Научная статья на тему 'Реализация финансовой безопасности в системе социальной политики государства'

Реализация финансовой безопасности в системе социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТАБИЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SAFETY / SOCIAL POLICY / STABILITY / A FINANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнова Елена Владимировна

Финансовая безопасность является важнейшим элементом экономической, социальной, политической безопасности государства. Сегодня актуализируется проблема обеспечения финансовой безопасности, которая играет значительную роль в социальном развитии государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кушнова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial safety is the major element of economic, social, political safety of the state. Today the problem of maintenance of financial safety which plays a considerable role in social development of the state is actualized.

Текст научной работы на тему «Реализация финансовой безопасности в системе социальной политики государства»

реализация финансовой безопасности в системе социальной политики государства

Е. В. Кушнова

Аннотация: финансовая безопасность является важнейшим элементом экономической, социальной,политической безопасности государства. Сегодня актуализируется проблема обеспечения финансовой безопасности, которая играет значительную роль в социальном развитии государства.

Ключевые слова: финансовая безопасность, социальная политика, стабильность, финансовая система. Abstract: Financial safety is the major element of economic, social, political safety of the state. Today the problem of maintenance of financial safety which plays a considerable role in social development of the state is actualized.

Keywords: financial safety, social policy, stability, a financial system.

В последние годы Россия вступила в этап своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако осуществляемое в России реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, протекает непросто, иногда весьма противоречиво и даже болезненно. Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность

финансовой системы России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе правовые. Все это обусловило необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.

Финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансовоэкономических параметров; нейтрали-зовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых участников (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых структур (клановокорпоративных, мондиалистских, мафиозных и др.) на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию доходов, полученных

преступным путем). Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления 1.

Реализация решений, принятых в ходе управления экономическим и социально-политическим развитием государства, обусловливает соответствующие финансовые потоки. Возросшие экономические возможности России позволили направить дополнительные инвестиции в социальную сферу. Запущен целый ряд национальных проектов, что требует значительных финансовых затрат. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют «провалы» в реализации усилий государства по различным направлениям. Связывается это, в первую очередь, с высоким уровнем экономической преступности в стране, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства. Неоправданный рост финансовых потерь обусловил особую значимость формирования адекватной системы учета финансовых потоков и укрепления системы государственного финансового контроля.

В связи с изложенным возникает необходимость разработки системы

1 См.: Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001 — №1. // http://www.cfin.ru/press/ тападетепК^ОО^/ЬиИзе^Ьйт!.

мер по регулированию в России специальными государственными органами мировых финансовых потоков, воздействующих на страну в соответствии с ее национальными интересами. Для этого в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от не согласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т. д. Итак, учет геоэкономических и гео-финансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении.

При этом в современных условиях следует принять во внимание следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России:

• установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;

• отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);

• меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

• требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. п.;

• разработка действенных систем

контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Анализируя действующую систему учета и контроля привлечения и использования иностранных займов в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что она не в полной мере отвечает необходимым требованиям полноты и достоверности раскрытия соответствующей информации и нуждается в существенной доработке и совершенствовании. Можно даже утверждать, что адекватная система учета и контроля иностранных займов у нас пока отсутствует. При разработке системы финансовой безопасности РФ особый акцент нужно сделать именно на это обстоятельство.

Обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно важные интересы ее граждан (снижение уровня бедности в стране).

В современных условиях разработка стратегии финансовой безопасности — политическая и экономическая задача, направленная на создание условий и ресурсов финансовой стабилизации и экономического роста.

Финансовая безопасность с практической точки зрения предполагает предупреждение и пресечение направления финансовых средств в не закрепленные нормативными актами сферы их использования и возможности злоупотребле-

ния этими средствами. Вместе с тем решение этой задачи базируется не только на принципе целевого использования финансовых средств, но и на создании условий для быстрой и эффективной отдачи от средств, вкладываемых в соответствующие проекты. Реализация данного принципа означает необходимость создания системы контроля как за целесообразным использованием средств, так и за уровнем их окупаемости.

Финансовый контроль в современных условиях является важным элементом обеспечения финансовой безопасности, направленным в первую очередь на финансовое оздоровление предприятий, организаций. Он выступает одним из главных условий экономического развития, достижения реальной экономической стабилизации, на базе которой возможно создание надежной и устойчивой системы финансовой безопасности. Кроме того, важным направлением обеспечения экономической безопасности, прежде всего в финансовой сфере, становится противодействие легализации капиталов нелегального происхождения, питательной средой которых служит теневая экономика, а также предупреждение и пресечение бесконтрольного вывоза капитала за рубеж. Следовательно контроль со стороны официальных органов власти — важный элемент обеспечения финансовой безопасности, направленный в первую очередь на финансовое оздоровление предприятий и организаций. Это является главным условием вывода российской экономики из затянувшегося периода депрессии, достижения ее реальной стабилизации, на базе которой возможно создание надежной и устойчивой системы финансовой безопасности.

Механизм обеспечения финансовой безопасности представляет собой:

• активизацию финансовой сферы реального сектора путем мобилизации внутрихозяйственных ресурсов;

• преодоление дезинтеграции финансовой и денежно-кредитной системы;

• формирование и целевое использование инвестиционного потенциала;

• возмещение и накопление капитала на новой технической основе;

• устранение преимуществ спекулятивного и торгового капитала по сравнению с промышленным;

• разрешение кризиса неплатежей.

Особое место в системе обеспечения

финансовой безопасности занимает валютный контроль, посредством которого государство регулирует порядок обладания иностранной валютой и проведения операций с ней. Основная задача такого контроля — направление валютных средств на обеспечение необходимых закупок по импорту и прочие целевые расходы. Утечка капиталов из России происходит не только вследствие экономически нестабильной ситуации в стране, но и из-за недостаточно развитой системы валютного контроля за деятельностью внешнеэкономических фирм в сфере экспорта-импорта товаров, работ, услуг и результатами интеллектуальной деятельности.

Структуру системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации целесообразно разделить на четыре основных уровня:

• высший уровень законодательного регулирования;

• уровень государственного регулирования и внеправительственного контроля;

• уровень правительственного контроля;

• уровень негосударственного валютного контроля.

С началом экономических реформ возрастают угрозы криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе осуществляемых преобразований. Росту преступности способствовали допущенные просчеты на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Ослабление системы государственного контроля и регулирования за выполнением намеченных программ, снижение духовного и нравственного потенциала общества создавали условия для криминальной деятельности.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями. Часто преступные проявления вызываются конфликтами, возникающими на почве изменения форм собственности, ее перераспределения, а также обострения борьбы за власть на основе групповых этнонацио-налистических интересов.

Глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, значительный удельный вес населения, живущего за чертой бедности, и рост безработицы создают условия для более активного вовлечения людей в преступную деятельность. Кроме того, происходит

структурная перестройка криминалитета. Усиление влияния организованной преступности в политической и экономической сферах жизни Российского государства и общества превратилось в последнее время в один из факторов, угрожающих внутренней безопасности российской федерации, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку. Не случайно в Концепции национальной безопасности отмечается, что угрозы криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования политической и экономической деятельности, приобретают особую остроту и угрожают национальной безопасности страны 2.

Складывающееся в России положение с позиций ее криминализации, прежде всего в хозяйственной сфере, отражается на состоянии финансовой безопасности, включающей в себя социально-политическую и экономическую стабильность, устойчивую стабильность социального объекта к саморазвитию и защищенность его интересов от внутренних и внешних негативных воздействий.

Углубление негативных тенденций свидетельствует о формировании, а в ряде случаев о наличии угроз политической и экономической безопасности, выражающихся в реальном закреплении в органах власти криминальных сил. В связи с этим основные усилия по борьбе с экономическими преступлениями в целях надежного обеспечения национальной безопасности должны быть направлены на решение следующих задач:

• совершенствование правовой

2 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

базы, которая должна соответствовать уровню развития экономических отношений. Отставание просчитанного прогноза экономического развития приводит к запаздыванию правового реагирования на возникающие преступные проявления;

• устранение негативных тенденций в экономической и социальной сфере, заключающихся в сокращении промышленного производства, объема инвестиций, поляризации населения по денежным доходам, безработице и др.;

• повышение эффективности в деятельности контролирующих органов по выявлению правонарушений в сфере экономики;

• усиление контроля со стороны государственных органов, в первую очередь Центрального банка РФ, Министерства финансов, установлением надежного надзора со стороны органов прокуратуры за деятельностью кредитно-финансовой системы. Рассматривая проблему борьбы с экономической преступностью в финансовой сфере, следует учитывать, что успех любой экономической реформы в большей мере зависит от надежности и стабильности финансовых отношений;

• повышение уровня правоохранительной деятельности в сфере борьбы с экономическими преступлениями.

Поскольку для достижения положительных результатов в борьбе с экономическими видами преступлений, оказывающих непосредственное влияние на национальную безопасность страны, потребуются значительные усилия и определенное время, первостепенными задачами государства являются формирование соответствующего общественного мнения и подготовка к переходу от

деклараций к практическому осуществлению мероприятий по борьбе с указанными преступлениями.

Важно подчеркнуть, что надежность обеспечения финансовой безопасности возможна только при наличии развитой на базе современных научнотехнических достижений экономики и обеспечивающей потребности населения социальной сферы. Нерешенные социально-экономические проблемы преобразуются в политические, которые могут привести к конституционному кризису, а стабильность и безопасность методами тоталитарного государства

обеспечена быть не может 3. Поэтому важно построение новой инновационной системы национальной безопасности, которая могла бы своевременно реагировать на происходящие изменения в обществе и государстве, отвечать текущим потребностям и интересам населения. Она должна предусматривать защиту прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов личности, этноса, общества и государства, обеспечивая стабильное развитие социальноэкономических структур и государственного устройства.

3 См.: Хрипков М.П. Обеспечение экономической безопасности России. — М., 2008. — С. 217.

СТРАХОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н. В. Зинякова, Н. В. Савина

Аннотация: любое путешествие сопряжено с опасностями. Спектр их велик — от опасностей быта до природных катаклизмов и терроризма. На практике неизбежно возникает необходимость в оценке человеческой жизни в целях безопасности, определение суммы и фирмы, оплачивающей страховой случай. Ключевые слова: туризм, путешествие, международная безопасность, риск, страхование.

Abstract: Any travel is associated with a number of dangers. Their spectrum is great — from threats to life to natural cataclysms and terrorism. In practice it is inevitable that there is a necessity for evaluation of a human life with a view of safety, estimation of the sum and the firm paying insurance premium.

Keywords: tourism, travel, the international safety, risk, insurance.

Любое путешествие — это сердце географии. Давным-давно география представляла собой набор рассказов путешественников, в которых быль смешалась с небылью. И так было довольно долго, чтобы поведать людям о том, что происходило там, за пределами их повседневной жизни.

Путешествие в форме исследования стало одним из основных понятий географии, поскольку география была заинтересована, главным образом, в заполнении белых пятен на карте.

Путешествия в научных целях и сейчас остаются не менее популярными, отчасти оттого, что сегодня все больше,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.