Николаенко Ю.П.
ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»
РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Ключевые слова: Активные методы обучения, имитационные методы,
моделирование ситуаций.
Keywords: active learning methods, simulation the methods, simulations.
В ФГОС СПО нового поколения отмечается, что «...образовательное учебное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [1, с.133].
В соответствии с этим мы считаем, что реализация форм и методов активного обучения, которые позволяют студентам применять знания и навыки в практической деятельности является вполне обоснованной.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности - на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками - активные методы обучения делятся на имитационные и не имитационные [3, с.12].
Имитационные методы могут быть игровыми и неигровыми. К игровым относятся: деловые игры, ролевые игры, индивидуальные игровые занятия. К неигровым можно отнести: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач; имитации-упражнения, индивидуальный тренинг.
Не имитационные методы включают проблемные лекции, исследовательский метод, учебную дискуссию, конференции, самостоятельную работу с обучающей программой и др.
На занятиях по дисциплинам экономического цикла нами наиболее часто используются следующие методы активного обучения: деловые и ролевые игры, метод кейсов, метод мозгового штурма.
Деловые игры наиболее близки к реальной профессиональной деятельности обучающихся. В учебной деятельности деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, они позволяют стимулировать внимание и повышают интерес к занятиям, активизируют и обостряют восприятие учебного материала.
В процессе применения значительные результаты дают имитационные деловые игры, сценарий которых, кроме сюжета, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие. Например, мы используем имитационные игры при изучении дисциплин «Менеджмент», «Основы потребительских знаний».
В процессе применения ролевых игр отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей участников экономического процесса [2, с.125]. Примером может служить ролевая игра «Рациональный потребительский бюджет семьи», где каждый студент в рамках своей роли определяет наилучшие пути сбалансирования бюджета.
Разыгрывание ролей не только предоставляет студентам возможность успешно справится с поставленной задачей, но и открывает широкое поле для реализации и развития творчества, стимулирует стремление к самовыражению и самопознанию.
Игровое моделирование ситуаций является важным инструментом при формировании мышления у студентов в процессе изучения дисциплин «Основы экономики» и «Менеджмент». За короткое время студент имеет возможность испытать, как сложится его деятельность при том или ином подходе к решению игровых задач. Знания, которыми владеют участники игр до их начала, дополняются опытом, приобретённым в ходе игры.
Также на занятиях нами широко используется метод кейсов, который позволяет студентам познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решения, разработки стратегии и тактики.
Грамотно составленный кейс провоцирует дискуссию, заставляет студентов обратиться к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придётся столкнуться на практике, кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные, творческие навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения [3, с.30]. На занятиях мы предлагаем студентам конкретные ситуации, помогающие, закрепить теоретические и практические знания по экономическим дисциплинам.
Наибольший интерес у студентов вызывают занятия, в процессе которых используется метод мозгового штурма. Мозговой штурм применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных подходов к ситуации, т. е. задачей является продуцирование идей. Такая организация учебного процесса исключает возможность неучастия в познавательном процессе: каждый студент оказывается в ситуации, когда, получив определённое ролевое задание, он должен по нему публично отчитаться или когда от его деятельности будет зависеть качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Практика показала, что использование активных форм и методов обучения в учебном процессе позволяет развивать у студентов аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.
При проведении анализа занятий с использованием вышеуказанных форм и методов активного обучения, в целом, наблюдается положительная динамика в уровне формирования общих компетенций студентов.
Так анализ результатов работы студентов на практических занятиях с применением кейс - метода показал, что студенты для решения кейса активнее применяют навыки поиска, отбора, предъявления информации. Они научились разворачивать небольшую проблемную ситуацию, выделяя главное и применяя информацию, полученную ранее на других дисциплинах, применять для решения ситуации дополнительные источники информации (нормативно - правовую литературу, справочники, словари и др.).
Наблюдается улучшение в овладении студентами навыками экономического и правового анализа профессионально - трудовых и социально - экономических ситуаций, при их анализе обосновывают свои доводы положениями из нормативноправой документации. Учатся намечать перспективу дальнейшего развития действий той или иной организации, проблемы которой они решают с помощью кейс - метода.
Использование форм и методов активного обучения формирует у будущих выпускников необходимые практические навыки анализа ситуаций и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию, способствует профессиональному становлению студента, является важным шагом на пути овладения научной организацией педагогического труда с целью достижения высокого качества обучения.
Список литературы
1. Андрейченко З. М. Применение компетентностно ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // Среднее профессиональное образование, 2012. № 8. - С.133 - 137.
2. Земцова Н.Ф. Ролевая игра как средство развития профессиональных и коммуникативных компетенций студентов // Среднее профессиональное образование, 2012. № 8. - С.125 - 133.
3. Парамонова Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения: учебное
пособие/Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов. - М.: КНОРУС, 2010. - 416 с.