ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
РАБОТА НАД ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗНОСТИ ТЕКСТА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ Иргашева Т.Г.1, Карабейник Н.А.2 Email: [email protected]
'Иргашева Тамара Гулямовна — доктор педагогических наук, научный руководитель, доцент; 2Карабейник Наталья Алексеевна — студент, направление: педагогическое образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет, г. Абакан
Аннотация: главной задачей работы учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешного её выполнения во многом зависит эффективность обучения в дальнейшем. Немаловажное значение в системе развития речи школьников занимает сочинение. Развитие правильно поставленной речи на уроках русского языка — это главная цель работы, проводимой учителем специально и в связи с усвоением школьного курса для того, чтобы школьники могли овладеть нормами языка, а также умели лаконично выражать свои мысли, пользуясь нужными языковыми средствами согласно цели, содержанию речи и условиям общения. Ключевые слова: связная речь, основные категории текста, средства связи текста, смысловая цельность высказывания, сочинение-описание.
WORK ON THE LINGUISTIC MEANS OF CONNECTIVITY IN THE PREPARATION OF THE TEXT TO THE COMPOSITION-DESCRIPTION Irgasheva T.G.1, Karabeynik N.A.2
'Irgasheva Tamara Gulyamovna - Doctor of Education, Research Manager, Associate professor;
2Karabeynik Natalia Alekseevna — Student, DIRECTION: PEDAGOGICAL EDUCATION, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND METHODOLOGY OF PRIMARY EDUCATION, INSTITUTE OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION, KHAKAS STATE UNIVERSITY, ABAKAN
Abstract: the main objective of the work of primary school teachers is the development of speech of schoolboys. From the success of its implementation is largely dependent on the effectiveness of education in the future. Equally important in the system of speech development of pupils it takes work. Developing the right set of speech at Russian lessons - this is the main objective of the work carried out by a teacher specifically in connection with the assimilation of school course to students could master the rules of language, as well as know how to succinctly express their ideas using appropriate language means according to the purpose, content speech and communication conditions. Keywords: connected speech, the main categories of text, text communications, semantic integrity statements, essay-description.
УДК 808.51
На современном этапе обучения учащихся русскому языку огромное внимание уделяется развитию связной речи. Связная речь, как и отдельное словосочетание, - это не механическое, по формальным признакам осуществленное соединение, она охватывает все стороны языка. Потому-то она и связная, что в ней существует внутренняя, логическая связь между ее частями. При этом имеется в виду связь между предложениями, не только рядом стоящими, но и значительно удаленными друг от друга, такими, между которыми логическая связь устанавливается путем многоступенчатых переходов (звеньев) от одного логического «шага» к следующему. А это целая «наука», и ее должны практически и теоретически усвоить учащиеся [1, с. 299].
Обучение практически по всем учебным программам, действующим на данном этапе в школе, уже в начальном звене начинается с усвоения понятия «речь». Ученые пришли к выводу, что текст -это речевое произведение, продукт речи, основная единица речи, а также, что создание текстов и
их осмысление происходит в процессе коммуникации, общения. Проблема развития связной речи учащихся находится в центре внимания науки. Многие исследования, посвященные понятию «текст» (М.М. Бахтин, Б.В. Томашевский, А.А. Потебня, В.В. Пропп, В.Я. Шкловский, И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др.) анализировали это понятие как явление, имеющееся отличительные закономерности своей организации.
Обучая учащихся строить текст, учитель знакомит школьников с основными категориями текста, к которым относятся: цельность, завершенность, модальность, связность, информативность. В современной лингвистике текста выделяются следующие категории: -информативность (содержанием любого законченного текста является информация); -членимость текста на определенные части (главы, микротексты), единицы текста (предложение, сложное синтаксическое целое, абзац); - связность (между частями и единицами текста существует смысловая и грамматическая связь, как внешняя, так и внутренняя); - целостность (цельность) текста обеспечивается его темой, которую называют смысловым ядром текста; -модальность (отношение автора текста к действительности); - завершенность (непосредственно соотносится с названием текста, который ограничивает, определяет его содержание). Общее назначение всех категорий текста - помочь автору реализовать свой замысел и оказать содействие читателю в понимании текста, в его осмыслении. Считается, что категории информативности, цельности реализуются в процессе передачи текста, а категории связности, завершенности - в процессе его создания.
Вопросы методического обеспечения процесса речевого развития школьников неоднократно освещались в работах ведущих методистов наших дней: М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Н.А. Ипполитовой, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, разработавших цели, содержание, принципы, направления, приемы речевого развития учащихся.
Именно во время обучения в начальной школе дети изучают нормы устного и письменного литературного языка, а также учатся применять их в разных ситуациях общения.
Правильное и полное речевое развитие младших школьников невозможно без полноценных знаний о социуме, окружающей их природе, а также без верных представлений о строении текста. Ведь с его помощью мы можем обмениваться информацией, получать новые знания и применять уже имеющиеся. Текст - объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (Лингвистический энциклопедический словарь). В настоящее время место текста в системе коммуникативно ориентированного обучения русскому языку как родному уже получило теоретическое обоснование. Стал он и обязательной единицей организации учебного материала в новом поколении учебников и учебных пособий [2, с. 58].
Порождение письменного высказывания - сложный аналитико-синтетический процесс, связанный с речевой и мыслительной деятельностью [2, с. 53]. Успехи учеников в связной речи позднее оказывают влияние и на учёбу по остальным предметам, что в целом благоприятно сказывается и на развитии навыка чтения и выработке орфографической грамотности.
По мнению М.Р. Львова, знание слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, т. е. мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи) [3, с. 275].
Одним из видов работ в школе, помогающих школьникам научиться правильно оформлять свои мысли в текст, является сочинение. При его написании дети учатся анализировать информацию, применять полученные ранее знания, правильно формулировать свои речевые высказывания. Сочинение развивает у школьников фантазию и наблюдательность, требует эмоционального отклика и самостоятельности.
Рассмотрим описание как тип речи. Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Сочинение-описание определяется отсутствием сюжетной линии, изображением окружающей природы и предметов, отображением отдельных явлений действительности. При подготовке к сочинению-описанию следует обозначить тематику данной работы и поставить перед школьниками сначала обширную цель, например, описать осенний лес, а далее поставить задачу - выразить свои чувства к данному времени года, описать свои наблюдения. В этот момент важно показать детям, что сочинение-описание можно рассмотреть в разных аспектах. В этом случае наилучшим решением будет организованное непосредственное наблюдение за предметом исследования (осенний лес), чтение литературы для пополнения читательского словаря по данной теме. На начальных этапах обучения следует уделять больше внимания тем описаниям, которые основываются на «живые» наблюдения учеников. К сожалению, в практике до сих пор
чрезмерно большое место занимают описания по памяти и по аналогии. В связи с изучением стихотворений об осени предлагается сочинение-описание об осенней природе [5, с. 149]. Обмен мыслями, пометками из привлекших внимания произведений - всё это поможет повысить связность речи, повысить орфографическую грамотность.
В описаниях достаточно часто используются прилагательные. Учителю необходимо обратить на это внимание и оказать помощь в подборе слов в каждом отдельном случае. При подготовке к сочинению, следует приводить ряды прилагательных, в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка -молоденькая, красивая, стройная, нарядная; листочки - зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания [4, с. 43].
Зачастую дети не способны рассмотреть то, о чем они говорят, или пишут, не могут выделить существенные признаки и отметить явления вокруг себя. В таком случае следует провести подготовительную работу, вследствие чего у школьников происходит накопление определенного опыта в наблюдении, анализе и описании окружающих его предметов. Также часто ученики используют одинаковое слово-связку между названием предмета и его свойством. Нужно пояснить им, что это слово можно не употреблять в ходе описания.
Кроме вышеизложенных трудностей, представляется возможным отметить и неумение соблюдать цельный временной план текста, и неспособность употреблять синонимическую замену в тексте (для избегания повтора), несоблюдение плана текста и др.
Работа по развитию связной речи начинается с самых первых дней обучения ребенка в школе и проводится систематически на всех уроках русского языка. В младшем школьном возрасте происходит усвоение и активное применение речи как средства познания для решения различных задач. Речевое развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждение вслух, словами воспроизводить процесс мышления и озвучивать результат. В связи с этим учителям начальной школы на уроках русского языка при работе над сочинением-описанием следует стремиться, на наш взгляд, к тому, чтобы процесс работы над сочинением-описанием помогал развивать творчество школьников, их индивидуальность, т. е. то, что составляет суть развития личности. В данном случае учителю необходимо предполагать нацеленность в процессе обучения школьников на их развитие в целом, т. е. соблюдать определенные педагогические условия, которые включают в себя освоение необходимых языковых умений и навыков в работе над языковыми средствами связности текста при подготовке и написании сочинения-описания.
Список литературы / References
1. Текучее А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. 414 с.
2. Иргашееа Т.Г. Лингвистика текста в школе / Т.Г. Иргашева. Абакан, 2011. 152 с.
3. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 464 с.
4. Система упражнений по развитию связной речи. В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку / Т.А. Ладыженская. М.:Педагогика, 1981. С. 43.
5. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя / Л.И. Величко М.: Просвещение, 1983. С. 149.