УДК 376.37
М. В. Арсеньева
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ КОРРЕКЦИИ
Рассматриваются научно-теоретические подходы к проблеме изучения особенностей репродуктивной и творческой деятельности детей с общим недоразвитием речи. Представлена методика изучения особенностей связной речи в процессе ознакомления старших дошкольников с текстами художественных произведений. Выявлены особенности рецептивно-репродуктивного и реконструктивного видов деятельности по овладению связной речью у детей с общим недоразвитием речи. Определены основные направления развития связной речи у детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: текст, общее недоразвитие речи, творческая деятельность, репродуктивная деятельность, словесное творчество, связная речь, художественная литература.
В связи с тем, что приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, актуальная проблема заключается в овладении ребенком устной речью, умением выражать свои мысли и желания, строить связное речевое высказывание. Особое значение решение данной проблемы приобретает по отношению к детям с общим недоразвитием речи (ОНР), для которых характерны выраженные нарушения связной речи, обусловленные влиянием целого комплекса факторов.
Аналитический обзор литературы позволил определить, что процесс овладения связной речью органически связан с образовательными областями «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и положительно влияет на их усвоение ребенком [1]. В рамках исследования наиболее важен психолингвистический подход в понимании феномена связной речи как сложноорганизованного речевого высказывания. Связная речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, объединением нескольких элементов, общей логикой построения. Анализ связного речевого высказывания позволяет получить данные о сформированности операций членения проблемной ситуации текста, программирования высказывания, удержания в памяти программы, реализации и развертывании программы во внешней речи [2].
Рассмотрение проблемы развития связной речи дошкольников с точки зрения психолингвистического подхода позволяет выделить основные показатели, характеризующие речевое высказывание. К основным характеристикам текста относятся цельность и связность. Цельность характеризуется смысловым единством текста, через которое реа-
лизуется коммуникативная программа говорящего на всем протяжении изложения или на отдельных частях, относительно законченных в содержательном отношении. Связность определяется объединением отдельных элементов высказывания в единое целое, логическим переходом от одного фрагмента изложения к другому на уровне одного или нескольких предложений и выражается внешними грамматическими средствами. Психолингвистические механизмы овладения связной речью определяются как сложный многоуровневый процесс, включающий последовательность этапов: от мотива и внутреннего программирования высказывания к реализации внутренней программы языковыми средствами [3].
Анализ теоретических источников и практических исследований позволил определить, что детям с ОНР характерны нарушения лексико-грамматиче-ской и фонетико-фонематической сторон речи, а также вторичные отклонения и задержки в формировании процессов восприятия, воображения, памяти, мышления. Имеются указания на особенности психофизиологического развития детей этой категории, что выражается в инертности нервных процессов, низкой работоспособности, быстрой утомляемости и истощаемости нервных процессов [4].
Нами проведен эксперимент, который направлен на изучение особенностей репродуктивной и творческой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовании приняли участие 50 учащихся с ОНР III уровня речевого развития, вошедших в экспериментальную группу (ЭГ), и 50 дошкольников с нормальным речевым развитием, составивших контрольную группу (КГ) для сопоставительного анализа. Дошкольникам были предложены задания из двух блоков. Задания первого блока направлены на изучение особенностей рецептивно-репродуктивного вида деятельности у детей по специально разработанной методике с использованием оригинальных и адаптированных методик
В. К. Воробьевой, И. Н. Лебедевой, О. А. Шорохо-вой [5-7]. Оценивался уровень развития связной речи старших дошкольников в различных видах пересказывания. Экспериментальная методика в структуре этого блока состояла из пяти заданий и включала изучение особенностей пересказа: небольшого литературного текста; текста с опорой на сюжетную картину; текста литературного произведения с опорой на серию сюжетных картин; текста с опорой на театрализованную игру с настольными игрушками; текста с опорой на серию картин, представленную на экране монитора.
В процессе исследования проводился качественный и количественный анализ результатов выполнения заданий детьми ЭГ и КГ. Основной анализ результатов осуществлялся по критериям оценки связности текста и воспроизведения смыслового содержания текстов. К общим критериям оценки связности текста относились: последовательность изложения, содержательность, правильность грамматического и лексического оформления, использование разнообразных типов синтаксических конструкций, связь между предложениями и законченность выражения мысли говорящего. Для оценки результатов воспроизведения смыслового содержания текстов была применена методика набора ключевых слов (НКС), позволяющая оценить особенности передачи цельности исходного текста испытуемыми [8]. Для оценки связности и цельности текста использовалась балльная система оценивания, отражающая особенности высказывания детей: от низкого балла к высокому.
Задания второго блока диагностического этапа констатирующего эксперимента позволяли исследовать реконструктивный вид деятельности дошкольников при изучении произведений детской художественной литературы по адаптированной методике Е. В. Аханьковой [9]. С помощью пяти заданий изучались особенности составления рассказа по литературному произведению с изменением привычного сюжета и сочинения сказки с включением персонажей из других сказок, способность детей самостоятельно искать и находить решение в процессе изучения художественных произведений, составлять рассказ по литературному произведению с одновременным выполнением другой инструкции, самостоятельно задавать вопросы по произведению.
Результаты выполнения заданий первого блока диагностического этапа свидетельствовали о специфической недостаточности связной речи дошкольников ЭГ. Анализируя выполнение заданий, направленных на исследование возможностей детей воспроизводить содержание теста, мы выявили значительный разрыв между возможностью нормально развивающихся дошкольников и испытуе-
мых с общим недоразвитием речи в передаче цельности и связности текста при пересказе. В преобладающем большинстве дети ЭГ нарушали последовательность изложения, пропускали существенные моменты действия, что свидетельствовало о неумении ориентироваться на логические звенья в развитии сюжета и об отсутствии у них самоконтроля в процессе пересказа. Дошкольники с ОНР понимали тексты фрагментарно, необоснованно возвращались к уже отраженным элементам, не полностью раскрывали тему, не могли подвести пересказ к логическому заключению. Мы предположили, что выявленные трудности могли быть обусловлены неумением передавать смысл рассказа и выделять основную мысль литературного произведения, так как у детей не сформирован целостный образ восприятия текста. Дошкольники испытывали трудности при осмыслении внутренних смысловых отношений между структурными частями текста. У некоторых детей ЭГ затруднения в передаче цельности текста при пересказе выражались в переключении на побочные ассоциации и реализацию собственного замысла.
Связность текста в пересказах большинства детей ЭГ оказалась нарушенной, пересказ подменялся односложными ответами на вопросы. Почти все пересказы детей ЭГ отличались от исходного текста изменением объема текста в сторону его уменьшения. Составляя пересказ, дети с ОНР испытывали трудности грамматического структурирования. Они употребляли в основном простые предложения, значительно реже испытуемых КГ использовали сложные предложения. Это свидетельствовало о недостаточной сформированности процесса структурирования различных по степени сложности морфологических и синтаксических единиц языка, недостаточном уровне владения системой языковых правил, лежащих в основе порождения синтаксически оформленных предложений. Содержание текстов литературных произведений раскрывалось детьми ЭГ частично, использовалась в основном цепная местоименная связь и связь предложений с помощью лексического повтора. В пересказах детей очень часто встречались нарушения причинно-следственных отношений. Допущенные детьми ошибки свидетельствовали о трудностях анализа взаимосвязи между структурными частями текста, неумении находить и раскрывать отношения между ними, неполном восприятии событий в рассказе. Речевая продукция детей ЭГ характеризовалась стереотипностью грамматического оформления, отсутствием связей между смысловыми частями рассказа. Дошкольникам ЭГ была свойственна деструктивность языковых операций производства высказывания, нарушение организации глубинных синтаксических структур, трудно-
сти отбора слов, объединения слов в словосочетания, несформированность речевых действий, лежащих в основе построения отдельных высказываний и целого текста.
При изучении особенностей рецептивно-репродуктивного вида деятельности детей с ОНР мы обнаружили качественно различные виды нарушений связного высказывания. Были выявлены две группы детей ЭГ, продемонстрировавшие различные варианты нарушений цельности и связности текста при пересказе.
У детей первой группы недостаточность связной речи проявлялась в нарушении связности и цельности. При пересказе текстов литературных произведений дошкольники ЭГ допускали нарушение логики последовательности изложения, ошибки в установлении причинно-следственных связей, что свидетельствовало о неумении детей ориентироваться на логические звенья в развитии сюжета.
Для второй группы детей была характерна недостаточность операций развертывания программы во внешней речи, что приводило к нарушениям связности воспроизведенного сообщения. Нарушения связности текста проявлялись в употреблении одних и тех же типов связи (формально-сочинительной, цепной, местоименной), в преимущественном использовании простых синтаксических конструкций, в которых нарушался порядок слов, отмечалось многообразие лексических и грамматических ошибок.
Сравнительный анализ воспроизведения текста одного литературного произведения в разных условиях пересказывания свидетельствовал о положительном влиянии на качество связной речи картинного материала, театрализованной игры и компьютерных технологий.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил установить особенности реконструктивного вида деятельности детей с ОНР. Анализируя результаты выполнения дошкольниками заданий второго блока, мы выявили показатели самостоятельности, мотивации к творчеству, возможности детей составлять рассказ с изменением привычного сюжета. Дошкольники ЭГ продемонстрировали ограниченность творческих действий, что проявлялось в их неспособности адаптироваться к неожиданным изменениям ситуации. Дети испытывали выраженные трудности в установлении логической последовательности повествования, их рассказы не имели логически завершенной структуры, в них отсутствовала последовательность изложения. В результате анализа выявлено, что дошкольникам ЭГ недоступно самостоятельное выполнение задания.
В ходе исследования была разработана дифференцированная диагностика проявления компонен-
тов словесного творчества у старших дошкольников, которая позволила обозначить сходство и различия по разным компонентам. Сходство определялось несформированностью способности к творческому действию. Это выражалось в трудностях преобразования, комбинирования, изменения сюжета, введения новых героев, составления собственного сюжета. Различия проявлялись в мотивации к творческому рассказыванию, речевой активности, находчивости и самостоятельности.
Установлено, что недостаточность сформиро-ванности творческого компонента обусловлена трудностями актуализации социально-коммуникативного опыта детей, комбинированием полученных ранее представлений, отражением увиденного в речи.
На основании данных констатирующего эксперимента определена основная цель коррекционно-развивающего обучения, направленная на развитие связной речи у старших дошкольников средствами детской художественной литературы с учетом психофизиологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Основной цели были подчинены принципы, условия, определены основные задачи, методы и приемы коррек-ционного воздействия, что позволило разработать коррекционно-развивающую технологию формирования связной речи средствами детской художественной литературы у дошкольников с ОНР с использованием игровых технологий.
Технология коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР средствами детской художественной литературы включает во взаимосвязи следующие компоненты:
- формирование психофизиологических предпосылок овладения связной речью. Основными целями коррекционно-развивающей работы по формированию психофизиологических предпосылок овладения связной речью являлось развитие: мотивации к целенаправленной деятельности, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций и мыслительных операций;
- формирование лингвистических предпосылок овладения связной речью. Основные цели в структуре работы в блоке: расширение и уточнение словарного запаса, формирование процесса словоизменения и словообразования, формирование осознания закономерностей построения предложений различных синтаксических конструкций;
- формирование репродуктивно-творческой деятельности, содержащей репродуктивный и творческий компоненты.
В блоке формирования психофизиологических предпосылок овладения связной речью коррекци-онно-развивающая работа направлена на решение
комплекса задач: мотивации к целенаправленной деятельности; развития эмоционально-волевой сферы, высших психических функций и мыслительных операций. При разработке содержания работы мы опирались на условия, способствующие формированию мотивационной готовности дошкольников к учебной деятельности. Под педагогическими условиями формирования мотивацион-ной готовности понимается динамическая система, изменяемая педагогом в соответствии с реальными потребностями детей, их индивидуальными особенностями.
В ходе совместной образовательной деятельности с детьми используются литературные произведения, в которых наиболее четко проявляется эмоциональное состояние героев, проводятся упражнения, направленные на распознавание эмоционального состояния.
Задачами блока формирования лингвистических предпосылок овладения связной речью являются: расширение и уточнение словарного запаса, формирование процесса словоизменения и словообразования (формирование осознания закономерностей построения предложений различных синтаксических конструкций).
В ходе реализации репродуктивного компонента дети обучаются пересказу текста и осмысленному целостному восприятию его главной идеи, выделению смыслового плана высказывания, составлению плана пересказа с опорой на серию сюжетных картин, пересказу текста по серии сюжетных картин. При реализации творческого компонента
решаются следующие задачи: обучение способам творческого действия через комбинирование образа из знакомых элементов; активизация способности к импровизации и переходу от одного способа творческого действия к другому; развитие способности видеть необычное в обычном, переносить функции одного предмета или явления на другое; ознакомление с разнообразными художественными средствами (метафорой, сравнением, гиперболой) на литературных примерах и адекватное их применение в словесном творчестве; стимулирование индивидуальности и оригинальности в манере выражения творчества с помощью создания ситуаций успеха, поощрений; обучение целостному построению сюжета, раскрытию замысла и темы; формирование представлений о структуре литературного произведения; обучение преодолению стереотипности и шаблонности в манере выражения творческого продукта.
Таким образом, можно говорить о том, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не достигают возрастных умений развития репродуктивных умений и творческой деятельности и отличаются их несформированностью в процессе изучения произведений художественной литературы. Своевременная и целенаправленная коррек-ционная работа по формированию навыков пересказывания и словесного творчества будет способствовать активизации возможностей детей в овладении навыками связной речи, что создаст условия для общего социокультурного развития дошкольников.
Список литературы
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / под ред . Л . В . Лопатиной . СПб .: ЦдК проф . Л . Б . Баряевой, 2014. 448 с .
2 . Ахутина Т . В . Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса . М . : Изд-во МГУ, 1989 . 213 с.
3 . Леонтьев А. А . Признаки связности и цельности текста // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его
восприятия . Киев: Высш . шк ., 1978. 230 с .
4 . Баряева Л . Б ., Миккоева Н . В . Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестн .
Томского гос . пед ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 6 (147) . С . 163-166 .
5 . Воробьева В . К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб . пособие . М . : ACT, 2006 . 158 с.
6 . Лебедева И . Н . Развитие связной речи дошкольников . Обучение рассказыванию по картине / под ред . Л . Б . Баряевой . СПб .: ЦДК проф .
Л . Б . Баряевой, 2009 . 175 с .
7 . Шорохова О . А. Играем в сказку . Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М .: ТЦ Сфера, 2006 . 208 с.
8 . Сахарный Л . В . Введение в психолингвистику: Курс лекций . Л . : Изд-во ЛГУ, 1989 . 180 с .
9 . Аханькова Е . В . Учим детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание .2002. Вып . 12 . С . 33-40 .
Арсеньева М. В., кандидат педагогических наук, ассистент.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Наб. реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 19118. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 29.09.2014.
Вестник ^m (TSPUBulletin). 2015. 7 (160)
M. V Arsenyeva
EXPLORING REPRODUCTIVE AND CREATIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH STRONG SPEECH DISORDERS USING WORKS OF CHILDREN'S FICTION AND SEARCHING WAYS OF CORRECTION
Scientific and theoretical approaches to the problem of studying the features of reproductive and creative activity of children of preschool age with strong speech disorders are concerned. Studied the problem of coherent speech development of preschool children from the point of view of psycholinguistic approach. The methods of studying the peculiarities of connected speech in the process of reading literature works are suggested. The features of receptive-reproductive and reconstructive activities of mastering coherent speech of children with strong speech disorders are found. Found the directions for the development of coherent speech of children with speech disorders. Educational work is conducted in the following directions: development of psychophysiological functions, development of linguistic operations, development of reproductive activity, development of creative activity.
Key words: text, strong speech disorder, creative activity, reproductive activity, verbal creativity, connected speech, literature work.
References
1. Adaptirovannaya primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma dlya doshkol'nikov s tyazhelymi narusheniami rechi [Adapted approximate basic education program for preschool children with strong speech disorders] . St. Petersburg, TSDK prof. L . B . Baryaevoy Publ . , 2014 . 448 p . (in Russian) .
2 . Akhutina T. C . Porozhdeniye rechi: Neyrolingvisticheskiy analiz sintaksisa [Generation of speech: neuro-linguistic analysis of the syntax] .
Moscow, MGU Publ . , 1989 . 213 p . (in Russian) .
3 . Leont'yev A . A . Priznaki svyaznosti i tsel'nosti teksta [Signs of cohesion and integrity of the text] . Psikholingvisticheskaya i lingvisticheskaya
priroda teksta i osobennosti ego vospriyatiya [Psycholinguistic and linguistic nature of the text and especially of perception] . Kiev, Vyssh . shk . Publ ., 1978. 230 p . (in Russian) .
4 . Baryaeva L . B . , Mikkoeva N . V. Razvivayushchiye igry v logopedicheskoy rabote s doshkol'nikami s obshchim nedorazvitiyem rechi [Developing
games in speech therapy work with preschool children with general speech underdevelopment] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 6, pp . 163-166 (in Russian) .
5 . Vorobyeva V. K . Metodika razvitiya svyaznoy rechi u det'ey s sistemnym nedorazvitiyem rechi: uchebnoye posobiye [The technique of
development of coherent speech of children with speech disorders: study guide] . Moscow, AST Publ ., 2006 . 158 p . (in Russian) .
6 . Lebedeva I . N . Razvitiye svyaznoy rechi doshkol'nikov. Obuchenye raskazyvaniyu po kartine [Development of coherent speech of preschoolers.
Teaching storytelling using the picture] . St . Petersburg, TSDK prof. L . B . Baryaevoy Publ ., 2009 . 175 p . (in Russian) .
7 . Shorokhova O . A . Igrayem v skazku. Skazkoterapiya i zanyatiya po razvitiyu svyaznoy rechi doshkol'nikov [Play in the tale . The tale therapy and
lessons for the development of coherent speech preschoolers] . Moscow, Sfera Publ . , 2006 . 208 p . (in Russian) .
8 . Sakharnyy L . V. Vvedeniye v psikholingvistiku: Kurs lektsiy [Introduction to psycholinguistics: Course of lectures] . Leningrad, LGU Publ . , 1989 .
180 p . (in Russian) .
9 . Achan'kova E . V. Uchim detey s obshchim nedorazvitiyem rechi tvorcheskomu rasskazyvaniyu [Teaching children with general speech
underdevelopment to create tales] . Doshkol'noye obrazovaniye - Preschool education, 2002, no 12, pp . 33-40 (in Russian) .
Russian State Pedagogical University named after A. I Gertsеn.
Nab. reki Moiki, 48, Saint-Petersburg, Russia, 19118. E-mail: [email protected]