «Лучший молодой тракторист», «Лучший молодой водитель». 5 мая 2011 г. постановлением Правительства Республики Марий Эл № 140 утверждена Республиканская целевая программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Республике Марий Эл на
2011-2015 годы». Основной целью программы провозглашено формирование на территории Республики Марий Эл системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. Для этого в рамках программы предусматривается оказание информационной, образовательной, финансовой и инфраструктурной поддержки молодым людям, которые решили стать предпринимателями [7].
В Удмуртии формирование государственной молодежной политики началось с 1997 г. с принятием, как и в Республике Мордовия, Закона «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике». Так же был организован Государственный комитет по делам молодежи, который в 2009 г. был реорганизован в министерство.
Как и во многих национальных регионах России, структура государственной молодежной политики в Удмуртии стабильна. Ее основные направления определяются Законом Удмуртской Республики «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике», республиканскими целевыми программами: «Молодежь Удмуртии» на 2010-2013 гг., «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2010-2014 гг., «Дети Удмуртии» на 2009-2012 гг., «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике» на 2010-2014 гг., «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Удмуртской Республике (2011-2015 гг.)».
В результате реализации программ по патриотическому, гражданскому воспитанию молодежи увеличилось количество членов клубов, поисковых отрядов, кадетских классов (2009 г. -90 тыс. чел., 2010 г. - более 100 тыс., 2011 г. - 130 тыс. чел.). На базе Ижевского аэроклуба ДОСААФ России создан Региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, что позволит осуще-
ствлять патриотическое воспитание, подготовку к службе в армии юношей призывного возраста в количестве 5 000 чел. ежегодно.
Важную роль в становлении и развитии молодежной политики в Удмуртии, как и в Мордовии, играют молодежные общественные объединения. Здесь существует 32 молодежных объединения, в которых насчитывается 78 тыс. чел. С целью пропаганды межнационального толерантного отношения и межэтнического взаимодействия Ассоциацией молодежных национально-культурных объединений Удмуртии «Вместе» реализуется республиканский молодежный проект «Межнациональный контакт». В его рамках в ряде районов действуют Центры национальных культур и отделения национально-культурных объединений. Привлечение молодежи к деятельности в студенческих трудовых отрядах является одной из ключевых задач Удмуртского регионального отделения молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческие отряды». В республике работают 80 отрядов, сформированных на базе учебных заведений городов и районов, лучшие из них трудились на объектах XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, Екатеринбурге, на Всероссийской студенческой стройке. Профилактику асоциального поведения в молодежной среде, пропаганду здорового образа жизни осуществляют 308 волонтерских отрядов,
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -
1. Балыкова, Е. В. Молодежь в политической жизни региона // Регионология. - 2009. -№ 1. - С. 240-248.
2. В Мордовии создана «Молодежная школа предпринимательства» // Изв. Мордовии. -2008. — 28 мая. — С. 4.
3. Государственная молодежная политика в Удмуртии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nasha-molodezh.ru/молодеж-ная политика/gosudarstvennaja_molodjozh-naja_politika_v_udmurtii.html.
4. Государственный комитет РМ по делам молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mol-rm.ru/goskomitet. -Загл. с экрана.
специалисты бесплатного круглосуточного детского Телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером [3].
Таким образом, становление и развитие молодежной политики в финно-угорских регионах Урало-Поволжья происходят в основном в одних и тех же направлениях, хотя наблюдаются и некоторые различия. Они состоят в том, что в Мордовии и Удмуртии работа с молодежью осуществляется в основном через деятельность общественных организаций, а в Марий Эл главенствующая роль в этой сфере принадлежит Управлению молодежной политики Минобрнауки республики. Комплексы же целевых программ, направленных на поддержку молодого поколения, сходны по своей сути и формам реализации во всех трех республиках.
В заключение хотелось бы отметить, что роль общественных объединений в современном социуме возрастает, хотя позиции их пока не так весомы, как представляются в отчетах руководителей молодежных организаций. Упрочнение позиций будет зависеть от скоординированности действий организаций, интенсивности обучения их членов социальному проектированию, фандрайзингу, основам PR и т. п. Долгосрочное функционирование таких организаций должно опираться на формирование нравственных качеств молодых людей посредством социально значимой деятельности.
Поступила 14.09.2013
5. Клюева, О. Общественной молодежной палате Мордовии исполнилось 10 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// izvmor.ru/news/view/14952.
6. О государственной молодежной политике в Республике Мордовия : Закон Республики Мордовия от 12 ноября 1996 r. № 36-3 // Изв. Мордовии. - 1996. - 14 нояб. - № 214.
7. Реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dm-mari. ru/main/217-realizaciya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-municipalnyh-obrazovaniyah-respubliki-mariy-el.html.