УДК 37.013.42:37.037
ББК Ч420.055 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.01
Бачинин Игорь Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: prosvetcentr@mail.ru
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: nkbv@mail.ru
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трезвенное просвещение; технологии предупреждения негативных зависимостей у детей и подростков; взаимодействие светских и религиозных организаций.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения в статье является описание заключительного мероприятия в рамках проекта, получившего поддержку Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». Название проекта - «Сетевое взаимодействие светских и религиозных организаций в подготовке педагогов, специализирующихся на профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей среди подростков группы риска». Цель статьи - на основе материалов докладов участников конференции раскрыть современные технологии в сфере трезвенного просвещения. Материалы конференции позволили обобщить инновационные формы и методы трезвенного просвещения детей и подростков, сформулировать методические подходы и решения в создании социального партнерства семьи, дошкольных и школьных образовательных организаций, светских и религиозных организаций в предупреждении негативных зависимостей у детей и подростков. По результатам работы конференции сделаны выводы о необходимости системного подхода к организации трезвенного просвещения, обобщающего традиции отечественной культуры, теоретические исследования и инновационные практики трезвенного просвещения подрастающего поколения, включающего систему формирования у педагогов - будущих специалистов в сфере духовно-нравственного воспитания профессиональных компетенций, позволяющих им обучать подростков и молодежь умениям конструктивно решать свои жизненные задачи, содействовать формированию в подростковой и молодежной среде ценности здорового образа жизни.
Bachinin Igor Vladimirovich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kuprina Nadezhda Grigorievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION TO PREVENT ADDICTION DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
KEYWORDS: sobriety education; prevention technology of addictions of children and adolescents; interaction of secular and religious organizations.
ABSTRACT. The goal of the article is to describe the final event in the framework of the projects supported by the International open grant competition "Orthodox Initiative". The name of the project is "Cooperation between secular and religious organizations in the training of teachers specializing in the prevention of alcohol and nicotine addiction among adolescents at risk." The article is based on reports of the conference participants and uncovers the advanced technologies in the field of sobriety education. The results are the following: the conference papers allowed to generalize innovative forms and methods of sobriety education for children and adolescents, to formulate the methodological approaches and solutions in the creation of social partnership of family, preschool and school educational organizations, both secular and religious, in prevention of addictions of children and adolescents. According to the results of the conference, conclusions are made about the need for a systematic approach to the organization of sobriety education, summarizing national culture traditions; for theoretical research and innovative practice of the younger generation, including formation of professional competencies of the teachers-experts in the field of spiritual and moral education that enable them to teach adolescents and young people to solve their problems, and to promote the formation of the values of a healthy lifestyle.
"I C\ октября 2016 г. в Духовно-про- негативных зависимостей у детей и подростА. ^светительском центре «Цар- ков». Организаторы конференции - препо-ский» (по адресу: г. Екатеринбург, ул. Цар- даватели кафедры эстетического воспитания ская, 8) прошла Всероссийская научно-прак- Института педагогики и психологии детства тическая конференция «Опыт реализации УрГПУ. Конференция стала заключитель-педагогических технологий предупреждения ным этапом в реализации проекта «Сетевое
© Бачинин И. В., Куприна Н. Г., 2016
взаимодействие светских и религиозных организаций в подготовке педагогов, специализирующихся на профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей среди подростков группы риска», получившего поддержку международного открытого гранто-вого конкурса «Православная инициатива».
В рамках проекта реализована программа курсов повышения квалификации «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций», концепция которой «основана на идеях отечественных философов о понятии «трезвость» как важнейшей ценности православного сознания» [10, с. 158], разработано методическое сопровождение воспитательной работы по данному направлению. Цель конференции -подведение итогов проведенных грантовых мероприятий и обобщение практического опыта в сфере трезвенного просвещения. На конференции были вынесены следующие вопросы для обсуждения:
• опыт взаимодействия светских и религиозных организаций в социально-педагогическом проекте «Будь здоров!»,
• содержание и формы реализации культурно-исторических, художественно-творческих, спортивных мероприятий в проекте «Будь здоров!»,
• инновационные формы и методы трезвенного просвещения детей и подростков в воспитательной работе школы,
• методические решения в создании социального партнерства семьи, школы, светских и религиозных организаций в предупреждении негативных зависимостей у детей и подростков,
• мониторинг работы по профилактике негативных зависимостей у несовершеннолетних.
К участию в работе конференции были приглашены представители городской администрации, представители Русской православной церкви, слушатели курсов повышения квалификации, педагоги системы общего, профессионального и дополнительного образования, студенты, специалисты по социальной работе, журналисты.
Почетным гостем конференции стал министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю. И. Бик-туганов, который обратился с приветственным словом к участникам конференции. В своей речи Ю. И. Биктуганов отметил актуальность работы по трезвенному просвещению, подчеркнул значимость объединения усилий в этом направлении педагогической общественности и религиозных организаций. В истории русской православной церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт духовно-нрав-
ственной жизни и поддержания идеалов трезвости. Необходимо учитывать исторический опыт, возрождать традиции трезвенного просвещения, наполняя их новым, современным содержанием. Обобщить, осмыслить сложившиеся издавна традиции трезвенного просвещения и реализовать их в конкретной работе - вот одна из важнейших задач современного трезвенного движения. Для этого необходимо объединение усилий государства, церкви, педагогической общественности - всех, кто хочет видеть свою страну сильной и свободной.
В пленарной части конференции с докладами выступили: директор Института педагогики и психологии детства, д-р пед. наук, профессор С. А. Новоселов, зав. кафедрой эстетического воспитания, д-р пед. наук, профессор Н. Г. Куприна, доцент кафедры эстетического воспитания, канд. пед. наук, магистр богословия И. В. Бачинин, доцент кафедры эстетического воспитания, канд. пед. наук С. Т. Погорелов, начальник учебного отдела Муниципального бюджетного учреждения «Развивающее образование», канд. филос. наук Е. Н. Плотникова.
В своем выступлении С. А. Новоселов охарактеризовал работу по профилактике негативных зависимостей у подрастающего поколения как значимый компонент современной системы образования и воспитания. Устойчивость к негативным зависимостям является основой развития личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья. В докладе С. А. Новоселова были раскрыты методологические основы воспитательной работы по трезвенному просвещению, отражена история разработки коллективом кафедры эстетического воспитания и реализации с 2010 г. программы магистратуры «Педагогика духовно-нравственного воспитания» (направление - «Педагогическое образование»). С. А. Новоселов подчеркнул, что идея взаимодействия систем светского и религиозного образования является концептуальной идеей обучения по данной программе, что выражается в постоянном обмене опытом с ведущими учеными, специалистами, сотрудниками Русской православной церкви, привлекаемыми к участию в различных мероприятиях (стажировки, образовательные семинары, научно-практические конференции, социальные проекты).
В пленарном докладе И. В. Бачинина были раскрыты социально-психологические причины «бегства многих современников в область алкогольных или наркотических иллюзий». Это связано с разрушением нормативных и ценностных ориентаций в современном обществе, формированием
идеологии потребительства, культа материального преуспевания. Молодежь, особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий - попадают в различные виды негативных зависимостей, в зону социального риска. Очевидно, что работа по предупреждению и профилактике негативных зависимостей окажется эффективной только в том случае, если будет основываться на четкой системе духовно-нравственных ценностей, на понимании трезвости как нравственной основы личности, что позволит ей сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. В выступлении И. В. Бачинина было представлено содержание информационно-просветительского кластера «Живем трезво!», объединяющего усилия церкви и государственной власти, бизнеса и общественных структур с целью утверждения трезвости как нормы жизни. В содержании кластера отражен отечественный опыт взаимодействия государства и русской православной церкви в трезвенном просвещении населения: на исторических примерах показаны способы профилактической и воспитательной деятельности отдельных просветителей (педагогов, врачей, священников и др.), общественных организаций, обществ трезвости. Докладчик подчеркнул, что возрождение педагогики православия, утверждение ее ценностных оснований в образовании и воспитании подрастающего поколения необходимо нашему обществу, особенно в условиях противоречивых морально-нравственных тенденций, существующих в нем на современном переходном этапе. «Все, что воспитывает духовный характер человека, - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами» [13, с. 23].
В докладе С. Т. Погорелова проблема трезвенного просвещения была рассмотрена в контексте духовно-нравственного воспитания гражданина России. Докладчик представил развернутый анализ понятия «трезвость», которое в православной традиции характеризуется как «ум, стоящий на страже сердца», и раскрывается как глубинный, духовный стержень личности, защищающий ее от разрушения внешними силами и собственными инстинктами. С. Т. Погорелов охарактеризовал трезвенное просвещение как необходимое условие становления гражданского общества в Рос-
сии, подчеркнув, что отсутствие системы трезвенного просвещения имеет своим следствием неэффективность и процесса становления гражданской позиции личности, встречающей психологические, педагогические и социальные препятствия. Трезвенное просвещение как основа гражданственности осуществимо только в социуме, только на основе интеграции усилий семьи, школы, церкви, здравоохранения, силовых структур, СМИ, культуры, общественности. Для осуществления такой интеграции необходимы выработка общего понимания проблемы, единого языка описания явлений негативных зависимостей и трезвенного просвещения, организация постоянного мониторинга распространенности негативных зависимостей в различных социальных группах, прежде всего среди детей, подростков, учащейся молодежи.
В выступлении Е. Н. Плотниковой были раскрыты возрастные особенности трезвенного просвещения в семье, в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Основу трезвенного просвещения в семье с момента рождения ребенка, по мнению докладчика, составляет обеспечение системы эмоциональной регуляции, связанной с привязанностью ребенка и матери. При нормальном эмоциональном развитии ребенок научается находить утешение, поддерживать свое хорошее настроение, бодрость, вдохновение, понимать эмоциональное состояние другого человека, со-радываться ему или проявлять сочувствие разными способами - пассивным состраданием и активным содействием. Деформация отношений ребенка со значимыми взрослыми в семье и является основой возникновения в дальнейшем различных негативных зависимостей как неосознанного способа поиска эмоционального эквивалента гармоничного состояния, не заложенного в детстве в психологическую основу личности. В этой же логике, по мнению докладчика, необходимо выстраивать и систему трезвенного просвещения детей и подростков в детском саду и школе. Основу этой работы составляют не разговоры о трезвости а прежде всего формирование в каждом возрасте на основе ведущей деятельности качеств, свойственных трезвому человеку, -саморегуляции, самоопределения, самопроектирования будущего.
В докладе Н. Г. Куприной были охарактеризованы технологии трезвенного просвещения, связанные с использованием художественных средств: художественное переживание, диалоговые обсуждения просмотренных кинофильмов, эмоционально-образная визуализация проблемных ситуаций, образное моделирование ценностного
поведения в творческой деятельности (создание медиапрезентаций, слайд-фильмов, медиароликов, выполнение творческих заданий, самовыражение в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и пр.). Докладчик представил примеры обращения к художественной культуре России в социально-педагогических проектах, направленных на нравственно-патриотическое воспитание и трезвенное просвещение подростков.
Во второй части конференции состоялась презентация методической продукции, разработанной педагогами кафедры эстетического воспитания на средства Международного гранта «Православная инициатива».
В пособии Е. Н. Бородиной «Наследие» обобщен опыт нравственно-патриотического воспитания детей в художественно-игровой деятельности. Описана авторская методика, представлены оригинальные творческие задания для детей, основанные на проблемных игровых ситуациях, образном моделировании, художественном переживании, ценностно-смысловом анализе содержания художественных произведений. Пособие адресовано студентам педагогических вузов - будущим педагогам периода детства, родителям, педагогам дошкольных образовательных организаций, преподавателям системы дополнительного образования [6].
Содержание монографии С. Т. Погоре-лова «Теория и практика духовно-нравственного воспитания детей и подростков» является результатом исследований, проводимых в рамках деятельности научно-исследовательской Лаборатории духовно-нравственного воспитания при кафедре эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства УрГПУ в сфере предупреждения негативных зависимостей несовершеннолетних на основе духовно-нравственного и трезвенного просвещения [14].
В пособии Н. Г. Куприной «Духовно-нравственное воспитание детей в традициях народной педагогики» изложены современные подходы к проблеме опоры на традиции народной педагогики в духовно-нравственном воспитании современного ребенка. Раскрыта актуальность фольклорного мышления для ребенка-дошкольника, описаны методы и приемы организации развивающей художественно-игровой деятельности на основе игровых моделей детского фольклора. Учебное пособие предназначено для студентов педагогического вуза, педагогов дошкольных образовательных учреждений, специалистов в области художественного образования, педагогики и психологии детства [9].
В пособии И. В. Бачинина «Теория и практика трезвенного просвещения: опыт
обращения к педагогике православия» обобщены материалы лекционных и практических занятий, проводимых по дисциплине «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних» для студентов Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Содержание дисциплины связано с освоением студентами понятия «трезвость» как важнейшей ценности православного сознания, формированием профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения и личных трезвеннических убеждений [4].
В методических рекомендациях «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций», составителями которых являются И. В. Бачинин, Н. Г. Куприна, С. Т. Погорелов, обобщен опыт работы Института педагогики и психологии детства УрГПУ в сфере трезвенного просвещения детей и подростков. Описаны разделы программы курсов повышения квалификации для педагогов, специализирующихся на профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей среди подростков группы риска, представлены конкретные примеры воспитательных мероприятий социально-педагогического проекта «Будь здоров!» [5].
В сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации педагогических технологий предупреждения негативных зависимостей у детей и подростков» представлены статьи педагогов, работающих в данной сфере: обобщены инновационные формы и методы трезвенного просвещения детей и подростков в воспитательной работе школы, описаны методические решения в создании социального партнерства семьи, школы, светских и религиозных организаций в предупреждении негативных зависимостей у детей и подростков. В сборник вошли статьи педагогов, проходивших курсы повышения квалификации. В статьях описаны примеры совместной воспитательно-образовательной деятельности семьи, системы образования, православных педагогов, направленной на становление духовно самостоятельного, свободного мыслящего человека, способного противостоять любым зависимостям [12].
В процессе работы Круглого стола были обсуждены материалы, представленные в качестве отчетности, педагогами, прошедшими курсы повышения квалификации «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций». Слушателям, предоставившим отчетность, были торжественно вручены сертификаты о прохождении курсов.
В завершении работы конференции для ее участников была проведена экскурсия по выставке «Живем трезво!». В роли комментаторов информационных стендов выступили студенты-волонтеры Института педагогики и психологии детства, в подготовке стендов приняли активное участие сотрудники «Просветительского центра» Т. И. Жгутова, О. Г. Чекедова, преподаватель Института педагогики и психологии детства О. В. Жилина.
По результатам работы конференции сделаны выводы о необходимости системного подхода к организации трезвенного про-
свещения, обобщающего традиции отечественной культуры, теоретические исследования и инновационные практики трезвенного просвещения подрастающего поколения. Данный подход включает систему формирования у педагогов - будущих специалистов в сфере духовно-нравственного воспитания - профессиональных компетенций, позволяющих обучать подростков и молодежь умениям конструктивно решать свои жизненные задачи, содействовать формированию в подростковой и молодежной среде ценности здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Б. Н. Психолого-педагогическое обоснование реабилитации социально дезадаптированных подростков : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
2. Аникин С. С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения: монография. Красноярск, 2004.
3. Бачинин И. В., Терещенко Н. В. Подготовка студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 188-193.
4. Бачинин И. В. Теория и практика трезвенного просвещения: опыт обращения к педагогике православия : метод. пособие для студ. пед. вуза. Екатеринбург, 2016.
5. Бачинин И. В., Куприна Н. Г., Погорелов С. Т. Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций : метод. рекомендации. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
6. Бородина Е. Н. Наследие : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.
8. Губочкин П. И. Психология сознательной трезвости. Рыбинск : Рыбинское подворье, 2001.
9. Куприна Н. Г. Духовно-нравственное воспитание детей в традициях народной педагогики : учеб. пособие для студ. пед. вузов. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
10. Куприна Н. Г., Бачинин И. В. Проведение курсов повышения квалификации «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций» // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 158-164.
11. Куприна Н. Г. Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт взаимодействия светских и религиозных организаций // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 167-171.
12. Опыт реализации педагогических технологий предупреждения негативных зависимостей у детей и подростков : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 12 окт. 2016 г. / отв. ред. Н. Г. Куприна, Л. В. Ясинских. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
13. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви : сб. документов и мат-лов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. XI, 6. Нижний Новгород, 2001.
14. Погорелов С. Т. Теория и практика духовно-нравственного воспитания. Екатеринбург, 2016.
15. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995.
REFERENCES
1. Almazov B. N. Psikhologo-pedagogicheskoe obosnovanie reabilitatsii sotsial'no dezadaptirovannykh podrostkov : dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 1997.
2. Anikin S. S. Informatsionnoe prostranstvo kak faktor stanovleniya trezvennogo mirovozzreniya: mono-grafiya. Krasnoyarsk, 2004.
3. Bachinin I. V., Tereshchenko N. V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k trezvennomu pro-sveshcheniyu detey i podrostkov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 3. S. 188-193.
4. Bachinin I. V. Teoriya i praktika trezvennogo prosveshcheniya: opyt obrashcheniya k pedagogike pra-voslaviya : metod. posobie dlya stud. ped. vuza. Ekaterinburg, 2016.
5. Bachinin I. V., Kuprina N. G., Pogorelov S. T. Trezvennoe prosveshchenie podrostkov v usloviyakh vzai-modeystviya svetskikh i religioznykh organizatsiy : metod. rekomendatsii. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016.
6. Borodina E. N. Nasledie : metod. rekomendatsii po nravstvenno-patrioticheskomu vospitaniyu detey v khudozhestvenno-igrovoy deyatel'nosti. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016.
7. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vos-pitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshchenie, 2009.
8. Gubochkin P. I. Psikhologiya soznatel'noy trezvosti. Rybinsk : Rybinskoe podvor'e, 2001.
9. Kuprina N. G. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie detey v traditsiyakh narodnoy pedagogiki : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016.
10. Kuprina N. G., Bachinin I. V. Provedenie kursov povysheniya kvalifikatsii «Trezvennoe prosveshchenie podrostkov v usloviyakh vzaimodeystviya svetskikh i religioznykh organizatsiy» // Pedagogiche-skoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 8. S. 158-164.
11. Kuprina N. G. Profilaktika negativnykh zavisimostey u podrostkov: opyt vzaimodeystviya svetskikh i religioznykh organizatsiy / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 5. S. 167-171.
12. Opyt realizatsii pedagogicheskikh tekhnologiy preduprezhdeniya negativnykh zavisimostey u detey i podrostkov : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, 12 okt. 2016 g. / otv. red. N. G. Kuprina, L. V. Yasin-skikh. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016.
13. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi : sb. dokumentov i mat-lov yubileynogo Arkhiereyskogo sobora Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. XI, 6. Nizhniy Novgorod, 2001.
14. Pogorelov S. T. Teoriya i praktika dukhovno-nravstvennogo vospitaniya. Ekaterinburg, 2016.
15. Slobodchikov V. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnosti. M. : Shkola-Press, 1995.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов.