Научная статья на тему 'Концептуальные основы деятельности экспериментально-внедренческой площадки «Ювенальная служба» по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи'

Концептуальные основы деятельности экспериментально-внедренческой площадки «Ювенальная служба» по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / ПРАВОСУДИЕ / ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / JUVENILE JUSTICE / JUSTICE / JUVENILE TECHNOLOGIES / JUVENILE / SYSTEM OF JUVENILE HOMELESSNESS AND CRIME PREVENTION / PREVENTION / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / LIABILITY/RESPONSIBILITY / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Наталья Александровна

Статья посвящена концептуальным основам деятельности экспериментально-внедренческой площадки «Ювенальная служба» по профилактике преступности несовершеннолетних и молодежи, а также актуальным вопросам деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью, вступившими в конфликт с законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Bases of Juvenile Service Experimental and Innovative Platform Activityfor the Prevention of Juvenile and Youth Delinquency

The purpose of this article is conceptual bases of Juvenile Service experimental and innovative platform activity for the prevention of juvenile and youth delinquency.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы деятельности экспериментально-внедренческой площадки «Ювенальная служба» по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи»

УДК 343.97

концептуальные основы деятельности

экспериментально-внедренческой площадки «ювенальная служба» по профилактике

правонарушений несовершеннолетних и молодежи

© Никитина Н. А., 2017

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Статья посвящена концептуальным основам деятельности экспериментально-внедренческой площадки «Ювенальная служба» по профилактике преступности несовершеннолетних и молодежи, а также актуальным вопросам деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью, вступившими в конфликт с законом.

Ключевые слова: ювенальная юстиция; правосудие; ювенальные технологии; преступность несовершеннолетних; система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика; межведомственное взаимодействие; ответственность; наказание.

Актуализация в различных профессиональных сообществах идеи защиты детства при отсутствии унифицирующего федерального законодательства, регулирующего вопросы ювеналь-ной юстиции (или, как сейчас принято говорить, «дружественного к ребенку правосудия»), позволила «прорасти» в стране различным успешным практикам работы с несовершеннолетними правонарушителями, опыт которых подлежит тщательному научному изучению и обобщению [1].

Красноярский край, подобно ряду сибирских регионов [2], имеющих исторически обусловленный высокий уровень преступности, перманентно находится в поиске эффективных технологий профилактики, в первую очередь преступности несовершеннолетних.

Системное внедрение инновационных подходов и элементов ювенальной юстиции началось в Красноярском крае в 2008 г., когда в рамках проекта «Проектирование регионального эксперимента становления в Красноярском крае ювенальной юстиции нового поколения» (грант Красноярского краевого фонда поддержки науки и научно-технической деятельности) под руководством доктора юридических наук, профессора, зав. кафедрой деликтологии и криминологии ЮИ СФУ Н. В. Щедрина был создан временный творческий коллектив (ВТК). В состав данного ВТК, помимо представителей науки (юристов, психоло-

гов, социологов, педагогов), вошли ведущие специалисты систем уголовного правосудия, защиты прав и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одним из главных результатов проектной деятельности ВТК можно считать функционирующую с 2010 г. в системе молодежной политики (ММАУ «Свое дело») экспериментальную площадку по разработке и апробации ювенальных технологий «Ювенальная служба». По состоянию на 1 января 2017 г. подобные службы работают уже в 5 молодежных центрах (в 5 из 7 административных районов г. Красноярска), финансирование которых осуществляется за счет средств городской целевой программы «Развитие молодежной политики г. Красноярска 2017—2019 гг.». Научное сопровождение деятельности экспериментальной площадки обеспечивает кафедра деликтологии и криминологии Юридического института ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», осуществляющая в регионе подготовку магистров по направлению «Ювенальное право и ювенальная юстиция».

Согласно основной идее экспериментальной площадки, изложенной в «Концепции становления в Красноярском крае ювеналь-ной юстиции нового поколения», принципиальным решением ВТК было «выделение» в существующей системе профилактики специализированного субъекта, обеспечиваю-

щего разработку, внедрение ювенальных технологий и профилактических программ, а также комплексное сопровождение несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом. Так, для «взращивания» данного специализированного субъекта было выбрано «тело» молодежного центра. Выбор в пользу учреждения системы молодежной политики был сделан по причине отсутствия у него негативной «стигмы» в молодежной среде в отличие от учреждений иных ведомств. Так, подростки целевой группы (часто, к сожалению, по причине эксклюзии [3] по признаку «проблемный», «неугодный») испытывают «устойчивую неприязнь» к системе образования, стараются избегать «лишнего», «дополнительного» взаимодействия с правоохранительными органами, не готовы считать себя «нуждающимися в социальных услугах» клиентами системы социальной защиты населения. Выбор в пользу системы молодежной политики был обусловлен также возможностью учреждениями отрасли молодежной политики осуществлять начатую комплексную профилактическую работу с подростком и после достижения им возраста совершеннолетия, расходуя на него бюджетные средства, чего не может позволить себе большинство субъектов системы профилактики.

На данном этапе реализации эксперимента площадка «Ювенальная служба» осуществляет свою работу в следующих направлениях: 1) разработка и апробация ювенальных технологий; 2) оказание квалифицированной социально-правовой и психологической помощи несовершеннолетним и молодым людям, вступившим в конфликт с законом, а также жертвам преступных посягательств; 3) несовершеннолетним и молодежи, освободившимся из воспитательных колоний; 4) оказание помощи родителям, законным представителям и иным родственникам клиентов «Ювенальной службы» в целях защиты прав и осуществления эффективного профилактического воздействия; 5) реализация восстановительных технологий; 6) реализация технологий социального сопровождения подростков, находящихся в социально-опасном положении (исключительно по признаку «совершивших общественно опасные деяния»); 7) научно-методическая поддержка деятельности специалистов системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специалисты «Ювенальной службы» входят в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, посредством чего тесно взаимодействуют с коллегами и учреждениями всей системы профилактики, что особенно актуально в ситуациях подростка, решение которых предполагает межведомственное взаимодействие. Правовым основанием работы с несовершеннолетним в большинстве случаев является постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав, «закрепляющее» за специалистом «Юве-нальной службы» статус «куратора случая» или «члена рабочей группы по реализации индивидуальной профилактической работы», осуществляющего деятельность, предусмотренную ст. 5 ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Таким образом, специалист «Ювенальной службы», или «ювенальный технолог», становится одной из ключевых фигур в реализации эксперимента по улучшению профилактической деятельности в регионе.

Нам представляется, что достижение системой правосудия «ювенального» эффекта в значительной степени определяется насыщенностью деятельности специалистов ювенальными технологиями — определенными упорядоченными совокупностями действий, основанными на последовательной полипредметной кооперации специалистов по возвращению несовершеннолетнего, попавшего в сферу деятельности правосудия о несовершеннолетних, в норму взросления, включающими в себя действия по диагностике проблемы, выбору способов решения (разработка технологии решения), само решение проблемы и его оценку, применяемыми в некоторых случаях принудительно [4]. Однако для определения его места и роли в межведомственных связях системы противодействия следует более подробно рассмотреть содержание его деятельности.

Следует сразу отметить, что мы стараемся сознательно не переоценивать значение межведомственного взаимодействия специалистов системы профилактики в решении проблемы подростковой и молодежной преступности. Наша «осторожность» обусловлена пониманием того, что обеспечить межведомственную полипредметную коопера-

цию специалистов в условиях территориальной «сложносочиненности» края (протяженность края с севера на юг — 3 тыс. км, площадь — 13,86 % страны), особенно в сельской местности, ресурсно и инфра-структурно невозможно. Однако и анализ межведомственного взаимодействия в условиях краевого центра, где нет проблем с укомплектованностью учреждений системы необходимыми (в том числе «узкими») специалистами, позволяет сделать вывод о том, что специалисты системы научились взаимодействовать, скорее, между собой, ориентируясь на показатели «своевременности обмена информацией и документооборота», но не умеют взаимодействовать с самим ребенком.

В работе экспериментальной площадки мы исходим из того, что высокий уровень рецидива преступлений в подростково-молодежной среде может быть объяснен механизмом «криминальной инерции», который запускается совершением общественно опасного деяния. Последствия этого юридического факта в виде проверок, допросов, различного вида учетов и соответствующих им «статусов-клеймений», изменяющих привычный образ жизни подростка, могут усиливать часто и без того нездоровые установки, обусловленные социальной ситуацией развития. Эти несовершеннолетние разлагающе действуют на социальное окружение (класс, двор и т. д.), а социальное окружение реагирует на их существование отчуждением и карательными санкциями, чем и замыкается порочный круг. На наш взгляд, именно действия по прекращению криминальной инерции и возвращению несовершеннолетнего в норму взросления составляют суть содержательного аспекта деятельности ювенального технолога. Следует отметить, что для несовершеннолетнего — жертвы преступного посягательства «замкнутый круг» выглядит примерно так же, однако далее мы будем рассматривать ситуацию на примере работы с несовершеннолетним правонарушителем.

Базовой задачей деятельности технолога, а следовательно, и ее направлением является совместный с несовершеннолетним поиск «профиля декриминализации». Криминальное поведение обусловлено целым рядом социальных, генетических и личностных факторов и их взаимодействием. Указанные факторы носят объективный характер, их изменение требует коренного

реформирования социальной сферы и вряд ли под силу отдельно взятому специалисту. Однако, как справедливо отмечает Р. В. Чиркина, «даже в ситуациях социальной депривации и дефицита ресурсов существует феномен смены привычных моделей поведения молодежи на социально одобряемые. Это позволяет считать, что совершение преступлений предопределяется и запускается одними факторами, а удержание от них — другими» [5].

Решение главной задачи по поиску «заветной кнопки» — индивидуального фактора, способного удержать от повторного правонарушения, «ядра», вокруг которого будет выстраиваться деятельность, идет параллельно с обеспечивающими и закрепляющими эффективность совместными с подростком действиями по трансформации его криминальных установок и поиском стратегий посткриминальной социализации.

В педагогике общепринятой является идея о том, что изменить установки личности может только другая личность (личности), которая привнесет лично значимую деятельность, новые цели и ценности, изменяя социальные связи. Именно такая направленность профессиональных действий делает существенными различия между деятельностью ювенального технолога и давно известным институтом «индивидуальной профилактической работы», часто сводимая, к сожалению, к закреплению за ребенком по принципу «подведомственности» взрослого, который в большинстве случаев может лишь методично констатировать ухудшение ситуации и поведения подростка прямо пропорционально времени его взросления.

В криминологии принято различать функционирование механизмов формального и неформального социального контроля. Формальный контроль осуществляется специализированными субъектами — компетентными органами, организациями, учреждениями и их представителями в пределах должностных полномочий и в строго установленном порядке. Неформальный контроль отличается от формального тем, что он предполагается со стороны родственников, друзей, соседей, соучеников, иных граждан, использующих неформальные санкции, обращенные к совести, чести, стыду «контролируемого» [6]. Ответом на вопрос о «природе контроля», осуществляемого ювенальным технологом, видится «смешан-

ный контроль», так как, с одной стороны, осуществляется компетентным специалистом, но, с другой, — арсенал его профессиональных действий лежит, скорее, в плоскости криминологической «теории удержания», обращения к совести, которая возникает на основе чувства стыда через механизм классического обусловливания.

Выбор в пользу правопослушного или правонарушающего поведения во многом зависит от «чувства идентичности» подростка. Исследования эффективности социальных норм обнаружили, что требования последних добровольно выполняются лишь в том случае, если они соответствуют установкам, интересам, потребностям субъекта. Ведь помимо общепринятых ценностей и соответствующих им норм, транслируемых и защищаемых официальными социальными институтами, в малых социальных группах, где происходит взросление несовершеннолетнего правонарушителя, часто «главенствуют» иные, альтернативные общепринятым ценности и нормы. В специальной литературе предлагается выделять осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознаваемая базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознанная идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от первой ко второй возможен только при наличии рефлексии, которая еще только начинает формироваться у несовершеннолетнего. Таким образом, задача ювенального технолога, выступающего в качестве «рефлексивной стенки», сводится к обеспечению перехода несовершеннолетнего от неосознаваемой идентичности к осознаваемой.

Данный переход неизменно сопровождается изменением группы идентичности, а значит и изменением социальных связей, видов деятельности, осуществляемых несовершеннолетним. Однако следует заметить, что «вход» несовершеннолетнего в новую группу (равно как и изменение деятельности) возможен в том случае, если эта группа соответствует главному новообразованию подросткового возраста — «чувству взрослости». Данное положение подтверждают криминологи Тюбингенского университета (Германия), пришедшие в ходе исследования к выводу, что прекращение

несовершеннолетним криминальной карьеры является следствием перехода от «молодежной роли» к «роли взрослого».

Изменение (разрушение, трансформация, закрепление, усиление) антиобщественных установок, т. е. готовности действовать в соответствии со своими взглядами, потребностями и интересами вопреки интересам общества, является, с одной стороны, условием, а с другой стороны, следствием описанных выше процессов. Однако необходимо обозначить здесь качественную характеристику установок, отмеченную К. Е. Игошевым, который в зависимости от субъективных и объективных показателей выделил ситуативную и личностную установки на преступную деятельность [7]. Ситуативная установка, имеющая своим доминирующим элементом эмоциональную готовность определенным образом реагировать на обстоятельства, представляет собой антиобщественную форму реагирования личности на ситуацию. Личностная же установка представляет собой готовность и предрасположенность к преступлению, которые основываются на твердо занятой антисоциальной позиции. Таким образом, следует предположить, что криминальное поведение может относиться к мотива-ционному уровню регуляции поведения личности в целом и в этом случае функционировать в форме смысловых установок личности. Но криминальное поведение может относиться и к инструментальному (операционному) уровню регуляции поведения, и соответственно функционирует в форме операционных установок, определяющих способы осуществления действий. Из этого следует как минимум два важных для нас вывода:

1) перевоспитание личности, изменение ее смысловых установок всегда происходит через изменение деятельности и в принципе не может осуществляться посредством воздействия чисто вербального характера, к которому можно отнести чуть ли не единственный и самый распространенный среди специалистов системы профилактики прием «разъяснительная и профилактическая беседа»;

2) пути изменения установок различного уровня отличаются друг от друга; так. смысловые установки перевоспитываются, а целевые и операциональные — переучиваются, что и определяет содержание деятельности ювенального технолога.

Все вышеуказанное — лишь содержательная рамка профессиональной позиции, внутри которой могут находиться различные профессиональные роли (ювенальный менеджер, ведущий программ восстановительного правосудия и др.), каждой из которых будет соответствовать набор профессиональных компетентностей.

Следует отметить, что помимо содержательного аспекта деятельности далее нам предстоит работа по осмыслению организационного аспекта, представляющего собой «управление случаем», ресурсами и услугами системы профилактики правонарушений, исходя из потребностей подростка, а не тех, которые просто есть в наличии системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и определению методологической специфики межпредметной кооперации со специалистами в зависимости от процессуального статуса, профиля декриминализации несовершеннолетнего. Ш

1. Садовникова М. Н. Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних (часть 1) // Сиб. юрид. вестн. 2013. № 3. С. 76-80.

2. Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири) : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2011. 23 с.

3. Садовникова М. Н., Сутурин М. А. К проблеме деви-антного поведения несовершеннолетних: причины и возможности медиативных технологий в воздействии на них // Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск — Улан-Удэ, 22-25 сент. 2015 г. Улан-Удэ, 2015. С. 183.

4. Никитина Н. А. О понятии «ювенальная технология» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 239—242.

5. Чиркина Р. В. Удержание несовершеннолетних от преступного рецидива: механизмы, мотивация, помощь. М., 2012. С. 15.

6. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2007. С. 430.

7. Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974. С. 40—57.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2007. — 525 с.

Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения / К. Е. Игошев. — Горький : Изд-во ГВШ МВД СССР, 1974. — 168 с.

Никитина Н. А. О понятии «ювенальная технология» / / Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 3. — С. 239—242.

Садовникова М. Н. К проблеме девиантного поведения несовершеннолетних: причины и возможности медиативных технологий в воздействии на них / М. Н. Садовникова, М. А. Сутурин // Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск — Улан-Удэ, 22—25 сент. 2015 г. — Улан-Удэ, 2015. — С. 180—186.

Садовникова М. Н. Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних (часть 1) // Сиб. юрид. вестн. — 2013. — № 3. — С. 76—80.

Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М. Н. Садовникова ; Дальневост. федер. ун-т. — Владивосток, 2011. — 24 с.

Чиркина Р. В. Удержание несовершеннолетних от преступного рецидива: механизмы, мотивация, помощь / Р. В. Чиркина. — М. : РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2012. — 164 с.

Conceptual Bases of Juvenile Service Experimental and Innovative Platform Activity for the Prevention of Juvenile and Youth Delinquency

© Nikitina N., 2017

The purpose of this article is conceptual bases of Juvenile Service experimental and innovative platform activity for the prevention of juvenile and youth delinquency.

Key words: juvenile justice; justice; juvenile technologies; juvenile; system of juvenile homelessness and crime prevention; prevention; interdepartmental interaction, liability/responsibility; punishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.