Научная статья на тему 'Реализация дополнительных профессиональных программ как условие получения обучающимися новых профессиональных компетенций'

Реализация дополнительных профессиональных программ как условие получения обучающимися новых профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROGRAMS OF PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошавина Галина Долматовна, Стымковский Владимир Иванович

Предлагается исследование вопроса, связанного с адаптацией различных слоев населения к новым условиям рынка труда. Институт дополнительного образования рассматривается здесь как инновационный метод решения данной проблемы. Недостатки образования приводят к несоответствию качественных характеристик человеческого капитала с уровнем современных требований науки и производства. Ограничения в возможности предоставления образования создают трудности не только для продвижения человека в профессии, но и получения им новой профессии, т. е. не только необходимо заниматься переобучением, но и постоянно формировать новые знания. В связи с чем, важное значение будет иметь мониторинг квалификации специалиста, который включает и определение уровня образования. Все это приводит к необходимости перемен в сфере образования через реализацию социально-правовых гарантий путем получения качественного дополнительного образования в соответствии с интересами и способностями учащихся. Результатом обучения в системе дополнительного образования по программам профессиональной переподготовки должно стать соответствие результатов освоения этих программ получаемой квалификации, которая предполагает изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) ранее полученного обучающимся профессионального образования и соответствующих профессиональных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом. Пополнение рынка труда конкурентоспособными специалистами будет возможным при условии совершенствования системы управления различными типами образовательных учреждений, позволяющими осуществлять вертикальные и горизонтальные связи между собой, а также возможности расширения производственной практики на предприятиях для учащихся профтехучилищ, техникумов, вузов. В настоящее время дополнительные профессиональные программы могут стать необходимой реальностью для развития у обучаемых профессиональных компетенций, а также компетенций, необходимых в решении научно-технических, технологических и других функциональных задач, т. е. создать условия для роста инновационных технологий взаимодействия работодателя с заинтересованными группами населения на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошавина Галина Долматовна, Стымковский Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS AS THE CONDITION OF RECEIVING NEW PROFESSIONAL COMPETENCES BY TRAINED

Research of a question connected with adaptation of various layers of the population to new conditions of a labour market is offered. The institute of additional education is considered, here, as an innovative method of the solution of this problem. Shortcomings of education result in discrepancy of qualitative characteristics of the human capital with level of modern requirements of science and production. Restrictions in possibility of providing education create difficulties not only for advance of the person in a profession, but also receiving a new profession by it, i.e. not only it is necessary to be engaged in retraining, but also constantly to form new knowledge. In communication with what, monitoring of qualification of the expert which includes also education level definitions will be important. All this leads to necessity of changes for education through realization of social and legal guarantees by receiving quality additional education according to interests and abilities of pupils. Compliance of results of development of these programs of received qualification which assumes change of an orientation (profile) or specialization within the direction of preparation (specialty) earlier got by trained a professional education and the corresponding professional competences determined by the federal state educational standard has to become result of training in system of additional education according to programs of professional retraining. Labour market replenishment by competitive experts will be possible on condition of improvement of a control system by various types of the educational institutions, allowing to carry out vertical and horizontal communications among themselves, and also possibilities of expansion of work practice at the enterprises for pupils of technical training colleges, technical schools, higher education institutions. Now additional professional programs can become necessary reality for development in trained professional competences, and also the competences necessary in solutions of scientific and technical, technological and other functional tasks, i.e. to create conditions for growth of innovative technologies of interaction of the employer with the interested groups of the population at the labour market.

Текст научной работы на тему «Реализация дополнительных профессиональных программ как условие получения обучающимися новых профессиональных компетенций»

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК УСЛОВИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Г. Д. ХОРОШАВИНА, В. И. СТЫМКОВСКИЙ

Предлагается исследование вопроса, связанного с адаптацией различных слоев населения к новым условиям рынка труда. Институт дополнительного образования рассматривается здесь как инновационный метод решения данной проблемы. Недостатки образования приводят к несоответствию качественных характеристик человеческого капитала с уровнем современных требований науки и производства. Ограничения в возможности предоставления образования создают трудности не только для продвижения человека в профессии, но и получения им новой профессии, т. е. не только необходимо заниматься переобучением, но и постоянно формировать новые знания. В связи с чем, важное значение будет иметь мониторинг квалификации специалиста, который включает и определение уровня образования. Все это приводит к необходимости перемен в сфере образования через реализацию социально-правовых гарантий путем получения качественного дополнительного образования в соответствии с интересами и способностями учащихся. Результатом обучения в системе дополнительного образования по программам профессиональной переподготовки должно стать соответствие результатов освоения этих программ получаемой квалификации, которая предполагает изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) ранее полученного обучающимся профессионального образования и соответствующих профессиональных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом. Пополнение рынка труда конкурентоспособными специалистами будет возможным при условии совершенствования системы управления различными типами образовательных учреждений, позволяющими осуществлять вертикальные и горизонтальные связи между собой, а также возможности расширения производственной практики на предприятиях для учащихся профтехучилищ, техникумов, вузов. В настоящее время дополнительные профессиональные программы могут стать необходимой реальностью для развития у обучаемых профессиональных компетенций, а также компетенций, необходимых в решении научно-технических, технологических и других функциональных задач, т. е. создать условия для роста инновационных технологий взаимодействия работодателя с заинтересованными группами населения на рынке труда.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы, профессиональные компетенции, повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Преобразования, происходящие в различных сферах жизнедеятельности современной России, требуют успешной социальной и профессиональной адаптации различных слоев населения к новым видам трудовой деятельности, что повышает значимость дополнительного образования. Новые методы, формы, инновационные программы в системе дополнительного образования, способствуют развитию профессионализма, повышают интеллектуальный и творческий потенциал, что необходимо для развития экономики, производства, науки и социальных целостностей.

Важнейшей задачей общества становится предоставление всем гражданам страны возможности овладения новыми научными и профессиональными знаниями, возможности формирования и удовлетворения потребностей в обучении каж-

дого человека на протяжении всей его жизни. Образовательные учреждения России призваны осуществлять обучение граждан по дополнительным профессиональным программам, разрабатывая и утверждая их содержание, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Несмотря на продолжающийся кризис системы образования в России, который обусловлен и дефицитом финансирования и распадом общественной идеологии, системное и целенаправленное решение проблем в высшем и дополнительном профессиональном образовании может выступить стабилизирующим фактором в общественном развитии государства.

Новое качество образования, соответствующего современным требованиям науки и произ-

258

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

водства, вызывает необходимость координации образовательной политики с опорой на общегосударственное законодательство, образовательные федеральные стандарты нового поколения и нормативы. В настоящее время крайне необходима реализация федеральных программ, обеспечивающих кадровое, научное, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение системы образования.

Россия была и остается одной из самых образованных стран мира, где образовательный статус гражданина по многим показателям выше по сравнению с группами населения других стран. В то же время отмечается наличие проблем, касающихся аспектов функционирования образовательных систем и их качества. Недостатки образования приводят к несоответствию качественных характеристик образования с уровнем современных требований науки и производства, так как существуют ограниченные возможности в предоставлении образования не только для продвижения человека в профессии, но и получения им новой профессии. Зачастую уровень образования не соответствует характеру и содержанию трудовой деятельности работающего, что приводит к невостребованности получаемых учащимися знаний и девальвации образования. Мониторинг необходимости систематического повышения квалификации, проводимый специалистами, показал, что повышение уровня образования через повышение квалификации связывают лишь 18 %, с карьерным ростом - 20 % опрашиваемых. Все это приводит к необходимости перемен в сфере образования через реализацию социально-правовых гарантий получения качественного дополнительного образования в соответствии с интересами и способностями учащихся.

Результатом обучения в системе дополнительного образования по программам профессиональной переподготовки должно стать соответствие результатов освоения этих программ получаемой квалификации, которая предполагает изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) ранее полученного обучающимся профессионального образования и соответствующих профессиональных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом.

Особенно актуальна на сегодня проблема получения образования для молодежи и высвобождаемого населения. Актуализирует эту проблему и расслоение нашего общества по уровню материального обеспечения по различным причинам,

но одна из основных - ликвидация предприятий. Все это ухудшает условия жизни россиян, вызывая рост безработицы и смертность, в том числе и суицид.

В последние годы заметно обесценивается творческий труд как способ самореализации личности человека, что признается на самом высоком уровне и вызывает необходимость преобразования всей системы образования с целью ее адаптации к новым социально-экономическим условиям. Для определения целей и задач дополнительного образования применительно к новым условиям необходимо четко соотнести при разработке структуры программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации характеристику и перечень новых компетенций, связанных с ними видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации.

Необходимым условием для решения задач и достижения целей дополнительных образовательных программ, а также планируемых результатов их освоения, становится разработка их содержания и (или) отдельных компонентов (дисциплин (модулей), практик.

В условиях востребованности специалистов определенных профессий на рынке труда, особо остро стоит проблема приобретения конкурентоспособной профессии или специальности. Недостаточный уровень квалификации значительного числа работающих приводит к экономическим издержкам и не способствует освоению ими нового оборудования. Для решения этих задач необходимо знать реальные потребности рынка труда в необходимых специалистах.

Прогноз структуры экономики и производства, изменений в этой структуре, предоставляет возможность использовать механизм взаимодействия между службами занятости и предприятиями, учреждениями при организации обучения и переобучения, повышения квалификации незанятого и высвобождаемого населения. Пополнение рынка труда конкурентоспособными специалистами будет возможным при условии совершенствования системы управления различными типами образовательных учреждений, позволяющими осуществлять вертикальные и горизонтальные связи между собой, а также возможности расширения производственной практики на предприятиях для учащихся профтехучилищ, техникумов, вузов.

Особо стоит выделить систему дополнительного профессионального образования, где образовательный процесс в образовательном учрежде-

нии может осуществляться в течение всего календарного года [2]. Образовательная деятельность в обучающих структурах предусматривает различные виды учебных занятий и работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, тренинги, деловые игры, ролевые игры, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, аттестационную и дипломную работы, другие виды учебных работ, определяемые учебным планом.

Реализация дополнительных профессиональных программ предусматривает инновационные формы и технологии обучения, например, такие как - организация образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы. Дополнительные профессиональные программы реализуются посредством различных образовательных технологий, в том числе дистанционного и электронного обучения. Проектные технологии и ролевые игры, в частности с использованием мультимедийных компонентов применяются в преподавании многих дисциплин.

В настоящее время дополнительные профессиональные программы стали необходимой реальностью для развития у обучаемых профессиональных компетенций, а также компетенций, необходимых в решения научно-технических, технологических и других функциональных задач. Они учат системно мыслить, планировать действия при достижении заданной цели.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобр-науки РФ от 01 июля 2013 № 499 // Российская газета. 28.08.2013. № 6166.

* * *

IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS AS THE CONDITION OF RECEIVING NEW PROFESSIONAL COMPETENCES BY TRAINED

G. D. Khoroshavina, V. I. Stymkovsky

Research of a question connected with adaptation of various layers of the population to new conditions of a labour market is offered. The institute of additional education is considered, here, as an innovative method of the solution of this problem. Shortcomings of education result in discrepancy of qualitative characteristics of the human capital with level of modern requirements of science and production. Restrictions in possibility of providing education create difficulties not only for advance of the person in a profession, but also receiving a new profession by it, i.e. not only it is necessary to be engaged in retraining, but also constantly to form new knowledge. In communication with what, monitoring of qualification of the expert which includes also education level definitions will be important. All this leads to necessity of changes for education through realization of social and legal guarantees by receiving quality additional education according to interests and abilities of pupils. Compliance of results of development of these programs of received qualification which assumes change of an orientation (profile) or specialization within the direction of preparation (specialty) earlier got by trained a professional education and the corresponding professional competences determined by the federal state educational standard has to become result of training in system of additional education according to programs of professional retraining. Labour market replenishment by competitive experts will be possible on condition of improvement of a control system by various types of the educational institutions, allowing to carry out vertical and horizontal communications among themselves, and also possibilities of expansion of work practice at the enterprises for pupils of technical training colleges, technical schools, higher education institutions. Now additional professional programs can become necessary reality for development in trained professional competences, and also the competences necessary in solutions of scientific and technical, technological and other functional tasks, i.e. to create conditions for growth of innovative technologies of interaction of the employer with the interested groups of the population at the labour market.

Key words: additional professional programs, professional competences, professional development, programs of professional retraining.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.