1УДК 372.881.1 ББК 74.268.1
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
Т. Г. Иргашева
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей уровневой языковой личности ученика полиэтнической школы. Автор рассматривает условия, влияющие на освоение учеников лексических и синтаксических средств русского языка с целью умения выстраивать свою речь с учетом ситуации общения.
Ключевые слова: формирование языковой личности ученика, структура языковой личности школьника, учет условий языкового пространства, лексические особенности языковой личности школьника, приобщение человека к духовному наследию.
THE DEVELOPMENT OF A LANGUAGE PERSONALITY IN MODERN MULTI-ETHNIC SCHOOL
T. G. Irgasheva
Abstract. The article analyzes some peculiarities of the level language personality of a multi-ethnic school pupil. The author considers the conditions affecting the mastering by students lexical and syntactic means of the Russian language with the ability to build their speech taking into account the situation of communication.
Keywords: formation of a pupil's language personality, the structure of a pupil's language personality, considering the conditions of the language space, lexical features of a pupil's language personality, introduction of a person to spiritual heritage.
Сегодня основными ценностными ориентирами лингвистического образования являются идеи личностно-ориентиро-ванного, культурологического и компетент-ностного подходов. Формирование лингвистической компетенции учащихся как языковой личности способствует потребности к саморазвитию, развитию системного мышления. Об отличительной особенности лингвистической компетенции говорится в книге авторов: Е. А. Быстровой, С. И. Львовой и В. И. Капинос «Обучение русскому языку в школе» (2004), в которой ученые называют лингвистическую компетенцию как приоритетную в обучении, аргументируя свое мнение тем, что данная компетенция обеспечивает «познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, в конечном счете, формирование современного мышления» [1, с. 24]. Формирование языковой личности в современной полиэтнической шко-
ле Российской Федерации является основной задачей во втором десятилетии XXI в.
Изучение речи человека, развитие его языковой способности точно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, как предложено в концепции современного лингвистического образования, необходимо не только для таких важных профессий, как профессия политика, адвоката, журналиста, писателя, телеведущего, переводчика, лектора, учителя, преподавателя вуза, но и для каждого гражданина Российской Федерации, думающего о своей достойной жизнедеятельности. Онтогенез речи учащихся как языковой личности в полиэтнической школе на сегодняшний день является сквозной определяющей стратегией обучения русскому языку. Она становится основным, определяющим компонентом процесса социализации ребенка в полиэтническом классе, средством его приспособления к русской речевой среде. В российских школах изу-
чается 89 языков, из них на 39 ведется обучение. Как известно, языковое образование обеспечивает приобщение человека к духовному наследию предшествующих поколений и является основой формирования этнического и гражданского самосознания личности. Модернизация национальной школы с учетом требований современного поликультурного общества - это переход от традиционного национального образования, ориентированного на этническую культуру и язык какого-либо этноса, к поликультурной модели национальной школы, в которой учащиеся, сохраняя свою этнокультурную идентичность, были активно включены в интеграционный процесс региона, страны, мира [2, с. 211].
По данным переписи населения 2010 г., в России проживает 193 народа и народности, говорящие на 171 языке. В государственной системе образования используется 89 национальных языков, то есть в школах преподается 89 национальных языков. «Такого уровня защиты этнокультурных прав граждан, - отметил В. В. Путин 24 августа 2012 г. на первом заседании Совета по межнациональным отношениям в Саранске, - я могу смело это сказать, наверное, нет ни в одной европейской стране» [3]. То же можно сказать и о Республике Хакасия. Хакасия расположена в центральной части Азиатского континента, в Алтае-Саянском экологическом регионе. Присоединение Хакасии к России 310 лет тому назад создало уникальные возможности для сохранения исторической территории, самобытной национальной культуры хакасов, их образа жизни, традиционных ценностей, укрепления и развития дружбы между народами, создание письменности. Через язык осуществляется трансляция культуры в новые поколения, их приобщение к культурным ценностям [4, с. 435]. В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, древнетюркских народов. Определенное влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства.
В настоящее время в Республике Хакасия успешно функционируют 276 общеобразовательных школ. В соответствии с «Государственной программой сохранения и развития язы-
ков народов РХ» создаются условия для изучения родного языка, число школьников, изучающих хакасский язык, составляет 76% от общего количества детей коренной национальности.
Как и во многих республиках, в Хакасии национальная языковая среда сохраняется в основном в сельской местности, где компактно проживает коренное население. В обязательном порядке хакасский язык изучают только в национальных школах республики. Как отмечает, давая в СМИ интервью, кандидат политических наук Гарма-Ханда Гунжитова, в Хакасии с 1 сентября 2014 г. введено обязательное изучение хакасского языка по трем программам: для русских, русско-хакасских и для хакасских школ. По ее данным, язык изучается с 1-го по 11-й класс со сдачей экзамена. Преподавание русского языка в Республике Хакасия происходит на 14 языках на фоне взаимодействия с преподаванием таких языков, как хакасский, шорский, польский, немецкий и др.
А. А. Леонтьев выделяет [5] такую степень владения языком, когда язык из предметной формы превращается в форму деятельности. Процесс овладения русским языком учащимися полиэтнических классов организуется таким образом, чтобы речевая деятельность как форма деятельности на неродном для учащихся языке стала базой для получения общего образования.
Образование как институция, по мнению профессора А. Д. Дейкиной, в условиях все ускоряющегося внешнего мира преобразуется с опорой на развитие базовых компетенций XXI в. и принципиальную установку личности учиться всю жизнь. Одним из первых востребованных качеств личности становится компетентность в области языка и речи как фактор успешной адаптации в социальной среде, эффективного использования своего природного потенциала - дара речи и гармонии с внешним миром. Очевидна востребованность личностных результатов, приобретаемых с помощью русского и другого (других) языков в новой системе образования, в первую очередь лингвистического, формирующего языковое сознание личности [6, с. 1167].
Изучение языка, по мнению авторитетных ученых в Российской Федерации: М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Е. А. Быстро-вой, Л. А. Тростенцовой, А. Д. Дейкиной, Н. А. Ип-
политовой, Е. В. Архиповой и др. - происходит на материале речи. Теория речевой деятельности изучает процессы производства, восприятия речи и усвоения языка. «Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией» [7, с. 7]. Умение говорить правильно и выразительно, умение невербальными средствами: жестом, мимикой, взглядом - выразить свои чувства и отношения, умение управлять собой, своим психическим состоянием в значительной мере определяют успешность общения, способствуют наилучшему взаимопониманию людей, а в полиэтнической школе - между учителем и учениками, а также между сверстниками, одноклассниками.
Феномен языковой личности является в настоящее время объектом пристального внимания многих ученых, таких как Н. В. Аниськина, В. Д. Богин, Н. Д. Десяева, Г. И. Караулов, В. Д. Лю-тикова и др. Понятие «языковая личность» впервые в науку было введено академиком В. В. Виноградовым в 1980 г. В новых условиях модернизации образования на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Личность - человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации [8, с. 73]. Совокупность сфер речевого общения представляет собой коммуникативное окружение, в котором языковая личность может проявить себя в соответствии с принятыми в данном социуме языковыми, когнитивными и культурными правилами необходимые потребности своего существования.
Понятие языковой личности составляют языковые компетенции, ценностные установки личности в отношении к родному языку, языковое сознание, языковое мировоззрение личности. Языковая компетентность способствует формированию важного умения - воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации,
целенаправленности, полноте и точности выражения мысли. Языковая личность с точки зрения лингвистики - это языковые способности и характеристики человека, благодаря которым он может создавать и понимать различные по сложности, глубине и цели тексты. Языковая компетенция, как свободное владение языком, включает умение слушать (не просто слышать) и понимать речь, умение выразить мысль и передать чувство, подбирая лексический материал и корректно пользуясь грамматикой языка. К языковой компетенции относится и способность ориентироваться в конкретной сфере общения, учитывать ее участников, общечеловеческие законы коммуникации и те ее правила, которые действуют в данной культуре [9, с. 30]. Структура языковой личности состоит из трех иерархических уровней: а) вер-бально-семантический - собственно владение лексикой и грамматикой (обыденным языком), он формируется в раннем детском возрасте и складывается уже к начальным классам школы, а в дальнейшем совершенствуется; б) тезаурус-ный - в нем отражается «языковая картина мира», иерархия понятий и ценностей, имеющая важность как в национальном, так и в социально-групповом и личном плане. Тезаурус-ный уровень, как и последующий, определяет основные черты языковой личности. Он в целом формируется к юношескому возрасту и может изменяться на протяжении всей жизни. Этот процесс опирается на речевую и языковую рефлексию; в) мотивационный - включает в себя сферы общения, коммуникативные ситуации, роли, связан с коммуникативными потребностями и коммуникативным поведением личности. В рамках этого уровня происходит совершенствование владения широкими синонимическими и синтаксическими возможностями языка.
Языковая личность школьника находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой рефлексии и формирования языковой картины мира.
Изучение языка с позиций компетентност-ного подхода получает большую мотивацион-ную направленность. Сегодня компетентност-ный подход в школе позволяет школьникам развиваться всесторонне и применять полученные
знания в различных сферах жизни. Компетентность^ подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе. «Ребенок родную речь (и через речь, ее знаковую систему - родной язык), - как пишет академик М. Р. Львов в своей книге «Основы теории речи», - перенимает от близких людей, от родителей, из окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже - самовыражения. Общение с близкими, а немного позднее - и с самим собой приходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мыслительном уровне, а также с использованием слов и их словосочетаний, правил языка, употребляемых на мысленном, мыслительном, коде» [7, с. 3].
Традиционные учебные планы и программы среднего и отчасти высшего образования, уделяя немалое, вполне заслуженное внимание русскому языку, его структуре, его правилам, почти не находят учебного времени, - с сожалением отмечает М. Р. Львов, - для изучения теории и практики речи, речевой деятельности, ее физиологических и психологических механизмов, внутренней речи - мышления, механизмов отправления речевого сигнала и восприятия речи слушающим, механизмов усвоения второго, третьего языков и иноязычной речи, факторов усвоения речи ребенком, мастерство выбора слова и т. п. «Между тем современные науки о речи накопили существенный объем знаний в названных областях, ибо нет таких людей, кто не хотел бы хорошо говорить, слушать и понимать речь других, текст, его тончайшие оттенки» [7, с. 4].
Модернизация российского образования ориентирует школьное образование на органическое единство нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, образовательных технологий и форм оценки качества образования. Внедрение в практику преподавания русского языка нового стандарта ФГОС обусловило перемены, некоторые из них заключаются в следующем: 1) уточ-
нение и совершенствование содержания языкового образования; 2) обучение с учетом условий поликультурного языкового пространства; 3) личностно-ориентированный и системно-дея-тельностный подходы в школьном лингвистическом образовании; 4) усиление метапредметной образовательной функции русского языка; 5) реализация компетентностного подхода в обучении (формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культу-роведческой компетенций; 6) усиление практи-ко-ориентированного характера изучения языковых явлений языка (традиция и ситуация употребления в речи); 7) усиление внутрисистемных связей явлений языка (связь лексикологии и морфологии; морфемики и орфографии; морфологии и орфографии; синтаксиса и морфологии и др.); 8) особое внимание на развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса средствами языка во взаимосвязи с другими видами искусства (например, с поэзией, прозой, с живописью, графикой, музыкой, архитектурой и т. д.); 9) формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности (саморазвитие, самообразование, самоконтроль, самореализация).
В настоящее время новый стандарт, принятый в 2011 г., рекомендует, чтобы общеобразовательная школа ориентировалась не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей, поэтому новые стандарты исходят не из того, чему учила школа, а из того, что может быть востребовано в будущей профессиональной, личной, социальной жизни выпускника. Для развития речи учащихся полиэтнических классов, их языковой компетенции есть основное условие - естественная русская речевая среда.
Самым сильным и убедительным фактором формирования языковой личности является личность учителя, его манера поведения, ценностные установки, определяющие его отношение к учебному общению. Вся работа должна быть направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески, в повседневной жизни чувствовать себя комфортно, обслуживать сло-
вом собственные запросы во всех сферах жизнедеятельности. Примером для подтверждения этого условия может послужить опыт учителя русского языка и литературы Хакасской республиканской национальной гимназии им. Н. Ф. Катанова, кандидата филологических наук А. А. Чертыковой, описанный ею в статье «Поликультурность как принцип современного национального образования в Хакасской гимназии». А. А. Чертыкова отмечает, что Хакасская гимназия им. Н. Ф. Катанова стремится обеспечить высокое качество всех элементов учебно-воспитательного процесса, имеющих отношение к этносфере, формирование межэтнической толерантности и российского самосознания, широкое использование диалога культур и ориентацию на доминанту ценностей современной цивилизации в процессе этнокультурного взаимодействия. Национальная школа способна к социокультурному конструированию, то есть быть культуротворческой, способной не столько быть транслятором знаний и ценностей национальной культуры, сколько давать возможность ребенку самоидентифицироваться в определенной культуре, ставить его в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя культурные ценности, нормы, знания и образцы. Учитель с большой гордостью называет фамилии учеников, участвующих в городских (г. Абакан) и республиканских конкурсах. Подобная работа активно ведется в гимназии, об этом говорят результаты призовых мест учащихся за участие в творческих конкурсах различного уровня. Так, ученицы 9-х классов, участвуя в республиканском конкурсе «Родной язык - духовное наследие народа» по хакасскому языку, заняли 1-е место (Алина Мамышева) и 2-е место (Карина Поросенова) по русскому языку.
Реализация на практике принципа поликультурности подразумевает, как подчеркивает А. А. Чертыкова, достаточную открытость поликультурного пространства «диалога культур» в национальной школе, к примеру, интеграцию и преемственность традиций хакасской и русской поэзии в самобытном творчестве учащихся. «К 60-летнему юбилею гимназии (2005), - отмечается в той же статье А. А. Чертыковой, -был выпущен поэтический школьный сборник под названием "Почему люди не летают", куда
вошли отдельные произведения выпускников. Учитель замечает и комментирует работы своих воспитанников: в творчестве Саши Чистоба-ева можно увидеть черты поэтической традиции Маяковского, а в лирике Лены Котюшевой - в остром чувстве "родины", "природы" - влияние есенинского начала; в пронзительных строках "моя душа искала выход к свету..." Кати Останиной - то "печаль души" перекликается с
H. Рубцовым. А сколько глубоких чувств и волнений по-ахматовски ровной и в то же время поэтичной и музыкальной, как у Цветаевой, в любовной поэзии Саши Шалгиновой. Проза Насти Сергеевой полна борьбой "добра со злом", "света" с "тьмой"» [10, с. 127-128].
Таким образом, решение задач формирования языковой личности в современной полиэтнической школе связано с изучением особенностей и условий для успешного усвоения учениками устной и письменной русской речью и развитием на уроках русского языка их творческих способностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов пед.вузов / Е. А. Бы-строва, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]; под ред. Е. А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004.
2. Мирошниченко В. В. Поликультурность как принцип современного национального образования // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы Междунар. науч. конф. 22-24 сентября 2005 г. - Абакан, 2005. - С. 211.
3. Выступление В. В. Путина 24 августа 2012 г. в Саранске на первом заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям.
4. Иргашева Т. Г. Значение русского языка в сохранении и развитии культуры межъязыковой коммуникации в полиэтнической школе в XXI веке // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная моногр. - М.: Спутник+, 2017. - С. 434-442.
5. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
6. Дейкина А. Д. Русский язык в современной образовательной модели билингвизма: когни-
тивность, коммуникативность, креативность // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 г.). - СПб.: РОПРЯЛ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). I. - C. 1167-1169.
7. Львов М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 248 с.
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 176 с.
9. Петленко Л. В. Принципы отбора содержания начального курса русского языка с позиции реализации современных подходов к ценностям образования // Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб. науч. тр. - М. - СПб., 2011. - С. 91-118.
10. Чертыкова А. А. Поликультурность как принцип современного национального образования в Хакасской гимназии // Современные подходы в обучении хакасскому и русскому языкам в условиях модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. тез. ст. республиканской науч.-практ. конф. 14 апреля 2006 г. - Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 2006. - 144 с. - С. 127-128.
REFERENCES
1. Bystrova E. A., Lvova S. I., Kapinos V. I. (et al.) Obuchenie russkomu yazyku v shkole: uchebnoe posobie dlya studentov ped.vuzov. Moscow: Drofa, 2004.
2. Miroshnichenko V. V. Polikulturnost kak print-sip sovremennogo natsionalnogo obrazovani-yaln: Razvitie yazykov i kultur korennykh nar-odov Sibiri v usloviyakh izmenyayushcheysya Rossii. Proceedings of International scientific conference, 22-24 Sept. 2005. Abakan, 2005. P. 211.
3. Vystuplenie V. V. Putin 24 Aug. 2012 v Saran-ske na pervom zasedanii Soveta pri Prezidente po mezhnatsionalnym otnosheniyam.
4. Irgasheva T. G. Znachenie russkogo yazyka v sokhranenii i razvitii kultury mezhyazykovoy kommunikatsii v polietnicheskoy shkole v XXI veke. In: Sovremennye tendentsii v razvitii meto-diki prepodavaniya russkogo yazyka: coll. monogr. Moscow: Sputnik+, 2017. Pp. 434-442.
5. Leontiev A. A. Osnovy teorii rechevoy deyatel-nosti. Moscow: Prosveshchenie, 1974. - 368 s.
6. Deykina A. D. Russkiy yazyk v sovremennoy ob-razovatelnoy modeli bilingvizma: kognitivnost, kommunikativnost, kreativnost. In: Dinamika ya-zykovykh i kulturnykh protsessov v sovremennoy Rossii. Iss. 5. Proceedings of V Congress ROPRY-aL (Kazan, 4-8 Oct. 2016). St. Petersburg: ROPRYaL, 2016. 1 CD-R. I. Pp. 1167-1169.
7. Lvov M. R. Osnovy teorii rechi: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2000. 248 p.
8. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogicheskiy slovar: dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2001. 176 p.
9. Petlenko L. V. Printsipy otbora soderzhaniya nachalnogo kursa russkogo yazyka s pozitsii re-alizatsii sovremennykh podkhodov k tsennosty-am obrazovaniya. In: Soderzhanie obrazovani-ya v nachalnoy shkole: sistema tsennostey: coll. of scient. works. Moscow - St. Petersburg, 2011. Pp. 91-118.
10. Chertykova A. A. Polikulturnost kak printsip sovremennogo natsionalnogo obrazovaniya v Khakasskoy gimnazii. In: Sovremennye podk-hody v obuchenii khakasskomu i russkomu ya-zykam v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya: opyt, problemy, perspektivy. Proceedings of respublikan scientific-practical. Conferenc. 14 Apr. 2006. Abakan: Khakasskoe kn. Izd-vo, 2006. 144 p. Pp.127-128.
Иргашева Тамара Гулямовна, доктор педагогических наук, доцент Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан e-mail: [email protected]
Irgasheva Tamara G., ScD in Education, Associate Professor, N. F. Katanov Khakas State University, Abakan e-mail: [email protected]