УДК 376.37
Л. Б. Баряева, Н. В. Миккоева
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматриваются вопросы развития языковой интуиции и познавательного интереса у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в сравнении с дошкольниками с нормальным речевым развитием. На основе экспериментальных данных охарактеризованы уровни развития языковой интуиции и познавательной активности детей. Соотнесены уровни развития языковой интуиции со степенью выраженности речевого недоразвития. Произведен анализ психофизиологического развития детей с ОНР. Предложена технология формирования познавательной активности и развития языковой интуиции, которая представлена развивающими играми с детьми с нарушением речи.
Ключевые слова: развивающие игры, дошкольники с общим недоразвитием речи, языковая интуиция, познавательный интерес, исследовательская деятельность, проблемные речевые ситуации.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема изучения, развития и использования чувства языковой нормы в качестве способности различения правильных языковых форм и неправильных в логопедии почти не разработана. Указывается на то, что она имеет большое значение в коррекционно-логопедическом процессе [1].
В методической литературе представлен широкий спектр развивающих игр для детей с речевыми нарушениями. В практике логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) используются различные развивающие игры: на развитие психических функций, тонкой моторики рук, различных сторон речи. Рядом авторов систематизированы и разработаны игры для логопедической работы с детьми [2-5].
Анализ психолого-педагогической и методической литературы выявил недостаточную разработанность проблемы развивающих игр, направленных на развитие мотивационной сферы дошкольников с ОНР, которые бы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) удовлетворяли и стимулировали у детей с дефицитарным типом развития языковой способности потребность в познании окружающего мира, склонность к наблюдению и экспериментированию, в том числе в ориентировочной деятельности в сфере языка и речи.
По данным онтолингвистики, ребенок приобретает особое языковое чутье или чувство языковой нормы не только в ходе подражания, но и через эксперимент, путем проб и ошибок, периодических отступлений от правил, посредством проявления творчества, языковых игр, создания оригинальных слов и грамматических конструкций [2, 6-8].
Целью проведенного исследования явилось изучение речевого развития, в частности языковой интуиции, а также особенностей познавательной
деятельности у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития (экспериментальная группа (ЭГ)) в сравнении с дошкольниками с нормальным речевым развитием (контрольная группа (КГ)). В эксперименте приняли участие дети МБДОУ № 32 г. Выборга Ленинградской области и МКДОУ № 13 г. Олонца, Республики Карелия.
Экспериментальная методика состояла из трех этапов. Анализ результатов первого этапа констатирующего эксперимента проводился на основе балльно-уровневой оценки с последующим построением гистограммы, охарактеризованной как речевой статус дошкольника с ОНР. Наглядность речевых статусов позволила объективно выделить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы детей ЭГ.
На втором этапе констатирующего эксперимента проводилась уровневая оценка развития языковой интуиции. Экспериментальные срезы подбирались в виде речевых игр-диагностов, последовательно раскрывающих особенности проявления речевого чутья к различным компонентам языковой системы (фонетическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим и семантическим).
На третьем этапе констатирующего эксперимента была проведена оценка важнейших характеристик психофизиологического развития, в том числе параметров межполушарной асимметрии у дошкольников с использованием программно-аппаратного комплекса для психофизиологических исследований ПАКПФ-02. Применяемые тестовые методики также раскрывали особенности познавательного интереса детей наряду с отдельными психологическими характеристиками внимания, восприятия [9].
По результатам исследования языковой интуиции можно было утверждать, что у дошкольников, не имеющих речевых нарушений, уровень развития языковой интуиции значимо отличается от
уровня развития языковой интуиции детей с речевыми нарушениями (рисунок).
Распределение дошкольников ЭГ и КГ по уровням развития языковой интуиции
Большинство детей контрольной группы были способны к произвольному акцентированию внимания на речевых ошибках и на необычности языкового элемента в обращенной речи взрослого с последующей корректной переформулировкой и объяснением сделанного выбора. Дети с нормальным речевым развитием демонстрировали способность к осуществлению смысловой догадки, более устойчивый познавательный интерес к предлагаемым играм и в целом лучшие способности речеслухового внимания и контроля. Это позволило сделать вывод о том, что у детей КГ стихийное овладение речью и базовыми когнитивными операциями происходит в соответствии с возрастными нормами, что обеспечивало им хороший контроль и оценку правильности языковых конструкций.
Слабость или отсутствие реакции на заведомо неверный речевой раздражитель и необычность языкового элемента, низкий познавательный интерес к слову, затруднения при осуществлении смысловой догадки, непродуктивная и своеобразная коррекция при выполнении серии игр дошкольниками с ОНР свидетельствовали об искаженном формировании в их языковом сознании определенных норм и правил использования языка в речи, а также о потенциально сниженных способностях к овладению языковыми закономерностями.
Обобщение результатов логопедического обследования позволило выделить также три степени успешности детей внутри диагноза «ОНР, III уровень речевого развития», имеющих качественно неоднородный характер по степени сформирован-ности различных сторон речи, а также невербальных функций. Соотнесение результатов первого и второго этапа констатирующего эксперимента выявило: при усугублении речевого недоразвития отмечалось снижение уровней развития языковой интуиции; у детей с низким уровнем развития язы-
ковой интуиции отмечались слабые проявления познавательной активности в целом.
На основании полученных типов межполушар-ной асимметрии были спрогнозированы адаптационные способности исследуемых детей, а также выявлены дети с факторами риска развития познавательной деятельности. Исследование особенностей параметров ФА у дошкольников с ОНР при помощи ПАКПФ выявило, что у значительной части детей имеется доминирование одного из полушарий, предполагающее некоторую информационную недостаточность и дефицитарность работы другого (25 % с полным правшеством и 14 % с сильным левшеством). Большинство работ на сегодняшний день посвящено проблеме левшества как патологии и активации левого полушария, несущего на себе основную социальную нагрузку. Однако необходимо уделять особое внимание и тому факту, что для успешного осуществления любой деятельности, в том числе и познавательно-речевой, необходимо участие различных зон обоих полушарий [10, 11].
В контексте проводимого исследования сделано предположение о том, что такие неосознанные процессы владения языком на уровне внутренних обобщений, интуиция являются прерогативой правого полушария, а развернутые высказывания метаязыкового характера, осознание языковой действительности, осознание правил - это содружественная работа обоих полушарий с преимущественной активизацией левого.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные подтвердили необходимость разработки комплекса развивающих игр, направленных на развитие языковой интуиции и познавательной активности у детей с ОНР с учетом их индивидуальных психофизиологических характеристик.
В разработанном комплексе развивающих игр были выделены две последовательные и взаимосвязанные части.
Целью первой части явилось развитие познавательной и речевой активности, формирование общефункциональных механизмов речи как психологических предпосылок развития специфических механизмов. Основное содержание этой части составили развивающие игры-экспериментирования.
В ходе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе внешних, материальных ориентировочных действий формировались различные способности: обнаружения проблемы, рефлексии над ней, способности к рассуждению, прогнозированию и построению оптимальных стратегий поиска решения. Практические эксперименты с водой и песком проводились при помощи дополнительного оборудования и материала (набор «Аквопескотерапия»).
Целью второй части комплекса явилось стимулирование познавательного интереса к языковым явлениям и развитие языковой интуиции у детей с ОНР. Содержание второй части экспериментального исследования составили развивающие игры с проблемными речевыми ситуациями и логопедические рассказы.
Разработанные развивающие игры предполагали включение проблемных речевых ситуаций, стимулирующих проявления языковой интуиции, познавательного интереса и внимания к языковым явлениям (ко всем элементам - фонетике, лексике, грамматике, семантике) на базе достаточно развитых общефункциональных механизмов речевой деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, память, внимание и др.).
Актуальность использования проблемных речевых ситуаций в развивающих играх в работе с дошкольниками с ОНР базировалась на утверждении С. Л. Рубинштейна о том, что «особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их „снятие“» [12, с. 53].
Развивающие игры разрабатывались в соответствии с экспериментально установленными направлениями совершенствования механизмов языковой интуиции у дошкольников с ОНР. В совместной деятельности у дошкольников с ОНР формировались следующие особенности речевого поведения: повышенное внимание к собственной и чужой речи, контроль языковой правильности; способность к обнаружению необычности формы, значения языкового элемента, необычности его сочетания с другими элементами высказывания или его несоответствия ситуации; мотивация к запоми-
нанию новых слов и редких выражений, к анализу метафорических сравнений; стремление к проведению простейшего этимологического анализа слов; к осуществлению смысловой догадки; к произведению коррекции в виде исправления нарушенных синтаксических связей и замены не подходящих по смыслу слов. Таким образом, разнообразие игр обеспечивало проработку лексикосемантической и грамматической стороны языка у детей.
Экспериментальное обучение происходило в структуре традиционных логопедических занятий. Проведение своеобразного среза в середине учебного года обосновано значимостью разграничения влияния традиционного логопедического воздействия и разработанного коррекционно-развивающего комплекса на развитие языковой интуиции и познавательного интереса у старших дошкольников с ОНР.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволил сделать выводы о том, что развивающие исследовательские и речевые игры с проблемными ситуациями, протекающие в условиях эмоционального возбуждения и общепсихической напряженности, способствуют активизации обоих полушарий и стимулируют плодотворную работу межпо-лушарного обмена и анализа информации.
Развивающие игры как форма логопедического воздействия обеспечивают своевременное всестороннее развитие личности ребенка с системной речевой патологией и его личностно ориентированное включение в образовательный процесс при условии единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности, что отвечало требованиям комплексности коррекционно-образовательной работы по преодолению системной речевой недостаточности.
Список литературы
1. Лалаева Р. И. К вопросу о «чувстве языка» у умственно отсталых школьников // Проблемы детской речи - 1996: материалы межвузовской конференции. URL: http://ruthenia.ru/folktee (дата обращения: 15.09.2008).
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
3. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В. И. Селиверстова. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 192 с.
4. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М.: У-Фактория, 2006. 228 с.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988. 64 с.
6. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Изучение творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием произведений детской художественной литературы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 100-104.
7. Гридина Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: учебное пособие. М.: Наука; Флинта, 2006. 152 с.
8. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.
9. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Лопатина Л. В. Аппаратные методы диагностики в специальной педагогике: учебное пособие / под общ. ред. проф. Л. В. Лопатиной: книга на CD-диске. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013.
10. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005. 368 с.
11. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007. 474 с.
12. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 145 с.
Баряева Л. Б., доктор педагогических наук, профессор.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Ул. Малая Посадская, 26, Санкт-Петербург, Россия, 197046.
E-mail: [email protected]
Миккоева Н. В., аспирант.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Ул. Малая Посадская, 26, Санкт-Петербург, Россия, 197046.
E-mail: [email protected]
Материалы поступили в редакцию 23.04.2014.
L. B. Baryaeva, N. V. Mikkoeva
DEVELOPING GAMES IN SPEECH THERAPY WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH
UNDERDEVELOPMENT
The article examines the development of the language of intuition and cognitive interest in preschool children with general speech underdevelopment compared with preschool children with normal speech development. On the basis of experimental data described levels of development of language intuition and cognitive activity in children. Correlated levels of development of linguistic intuition with the severity of the speech underdevelopment. The analysis of psychophysiological development of children with general speech underdevelopment. Revealed that in the linguistic consciousness of preschool children with speech disorders occurs distorted formation of certain norms and rules of language use in speech. Found a decrease in cognitive interest and worsening speech disorders in preschool children with low levels of language intuition. The technology of the formation of cognitive activity and the development of language intuition, which is represented by educational games for children with speech impairments.
Key words: educational games, preschool children with general speech underdevelopment, linguistic intuition, cognitive interest, research, problem speech situations.
References
1. Lalaeva R. I. On the “sense of language” mentally retarded students. Problems of the child’s speech, 1996. Materials Intercollegiate Conference. URL: http://ruthenia.ru/folktee Accessed: 15 September 2008) (in Russian).
2. Arushanova A. G. Speech and verbal communication of children 3-7 years old. Moscow, Mosaika-Sintex Publ., 1999. 272 p. (in Russian).
3. Games in speech therapy work with children. Under edition of V. I. Selivyorstov. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1979. 192 p. (in Russian).
4. Koltsova M. M, Ruzina M. S. Child learns to speak. Finger play training. Moscow, U-faktoria Publ., 2006. 228 p. (in Russian).
5. Shvayko G. S. Games and gaming exercises for the development of speech. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 64 p. (in Russian).
6. Arsenyeva M. V., Baryaeva L. B. Study creative activities of preschool children with severe speech disorders using child art literature. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 100-104 (in Russian).
7. Gridina T. A. Ontolingvistika. Language in the mirror baby talk Textbook. Moscow, Nauka; Flinta Publ., 2006. 152 p. (in Russian).
8. Zeitlin S. N. Child and Language: Linguistics of baby talk. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 240 р. (in Russian).
9. Arsenyevа M. V., Baryaeva L. B., Kondratieva S. Y., Lopatina L. B. Hardware diagnostic methods in special education: Textbook. Book on CD-ROM. St. Petersburg, TsDK prof. L.B. Baryaevoy Publ., 2013. (in Russian).
10. Leutin V. P., Nikolaev E. I. Functional brain asymmetry. Myths and reality. St. Petersburg, Rech Publ., 2005. 368 p. (in Russian).
11. Semenovich S. A. Neuropsychological correction in childhood. Method of vicarious ontogenesis. Moscow, Genezis Publ., 2007. 474 р. (in Russian).
12. Rubinstein S. L. About thinking and ways to study. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1958. 145 р. (in Russian).
Baryaeva L. B.
Russian State Pedagogical University named after A. 1 Gertsen.
Ul. Malaya Posadskaya, 26, St. Petersburg, Russia, 197046.
E-mail: [email protected]
Mikkoeva N. V.
Russian State Pedagogical University named after A. I. Gertsen.
Ul. Malaya Posadskaya, 26, St. Petersburg, Russia, 197046.
E-mail: [email protected]