Научная статья на тему 'Финансовая безопасность государства: сущность и современные угрозы'

Финансовая безопасность государства: сущность и современные угрозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18361
1492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая безопасность / угроза / кризис / национальный интерес / обеспечение / FINANCIAL security / threat / crisis / national interests / provision

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клоков Евгений Александрович

Рассматриваются современные подходы к определению понятия «финансовая безопасность», обозначаются национальные интересы государства в финансовой сфере, определяется спектр внутренних и внешних угроз финансовой безопасности России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the contemporary approaches to the definition of "financial security", determines the national financial interests of a state and the range of the internal and external threats to the financial security of Russia existing nowadays.

Текст научной работы на тему «Финансовая безопасность государства: сущность и современные угрозы»

УДК 336.1/.5 © Е. А. Клоков, 2010

Финансовая безопасность государства: сущность и современные угрозы

Е. А. Клоков *

Рассматриваются современные подходы к определению понятия «финансовая безопасность», обозначаются национальные интересы государства в финансовой сфере, определяется спектр внутренних и внешних угроз финансовой безопасности России на современном этапе.

Ключевые слова: финансовая безопасность, угроза, кризис, национальный интерес, обеспечение.

Следует признать, что на сегодняшний день наибольшее число фундаментальных научных разработок посвящено экономической безопасности государства, общества и личности . В то же время практически нет ни одного аспекта безопасности государства, который бы непосредственно не зависел от обеспечения его финансовой безопасности . Последняя традиционно рассматривается как составная часть более широкого явления — экономической безопасности 1 .

Зависимость различных направлений (видов) безопасности государства от его финансовой составляющей, с одной стороны, очень проста — отсутствие достаточных денежных ресурсов приводит к недофинансированию наиболее важных мероприятий, с другой - эта «общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах» 2 .

Роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отрас-

лей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения научно-технического прогресса . Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры . За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и программ и т п Воздействие на экономику, хотя и противоречивое, оказывают и расходы, связанные с обеспечением обороноспособности государства . С одной стороны, эти затраты дают определенный импульс развитию промышленности, с другой — длительная гонка вооружений приводит к истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры производств и другим негативным последствиям

Как справедливо отмечает Ю . М . Осипов, с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своей финансовым обра-

В нашем журнале публикуется впервые .

*

зом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства 3 .

Несмотря на столь большую значимость, анализируемое явление остается малоизученным. Имеющихся в этой сфере разработок явно недостаточно В экономической литературе отсутствует системное определение понятия «финансовая безопасность», не установлены ее критерии «понятные, осязаемые и доступные каждому субъекту безопасности» 4, специфика и состав угроз, не разработаны корректные исходные категории, эффективные механизмы использования финансовых инструментов

Актуальности данной тематике придают кризисные явления в мировой и национальных экономиках, порожденные, прежде всего, кризисом в финансовой сфере Именно в условиях кризиса наиболее наглядно проявляются все проблемы, существующие в государстве: экономические, политические, правовые и т д , вскрываются недостатки системы обеспечения важнейшего направления национальной безопасности — финансовой. В такие периоды органы власти должны придавать вопросам безопасности государства, организаций и граждан особую важность, разрабатывать эффективные инструменты ликвидации возникающих угроз или сглаживания их последствий

В современной научной литературе можно встретить несколько подходов к определению понятий «экономическая безопасность», «финансовая безопасность», причем основную лепту в установление сущности этого явления вносят экономисты, социологи, философы. Представители юридического сообщества в этом процессе за редким исключением вообще не принимают участия В результате российская правовая наука не располагает общепринятым определением понятия «финансовая безопасность»

Так, экономисты иногда рассматривают финансовую безопасность и как «основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами», и как «состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций» 5 .

Нередко финансовую безопасность пытаются представить через обеспечение развития финансо-

вой системы . В частности, Б. В. Губин предлагает для научного обсуждения следующее определение: «Финансовая безопасность — это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социальноэкономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную налоговую и валютную системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере» 6 .

В некоторых работах авторы вместо понятия «финансовая безопасность» используют термин «устойчивость финансовой системы». Так, В. Ф. Солтаганов указывает, что устойчивость финансовой системы определяется состоянием федерального бюджета и платежного баланса страны, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков денежных средств в финансовые институты, объемом золотовалютных резервов, развитием российского фондового рынка, а также снижением государственного внешнего долга, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционного процесса 7. Полагаем, что устойчивость финансовой системы является одной из составных частей финансовой безопасности

Более удачное определение рассматриваемой категории, по нашему мнению, предлагает М . Е . Кара-тонов Финансовая безопасность — это «состояние экономики, при котором обеспечивается формирование достаточных финансовых ресурсов государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций при соответствующем контроле за законным их формированием и расходованием» 8 .

Самое же короткое определение данного понятия представлено А . В . Колосовым: «...способность сохранять и наращивать финансовый потенциал, обеспечивать независимость и стабильность государственных финансов» 9.

Финансовая безопасность (англ . financial security) — понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне

На макроуровне финансовая безопасность — способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия

Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства

к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны . Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т д Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежнокредитной политике и т п

Анализ представленных разноплановых позиций позволяет продемонстрировать собственный взгляд на сущность категории «финансовая безопасность» . По нашему мнению, финансовая безопасность может быть определена как состояние финансовых отношений, при котором создаются приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста благосостояния населения, стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы государства, для успешного противостояния внутренним и внешним факторам дестабилизации финансового положения в стране.

Финансовая безопасность государства состоит в способности его органов:

— обеспечивать устойчивость экономического развития государства;

— обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

— нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий внешних субъектов (государства, ТНК, субгосудар-ственные группировки и др.), теневых (клановокорпоративные, мафиозные и др . ) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

— предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;

— предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

— наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию доходов, полученных преступным путем) 10 .

Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать ор-

ганы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления

В условиях глобального кризиса стало очевидно, что существующая на сегодняшний день система государственных органов власти оказалась неспособна выполнить ни одну из этих задач.

Как указано в Государственной стратегии экономической безопасности, «устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности» 11

Стоит сказать, что в обозначенной Государственной стратегии собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно) . Между тем, как справедливо отмечает известный итальянский эксперт по международным финансам Фульчери Бруни Рочча, финансы — это канал проникновения, позволяющий контролировать извне страну-должника Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни Так обретают черты новые формы вассалитета и колониализма . И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства 12 . Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами 13 .

К числу наиболее важных национальных интересов России в финансовой сфере можно отнести: поддержание государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами; обеспечение целевого финансирования государственных программ (в первую очередь, социальных); инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства; уменьшение последствий воздействия мировых финансовых кризисов на националь-

ную экономику; преодоление разногласий по поводу распределения и использования ресурсов бюджетной системы; усиление сдерживания инфляционных процессов в экономике и поддержание стабильно высокого курса национальной валюты; противодействие незаконному вывозу капитала за границу; привлечение иностранных инвестиций (особенно долгосрочных в промышленный сектор экономики); принятие «работоспособных» нормативно-правовых актов, обеспечивающих нормальное функционирование финансовой системы страны; построение эффективного правоохранительного механизма защиты государственных финансов от воздействия криминальных процессов и посягательств.

Следует отметить, что эти интересы сохраняются и в бескризисный период, и в условиях кризиса

На современном этапе исторического развития России объективно существуют реальные внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом стратегии обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации Выявление возможных угроз финансовой безопасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации

Угроза финансовой безопасности включает в себя потенциальную возможность такого развития ситуации, при которой под влиянием внутренних или внешних факторов (или их совокупности) возникает опасность развала ключевых звеньев финансовой системы, системы ее управления, ущерба национальному богатству, подрыва финансово-кредитной и валютной систем

По мнению большинства специалистов, наиболее опасны в настоящий переходный период внутренние угрозы Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз

Основные внутренние угрозы финансовой безопасности государства: недостаточно эффективная система государственного финансового контроля, отсутствие социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, низкая способность финансовой системы обеспечивать воспроизводство, неадекватная финансовоэкономическая политика, направленная на превращение страны в «сырьевой придаток» для высокоразвитых стран и т д

Необходимость выработки специальной системы мер в области финансовой безопасности обусловлена рядом крупных проблем в финансовой сфере Российского государства:

— финансово-кредитная система в современном виде неспособна в полной мере обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство;

— несоответствие друг другу и несогласованность отдельных направлений финансово-экономической политики, финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой;

— банковская система базируется на смешанной системе денежного обращения (рубль-доллар-евро), причем доллар и евро берут на себя такие функции, как средства накопления и во все более значительной степени как средства платежа;

— органами государственной власти принимаются недостаточные усилия для стабильного экономического роста, структурной перестройки экономики России и ее перевода на инновационный путь развития;

— не отработаны механизмы государственного регулирования финансовых и товарных рынков, иностранных инвестиций в России и российских инвестиций за рубежом;

— утрачен административный контроль за операциями хозяйствующих субъектов на отдельных финансовых и товарных рынках и в отдельных сферах деятельности;

— в условиях кризиса резко снизились: налоговый потенциал территорий, налоговая способность налогоплательщиков, собираемость налогов;

— значительно осложнилась система банковского кредитования реального сектора экономики

Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить:

— стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

— беспрецедентное влияние внутренней и внешней политики государств на внешнеэкономические связи и отношения;

— утрату Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате вытеснения ее иностранными конкурентами с мировых рынков, противодействие равноправному участию России в международной торговле (принцип двойных стандартов);

— постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, а также высокую степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);

— высокую степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

— многообразие финансовых инструментов и высокую степень их динамизма;

— усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства 14;

— чрезмерную зависимость экономики от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающую финансовую систему чрезвычайно уязвимой;

— глобальные кризисные тенденции, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать

Таким образом, из всего спектра проведенных за последние годы исследований различных видов безопасности наименее разработанными являются вопросы финансовой безопасности государства Масштабность и взаимозависимость процессов, определяющих функционирование механизмов обеспечения безопасности страны, диктуют необходимость анализа финансовой безопасности с использованием качественно нового межотраслевого подхода и расширением традиционной методологии

1 См. , напр. : Солтаганов В. Ф. Новые вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2003. № 3. С. 19-22 ; Светлаков А. Г., Чепель Д. В. Экономическая безопасность: проблемы и перспективы // Там же . 2004. № 4. С. 22-24.

2 Экономическая безопасность России: (Общий курс) : учебник / под ред . В . К . Сенчагова . М .: Дело, 2005. С. 310 .

3 Осипов Ю. М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики // Финансовая экономика: концепция,

структуры, менеджмент : мат-лы междунар. науч . конф. М. : МГУ, 2000. С. 56 .

4 Баранов В. М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового регулирования // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1 . С. 15 .

5 Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. 2001. № 9.С. 18 .

6 Цит. по: Экономическая безопасность России: (Общий курс) : учебник / под ред . В. К . Сенчагова . М .: Дело, 2005. С. 312.

7 Солтаганов В. Ф. Указ . соч . С. 20 .

8 Каратонов М. Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. 2006 № 6 С 17

9 Колосов А. В. Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов: методологические подходы // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России 2003 № 3 С. 25 .

10 Бурцев В. В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом 2001 № 1 С 57

11 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения) : указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 // Рос . газета . 1996. 14 мая .

12 Фульчери Бруни Рочча. Геоэкономический фактор в финансовых отношениях с зарубежными странами // Карло Жан, Паоло Савона . Геоэкономика . М. , 1997.

13 Carlo Jean. Geopolitica, Laterza. Roma, Bari. 1995.

14 В США неофициально на вооружение взят геоэконо-мический экспансизм: политическая доктрина, использующая геоэкономические идеи для оправдания внешнеэкономической экспансии, направленной на захват доли национального дохода других стран, использование сырьевых, финансовых и иных ресурсов государств без допущения их к формированию и использованию мирового дохода, стремление к полновластному контролю над мировым доходом (Бзежинский З. Великая шахматная доска . Господство Америки и ее геостратегические императивы М : Международные отношения, 1999)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.