ЛЛ^ [email protected] Ольга Святославовна Кириллова,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
[email protected] Юрий Иванович Коробов,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) удк 378 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Проблемы формирования профессиональных компетенций выпускников высших учебных заведений с учетом требований профессиональных стандартов в современных условиях обсуждаются наиболее активно и профессиональным сообществом, и преподавателями вузов. В статье раскрыты особенности содержательной компоненты понятий «профессия», «квалификация», «компетенция» и их место в системе высшего образования. Сформулирован ряд проблем, которые сегодня требуют решения в целях формирования единой системы непрерывного профессионального образования на всех его уровнях: от среднего профессионального до дополнительного (программ повышения квалификации и переподготовки). Отдельное место в статье уделено предпосылкам дифференцированного подхода к формированию конкретных компетенций вузами, готовящими специалистов одного профиля в рамках одного и того же направления подготовки, а также дана оценка этим тенденциям. К наиболее эффективным способам формирования профессиональных компетенций бакалавров отнесены развитие дуальных форм организации образовательных процессов, совместные сетевые межвузовские образовательные программы под патронатом работодателей, проектное обучение, активное участие филиала кафедры в образовательном процессе на всех его стадиях и некоторые другие.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшее образование, профессиональные стандарты, образовательные программы, трудовые функции.
O.S. Kirillova, Yu.I. Korobov
CHALLENGES OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE COURSE OF BACHELOR STUDIES WHILE TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS
The article stresses that the problems of forming professional competencies of graduates of higher educational institutions while taking into account the requirements of professional standards are being actively discussed by both business community and university professors. The authors identify specific cognitive features of the concepts «profession», «qualification», «competence» and their place in the higher education system. A number of problems that urgently require solution in order to establish a unified system of continuous vocational education at all levels: from secondary vocational to additional (programs of advanced training and retraining) are identified. Specific attention is paid to the prerequisites for a differential approach to teaching specific competencies by universities that train specialists of the same skill profile within the same training program. The most effective forms of teaching professional competencies to students of bachelors programs are dual forms of organization of educational processes, joint network interuniversity educational programs under the patronage of employers, project training, active participation of various departmental branches in the educational process at all its stages and some others.
Keywords: professional competence, higher education, professional standards, educational programs, labor functions.
♦-
Востребованность специалиста сегодня определяется его готовностью к пониманию, принятию, быстрому освоению и умелому применению разнообразных нововведений сфере трудовой деятельности, в связи с чем проводимая государством политика направлена на сближение рынка труда и сферы образования. Для успешного осуществления задач по формированию системы профессиональных квалификаций на базе соответствующих профессиональных стандартов (ПС) необходимо решить ряд задач, в числе которых:
- сопряжение профессиональных стандартов с образовательными стандартами и программами;
- отбор профессиональных стандартов, а в их составе - трудовых функций в рамках обобщенной трудовой функции и др.
При этом важно помнить о том, что федеральные государственные образовательные стандарты, разработанные на основе стратегической составляющей профстандарта с учетом государственных требований к его переменной части, служат основой составления образовательных программ для получения базовой профессии. Количество базовых профессий должно быть значительно меньше, чем существует в настоящее время. Помимо этого, очень важно понимать, что понятия «профессия», «квалификация», «компетенция» являются совершенно разными по масштабу. Профессия, скажем, может включать несколько квалификаций и десятки компетенций.
И при понятной, на первый взгляд, логике и механизмах этих процессов применительно к профессиональным образовательным программам подготовки бакалавров существуют определенные трудности.
В связи с этим в настоящее время при подготовке бакалавров при сопряжении профессиональных компетенций федеральных образовательных стандартов с трудовыми функциями и действиями, закрепленными в профессиональных стандартах, а впоследствии при введении ФГОС «3++» - при определении профессиональных компетенций самими высшими учебными заведениями - необходимо ориентироваться все-таки на базовые профессии, а это, в свою очередь, создает предпосылки использования квалификаций (знаний и умений) из разных трудовых функций и разных профессиональных стандартов.
Механизм формирования профессиональных компетенций, как правило, реализуется в учебных планах образовательных программ через набор определенных дисциплин, из которых часть - обязательные, предусмотренные ФГОС, а часть - вариативные, которые в основном формируется вузом.
При этом, по мнению Министерства образования РФ, Министерства труда и социальной защиты, а также Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ, переменная составляющая государственных образовательных программ с точки зрения содержания и контроля их реализации и формирования профессиональных компетенций является приоритетом профессионального сообщества работодателей. «Следует учесть, что очень важно в реальной практике четко распределять эти функции, чтобы не возникало, с одной стороны, дублирования, а с другой - "бесхозных" элементов
-♦
образовательного процесса» [1]. И здесь кроется одна из проблем - необходимость соблюдения баланса дисциплин, формирующих общекультурные и общепрофессиональные компетенции и дисциплин, участвующих в формировании профессиональных компетенций. Возможна ситуация, когда авторы отдельных образовательных программ окажутся перед дилеммой: готовить специалистов более широкого профиля с базовыми профессиональными компетенциями, требующих дополнительного образования для приведения в соответствие с определенным профессиональным стандартом, либо отдавать преимущество профессиональной подготовке более узких специалистов, которые в большей степени будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, но иметь более узкую профессиональную траекторию развития.
Вторая проблема, которая отчасти является продолжением первой, - это глубина и качество формирования профессиональных компетенций. В условиях сокращения количества часов контактной работы в пользу самостоятельной работы студентов, зачастую возникает выбор: формировать большее количество профессиональных компетенций, но они будут иметь менее глубокий, прикладной характер и более обобщенные формулировки либо ограничиться их меньшим количеством и в большей степени отразить в них требования профессиональных компетенций.
Сегодня требования к сопряжению при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС и основных образовательных программах (ООП) диктуют необходимость обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации федерального государственного образовательного стандарта.
Корректировка профессиональных компетенций ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов в большинстве случаев не может проводиться прямым перенесением или однозначным соотнесением их с трудовыми функциями профессиональных стандартов. При актуализации перечня профессиональных компетенций разработчикам ФГОС необходимо учитывать два ограничения:
- требования к образовательным результатам ФГОС по определению формулируются шире, чем требования отдельных профессиональных стандартов;
- при учете требований профессиональных стандартов необходимо анализировать описанные трудовые функции в совокупности с квалификационными характеристиками (необходимыми знаниями и умениями).
На современном этапе сложившийся опыт сопряжения основных образовательных программ в рамках ФГОС «3+» с профессиональными стандартами и их профессиональной общественной аккредитацией связан в основном с программами подготовки магистров. Это объясняется во многом тем, что при актуализации профессиональных компетенций рекомендуется учитывать, что трудовые функции в формулировках профессиональных стандартов описывают дея-
тельность и реализуются с большей эффективностью по мере увеличения трудового опыта либо как минимум с получением более глубоких профессиональных знаний и умений.
И здесь в ряде случаев возникают противоречия между работодателями и представителями образовательных организаций. Бакалавр сегодня для образования - это лишь одна из ступеней подготовки специалиста, полный же цикл предполагает обучение в магистратуре, а для независимой оценки квалификации в центрах оценки квалификаций (ЦОК) - и реализацию программ переподготовки в системе дополнительного образования. А для работодателя формально бакалавр - это специалист с высшим образованием, которое предполагает качество формирования у него и прикладных профессиональных компетенций.
Отчасти система профессиональных стандартов решает этот вопрос, разведя по уровням квалификации возможность занимать претендентами те или иные должностные позиции. Но сегодня и в ближайшие два года для многих работодателей профессиональные стандарты носят не обязательный, а лишь рекомендательный характер, и этот процесс находится в стадии становления и для них. Исключение составляют случаи, когда выполнение работ по определенным должностям связано с особыми условиями: предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений. В этом случае наименования и квалификационные требования по таким должностям должны соответствовать положениям существующих квалификационных справочников или профстандартов. Это касается, например, работников транспорта, лиц, занятых на подземных работах, и других категорий.
Поэтому процесс определения и формирования профессиональных компетенций у бакалавров сегодня, особенно с принятием ФГОС «3++», может быть очень дифференцирован по вузам, занимающимся подготовкой по одним и тем же направлениям и даже по идентичным образовательным программам.
Настораживает еще и тот факт, что в выступлении на конференции «Smart-технологии в образовании: портрет выпускника 2020», проводимой ФУ при Правительстве РФ, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК) Александр Лейбович высказал сомнение в необходимости столь широкого развития системы высшего образования и возможности получения тех или иных квалификаций через систему среднего профессионального образования (СПО) и последующие программы дополнительного образования в рамках конкретных профессиональных стандартов.
Обращаясь к возможным эффективным методикам и формам формирования профессиональных компетенций, наверное, необходимо говорить о развитии дуального образования не только в технических и рабочих профессиях, но и при подготовке нашей укрупненной группы специальностей «Экономика и управление». В течение нескольких лет в 10 пилотных регионах внедряются элементы дуальной системы образования, но это касается в основном системы СПО, поскольку этот подход позволяет готовить конкретных специалистов для групп компаний или отраслей.
Вместе с тем вице-премьер РФ Ольга Голодец на пресс-конференции в январе 2016 г. сказала, что «у всех студентов должна быть возможность дуального образования: то есть помимо тех знаний, которые студент получает непосредственно в вузе, у всех должны быть возможности творить, создавать научно-исследовательские лаборатории, специальные проекты у потенциальных работодателей» [2]. Эта система образования предусматривает собой получение студентом теоретических знаний в высшем учебном заведении лишь 1-2 дня в неделю, а также самостоятельную проработку материала. Остальной подготовкой является работа в профильной организации. Дуальное образование по своим принципам дает право предпринимателю формировать индивидуальное расписание занятий для студентов, а также «забирать» лишние, по их мнению, предметы и даже принимать экзамены. Одним из преимуществ такой системы является стипендия, приближенная к заработной плате. Таким образом, у молодого специалиста отпадет необходимость искать компромисс между обучением и подработкой. Сегодня это крайне трудно реализовать на практике, но к этому, возможно, придется стремиться.
Есть и еще одна возможность формирования прикладных навыков и профессиональных компетенций -это проектное обучение, которое не является абсолютно новым в практике российской высшей школы, но приобретает сегодня несколько иные акценты и формы организации учебного процесса. Современный студент должен иметь возможность участия не только в монодисциплинарных и профильных проектах, но и в междисциплинарных и даже межвузовских. Это позволит оценить сформированность профессиональных компетенций в сочетании с навыками работы в команде, принятием самостоятельных мотивированных решений и адаптацией профессиональных экономических знаний и умений в иных отраслях и видах профессиональной деятельности.
В настоящее время в передовых российских вузах применяется сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, занимающихся образовательной деятельностью, а также при необходимости с использованием ресурсов других профильных организаций, обладающих возможностями для обучения.
Таким образом, проблема адаптации и приведения федеральных государственных образовательных стандартов в соответствие с требованиями профессиональных стандартов достаточно многогранна и требует не только донастройки со стороны профессионального сообщества, но и методической проработки многих вопросов совместно с вузами и работодателями.
1. Бородачев В.В. Применение профессиональных стандартов // Аккредитация в образовании. URL: http://www.akvobr. ru/o_zhurnale.html.
2. Голодец О. У студентов должна быть возможность получать дуальное образование. URL: https://ria.ru/society/ 20170125/1486432074.html.