УДК 378.146
А.М. Михайлова
К вопросу о дополнительном образовании и профессиональных стандартах в СВФУ им. М.К. Аммосова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросам сопряжения программ дополнительного профессионального образования и профессиональных стандартов в рамках реализации принципов непрерывного профессионального образования. Одним из путей реализации приоритетов инновационного развития российской экономики, социальной сферы и системы государственного управления являются развитие профессиональных компетенций, ориентация на профессиональные нормы и стандарты. В Российской Федерации и в регионах идет активный процесс внедрения и адаптации профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты - нормативные акты, в котором описаны современные квалификационные требования к работникам, профессиональные нормы. Профессиональные стандарты - инструменты обеспечения взаимосвязи рынка труда и системы профессионального образования, описание требований к компетенциям работника, планирование индивидуальной траектории обучения и профессиональной карьеры. Система дополнительного профессионального образования должна обеспечивать возможность непрерывного повышения работниками уровня своих знаний, умений и навыков, а также развитие компетенций. На примере СВФУ им. М.К. Аммосова предложены механизмы интеграции программ дополнительного профессионального образования и профессиональных стандартов.
Ключевые слова: Система образования, образовательные инновации, профессиональное образование, профессиональные стандарты, профессиональные нормы, дополнительное профессиональное образование, рынок образовательных услуг, образовательные технологии, проектирование образовательных программ, контрольно-измерительные материалы, оценка дополнительных профессиональных программ.
A.M. Mikhailova
To the Question of Additional Education and Professional Standards
in the M. K. Ammosov NEFU
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article is devoted to questions of integrating the programs of additional professional education and professional standards within implementation of the principles of continuous professional education. One of the ways of implementing priorities of innovative development of the Russian economy, the social sphere and system of public administration is the development of professional competences, orientation to professional norms and standards. In the Russian Federation and in the regions, there is an active process of introduction and adaptation of professional standards. The professional standards are regulations in which modern qualification requirements to workers, professional norms are described. The professional standards serve as instruments of ensuring the interrelation between the labor market and the system of professional education, the description of requirements to competences of the worker, planning of an individual trajectory of training and professional career. The system of additional professional education has to provide possibility of continuous increase
МИХАЙЛОВА Анна Викторовна - кандидат экономических наук, зав. кафедрой социологии и управления персоналом Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
E-mail: ь[email protected]
MIKHAILOVA Anna Viktorovna - Candidate of Economic Sciences, Head of Department of Sociology and Human Resource Management, Institue of Economics and Finances, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
во
by workers of the level of knowledge, skills, and also development of competences. On the example of M. K. Ammosov NEFU, the mechanisms of integrating the programs of additional professional education and professional standards are offered.
Keywords: education system, educational innovations, professional education, professional standards, professional norms, additional professional education, market of educational services, educational technologies, design of educational programs, control and measuring materials, assessment of additional professional programs.
Введение
В условиях становления креативной экономики, технологического развития, процессов модернизации и оптимизации в системе народного хозяйства, становления системы профессиональных стандартов приоритетным является изменение вектора дополнительного профессионального образования как в Российской Федерации в целом, так и в ее субъектах. Появляются новые профессии, требования, поэтому для каждого работника значимым условием является постоянное обновление и пополнение знаний, необходимых для мобильного ритма профессиональной деятельности. Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих выступлений в сентябре 2017 г. отметил, что «... социальные лифты, профессиональный и личностный рост являются приоритетной основной российского государства» [1]. Также Маскаева М.А. отмечает, что «Основной составляющей мотивации взрослых является ориентация на личностный и профессиональный рост» [2, с. 381].
Важнейшим средством профессионального и личностного роста и развития является система дополнительного профессионального обучения. Под профессиональным обучением подразумевается процесс развития у сотрудников специфических профессиональных знаний, умений и навыков.
Цель статьи - рассмотреть взаимосвязь профессионального образования и требований профессиональных стандартов на примере Института непрерывного профессионального образования (ИНПО) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ).
С 1 июля 2016 года вступили в силу правила применения работодателями профессиональных стандартов, регламентированные 122-ФЗ [3], которые напрямую касаются деятельности всех работников Российской Федерации, требуя от работодателей умений по новому определять трудовую функцию работника, требований к его квалификации и содержанию выполняемой работы. А для образовательных организаций - это требование к пересмотру содержания образовательных программ, включая дополнительное профессиональное образование.
Ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2017-2016 г. [4] регламентирует, что дополнительное профессиональное образование является по сути обучением граждан по особой категории образовательных программ. При этом переподготовка нацелена на внедрение новой квалификации и получение компетенции, которая необходима для ведения новой деятельности, ориентированной на профессиональные стандарты. Исследователь Панарина С.С. отмечает что «целевой аудиторией программ дополнительного профессионального образования является взрослый слушатель отличающийся от студента или школьника наличием профессионального и социокультурного опыта который необходимо актуализировать в процессе обучения» [5 с. 106].
Цель дополнительного профессионального образования в современных условиях - расширение приобретенных первичных навыков и углубление знаний в рамках профессионального стандарта. В связи со стандартизацией подходов оценки знаний, умений и навыков образование становится непрерывным процессом.
Мы согласны с подходом Лобановой А.В.: «В настоящее время непрерывное образование определяется как образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней» [6, с. 86]. Дополнительное профессиональное
образование формирует профессиональные квалификации, включая теоретическую и практическую подготовку.
Маркова О.В. Овчарова И.Г. выделяют «факторы и подходы обучения взрослых. Одна из особенностей - организация самостоятельной работы обучения взрослых» [7, с. 31]. Дополняя мысль исследователей, мы считаем что основная особенность в обучении взрослых - это наличие опыта и квалификации. Поэтому важно грамотно организовать задания для самостоятельной работы студентов.
Опираясь на методологические и методические разработки концепций, исследований в области непрерывного образования, мы считаем необходимым рассмотреть подходы к дополнительному профессиональному образованию через профессиональные стандарты.
Понятие профессиональные стандарты
«Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [8].
Профстандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описание трудовых функций и трудовых действий.
Многие разработчики и исследователи отмечают, что требования к квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, станут обязательными для применения работодателями, а для учебных заведений ориентиром для формирования образовательных программ а также составления фондов оценочных средств и контрольно-измерительных материалов.
На наш взгляд, необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер. В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям профессиональным навыкам и опыту работы. Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.
Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в «Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222 [9]. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП появилось Национальное агентство развития квалификаций. В 2007 г. был разработан первый макет профстандарта. В 2007-2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.
В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандар-тов в высокотехнологичных отраслях.
В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив АСИ приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден «План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг.» [10].
Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстан-дарта и разработаны нормативные документы. Был принят Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [11]. По состоянию на 1 октября 2017 г. утверждены и включены в Национальный реестр профессиональных стандартов более 1500 профессиональных стандартов [12].
Основная задача профессиональных стандартов - сориентировать образование на требования работодателей на формирование оценочных критериев образовательных процессов.
Особенно это важно для программ дополнительного профессионального образования. Пономарева Н.И. анализирует «Основные принципы обучения взрослых граждан на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования» [13]. Основными слушателями программ дополнительного профессионального образования выступают взрослые люди, имеющие стаж и опыт профессиональной деятельности, а главное, они ориентированы на результат.
В своей работе психолог Петрова А.С. выделяет «Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования позволяют обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей, при этом разрабатывая теоретические и методологические основы образовательной деятельности которая помогает приобретать общие и профессиональные знания» [14, с. 730]. Мы думаем что все программы дополнительного профессионального образования в Институте непрерывного профессионального образования СВФУ им. М.К. Аммосова должны ориентироваться не только на приобретение общих и профессиональных знаний, а также достигать цели обучающихся в профессиональной деятельности.
В своей статье Лебедева Н.В. отмечает, что «... Результаты исследований показали, что у взрослого человека развитие внимания мышления, памяти сохраняется на протяжении всего представленного возраста с незначительными изменениями, а значит, и к результативному обучению. Потенциал взрослого человека к обучению достаточно высок» [15, с. 98]. Поэтому проектирование образовательного процесса дополнительного профессионального образования в Институте непрерывного профессионального образования СВФУ им. М.К. Аммосова должно строиться на признаках проектного управления, учитывая опыт и потенциал участников субъектов процесса.
Булаева М.Н. Лапшова А.В., Петров Ю.Н. провели опытно-экспериментальные исследования по управлению непрерывным корпоративном образованием взрослых на базе Нижегородского института развития образования и разработали «... теоретическую модель сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций управления непрерывным корпоративным образованием взрослых, построенную на пяти компонентах целевом, мотива-ционном содержательно-деятельностном, функциональном и результативно-рефлексивном» [16, с. 231]. На наш взгляд, данная модель может быть применена при определении вектора проектирования модулей дополнительного профессионального образования в Северо-Восточном федеральном университете М.К. Аммосова.
Взаимосвязь ДПО и профстандартов
СВФУ им. М.К. Аммосова - многопрофильный научно-образовательный комплекс с развитой инновационной, образовательно-научной и социокультурной инфраструктурой, активно интегрирующийся в развитие территории федерального округа. СВФУ им. М.К. Аммосова входит в топ-40 лучших ведущих университетов России, реализуя более 40 образовательных программ бакалавриата, специалитета магистратуры и аспирантуры. Большое внимание уделяется системе непрерывного образования. Создан и успешно реализует дополнительные профессиональные образовательные программы в СВФУ им. М.К. Аммосова - непрерывного профессионального образования (ИНПО), начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации, объемом от 16 часов (86 учебных программ) до курсов профессиональной переподготовки объемом от 250 часов (38 профессиональных программ) по актуальным проблемам науки, образования технологий и др. [17]. В соответствии со стратегией непрерывного образования и развития ИНПО СВФУ реализует в 2017-2018 уч. г. более 40 программ профессиональной переподготовки на базе высшего образования и 3 программы по рабочим профессиям.
ИНПО СВФУ работает в рамках утвержденной концепции непрерывного образования в нашей стране. В Российской Федерации разработана «Концепция непрерывного образования взрослых до 2025 г.» [18]. Данная концепция определяет три основных функции непрерывного образования. Непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную личностную
и социальную функции. Профессиональная функция обеспечивает формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей повышение его трудовой мобильности, социального лифта. Однако совсем не учитывает взаимосвязь с профессиональными стандартами на рынке труда, другими словами нет прямой взаимосвязи с основными потребителями и клиентами дополнительного профессионального образования. Стратегия развития непрерывного образования ИНПО СВФУ им. М.К. Аммосова должна учитывать три вектора непрерывного образования, а также содержание профессиональных стандартов и требования образовательных стандартов в соответствии с аккредитационными критериями.
Поэтому мы согласны с мнением Королева Е.Г., который указывает, что «несмотря на разработанную Концепцию непрерывного образования взрослых до 2025 г., ее мероприятия пока еще не вошли в число первоочередных по причине отсутствия научного и методологического обоснования конкретных методов и механизмов работы...» [19, с. 53]. Действительно, есть ряд методологических и методических нерешенных вопросов. На наш взгляд, одним из пунктов научного и методологического обоснования механизмов и технологий реализации концепции непрерывного образования могла бы стать тесная увязка с реестром профессиональных стандартов. При проектировании всех образовательных программ дополнительного профессионального образования ИНПО СВФУ должны учитываться профессиональные нормы отраженные в профессиональных стандартах.
Девятовская И.В. отмечает что «в современных теориях профессионального развития используется термин «переменчивое профессиональное развитие», определяемый как «самоуправляемый профессиональный путь на основе ценностей личности, ее способности к изменению себя и адаптации к внешним изменениям, и вместе с тем, сохраняющей идентичность и ответственность за собственное профессиональное развитие. Определяющим фактором конкурентоспособности становится активность личности ее компетенции и личные качества, готовность к изменению себя и мира открытость новому, стремление отвечать на вызовы современности» [20, с. 32].
Опираясь на предложенные в статье Девятовской И.В. инструменты для внедрения в процесс дополнительного профессионального образования в рамках стратегии непрерывного образования в СВФУ им. М.К. Аммосова, считаем целесообразным учитывать особенности профессионального развития и изменения личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, в том числе с внедрением профессиональных норм и стандартов.
Как показывает наблюдение автора за слушателями программ профессионального обучения в ИНПО СВФУ им. М.К. Аммосова за последние 2 года 2015-2017 гг.), мотивационным фактором их обучения является необходимость соответствовать требованиям профессиональных стандартов для прохождения аттестации на рабочих местах. Королева Е.Г. в своей статье делает вывод о том, что «В условиях образовательного учреждения лучше понять и проанализировать образовательные запросы взрослых учащихся помогает служба мониторинга. Регулярный мониторинг образовательных запросов слушателей позволят выстроить индивидуальный образовательный маршрут» [21, с. 54]. Дополняя данный тезис, мы хотим отметить, что должен быть регулярный мониторинг требований профессиональных стандартов при построении образовательных маршрутов обучения на программах ДПО в СВФУ им. М.К. Аммосова.
Помимо регулярного мониторинга важным является учебно-методическая база для прак-тико-ориентированного обучения с учетом требований «знать, уметь и владеть», утвержденных в профессиональных стандартах, а также характеристик требований креативной и цифровой экономики. ИНПО СВФУ сейчас работает над разработкой и внедрением мониторинга оценки эффективности образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Помимо мониторинга необходимо использовать различные инструменты и технологии при развитии дополнительного профессионального образования, опирающегося на профес-
сиональные стандарты. Исследователь Луцковская С.Ю. предлагает использовать «специфические характеристики учебно-методического материала при обучении взрослых» [22, с. 118].
Исследователи Михайлова А.В., Попова Л.Н. указывают на важность ориентирования на профессиональные компетенции в образовательном процессе и при обучении персонала на рабочих местах. Так они выделяют компетенции, необходимые для успешной деятельности, « ... составляющие социальной и профессиональной компетентности муниципальных служащих - проектную ориентацию, проектное мышление, технологичность и визуализацию информации» [23, с. 188].
При этом Плотникова Т.П. предлагает модульный подход. Плотникова Т.П. описывает в своей статье «модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения» [24, с. 26]. Учитывая целевую аудиторию слушателей программ ДПО ИНПО СВФУ, можно активно использовать технологии дистанционного обучения.
Специалисты в области образования Уханов А.Ф., Маркова С.М. подробно рассматривают «технологии профессионального обучения взрослых путем использования дистанционного образования: кейсовые технологии (портфельные), кейсовые технологии (тренинговые), Интернет-сетевые технологии, локально-сетевые технологии и многие другие» [25, с. 109].
В организациях и предприятиях народного хозяйства Республики Саха (Якутия) потребность в обучении сотрудников очень высока не только для постоянного повышения уровня профессиональных знаний, умений и навыков (требования профессиональных стандартов), а также для выполнения требований конкурентной, социальной экономической и технологической среды. Так, Михайлова А.В., Попова Л.Н., обобщая результаты исследования, отмечают, что «в рамках существующих задач и стратегии ПАО «Ростелеком» в условиях интенсивного развития технологических решений, разработки и реализации новых продуктов целью в области обучения и развития персонала является обеспечение постоянного повышения уровня профессиональных знаний умений и навыков работников ОАО «Ростелеком». В филиале ПАО «Ростелеком» используют различные форматы обучения в том числе и дистанционное. В целом по итогам 2014 г. онлайн-обучение прошли более 35 тысяч сотрудников компании. В сумме они изучили более 99 тысяч курсов. При этом суть процесса обучения и развития персонала общества связана не только с получением сотрудниками новых знаний и навыков, но и с поступательным развитием необходимых ему компетенций, изменением его производственного поведения и повышением отдачи от его потенциала» [26, с. 474].
С другой стороны принятые профессиональные стандарты уже играют ключевое значение во внедрении новых специализированных отраслевых сертификационных систем, так как в них дается описание трудовых функций и определяются перечни трудовых действий, а также формулируются базовые требования к образованию и обучению работников, пути достижения ими соответствующего уровня квалификации. Поэтому возможны создание и апробация на базе ИНПО СВФУ им. М.К. Аммосова специализированных отраслевых сертификационных систем на региональном рынке труда.
Как мы уже отметили, профессиональные стандарты - нормативные документы Минтруда России, устанавливающие квалификационные требования к квалификации работников (знаниям, умениям, опыту работы). Они являются инструментом, позволяющим создать эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов. Переход на новую российскую 9-уровневую квалификационную модель призван актуализировать деятельность по управлению человеческими ресурсами, включая процессы адаптации, мотивации подготовки и дополнительного профессионального образования работников а также управления карьерой.
Заключение
Итак, сделаем следующие выводы о взаимосвязи дополнительного профессионального образования и профессиональных стандартов.
1. Профессиональный стандарт - содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников, что определяет вектор программ дополнительного профессионального образования, в том числе и в СВФУ им. М.К. Аммосова.
2. В интересах формирования интеллектуального и трудового потенциала Дальнего Востока РФ развитие системы дополнительного профессионального образования в СВФУ им. М.К. Аммосова должно строиться на принципах непрерывного образования с учетом требований инновационной экономики и профессиональных стандартов.
3. Дополнительное профессиональное образование СВФУ им. М.К. Аммосова становится фактором устойчивого социально-экономического развития региона способствует адаптации работников к непрерывным изменениям в различных сферах жизни общества. Оно является основным связующим звеном между интересами личности общества и государства, между различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики требованиями работодателей и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг.
4. Взаимосвязь дополнительного профессионального образования и профессиональных стандартов в СВФУ им. М.К. Аммосова проявляется через принципы непрерывности дополнительного профессионального образования; единства профессиональных стандартов и образовательного процесса; индивидуализации дополнительного профессионального образования, предусматривающей профессиональную и личностную ориентированность.
5. Основная задача профессиональных стандартов - формирование оценочных критериев дополнительных образовательных программ СВФУ им. М.К. Аммосова. В Дальневосточном регионе необходимо формирование единой национальной системы квалификаций - комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на региональном, российском и международном рынках труда.
6. Профессиональные стандарты представляют собой инструмент развития программ дополнительного профессионального образования в СВФУ им. М.К. Аммосова. Для рынка труда профстандарты позволяют сформулировать характеристику квалификации и профессиональные нормы, необходимые работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, а для СВФУ им. М.К. Аммосова - это четкий набор компетенций получению которых должны способствовать реализуемые программы дополнительного профессионального образования.
7. В СВФУ им. М.К. Аммосова идет сопряжение профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов, этот процесс касается и программ дополнительного профессионального образования СВФУ им. М.К. Аммосова. Сопряжение и интеграция включают определение перечня профессиональных стандартов, отбор обобщенных трудовых функций и формулирование профессиональных компетенций, которые будут заложены в программу. Данный процесс сделает возможной реализацию миссии СВФУ и подготовку кадров, обладающих востребованными компетенциями на Дальнем Востоке Российской Федерации.
Литература
1. Социальные лифты и профессиональный рост //https://newsland.com/user/4297832678/content/ sotsialnye-lifty-i-professionalnyi-rost-putin-vstretilsia-s-novoizbrannymi-gubernatoram/6007907 (дата обращения 01.10.2017).
2. Маскаева М.А. Ориентация взрослых учащихся на личностный и профессиональный рост в процессе обучения // Русская словесность в научном, культурном и образовательном пространстве (К 90-Летию со дня рождения профессора В.И. Максимова): Материалы докладов и сообщений XXI меж-
дународной научно-методической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2016. - С. 381-385.
3. Федеральный закон 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» // URL: http://base.garant.ru/71001244/
4. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 29.07.2017 года) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1f 1й!71а31?8с1еП37ГО1615/(дата обращения 06.10.2017).
5. Панарина С.С. Психологические особенности взрослого слушателя дополнительных профессиональных программ // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 2. - С. 106-114.
6. Лобанова А.В. Непрерывное образование взрослых в современных условиях обучения // Вестник научных конференций. - 2016. - № 10. - С. 86-88.
7. Маркова О.В., Овчарова И.Г. Андрагогика как научная основа образования взрослых // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2017. - № 1. - С. 31-35.
8. Справочная информация «Профессиональные стандарты» //URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_157436/дата обращения 02.10.2017).
9. О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. // (дата обращения 05.10.2017).
10. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2012 N 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг.» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138446 (дата обращения 05.10.2017
11. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // http://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения 10.10.2017).
12. Реестр профессиональных стандартов // http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения 12.10.2017).
13. Пономарева Н.И. Анализ основополагающих принципов обучения взрослых в вузе // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2013. - № 2. - С. 132-137.
14. Петрова А.С. Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. - 2015.
- № 13. - С. 726-730.
15. Лебедева Н.В. Особенности обучения взрослых на курсах подготовки и повышения квалификации в системе социальной защиты населения // Вестник МГОУ Серия «Психологические науки». - 2013.
- № 2. - С. 97-101.
16. Булаева М.Н., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 10. - С. 220-231.
17. Основные сведения об ИНПО СВФУ // https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/ instituty/ipkp/services/ (дата обращения 12.10.2017).
18. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года // http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 16.10.2017).
19. Королева Е.Г. Образовательные запросы и профессиональный опыт взрослых как условие организации их обучения // Человек и образование. - 2015. - № 1. - С. 52-57.
20. Девятовская И.В. Обучение персонала организации в контексте непрерывного образования взрослых // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы. Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 32-38.
21. Луцковская С.Ю. Учебно-методическое обеспечение профессионально-ориентированного обучения взрослых языку специальности // Наука и бизнес: развития. - 2016. - № 12. - С. 118-120.
22. Михайлова А.В., Попова Л.Н. Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих: социальная и профессиональная компетентность // Фундаментальные исследования. -2017. - № 41. - С. 188-192.
23. Плотникова Т.П. Соответствие образовательных стандартов профессиональным стандартам -важный шаг к модернизации системы профессионального образования // Перспективы строительного комплекса. - 2016. - № 1. - С. 25-28.
24. Уханов А.Ф., Маркова С.М. Дистанционное образование как технология профессионального обучения взрослых // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. - С. 107-109.
25. Михайлова А.В., Попова Л.Н. Анализ системы непрерывного обучения персонала на примере филиала ПАО Ростелеком в Республике Саха (Якутия) // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 103. - С. 473-477.
References
1. Social'nye lifty i professional'nyj rost //https://newsland.com/user/4297832678/content/sotsialnye-lifty-i-professionalnyi-rost-putin-vstretilsia-s-novoizbrannymi-gubernatoram/6007907 (data obrashhenija 01.10.2017).
2. Maskaeva M.A. Orientacija vzroslyh uchashhihsja na lichnostnyj i professional'nyj rost v processe obuchenija // Russkaja slovesnost' v nauchnom, kul'turnom i obrazovatel'nom prostranstve (K 90-Letiju so dnja rozhdenija professora V.I. Maksimova): Materialy dokladov i soobshhenij XHI mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet promyshlennyh tehnologij i dizajna, 2016. - S. 381-385.
3. Federal'nyj zakon 02.05.2015 № 122-FZ «O vnesenii izmenenija v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii» // URL: http://base.garant.ru/71001244/
4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 goda № 273-FZ (redakcija ot 29.07.2017 goda) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7 fa3f8c1ef137f01615/(data obrashhenija 06.10.2017).
5. Panarina S.S. Psihologicheskie osobennosti vzroslogo slushatelja dopolnitel'nyh professional'nyh programm // Gumanitarnye issledovanija. - 2017. - № 2. - S. 106-114.
6. Lobanova A.V. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslyh v sovremennyh uslovijah obuchenija // Vestnik nauchnyh konferencij. - 2016. - № 10. - S. 86-88.
7. Markova O.V., Ovcharova I.G. Andragogika kak nauchnaja osnova obrazovanija vzroslyh // Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovanija. - 2017. - № 1. - S. 31-35.
8. Spravochnaja informacija «Professional'nye standarty» //URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_157436/data obrashhenija 02.10.2017).
9. O programme social'nyh reform v Rossijskoj Federacii na period 1996-2000 gg. // (data obrashhenija 05.10.2017).
10. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2012 N 2204-r «Ob utverzhdenii plana razrabotki professional'nyh standartov na 2012-2015 gg.» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138446 (data obrashhenija 05.10.2017
11. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2012 g. N 597. «O meroprijatijah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki» // http://base.garant.ru/70170950/ (data obrashhenija 10.10.2017).
12. Reestr professional'nyh standartov // http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (data obrashhenija 12.10.2017).
13. Ponomareva N.I. Analiz osnovopolagajushhih principov obuchenija vzroslyh v vuze // Sovremennaja shkola Rossii. Voprosy modernizacii. - 2013. - № 2. - S. 132-137.
14. Petrova A.S. Andragogicheskie podhody k obucheniju vzroslogo cheloveka v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal KONCEPT. - 2015. - № 13. -S. 726-730.
15. Lebedeva N.V. Osobennosti obuchenija vzroslyh na kursah podgotovki i povyshenija kvalifikacii v sisteme social'noj zashhity naselenija // Vestnik MGOU. Serija «Psihologicheskie nauki». - 2013. - № 2. - S. 97-101.
16. Bulaeva M.N., Lapshova A.V., Petrov Ju.N. Proektnoe obuchenie v professional'nyh obrazovatel'nyh organizacijah pri upravlenii korporativnym obrazovaniem vzroslyh // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. - 2015. - № 10. - S. 220-231.
17. Osnovnye svedenija ob INPO SVFU // https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/ instituty/ipkp/services/ (data obrashhenija 12.10.2017).
18. Koncepcija razvitija nepreryvnogo obrazovanija vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (data obrashhenija 16.10.2017).
19. Koroleva E.G. Obrazovatel'nye zaprosy i professional'nyj opyt vzroslyh kak uslovie organizacii ih obuchenija // Chelovek i obrazovanie. - 2015. - № 1. - S. 52-57.
20. Devjatovskaja I.V. Obuchenie personala organizacii v kontekste nepreryvnogo obrazovanija vzroslyh // Obrazovanie vzroslyh v uslovijah sovremennosti: problemy i perspektivy. Sbornik nauchnyh statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2016. - S. 32-38.
21. Luckovskaja S.Ju. Uchebno-metodicheskoe obespechenie professional'no-orientirovannogo obuchenija vzroslyh jazyku special'nosti // Nauka i biznes: razvitija. - 2016. - № 12. - S. 118-120.
22. Mihajlova A.V., Popova L.N. Sostavljajushhie professional'noj kompetentnosti municipal'nyh sluzhashhih: social'naja i professional'naja kompetentnost' // Fundamental'nye issledovanija. - 2017. - № 41. - S. 188-192.
23. Plotnikova T.P. Sootvetstvie obrazovatel'nyh standartov professional'nym standartam - vazhnyj shag k modernizacii sistemy professional'nogo obrazovanija // Perspektivy stroitel'nogo kompleksa. - 2016. - № 1. - S. 25-28.
24. Uhanov A.F., Markova S.M. Distancionnoe obrazovanie kak tehnologija professional'nogo obuchenija vzroslyh // Social'nye i tehnicheskie servisy: problemy i puti razvitija: sbornik statej po materialam III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina. 2017. - S. 107-109.
25. Mihajlova A.V., Popova L.N. Analiz sistemy nepreryvnogo obuchenija personala na primere filiala PAO Rostelekom v Respublike Saha (Jakutija) // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2017. - № 103. -S. 473-477.
^iMSr^Sr