_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
студентов только силовой индекс оказался выше среднего, а остальные показатели - индекс Кетле, жизненный индекс, индекс Руфье - находятся на среднем уровне. Данные педагогических наблюдений позволили изучить процессы организации системы физического воспитания в социальном колледже РГСУ в течение учебного года, которые использовались для интерпретации результатов обследования.
В социальном колледже Российского государственного социального университета для поддержания и укрепления здоровья студентов были проведены следующие мероприятия: медицинские осмотры периодичностью 1 раз в семестр; вакцинации против гриппа и других заболеваний; оказание первой медицинской помощи; профилактика вредных привычек; распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой; обязательные занятия по физической культуре 2 раза в неделю по 2 часа; занятия в спортивных секциях и в группах спортивного совершенствования по желанию и выбору студентов; участие в спартакиаде университета по массовым и популярным видам спорта. Список использованной литературы:
1. Алифиров А.И. Формирование здорового образа жизни кадетов традиционными средствами физического воспитания казаков (на примере БКК им. М.И. Платонова) / Алифиров А.И. // Человеческий капитал. - № 5.
- 2012 г. - С. 13-18.
2. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. - М.: Мир, - 2006.
- 120 с.
3. Федчук Д.В. Мини-футбол в системе физического воспитания студенток социального вуза / Федчук Д.В. // В сборнике: Социальные технологии в исследованиях молодых ученых Аспирантские чтения. - 2011. - С. 144-149.
© Алифиров А.И., Федчук В.В., 2016
УДК 378
А.С. Анохина
К.б.н., старший преподаватель ФГБОУ ВПО КемГУ, Новокузнецкий институт (филиал) г. Новокузнецк, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ, СЛУХА И РЕЧИ» (ПО ПРОФИЛЮ «ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ»)
Аннотация
В статье обсуждается вопрос использования интерактивных методов обучения. Автор на примере дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» показывает возможности формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов первого курса по профилю «Дошкольная дефектология» с использованием интерактивных методов обучения.
Ключевые слова
Компетентностный подход, интерактивные методы обучения, общекультурные и профессиональные компетенции, подготовка бакалавров, дошкольная дефектология, анатомия, физиология,
патология органов зрения, слуха и речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения под компетенцией понимается «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Принципиально новая составляющая результата образования, нашедшая отражение в ФГОС ВПО - наличие у выпускника практического опыта. Требования к результатам освоения основной образовательной программы по всем специальностям представлены общекультурными (ОК) (универсальными, надпредметными) и профессиональными компетенциями (ПК) (предметно-специфическими, предметно-специализированными).
Общекультурные компетенции переносимы и менее жестко привязаны к объекту и предмету труда. Под общекультурной компетентностью понимается способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. ОК характеризуют уровень квалификации выпускников по таким критериям, как широта полномочий и ответственности. ОК во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных направлений подготовки (специальностей). Профессиональную компетентность рассматривают как важнейший компонент профессионального образования, как интегральную характеристику личностных и деятельных качеств будущего бакалавра, отражающую не только уровень его знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность позволяет выпускнику адекватно интегрироваться в социальное пространство и, занимаясь определенного рода деятельностью, направить свое воздействие на окружающую природную, социальную среду и различные общественные отношения.
Внедрение ФГОС ВПО на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.
В качестве способа передачи информации при традиционной организации учебного процесса используется односторонняя форма коммуникации. Для нее характерна трансляция преподавателем информации и ее последующее воспроизведение обучающимся. Последний находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. При этом уже не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию (например, ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала). Иногда возникает двусторонняя коммуникация (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос). Такие формы коммуникации не отвечают принципам компетентностного подхода.
Сущность принципиально другой формы - многосторонней коммуникации - предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний [1].
При организации процесса обучения переход на компетентностный подход предусматривает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. В учебном процессе удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
Интерактивные методы (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) - методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Паниной Т. С., Вавиловой Л. Н. [2] интерактивное обучение рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя.
Каждый вносит индивидуальный вклад в совместную деятельность, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая, а также проектная работа, ролевые игры, ведется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи, принципах взаимодействия. Создаваемая среда образовательного общения, характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
возможностью взаимной оценки и контроля [3].
Интерактивные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые. К игровым интерактивным методам обучения относят деловую учебную игру, ролевую игру, психологический тренинг, к неигровым - анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения.
К числу активных и интерактивных методов обучения относится интерактивная лекция. Она объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Формат интерактивной лекции имеет смысл использовать в тех случаях, когда предметный эксперт является носителем уникальной информации и когда ресурс времени и других информационных источников ограничен (проблемная лекция, лекция-консультация, лекция - пресс-конференция, лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-провокация, лекция-исследование, лекция-визуализация и др.) [3].
В профессионально-педагогической подготовке формированию общекультурных и профессиональных компетенций придается большое значение. В профессиональном образовании выбор методов формирования компетенций во многом зависит от тех приоритетных функций, которые выполняет каждая из них: обучающая, развивающая, воспитательная, информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, технологическая, прогностическая, когнитивная. При этом следует помнить, что во ФГОС третьего поколения красной нитью проходит необходимость использования активных и интерактивных методов обучения.
В процессе обучения студентов по профилю «Дошкольная дефектология» создаются условия и применяются технологии, которые оптимизируют процесс формирования компетенций.
Приведем примеры интерактивных методов обучения, используемых при формировании компетенций при изучении дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи».
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
-положения учения об анализаторах; современные представления о сенсорных системах;
- направления профилактики и коррекции зрительных, слуховых и речевых нарушений у детей;
- строение, функциональное состояние и патологии органов слуха, зрения и речи; современную медико-психолого-педагогическую классификацию различных форм нарушения зрения, слуха и речи.
Уметь:
- оценивать новую информацию в естественнонаучной области знаний и давать ей интерпретацию, используя знания о закономерностях филогенеза и онтогенеза органов слуха, зрения и речи;
- ориентироваться в медицинском диагнозе при выборе метода коррекции дефекта;
-интерпретировать данные медицинских карт лиц с нарушениями зрения, слуха и речи.
Владеть:
- обще учебными и исследовательскими навыками: выделять основные мысли, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, закономерности, устанавливать противоречия в них;
- навыками проведения профилактических и гигиенических мероприятий для предотвращения нарушений слуха, зрения и речи;
- навыками исследования слуховой, зрительной и речевой функций простыми и доступными средствами, интерпретировать полученные сведения для выбора педагогической коррекции и проведения профилактических и простейших гигиенических мероприятий.
-ориентировкой в дифференциальной диагностике проводящих и воспринимающих отделов слуховой и зрительной систем.
С позиций компетентностного подхода студент, изучивший дисциплину должен овладеть следующими компетенциями:
- общекультурными: способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способен к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4); готов к овладению средствами самостоятельного, методически правильного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-профессиональными: способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).
Так, например, для формирования ОК-4 используются такие интерактивные методы как проблемная лекция, демонстрация учебных фильмов, дискуссия.
Овладеть компетенцией ОК-8 студенты смогут в результате использования сочетания названных выше методов с такими как метод ситуационного анализа (case-study), работы в малых группах.
Способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12) формируется в результате использования методов и приемов проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); метода кейсов, круглого стола, мозгового штурма.
Далее мы приведем примеры применения на учебных занятиях по дисциплине «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» различных интерактивных методов обучения.
В процессе изучения раздела «Слуховая система» используются следующие методы: круглый стол (групповая дискуссия) по теме «Современные методы исследования слуховой функции у детей»; кейс-метод (анализ конкретных ситуаций) по теме «Анализ аудиограмм и описаний симптоматики при кондуктивных и сенсоневральных нарушениях»; просмотр и обсуждение видеофильма «Чувства человека: слух и равновесие», проблемная лекция по теме «Методы компенсации нарушенной слуховой функции», мозговой штурм по проблеме профилактики нарушений слуха у детей; работа в малых группах по исследованию воздушной и костной проводимости звука.
Раздел «Речевая система» предполагает использование: проблемной лекции по теме «Основные этапы формирования речи в онтогенезе»; метода кейсов при анализе заболеваний, нарушающих голосо- и речеобразование; мозгового штурма по проблеме «Этапы нейронной обработки информации при ответе на зрительные и слуховые команды»; групповой дискуссии по теме «Стойкие нарушения речи и их коррекция».
Интерактивные методы при изучении раздела «Зрительная система»: демонстрация и обсуждение видеофильма «Чувства человека: зрение»; круглый стол по теме «Гигиена учебно-воспитательного процесса: особенности режима дня, допустимая зрительная нагрузка. Требования к освещенности»; метод ситуационного анализа (кейс-метод) по теме «Повреждения глаз и первая помощь»; мозговая атака по проблеме «Физиологические механизмы зрения»; работа в малых группах на лабораторном практикуме по исследованию рефлекторных реакций зрачка, остроты зрения и цветового зрения, обнаружению астигматизма.
Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном ВУЗе. Соответственно меняется и стратегия преподавания: от трансляции студентам готовых знаний до создания условий для диалога и активного взаимодействия. Использование интерактивных методов в учебном процессе позволяет осуществить переход к компетентностному типу образования в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Список использованной литературы:
1. Косолапова М.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР [Текст] / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков - Томск: ТУСУР, 2012. - Ошибка! Закладка не определена. с.
2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова - М.: Академия, 2007. - 176 с.
3. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза [Текст]: методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ / Е.А. Реутова. -Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58с.
© Анохина А.С., 2016