УДК 248.145
И. В. Бачинин *
РЕАЛИЗАЦИЯ БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОЛОГИИ ТРЕЗВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ФОРМАХ
В статье представлены обобщение и анализ результатов практической деятельности по трезвенному просвещению, осуществлявшейся автором и коллегами под его руководством с 1996 г. Особое внимание уделяется периоду с 2012 по 2017 гг., в течение которого складывалась и апробировалась богословско-педагогическая методология трезвенного просвещения. Богословско-педагогические принципы и методы трезвенного просвещения раскрываются в соотнесении с достигнутыми результатами этой деятельности.
Ключевые слова: евхаристическое собрание, общность, трезвение, трезвенное просвещение, событие, субъект.
I. V. Bachinin
REALIZATION OF THEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES AND METHODOLOGIE OF CHRISTIAN SOBRIETY EDUCATION IN ITS DIFFERENT FORMS
This article presents a summary and analysis of the practice of Christian sobriety education undertaken by the author and colleagues under his leadership since 1996. Particular attention is paid to the period from 2012 to 2017, during which the theological and pedagogical methodology of sobriety education was developed and tested. The theological and pedagogical principles and methods of sobriety education are revealed in correlation with the achieved results of this activity.
Keywords: Eucharistic assembly, community, sobriety, sobriety education, event, subject.
В предыдущих публикациях [3; 4] мы показали целесообразность введения в научный язык и раскрыли содержание богословско-педагогической категории «трезвенное просвещение» [6], обосновали методологические принципы и методы.
* Бачинин Игорь Владимирович, кандидат педагогических наук, магистр богословия, доцент, заведующий кафедрой теологии, Уральский государственный горный университет; prosvetcentr@mail.ru
Рассмотрим, как методологические принципы были реализованы на практике, а также количественные, качественные результаты и социальные эффекты этой деятельности.
Методология решения проблемы зависимостей на основе богословско-педагогической категории трезвенного просвещения включает:
- принцип достижения трезвости, предполагающий разработанность позитивного образа цели, прояснение душеспасительного смысла и ценности трезвения;
- принцип просвещения человека, преображения всей его природы, состоящей в единстве духовной, душевной и телесной составляющих, связанных иерархически, с приматом духовного начала;
- принцип соборности — создание условий для возникновения и развития разновозрастных общностей трезвящихся людей;
- принцип соработничества общества, государства и Церкви в развитии общностей трезвящихся людей.
Принцип достижения трезвости был реализован в содержании просветительской деятельности, направленной не столько на избавление от определенной частной зависимости (алкоголь, курение, переедание), сколько на прояснение христианского смысла и конкретизацию образа трезвости как антропологической категории, объемлющей все уровни иерархической организации человека.
Христианское понимание трезвости, выявленное нами в теоретических исследованиях святоотеческого наследия [9; 10; 12; 13 и др.], далеко не исчерпывается телесным ее уровнем, на котором нередко останавливаются светские реабилитационные программы, что приводит к скорому возвращению страждущего к своему пороку или замене одного источника зависимости на другой.
Профилактические программы, основанные на информировании людей о разрушительных последствиях нетрезвости только для тела, могут способствовать отказу от употребления вредных веществ, но не предупреждают возникновения других зависимостей, затрагивающих в первую очередь не тело, а душу и дух, таких, как леность, беспечность, мечтательность, тщеславие, алчность, властность и пр. Трезвость как бодренность, внимательность ума к помыслам сердца, различение добра и зла, готовность ко всякому доброму делу не укладывается в рамки содержания большинства светских профилактических программ. Восполнению этого пробела и служило трезвенное просвещение.
Принцип просвещения предполагает не просто сообщение человеку суммы знаний, апеллирующих только к его интеллекту и рациональному восприятию. Для того чтобы просветить всего человека, необходимо действие, вызывающее эмоционально-смысловое переживание и побуждение, даже понуждение к активным действиям. К этому Христос призывает своих последователей: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Необходимо воздействие Света на помраченную и оскверненную грехом душу страждущего, которое возможно при свободном движении человека навстречу.
Логос просвещает прямыми откровениями и богоявлениями, а также свидетельствуя об истине в разуме и совести человека. Христос есть «Свет
истинный» (Ин. 1: 3), апостолы были «сынами света» (Лк. 16: 8). Господь обращался к апостолам «Вы — свет мира» (Мф. 5: 14). В христианской традиции священники являются преемниками этой благодати. Для осуществления трезвенного просвещения необходимо участие священника и воцерковленных людей, способных донести свидетельство о Свете. Принцип просвещения обусловил выбор одного из базовых методов — духовно-ориентированный диалог [15].
Другой базовый метод — построение со-бытийной общности — выбран на основе следования принципам просвещения и соборности. Просвещение не сводится к словесным поучениям, сообщению научных знаний или правовых норм. Первое соборное послание апостола Иоанна раскрывает учение об Иисусе Христе как Свете и дает нам основополагающее понимание заповеди о христианской любви: «...если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1: 7). Хождение в Свете, общение друг с другом и Кровь Иисуса Христа, соединяющая нас в единое Тело, есть качества евхаристического собрания [1], образ жизни, преображающий тех, кто в нем участвует. Поэтому трезвенное просвещение должно опираться на методы построения, поддержания и расширения евхаристического собрания. Однако с учетом того, что в своих начальных формах оно осуществляется среди людей чаще всего не воцерковленных, необходимы промежуточные виды общности и метод их построения. В современной христиански ориентированной педагогической антропологии разработано понятие «со-бытийная общность» [14, с. 165-170]. Учение о со-бытийной общности является одним из направлений конкретизации богословского учения о соборности на современном уровне педагогического знания. Это социальность такого типа, при котором ценности более чем что-либо иное определяют повседневный уклад жизнедеятельности детей и взрослых (со-бытие — совместное бытие), остро переживаются в значимых событиях, преобразуют субъектность участников. В отличие от формальной, целесообразной общности со-бытийная общность не распадается после достижения цели, а продолжает существовать как среда, в которой разными способами сохраняются и передаются ценности, объединившие людей. Евхаристическое собрание, по этому определению, несомненно, является со-бытийной общностью и среди таковых наиболее развитой. Приобщение к ней страждущих является и целью, и средством трезвенного просвещения, но на пути к евхаристическому собранию неизбежно освоение разных детско-взрослых общностей возрастающей сложности. Со-бытийную общность невозможно сформировать, но можно создать условия, которые способствуют ее построению. Такими условиями являются:
- свободное объединение группы людей разного возраста в совместном бытии на основе ценности, к достижению которой они осознанно или интуитивно устремлены;
- наличие в группе взрослых людей, являющихся носителями ценностей, символизации мира, его духовных смыслов;
- события, в которых со-бытие концентрируется, случается что-то значительное, затрагивающее всех участников. Событие, в отличие от мероприятия,
не «проходит», оно ценностно переживается и встраивается в субъективную реальность каждого участника, становится частью индивидуальной картины мира. Часто даже у не религиозных людей возникает сакральное отношение к событию, оно превращается во что-то близкое таинству.
Создание таких условий мы и называем построением со-бытийной общности.
Принцип соработничества общества, государства и Церкви определил выбор системного подхода к организации трезвенного просвещения, метода проектов и сетевой стратегии в управлении системой деятельности трезвенного просвещения.
Предлагаем рассмотреть результаты, полученные на нескольких уровнях: люди — субъекты трезвения; общности — субъекты трезвенного просвещения; события — механизмы трезвенного просвещения.
В качестве генетически исходной формы трезвенного просвещения мы рассматриваем краткосрочные (10-12-дневные) курсы занятий для страждущих.
Занятия начали проводиться автором в Екатеринбурге с 1988 г., регулярно — с 1995 г., база данных по ним ведется с 2004 г., когда началось систематическое построение теории и практики трезвенного просвещения. Параллельно с проведением занятий автор исследовал практики дореволюционных трезвенных общностей в среде Церкви и способствовал возрождению одной из них в форме общества «Трезвение», основанного в 1996 г. В 2004 г. линии исследования и практической деятельности пересеклись — общество «Трезвение» стало субъектом трезвенного просвещения — участником проведения занятий для страждущих и их семей.
Изменения, которые происходят с людьми, — качественные результаты проведенных занятий, выявленные на основе контент-анализа дневников и анкет, структурированного наблюдения [4], — заключались в изменении когнитивных представлений о предмете своей зависимости, эмоциональных отношений, намерений, способов деятельности, ценностных ориентаций участников.
Представления, полученные на занятиях, включали механизмы порабощения человека страстью на телесном, социальном, психологическом и духовном уровнях. Участники приобрели научные знания о несостоятельности алкогольных мифов — механизмов искусственной сакрализации ритуалов пития — элементов социокультурной программы формирования зависимого поведения.
Участники получили представления о реальных достижениях других людей по преодолению зависимости, о трезвых формах общности, о традиционном иерархическом укладе семейной жизни, о евхаристическом собрании.
На основе диалога со священником пришли к пониманию того, что церковная жизнь — это выверенный тысячелетиями путь обретения человеком внутренней свободы и радости. Получив представление о том, чем определяется смысл жизни человека в духовно-нравственных традициях православной культуры, участники задались вопросом о цели их собственной жизни. На основе православных представлений о грехе, добродетели и покаянии увидели, как можно осознать и достичь цели земного бытия.
Одно из главных представлений, полученных участниками, — о необходимости собственного духовного труда, направленного на избавление от зависимости и обретение смысла жизни.
Эмоциональные отношения к предмету своей зависимости по мере разворачивания духовного диалога на занятиях изменялись от преобладания стыда и страха к проявлениям вины, нарастанию удивления, интереса, надежды, радости происходящим изменениям и одновременно отвращению к предмету страсти.
В совокупности с новыми представлениями эти эмоциональные отношения укрепляли волю к преодолению порока. Исходным проявлением воли, на которое было направлено самонаблюдение и наблюдение ведущих, являлись намерения участников.
Содержание намерений, согласно анализу дневников, развивалось в следующей логике: избавиться от зависимости и привести на занятия кого-нибудь еще; изменить свою жизнь; быть активным союзником людям, помогающим в борьбе с зависимостью за трезвый образ жизни; нести ответственность за свои поступки перед самим собой, перед семьей и всем своим родом. К концу занятий у участников формировалась устойчивая мотивация ответственного воздержания от употребления разрушающих веществ.
Принципиально новым намерением становилось стремление стать активным членом общества «Трезвение», как для личного утверждения в трезвости, так и для участия в событиях этой совершенно новой общности.
Намерением, интегрирующим все прочие и придающим им устойчивость и качество перехода в действие, становилось приобретение опыта духовной жизни в традициях Православной Церкви, в евхаристическом собрании.
Способы деятельности, которые участники освоили за период занятий, позволяют намерениям воплотиться в деятельности. Это методы и приемы самонаблюдения, самоорганизации и самоконтроля, среди которых ведущим являлся метод ведения дневника. По мере появления изменений у участников возрастало понимание того, что для исправления своей жизни необходимо осознанное и ответственное отношение к работе с дневником как основным инструментом формирования у себя трезвенных убеждений.
Способы социально-коммуникативной деятельности, такие как участие в диалоге, высказывание в группе, распределение ответственности при проведении совместных событий, участники освоили в условиях организации их активного взаимодействия с членами приходского общества «Трезвение», являющегося частью евхаристического собрания. Общаясь с членами общества, живущими трезво, наблюдая их взаимодействие между собой, откликаясь на приглашения принять посильное участие в организации простейшего дела, участники восстанавливали или обретали умения формулировать вопрос, суждение, возражение, просьбу, благодарность, услышать собеседника и пр., не прибегая к все упрощающим формулам алкогольного поведения. Среди событий, организованных совместно с обществом «Трезвение» и оказавших значительное влияние на восстановление функций общения участников, базовыми были чаепития. Трапеза как универсальная, архетипическая, форма культурной коммуникации утратила в представлениях страждущих и их семей
свой социокультурный смысл до того, как они пришли на занятия — представление о трапезе было искажено алкогольными ритуалами и их следствиями. В этой простой форме застольного общения участники получили практический опыт трезвого поведения, который отсутствовал в их повседневной жизни.
Элементарные приемы конструктивного взаимодействия участники перенесли в семью. На основе полученных представлений о иерархическом устройстве традиционной семьи участники перераспределили зоны ответственности в доме и ясно сформулировали свою задачу в качестве члена семейной общности — малой церкви.
Результатом, отличающим данные курсы от известных нам светских программ, является получение участниками начальных навыков духовной и церковной жизни. Совместная молитва в начале и в конце каждого занятия, беседы со священником познакомили со способами обращения к Богу. После того как участникам стало понятно, как достигать трезвости и искать Спасения через покаяние в традициях православия, некоторые из числа ранее крещенных впервые получили опыт исповеди и причастия.
Ценностные ориентации изучались на основе анализа дневников [4, с. 133-149]. В ходе занятий система ценностей конкретизировалась, обогатилась такими ценностями, как трезвость, общность людей, семья, христианский путь Спасения. Осознав, что все поступки, совершаемые человеком в жизни, являются грехами или добродетелями, участники получили инструмент оценки собственных поступков с нравственной точки зрения.
Интегральным качественным результатом, который объединяет названные показатели, можно считать решение человека войти в состав общества «Трезвение», найти в нем посильное дело, принести обет трезвости.
Теперь необходимо привести количественные данные по этой исходной форме трезвенного просвещения. С 2004 по 2017 г. участие в курсах приняли 2 662 человека. В разные периоды состав участников, структура просветительской деятельности и доля выпускников, давших обет трезвости, были разными. Сопоставительный анализ позволяет выделить несколько этапов становления практики трезвенного просвещения.
Первый этап (до 2004 г.) состоял в поиске способов противодействия алкоголизму на основе эмпирических методов. Преобладали наблюдение, феноменологический анализ, пробы методических приемов из разных концептуальных систем. Общество «Трезвение» еще не привлекалось к проведению занятий, члены семей страждущих не участвовали в них. Первый обет трезвости в 1999 г. приняли три человека. Тем не менее в 2003 г. количество давших обет выросло до 23 человек.
Второй этап (2004-2010 гг.) был связан с разработкой методологии, систематизацией и апробацией опыта утверждения трезвости.
Важную роль на этом этапе сыграли организованный автором межрегиональный семинар по разработке теории трезвенного просвещения (2009-2012) и создание по инициативе автора Попечительства о народной трезвости в Свердловской области (2008) как общественно-государственного движения, беспрецедентного механизма взаимодействия власти, общества и Церкви.
К 2010 г. сложилась ныне действующая модель содержания и организации курсов с привлечением общества «Трезвение» и активным участием родственников страждущих (40% и более от общего числа).
Курсы за эти годы прошли 1446 человек. В 2010 г. 5,5% выпускников после занятий вступили в Общество Трезвения с принесением обета трезвости. Остальные получили информацию о календаре событий, организуемых обществом (День Трезвости, Дни памяти святых покровителей трезвости, проекты, семинары, конференции и пр.), и многие стали участниками этих событий.
Третий этап продолжался с 2011 г. по 2012 г. и состоял в расширении пространства курсов трезвенного просвещения. Общество «Трезвение», ставшее в 2011 г. приходским в храме Святителя Николая Чудотворца при УГГУ активно участвовало не только в проведении занятий для страждущих, но и в сопровождении просветительских проектов. Попечительство о народной трезвости оказало поддержку масштабным проектам: «Будь здоров!», «Международная летняя школа трезвости», с оргкомитетами которых состоялось знакомство на курсах. Курсы прошли 294 участника. В Общество Трезвения с принесением обета трезвости вступили 10,8% от общего числа участников в 2011 г., 15,2% — в 2012 г. Это был период максимальной эффективности курсов по данному показателю. Общество «Трезвение» как субъект трезвенного просвещения при поддержке Попечительства предоставило возможность людям реализовать себя в масштабных многофункциональных трезвенных проектах для детей и молодежи. Сложились условия для становления православной трезвенной со-бытийной общности, принадлежность к которой была привлекательна и доступна для людей, борющихся с пороком пьянства.
Четвертый этап продолжается с 2013 г. по настоящее время. Это период возникновения новых субъектов трезвенного просвещения и расширения их сетевого взаимодействия. Общество «Трезвение» стало не единственной общностью, в которую могут войти участники занятий. Перед ними открывается насыщенный календарь трезвенных событий, предлагается посильное дело на приходе, в социальных и образовательных проектах, не требующих принесения обета трезвости. Все это закономерно привело к сокращению доли вступающих в общество «Трезвение» с 8,8% в 2013 г. до 1,3% в 2017 г. Количество принесенных обетов больше не является интегративным формальным показателем эффективности трезвенного просвещения в рамках курсов.
Актуальными показателями становятся появление новых субъектов этой деятельности, инициирование трезвенных событий и количество их участников.
Становление и развитие субъектов трезвенного просвещения происходит в условиях распространения богословско-педагогической методологии и оказания методической поддержки со стороны автора и его коллег. С 2013 г. во всех федеральных округах РФ осуществляется сетевое взаимодействие в формах семинаров, конференций, обучающих программ. За это время подготовлено 965 социальных работников, 81 сертификат получили новые ведущие курсов, более 100 координаторов внутри церкви по утверждению трезвости получили методическую поддержку, на приходах созданы около 30 новых обществ трезвости, которые вошли в сложившееся еще в 2005 г. Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» под председательством автора.
Опыт автора позволил ему стать инициатором создания и соавтором содержания Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма [7], породившей важные организационные решения.
Субъекты трезвенного просвещения развиваются, приобретают новые качества. Исследование 20 приходских обществ трезвости [2] позволило выявить несколько восходящих уровней субъектности (эмпирический, онтологический, научно-практический), на каждом из которых происходит усложнение структуры, развитие организации и расширение функций. Чем выше уровень субъектности приходского общества трезвости, тем полнее содержание совместного бытия. Так, общество «Трезвение» было организовано в 1996 г. как внутрицерковное объединение, положившее начало практике молебнов с чинопоследованием принятия обета трезвости. Это общество, приняв предложенные автором принципы и методологию, утвердило соответствующий им Устав и стало открытым для взаимодействия вне церковной среды, в частности, для трезвенного просвещения страждущих в рамках курсов и сопровождения после их окончания. С 2011 г., преобразовавшись в приходское общество при храме Святителя Николая Чудотворца, оно стало осваивать разнообразные формы диалога с приходом и населением вне Церкви. Общество «Трезвение» достигло высокого — научно-практического — уровня субъектности. Субъектом просвещения является не кто-то конкретный внутри или вне общества, а само общество трезвости — православная педагогическая среда, в которой происходит раскрытие образа Божия в человеке, восстановление человеческой природы, органической иерархичности телесного, душевного и духовного, воспитание добродетели трезвения.
Исследование в 2018 г. пятисот субъектов трезвенного просвещения внутри церкви (обществ, согласий, центров) выявило следующее распределение: 1% достиг научно-практического уровня, 5% — онтологического, остальные находятся на эмпирическом, требующем освоения методологии и принципов трезвенного просвещения.
С появлением на приходе храма Святителя Николая Чудотворца общества «Трезвение», и особенно с возрастанием его уровня субъектности, изменилась и структура самого прихода. Прихожане, многие из которых являются выпускниками курсов для страждущих и их семей, перешли от наблюдения деятельности общества и соработничества с ним к самоорганизации. Так, в 2016 г. на приходе учредили общины, в одну или несколько из которых вошел каждый прихожанин. В 2018 г. согласованно работают 25 общин. Участие в общине дает прихожанам возможность принадлежности и самоидентификации в небольшой, соразмерной их коммуникативным и деловым возможностям, событийной общности внутри евхаристического собрания большого прихода. С 2014 г. развивается детско-взрослое сообщество «Братство православных следопытов», реализующее сочетание технологии скаутинга и православного содержания деятельности.
Такая общность, как Попечительство о народной трезвости, также прошла путь развития от объединения социально активных людей из разных сфер деятельности, нацеленных преимущественно на контроль и ограничение
алкогольной ситуации, к становлению субъектом трезвенного просвещения. Результатами реализации принципа соработничества в деятельности Попечительства стали не только правовые, ограничительные и медицинские меры, но и поддержка принципиально новых, уникальных региональных и межрегиональных проектов «Будь здоров!» и «Международная летняя школа трезвости», в которых создаются условия для зарождения новых субъектов трезвенного просвещения, объединяющих детей, молодежь, семьи.
Проект «Будь здоров!» — система многофункциональных конкурсов для школьных классов — реализуется в регионе с 2005 г. К 2012 г. сложилась действующая модель проекта, максимально воплощающая богословско-пе-дагогические принципы трезвенного просвещения. В содержании проекта принцип достижения трезвости устойчиво преобладает над принципом избегания зависимости. Учащиеся совместно с педагогами, родителями, при обязательном участии священнослужителя, в ходе конкретных дел моделируют образ здоровья человека, включая духовный уровень и трезвость как составляющую духовного здоровья. Школьники проектируют свое образовательное, профессиональное, личностное будущее, что является условием осмысленности жизни и придания текущему ее моменту контекста и временной перспективы как профилактики возникновения зависимостей. Принцип просвещения, а не формального информирования был поддержан методами диалога и создания со-бытийной общности. Принцип событийности обеспечивается годовым циклом событий и укладом жизни класса, принятым по условиям конкурса. Соработничество общества, власти и Церкви породило этот проект и обеспечило все его условия. За весь период в проекте приняли участие 2231 класс, с 2012 г. — 1381 класс из более чем 20 муниципальных образований, в которых обучалось 29 242 учащихся 7-9-х классов. Эти дети получили опыт проектирования своего и совместного будущего в духовном пространстве православной культуры.
Детско-взрослое сообщество временного поселения участников «Международной летней школы трезвости» — уникальная общность. Первоначально слеты всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» проходили в местах подвигов праведного Симеона Верхотур-ского (с. Меркушино) и носили достаточно ограниченный характер. Когда проявился интерес к слету со стороны светской трезво-ориентированной общественности, возникла необходимость изменить формат его проведения. Местом проведения был выбран берег озера Увильды, а формой — временное поселение. От палаточного лагеря эту форму отличает структура, воспроизводящая основные черты традиционного человеческого поселения, — наличие сакрального пространства — храма, управляющего и информационного центра, жизнеобеспечивающих служебных помещений и территорий, образовательной среды, детского сада, рекреационной территории, рационально организованных жилых (палаточных) пространств, торгового центра и пр. Структура поселения соотносится с его укладом — ежедневные и праздничные церковные события, молебны с чинопоследованием принесения обета трезвости, образовательные, трудовые и пр. совместные дела. С 2012 г. под руководством автора магистрантами и аспирантами УрГПУ, УГГУ проводятся
богословско-педагогические исследования воздействия среды временного поселения и со-бытийной общности трезвящихся людей на формирование у них трезвенного мировоззрения. Оказалось, что наибольшее влияние на приобретение трезвенных убеждений у взрослых и формирование устойчивости у детей оказывает именно опыт проживания совместной трезвой жизни, а не отдельные информационные сообщения, хотя на каждом слете работает от 10 до 12 тематических направлений, где обучающие интерактивные программы реализуют 30-40 опытных научно-педагогических работников и священнослужителей. В период с 2012 по 2017 гг. участниками трезвенной школы стали 5818 взрослых и детей, принято 544 обета трезвости. География участников связана с просветительской деятельностью Иоанно-Предтеченского братства: Челябинская, Свердловская, Тюменская, Томская, Новосибирская, Курганская, Московская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский АО, республика Удмуртия, Беларусь, Украина, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и др., а в предоставлении преподавательских кадров участвуют Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, русская зарубежная Церковь.
Появление таких общностей, как общества и братство «Трезвение», Попечительство о народной трезвости, детско-взрослые сообщества названных проектов, стало возможно благодаря условиям, созданным на основе принципов и методологии трезвенного просвещения.
Еще один ракурс представления результатов трезвенного просвещения — это оценка событий, которые оказались возможны благодаря выбранному подходу. Субъекты трезвенного просвещения стали инициаторами таких событий, как проблемно-тематические семинары, секции Рождественских чтений, конференции, которые расширили круг участников и идей за счет привлечения вузовской аудитории — преподавателей, магистрантов и аспирантов УрГПУ УГГУ. В этих событиях сформировалось сообщество исследователей трезвенной проблематики.
События проектов «Будь здоров!», летней школы трезвости способствовали формированию подростковых, молодежных и разновозрастных активов, готовых под научным богословско-педагогическим руководством к разработке и осуществлению новых культурных практик трезвенного просвещения.
Одним из видов событийности, позволяющих приобщить большое количество людей к ценности трезвения, стали интерактивные выставки и антропо-педагогические методики работы с посетителями. Первая проба состоялась в 2009 г. — фотовыставка мероприятий общества «Трезвение». К 2012 г. была сформулирована богословско-педагогическая концепция выставки как языка и средства организации духовно-ориентированного диалога и формирования трезвенной общности. Идея воплощена в методах работы с экспозицией «Человеческий потенциал России» (составитель прот. Илья Шугаев). В 2013 г. разработана выставка «Радость трезвой жизни» как культурный инструмент свидетельствования о Христе радостью трезвой жизни. Выставку за 2014-2017 гг. увидели более 1800 человек.
Информационно-просветительский кластер «Живем трезво» — современный выставочный комплекс, в котором содержание, оформление, педаго-
гические методы, информационные технологии проведения встреч с детьми и взрослыми подобраны на основе методологии трезвенного просвещения. За 14 месяцев 2016-2018 гг. 11 603 посетителей были вовлечены в различные виды деятельности на таких авторитетных площадках, как Духовно-просветительский центр «Царский», Дворец молодежи, Экспоцентр и др.
Календарным событием, интегрирующим различные формы трезвенного просвещения и объединяющим всех его субъектов, является День трезвости.
В заключение приведем статистические данные по некоторым показателям деятельности обществ трезвения в масштабах Российской Федерации, взятые из отчета автора как председателя Иоанно-Предтеченского братства Трезвение и руководителя Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости В. К. Доронкина Председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
На протяжении ряда лет Уральский федеральный округ, где системно ведется трезвенное просвещение в названных формах, существенно и устойчиво превосходит другие округа по количеству людей, охваченных массовыми мероприятиями и профилактическими проектами, направленными на утверждение трезвости, и количеству людей, давших обет трезвости. Это закономерный результат того, что в Уральском округе получили подготовку 74% от общего числа участников обучающих семинаров автора в 2015-2017 гг. По данным 2016 г. количество принятия обетов трезвости — 1224 — самое большое среди всех округов, и самое большое количество людей, охваченных массовыми мероприятиями и профилактическими проектами — 22 205.
Приведем информацию для сравнения по другим округам. В Приволжском это соотношение — 11% обучившихся / 571 обетов / 10 123 участников мероприятий. В Сибирском — 8% / 130 / 4923. В Дальневосточном — 3% / 42 / 2850.
В Центральном и Северо-Западном округах также значительное количество людей вовлечено в массовые мероприятия и профилактические проекты (в 2016 г. 8744 и 4435, соответственно), а также принимают обеты трезвости (в 2016 г. 378 и 512, соответственно) однако результат связан с деятельностью многих субъектов трезвенного просвещения помимо автора, тогда как Уральский, Сибирский и Приволжский округа основную методологическую поддержку получили от автора.
Данные позволяют заключить, что подготовка на семинарах обеспечивает освоение богословско-педагогических принципов трезвенного просвещения и качество деятельности.
Проследив восхождение от исходной формы трезвенного просвещения — краткосрочных курсов для страждущих и их семей — к сложным полифункциональным проектам и общностям, в которых складываются новые субъекты трезвенного просвещения и события, мы видим реализацию бого-словско-педагогических принципов, что позволяет говорить о закладывании основ системы трезвенного просвещения.
Нельзя сказать, что в процессе построения этой системы мы не сталкивались с затруднениями, проблемами и рисками, о которых, возможно, следует написать отдельную статью. Вместе с тем, обобщая, можно утверждать, что
источником проблем была нечувствительность к методологии и принципам трезвенного просвещения, тогда как последовательность в реализации бого-словско-педагогических принципов и методологии этой деятельности способствовала названным выше результатам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев Н., протопр. Единое евхаристическое собрание древней Церкви: Приложение к докторской диссертации Ecclesia Spiritus Sancti // Вестник русского христианского движения. — 2010. — № 2 (197). — С. 11-46.
2. Бачинин И. В. Как создать общество трезвости на приходе. Методическое пособие. Синод. отд. по церков. благотворительности и соц. служению Русской Православ. Церкви. 2-е изд. — М.: Лепта-Книга, 2011.
3. Бачинин И. В. Обоснование антропологического содержания понятия «трезвость» // Вестник ПСТГУ Сер. 4: Педагогика. Психология. — 2014. — Вып. 3 (34). — С. 56-71.
4. Бачинин И. В. Педагогические условия организации помощи взрослым в избавлении от негативных зависимостей в традициях православия: монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2014.
5. Бачинин И. В. Приходское общество трезвости как субъект религиозно-нравственного просвещения: дис. ... магистра богословия. — СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2014.
6. Бачинин И. В. Теория и практика трезвенного становления личности в традициях православия: монография. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015.
7. Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма // Официальный сайт Московского Патриархата. — URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html (дата обращения: 12.04.2018).
8. Кузнецова О. В. Вопрос о евхаристическом собрании в православном богословии ХХ века // Альманах Казанской духовной семинарии Православный собеседник. — Вып. 1 (23). — 2013. — С. 85-92.
9. Никифор Уединенник. Слово о трезвении и хранении сердца многополезное // Добротолюбие. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/16 (дата обращения: 12.04.2018).
10. Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы. Наставления безмолвствующим, в сотне глав // Добротолюбие. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/ dobrotoljubie_tom_5/23 (дата обращения: 12.04.2018).
11. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве // Добротолюбие. — URL: https://azbyka. ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/15 (дата обращения: 12.04.2018).
12. Преподобный Филофей Синайский. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_3/30 (дата обращения: 12.04.2018).
13. Св. преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления // Добротолюбие. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_4/2#sel= (дата обращения: 12.04.2018).
14. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. — Екатеринбург: Изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
15. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. — М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.