Научная статья на тему 'Развивающее личностно-ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС'

Развивающее личностно-ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УСПЕШНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT / РОСТ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБОГАЩЕНИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INDIVIDUALIZATION / SUCCESSFULNESS / COMMUNICATIVENESS / HEALTH PROTECTION / INCREASING QUALITY OF EDUCATION / GROWTH OF LEARNERS' MOTIVATION / PERSONAL FULFILLMENT / JUNIOR SCHOOL PUPILS / NEW FORMS OF INTERACTION / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепросова Вероника Константиновна, Романова Наталья Александровна

система работы позволяет сохранять бережное отношение к внутреннему миру ребенка и простор его индивидуальности, согласование внешних и внутренних факторов развития личности. Учитель корректирует зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения по теме. Построение процесса обучения принципиально изменяет позицию школьника. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения, свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Результаты изменений в деятельности учеников: повышение мотивации к учебной деятельности и, как результат, повышение качества знаний; высокий уровень познавательной самостоятельности; активная жизненная позиция во всех сферах общественной жизни школы; хороший уровень сформированности коммуникативных компетенций; успешное формирование качеств личности; уровень обученности на протяжении всех лет – 100%; участие и победы обучающихся в олимпиадах; городской, региональной, Всероссийской НПК; региональном, Всероссийском интеллектуальных марафонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the work system allows keeping careful attitude towards the child’s inner world and the wideness of their individuality, as well as agreement between external and internal factors of their personality development. The teacher aligns the pupil’s zone of proximal development and advance in the topic. Structure of education process principally affects the pupil’s position. The pupil actively participates in every step of education, and freedom of choice makes education conscious, productive and more effective. Results of such changes in the pupils’ activities are as follows: the motivation becomes higher and results in higher quality of knowledge; high level of cognitive independence; proactive attitude to all spheres of social school life; well-formed communicative competences; successful formation of personality qualities; 100% proficiency during the whole period; participation and wins in city, regional, and national school competitions and in regional and national intellectual marathons.

Текст научной работы на тему «Развивающее личностно-ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Педагогика

УДК 3704

DOI: 10.21661/r-79791

В.К. Перепросова, Н.А. Романова

Развивающее личностно-ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС

Аннотация

Система работы позволяет сохранять бережное отношение к внутреннему миру ребенка и простор его индивидуальности, согласование внешних и внутренних факторов развития личности. Учитель корректирует зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения по теме. Построение процесса обучения принципиально изменяет позицию школьника. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения, свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Результаты изменений в деятельности учеников: повышение мотивации к учебной деятельности и, как результат, повышение качества знаний; высокий уровень познавательной самостоятельности; активная жизненная позиция во всех сферах общественной жизни школы; хороший уровень сформированности коммуникативных компетенций; успешное формирование качеств личности; уровень обученности на протяжении всех лет - 100%; участие и победы обучающихся в олимпиадах; городской, региональной, Всероссийской НПК; региональном, Всероссийском интеллектуальных марафонах.

I Ключевые слова: развитие, индивидуализация, успешность, коммуникативность, здоровьесбережение, повышение качества образования, рост мотивации обучающихся, самореализация, саморазвитие личности, младшие школьники, обогащение форм взаимодействия, познавательная деятельность.

V.K. Pereprosova, N.A. Romanova

Learner-centered developing education of junior school pupils while implementing Federal State Education Standards

Abstract

The work system allows keeping careful attitude towards the child's inner world and the wideness of their individuality, as well as agreement between external and internal factors of their personality development. The teacher aligns the pupil's zone of proximal development and advance in the topic. Structure of education process principally affects the pupil's position. The pupil actively participates in every step of education, and freedom of choice makes education conscious, productive and more effective. Results of such changes in the pupils' activities are as follows: the motivation becomes higher and results in higher quality of knowledge; high level of cognitive independence; proactive attitude to all spheres of social school life; well-formed communicative competences; successful formation of personality qualities; 100% proficiency during the whole period; participation and wins in city, regional, and national school competitions and in regional and national intellectual marathons.

I Keywords: development, individualization, successfulness, communicativeness, health protection, increasing quality of education, growth of learners' motivation, personal fulfillment, junior school pupils, new forms of interaction, cognitive activity.

Новая информационная эпоха уже сформулировала свой социально-педагогический заказ. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно при-

нимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [1].

Pedagogy

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат. Развитие личности - смысл и цель современного образования.

Выдвижение принципа дидактической системы Л.В. Занкова «целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых, с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребёнка» доказывает, что идея оптимального общего развития всех учащихся как сильных, так и слабых, является концептуальной идеей. Личностно-ориентиро-ванное развивающее обучение основано на индивидуализированном обучении.

Индивидуализация в системе Л.В. Занкова достигается разными средствами:

- диагностикой первоклассников с целью установления стартового уровня каждого ребёнка;

- изучением успешности обучающихся по всем предметам в течение обучения в начальной школе;

- характером содержания, в котором реализовано единство теоретического и практического, интеллектуального и эмоционального;

- разными уровнями меры помощи для успешного выполнения каждым ребёнком каждого задания;

- организацией самоконтроля на страницах учебников системы Л.В. Занкова.

В моём классе 29 учеников. Дети пришли в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Как организовать процесс обучения, чтобы помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка? Бесспорно, необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его стремления, склад ума и характера. Эти знания являются основой для организации образовательного процесса с учащимися класса. Это ключик к сердцам и мыслям учеников. Важным этапом вхождения ребёнка в учебную деятельность является знакомство с первыми учебниками. Учебник является основным источником знаний и средством обучения. В нём представлена технология средств руководства познавательной деятельностью учащихся. Для индивидуализации обучения я успешно использую систему заданий учебников, в которых индивидуализация решается следующими путями:

- межпредметной и (или) широкой внутрипредмет-ной интеграцией, создающей условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления;

- предъявлением задания на высоком уровне трудности, которые сопровождаются вариативными инструкциями;

- сочетанием в заданиях вопросов, требующих их решения на разных уровнях познавательной деятель-

ности, что позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребёнку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления;

- наличием в заданиях учебника поисковых элементов, предполагающих организацию исследователь-ско-поисковой деятельности, в процессе которой каждый ученик найдёт свою «нишу» и будет успешным;

- вариантностью заданий по степени сложности с учётом индивидуальных возможностей учащихся;

- раскрытием как прямых, так и косвенных путей формирования общеучебных интеллектуальных умений;

- наличием разноуровневых заданий, требующих многоаспектного анализа.

При подготовке к урокам, продумывая систему вопросов к заданиям, приоритет отдаю вопросам общего характера и вопросам, предполагающим варианты ответов. Это способствует индивидуализации обучения, так как каждый ребёнок может выбрать вопрос по своим силам.

Такую работу организую следующим образом. После постановки общего вопроса к заданию, таблице, тексту, карточке сначала спрашиваю слабых учеников. Затем отвечают средние, сильные ученики. При ответе сильных и средних учеников предлагаю зрительные опоры (опорные таблицы, схемы, иллюстрации). Это помогает слабому и среднему ученику более глубоко проникнуть в суть рассматриваемых явлений и работать на своем уровне познавательной деятельности. Идет процесс само- и взаимообучения. В такой учебной ситуации познавательный процесс идет успешнее.

Обучая детей, я даю информацию по нескольким каналам восприятия. Это позволяет детям каждого типа обучения (визуалистам, кинестетам, аудистам) получать знания наиболее оптимальным для себя способом.

На уроках окружающего мира строю работу над изучаемым материалом таким образом, чтобы дети получали информацию по теме не только в текстах учебника, но и из содержания видеофильмов, аудиозаписей, энциклопедий, словарей, географических карт, таблиц, картин, иллюстраций, слайдов, гербарных образцов и другого демонстрационного материала. Так, при изучении темы «Подземные воды» [2, с. 21-23] предлагаю использовать разнообразные источники: содержание и иллюстрации учебника, картины, географический и толковый словари, аудиозаписи, географическую карту, атласы, энциклопедию, карточки с дополнительной информацией о подземных водах родного края. Такой подход даёт возможность каждому ребёнку работать на разных уровнях мыслительной деятельности, поднимаясь до словесно-логического, и обеспечивает множественность вариантов сочетания на уроке различных учебных действий. Наблюдение, анализ, чтение, классификация, обобщение, создают реальные условия не только для индивидуализации процесса обучения, но и для развития мышления ребёнка и его волевых качеств.

Педагогика

Разнообразная структура урока и неожиданное его начало позволяют мне эффективнее включать в учебную деятельность каждого ребёнка. Часто начинаем учебный день с песни, это дает не только хороший эмоциональный заряд, но и позволяет развернуть решение учебной задачи. Например, на уроке русского языка я предлагаю детям выйти во двор школы на 5-10 минут для того, чтобы найти «самое, самое, самое». Дети, как правило, отмечают изменения в окружающей природе. Каково же их удивление, когда они обнаруживают, что «самое», «самое» находится рядом. Создание ситуации эстетического удивления помогает им в знакомом обнаружить чудесное. На материале, полученном в результате наблюдения учащимися, разворачиваю открытие новой темы. Работаю сразу над несколькими связанными темами программы, одна из которых является ведущей.

Пятиминутки в природе я использую на разных уроках, особенно в тёплое время года. Время, потраченное на организацию пятиминутки, сторицей окупается за счёт активной и продуктивной деятельности учащихся на уроке.

Люблю начинать урок с фрагмента мультипликационного фильма, с учебных фильмов, чертежей, с наблюдением у классного окна, произведений малого фольклорного жанра, с заданий-шуток, шарад, метаграмм, логогрифов, статьи детского журнала и т. д. Так я вызываю удивление детей и ставлю перед ними учебную проблему, применяя следующие приемы:

1. Изучение темы «Имена собственные» начинаю со стихов:

ПОРТРЕТНО - БУКЕТНОЕ. Это девочка Поля. И она - среди поля Собирает ромашки Для братишки Ромашки.

2. В период обучения грамоте перед изучением новой буквы задаю вопрос:

Чем заканчивается лето и начинается осень?

3. Изучение темы по математике «Порядок выполнения действий выражении без скобок» предлагаю на слух найти значение выражения: 2 + 2 : 2. Каково же удивление детей, когда они узнают, что значение данного выражения равно 3.

4. В период обучения грамоте, перед изучением темы «Слоги», предлагаю детям объяснить, одинаково ли количество слогов в словах, которые имеют одинаковое количество звуков: кот, мяу.

5. Изучение темы «Перенос слов» начинаю с весёлых стихов:

Мы изучаем перенос, вот как слова я перенёс: едва я перенёс: е - два, - как получил за это «два». Укол я перенёс: у - кол - и получил за это «кол». Опять я перенёс: о - пять. Теперь, наверно, будет «пять».

А как вы думаете, ребята? На основе этого стихотворения - шутки разворачиваю поиск правильного ответа, в результате которого обобщаются знания детей по данной теме.

При подготовке к уроку я тщательно продумываю методы и приёмы обучения, чтобы одни приёмы служили способами организации усвоения новых знаний всех детей, другие - средством создания условий для общего развития сильного ученика, цель третьих - вовлечение в сферу деятельности наблюдения слабого ученика, четвёртых - создание положительного эмоционального настроя на уроке.

Продумываю всю систему заданий, которую учащиеся смогут выполнить самостоятельно при открытии нового материала и те проблемы, которые будем решать на уроках в условиях коллективной деятельности.

При организации коллективной поисково-исследовательской деятельности в активную работу включаю всех учащихся класса. С этой целью использую разные виды дидактического и раздаточного материала, опорные схемы, таблицы, иллюстрации.

В своей практике я широко использую парно-групповую и групповые формы работы. Групповые формы работы использую на разных этапах урока:

- при открытии новых знаний;

- на этапе первичного закрепления;

- при творческой работе.

Поисково-исследовательскую деятельность учащихся в группах при открытии новых знаний организую в том случае, если у учащихся имеется возможность осуществлять самостоятельные наблюдения и анализировать материал. Это могут быть задания по составлению таблиц, схем, памяток, составление правил и т. д.

В группе учащиеся работают вместе, обогащая и углубляя знания друг друга.

Парно-групповая работа и групповая работа может предшествовать выполнению самостоятельной работы учащихся. Так, давая самостоятельную работу по карточкам, я предлагаю детям обсудить задание и выработать алгоритм его выполнения в группах или в парах, рассмотреть трудные случаи. Затем учащиеся выполняют работу самостоятельно, каждый в своём темпе. Такой подход к выполнению самостоятельной работы делает успешным каждого ребёнка.

Устойчивое положительное эмоциональное состояние повышает уровень интеллекта, что создаёт благоприятные условия для развития детей независимо от их индивидуальных особенностей. Особенно комфортно себя чувствуют слабые ученики.

Если самостоятельная работа выполняется индивидуально каждым учеником, то результаты её предлагаю обсудить в парах или в группах и внести соответствующую коррекцию.

Переход от групповых форм работы к индивидуальным и наоборот, даёт возможность каждому ученику работать продуктивно и, следовательно, знания будут формироваться успешнее и прочнее.

Интересная, наполненная положительными эмоциями жизнь на уроке способствует сохранению психического и физического настроя детей.

Pedagogy

Инструментарий для организации парно-групповой и групповой работы очень хорошо представлен в учебнике русского языка автора Н.В. Нечаевой. Строгое выполнение рекомендаций автора, следование её системе многоаспектного анализа текстов, которые затрагивают одновременно две-три темы, способствует, с одной стороны, естественной индивидуализации и глубине овладения знаниями, умениями и навыками, а с другой, позволяет более эффективно использовать время урока.

Природосообразность индивидуального подхода обучения в системе Занкова дают положительные результаты. Этому свидетельствует результативность обучения детей и результаты продвижения учащихся в общем развитии (на протяжении 10 лет успеваемость в классах - 100%). При переходе из 4 в 5 класс (2012-2013 учебный год) 100% учащихся подтвердили свои отметки.

Таким образом, личностно-ориентированный подход к обучению помогает заложить в каждом ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой; вовлечь учащихся в такие виды самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, которые дают возможность каждому ученику быть успешным, брать ответственность на себя, работать в силу своих возможностей, осуществлять саморегуляцию, контролировать свои знания. Развитие личности происходит тогда, когда ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и создаёт предметы культуры, обретает круг значимых других людей и проявляет себя перед самим собой только тогда, когда учитель умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самосовершенствованию.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - С. 5.

2. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир: Учебник для 2 класса / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. - 7-е изд. - Самара: Учебная литература, 2013. - Ч. 2. - С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.