УДК 332
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета anrietta25@mail.ru
Верещагина Анна Владимировна
доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета anrietta25@mail.ru
Кузнецова Алла Витальевна
кандидат технических наук, доцент кафедры информационной безопасности телекоммуникационных систем и информатики Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова anrietta25@mail.ru
Информационные
АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Sergei I. Samygin
doctor of sociological Sciences, professor. Department of human resource management and sociology, Rostov State Economic University anrietta25@mail.ru
Anna V. Vereshchagina
doctor of sociological Sciences, professor. Department of theoretical sociology and methodology of regional researches,
Institute of Sociology and Regional studies, Southern Federal University anrietta25@mail.ru
Alla V. Kuznetsova
сandidate of technical Sciences, associate professor of information security of telecommunication systems and informatics, Southern Russian State Polytechnical University anrietta25@mail.ru
Information
ASPECTS OF ENSURING FINANCIAL SAFETY OF THE RUSSIAN SOCIETY
Аннотация. В статье отмечается, что финансовая безопасность выступает одним из важнейших элементов обеспечения экономической и национальной безопасности государства, но в условиях взаимосвязанности и взаимозависимости становящегося глобального общества и информатизации социальной сферы, обеспечение финансовой безопасности предполагает разработку и реализацию для каждого государства собственной стратегии финансовой безопасности, исходя из специфики экономического развития общества, его экономических и финансовых институтов и тенденций информационных вызовов современного глобализирующегося мира, так как именно стремительно развивающиеся процессы глобализации и экономической интеграции обуславливают формирование в современном мире особой финансовой власти, которая, владея мировыми деньгами и осуществляя распределение финансовых потоков, через финансовые рычаги и информационные механизмы осуществляет воздействие не только на мировую экономическую систему, но и на отдельные страны и регионы. Этим аспектам посвящена данная статья.
Ключевые слова: безопасность, финансовая безопасность, финансовая система, финансовые потоки, информационная безопасность, национальная безопасность, информационная война, информационные технологии.
Annotation. Financial safety acts as one of the most important elements of ensuring economic and national security of the state, but in the conditions of coherence and interdependence of the becoming global society and informatization of the social sphere, ensuring financial safety assumes development and realization for each state of own strategy of financial safety, proceeding from specifics of economic development of society, its economic and financial institutions and tendencies of information calls of the modern globalized world as promptly developing processes of globalization and economic integration cause formation in the modern world of the special financial power which owning world money and carrying out distribution of financial streams, through financial leverages and information mechanisms carries out impact not only on world economic system, but also on the certain countries and regions. This article is devoted to these aspects.
Keywords: safety, financial safety, financial system, financial streams, information security, national security, information war, information technologies.
165
Для современного мира и отдельно взятых государств опасность информационных угроз постоянно растет, поскольку сегодня основные «войны» и «атаки» начинаются и развиваются в информационном пространстве. Соответственно, завоевание этого пространства во многом определяет исход тех или иных противостояний между государствами, обществами, народами, регионами, социальными группами, осуществляющими свою деятельность в обществе, которое уже по праву называют информационным.
Его становление в эпоху технологической революции и появления цифровых технологий определило дальнейшую перспективу цивилизационной траектории человечества, уже немыслимой вне информационных технологий, которые могут способствовать как созидательным явлениям и процессам, так и разрушительным [1]. В информационном обществе, кардинально отличающемся от традиционного, не содержавшего в себе в качестве основного источника развития информацию, прежние ценности и устои, традиционные паттерны организации социальной жизни проходят проверку на прочность, и это зачастую сопровождается конфликтом ценностей, культурными разрывами и социокультурными рисками. Некоторые из них уже отживают своей век и находятся под угрозой исчезновения, поскольку не соответствуют новой цифровой эпохе и ее вызовам [2].
Независимо от оценок формирующегося информационного общества с его господством информации и ее тотальным влиянием на сознание и поведение социальных групп, индивидов и общества, в целом, следует признать историческую объективность его появления и заложенный в нем неограниченный потенциал общественного развития. Однако, признать надо и тот факт, что этот тип общества несет столь же высокий потенциал угрозы безопасности общества и его отдельных сфер, развитие которых подчиняется законам информационного общества. М.К. Горшков отмечает, что в условиях информационного общества воздействие на массовое сознание людей, которое по своей сути старо как мир, осуществляется гораздо быстрее и проще - надо только создать миф и заставить в него поверить общественные массы [3]. Именно поэтому такое тотальное распространение получили информационно-сетевые войны, которые стали реальной угрозой безопасности государства и отдельных сфер его функционирования.
Информационная цивилизация, обязанная свои формированием инновационным информационным технологиям, сталкивается со специфическими рисками, связанными с использованием и распространением информации, что определяет необходимость в защите информационной безопасности государства и общества, его отдельных социальных институтов и сфер деятельности. В целом, если сгруппировать угрозы и риски, связанные с информацией, можно выделить три основные группы: политические, экономические и культурные, каждая из которых содержит в себе множество подгрупп, актуализирующих
различные аспекты безопасности в зависимости от объекта, на который направлено информационное воздействие.
Если вкратце обозначить специфику рисков и угроз в каждой из выделенных нами групп, то важно отметить, что для политической сферы общества информационные угрозы связаны с возможностями отслеживания и похищения секретной информации, связанной с обеспечением национальной безопасности государства, с возможностями несанкционированного вмешательства в функционирование технических и информационных систем, обеспечивающих жизнедеятельность современного общества.
Информационные аспекты угроз культурной безопасности общества связаны, прежде всего, с распространением глобализаицонных ценностей, разрушающих традиционную культуру и вместе с ней все то ценное, что выступает основой воспроизводства духовно-нравственного потенциала социума, его культурной уникальности. Молодежь, которая наиболее активно включена в процесс потребления глобализационной культуры, становится основным объектом информационных угроз, которые проникают в сознание молодежи через сеть Интернет, наполненную не только нужной, важной и разного рода полезной информацией , но и информацией откровенно антигуманного характера, разрушающей нравственный мир молодого поколения.
Информационные аспекты угроз для экономического развития общества связаны с возможностью похищения важной коммерческой информации, нарушением коммерческой тайны, дезорганизацией каналов связи между субъектами экономического взаимодействия, распространением заведомо ложной информации, использованием личной информации пользователей для несанкционированного распространения рекламы или мошенничества и т.д. Манипуляции с информацией и каналами ее распространения, учитывая информационный характер современной глобальной экономики, функционирующей практически как единый механизм в режиме реального времени, способны нанести огромный ущерб, как отдельным субъектам экономических отношений, так и экономике государства в целом.
Таким образом, обеспечение информационной безопасности общества и государства выступает необходимым условием безопасного и эффективного развития таких жизненно важных общественных сфер, как политическая, культурная и экономическая. Информационная безопасность с позиций технологического подхода может рассматриваться как состояние защищенности данных, при котором обеспечиваются их конфиденциальность, доступность и целостность, а также как комплекс мер, связанных с достижением этого состояния [4].
Совершенно очевидно, что финансовая безопасность России, о которой речь пойдет дальше в данной статье, во многом определяется содержанием информационного пространства, в котором осуществляется деятельность акторов
166
финансовых отношений, в роли которых могут выступать как отдельные финансисты, так и финансовые учреждения.
Финансовая безопасность выступает одним из важнейших элементов обеспечения экономической и национальной безопасности государства, но в начавшемся третьем тысячелетии, в условиях взаимосвязанности и взаимозависимости становящегося глобального общества, таящего в себе массу рисков и угроз, финансовая безопасность выходит за пределы локальных государственных образований и приобретает характер глобальной проблемы, отвечающей за безопасность всего мирового сообщества [5]. Это обстоятельство определяет важность разработки и реализации для каждого государства собственной стратегии финансовой безопасности, исходя из специфики экономического развития общества, его экономических и финансовых институтов, но с учетом тенденций вызовов современного глобализирующегося информационного общества, так как именно стремительно развивающиеся процессы глобализации и экономической интеграции обуславливают формирование в современном мире особой финансовой власти, которая, владея мировыми деньгами и осуществляя распределение финансовых потоков, через финансовые рычаги и финансовые механизмы осуществляет воздействие не только на мировую экономическую систему, но и на отдельные страны и регионы.
Ввиду выше отмеченных обстоятельств, становится очевидным, что именно финансовая безопасность, заключающаяся в способности государства самостоятельно обеспечивать внутреннюю и внешнюю финансово-экономическую политику и стабильность национальной финансовой системы в условиях негативных факторов развития мировой финансовой системы и возможных угроз со стороны других государств, субгосударственных группировок, транснациональных корпораций, выступает ключевым элементом экономической безопасности России.
Важным направлением обеспечения финансовой безопасности государства выступает способность органов государственной власти различного уровня противостоять утечке капиталов из национальной экономики, переориентации финансовых потоков на сырьевой сектор, а также предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовой сфере, в том числе противодействуя отмыванию и легализации доходов, полученных преступным путем.
Устойчивость финансовой системы общества, а, следовательно, и уровень ее безопасности оценивается по ряду критериев, среди которых: стабильность цен, устойчивость банковской системы и курса национальной валюты, защищенность интересов участников финансовых отношений, снижение уровня дефицита бюджета, а также внутреннего и внешнего государственного долга, создание и поддержание финансовых условий для активизации инвестиций в реальные секторы национальной экономики.
Если оценивать степень финансовой безопасности российского государства и общества, то следует исходить из наличия угроз финансовой безопасности России двух типов - внешних и внутренних. При этом важно понимать, что это разделение достаточно условно, и нерешенность внутренних задач и проблем в области развития финансовой сферы и обеспечения ее устойчивого и безопасного развития формирует основу для роста угроз внешнего характера. Если мы посмотрим на характер внутренних угроз финансовой безопасности российского государства, то поймем, насколько серьезную опасность они представляют для расширения пространства внешних угроз. Итак, к внутренним угрозам финансовой безопасности России относятся следующие: неэффективность внутренней финансовой политики, неадекватность принимаемых решений реально складывающимся в финансовой системе условиям ее развития, злоупотребления и нарушения действующего финансового законодательства, в том числе, бюджетные и налоговые правонарушения и преступления. Очевидно, что выше перечисленные явления способны существенно ослабить финансовую систему государства и создать реальные угрозы для ее стабильного функционирования в условиях нового витка мирового финансового кризиса, который разворачивается на наших глазах и уже существенно ударил по национальной экономике России.
В отношении внешних угроз финансовой безопасности нашей страны следует заметить, что основными факторами, способствующими их возникновению и росту, являются динамично развивающиеся процессы глобализации экономических и финансовых связей, концентрация финансовых ресурсов, как на макроэкономическом уровне, так и в рамках межгосударственной экономической и финансовой интеграции (в частности ЕС), повышение влияния субгосударственных субъектов экономических отношений на финансовые системы отдельных государств, взаимозависимость финансовых рынков на базе информационных систем и технологий, появление новых финансовых инструментов.
Процессы глобализации финансовых систем формируют условия для повышения зависимости национальных экономик от движения финансовых ресурсов и краткосрочного спекулятивного капитала, делая их максимально уязвимыми, особенно в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и отсутствия эффективных финансовых институтов, способных его контролировать. Усиление за последний год конфронтации России с крупнейшими мировыми державами, к числу которых относятся, прежде всего, ЕС и США, на политической арене затронуло и финансовую систему государства, которая в сложившихся условиях применения экономических санкций продемонстрировала значительную зависимость от общемировых тенденций и уязвимость по отношению к применяемым финансовым санкциям.
США, по мнению ряда российских ученых, целенаправленно ведут информационную войну уже много десятилетий, подвергая информационной
167
агрессии сознание масс, в результате чего сосед превращается во врага, русский - в «кацапа», а вполне нормальные люди начинают действовать во вред себе, заглушая инстинкт самосохранения, т.е. «желанная IT-свобода оборачивается антисвободой» [6].
Одним словом, на уровне государственной политики необходима разработка и реализация стратегии обеспечения информационной безопасности России как жизненно важной для противостояния влиянию мировых финансовых потоков и процессов на финансовую систему России и ее защиты от искусственных финансовых кризисов, а также защиты национальных финансовых институтов от нарушения прав и законных интересов со стороны иностранных и международных финансовых институтов.
Таким образом, обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации видится в формировании стабильной национальной финансовой системы с максимально возможной автономностью от влияния негативных факторов мировой финансовой системы. Однако, для этого необходимо обеспечить устойчивый рост национальной экономики путем развития реального сектора производства, установления пределов иностранного участия в отечественных организациях, отраслевых ограничений для иностранных инвестиций и контроля за эффективностью и обоснованностью привлечения и использования иностранных займов.
В этом свете актуализируется извечная проблема, связанная со значительной зависимостью бюджетной и финансовой системы России от сырьевого сектора, что определяет в качестве стратегически важных направлений в обеспечении финансовой независимости и безопасности России снижение сырьевой составляющей в
Литература:
1. Самыгин С.И. Информационные аспекты обеспечения национальной безопасности России / С. И. Самыгин, А. В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 92-95.
2. Самыгин С.И. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия / С. И. Самыгин, А. В. Верещагина // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6. том 2. URL: http:// mii-info.ru/ data/ documents/ ezhsn-2014-6-
2. pdf С. 60-66.
3. Горшков М.К. Проблемы национальной безопасности в информационном обществе // Власть. 2014. № 11. С. 8.
4. Самыгин С.И. Обеспечение информационной безопасности военно-инженерных войск / С.И. Са-мыгин, А. В. Верещагина, А. В. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10. С. 233.
обеспечении финансовых потоков и формирования бюджетных средств, проведение эффективной промышленной и сельскохозяйственной политики, обеспечивающей экономический рост в данных сферах.
Система санкций против России, начавшая действовать в результате российско-украинского кризиса, представляет уникальную возможность исправить перекосы в российской финансовой системе с огромной выгодой для нашей страны. Для этого Россия должна отказаться от донорской стратегии и переориентироваться на внутренние инвестиции, замещая внешние займы внутренними, что позволит увеличить объем кредита национальной экономике, который стал бы намного дешевле и доступнее для производственных предприятий.
В заключение необходимо подчеркнуть еще раз, что финансовая безопасность России в условиях турбулентности мировой экономической системы и зависимости от нее российской финансовой системы становится значимым фактором безопасного развития национальной экономики и национальной безопасности страны, в целом. В условиях растущего международного противостояния и активного использования информационных механизмов в разворачивающейся глобальной борьбе между Западом и Россией, обеспечение информационной безопасности становится значимым основанием безопасного развития национальной экономики и финансовой сферы страны, перехода на эффективнее механизмы информатизации управления финансами, в том числе и на региональном уровне [7], что актуализирует потребность в глубокой социологической разработке данного направления, связанного с осмыслением взаимозависимости информационной и финансовой безопасности России в современном социуме.
Literature:
1. Samygin S.I. Informational aspects of national s ecurity of Russia / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanities, social-economic and social Sciences. 2014. № 4. P. 92-95.
2. Samygin S.I. Global challenges of nowadays and civilization security of the Third Millennium / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // European Social Science Journal. 2014. № 6. Vol. 2. URL: http:// mii-info.ru/ data/ documents/ezhsn-2014-6-2. pdf P. 60-66.
3. Gorshkov M.K. Problems of national security in informational society // the Power. 2014. № 11. P. 8.
4. Samygin S.I. Provision of informational security of the military and engineering troops / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina, A.V. Kuznetsova // Humanities, social-economic and social Sciences. 2015. № 10. P. 233.
168
5. Самыгин С.И. Финансовая безопасность России: основные риски и направления государственного регулирования / С. И. Самыгин, А. В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12/3. С. 130-131.
6. Горшков М.К. Проблемы национальной безопасности в информационном обществе // Власть. 2014. № 11. С. 8-9.
7. Волков Ю.Ю. Современные тенденции информатизации управления региональными финансами // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 11.
5. Samygin S.I. Financial security of Russia : the main risks and prospects of state regulation / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina Humanities, social-economic and social Sciences. 2014. № 12/3. P. 130-131.
6. Gorshkov М.К. Problems of national security in informational society // the Power. 2014. № 11. P. 8-9.
7. Volkov Yu.Yu. Modern trends of informatization management by regional finances // Humanities, social-economic and social Sciences. 2011. № 11.
169
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ