СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.02.11.74
Развитие языка и культуры детей в школах Севера
Р.С. НИКИТИНА, к.п.н., в.н.с.
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» (Россия, 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22). E-mail: nikiitinar@mail.ru
В статье автор обращает внимание на развитие родного языка и культуры детей в школах Севера, создание новой структуры образования для детей коренных малочисленных народов. Также рассматривается вопрос об особенностях воспитания и обучения ребенка на основе языка и культуры с одновременным включением их в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей.
Ключевые слова: образование, школы Севера, кочевая школа, традиционный уклад, личность, региональная особенность, семья, язык и культура, население.
Современное общество предъявляет исключительно высокие требования к развитию творческого потенциала человека, повышению его общей мировоззренческой культуры, а значит, и к уровню образования. Образование имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, разносторонне развитой, социализированной личности, сознающей свою ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству. Эти задачи невозможно решить, если не учитывать культурные и региональные особенности территории, на которой эта личность проживает. Поэтому ведущей и долговременной стратегией становления и развития регионального образовательного пространства является модернизация образования.
Почти во всех регионах были разработаны Концепции развития образования коренных малочисленных народов Севера, в которых определены направления модернизации системы образования, преемственность сети различных типов и видов, организационно-правовых форм образовательных учреждений и органов управления ими, реализующих государственные образовательные программы и стандарты различного уровня и направленности. Основными задачами образовательных учреждений на новом этапе развития общества стали: изменение направленности и содержания образования, предусматривающие воспроизводство особенностей национальной культуры народов Севера (язык, содержание традиционных занятий - оленеводство, звероводство, охотоведение); применение образовательных технологий, не деформирующих национальную психику и мировоззрение школьников; организация деятельности образовательного учреждения, ориентированной на особенности уклада жизни северных
народов, на способы культурной эволюции, интеграции этих народов в складывающуюся современную региональную общность, подготовку школьников к жизни в поликультурном мире.
Цель образования коренных малочисленных народов - воспитание и обучение ребенка на основе языка и культуры с одновременным включением их в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей.
Во всех школах Севера образование и воспитание школьников связано с несколькими вариантами социальных процессов, так как они обслуживают:
- коренное население, ведущее традиционный тип хозяйствования и кочевой образ жизни;
- коренное население, включенное в современные формы хозяйствования и адаптированное к поселковым условиям (интегративный тип);
- население поселка в целом (ассимилирующийся вариант интегративного типа).
В зависимости от существующих вариантов в школах определено содержание образования и воспитания (в том числе соотношение транслируемой национальной и профессиональной культуры и родного языка, с одной стороны, и русской культуры и языка, с другой), а также специфика организационных форм и методов, внесены изменения в структуру, пропорции учебного плана, усилена роль предметов этносферы.
В настоящее время в регионах Севера происходит формирование новых моделей общеобразовательных учреждений для коренных малочисленных народов, проживающих компактно в местах традиционного природопользования и ориентирующихся на интеграцию в современное общество, а не на консервацию устаревших ценностей прошлого.
Проектирование новой структуры общего среднего образования в первую очередь предполагает прогнозирование
перспектив сохранения и развития сельских малокомплектных школ в местах компактного проживания малочисленных народов Севера, реструктуризацию образовательных учреждений с учетом региональных особенностей северных территорий и уклада жизни этих народов, что будет способствовать сохранению традиционных отраслей хозяйства, являющихся материальной и духовной основой их существования, и обеспечит подготовку молодежи к участию в экономической и культурной жизни своего народа. За последние годы сеть общеобразовательных учреждений в местах компактного проживания народов Севера сохранилась, и на протяжении ряда лет она остается стабильной.
Существующие ранее общеобразовательные учреждения в регионах Севера имели недостаточно возможностей для выбора образовательного пути родителями для своих детей. В основном эти пути предполагали отрыв ребенка от родительской семьи и традиционного образа жизни, чем подрывалась как система социализации подростка через семью, так и перспектива решения задач сохранения реликтовых культур.
Для полного охвата детей детским садом и школой создаются различные модели образовательных учреждений: кочевой сад-школа, главной функцией которого является подготовка детей к основной школе с использованием основ народной педагогики (семейно-родового детского фольклора, народных игр, песен) и родного языка; кочевая школа, которая чаще всего создается на базе производственного поселения оленеводов, охотников, рыбаков в факториях, родовых общинах, перевалочных базах (стационарный вариант), или непосредственно кочует с оленеводческим стадом, - общинная, таежная (семейная), гувернерская, воскресная, летняя школы.
В связи с развитием традиционных видов деятельности малочисленных на-
1 ■2017
История и педагогика естествознания
вз]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
родов Севера идет процесс восстановления в новом облике кочевой школы.
Преимущества различных моделей малокомплектных школ, в том числе и кочевых, состоят в следующем:
- в условиях работы оленеводческих и рыболовецких бригад по маршрутам кочевания наиболее подходящей формой хозяйствования является семейный подряд, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщаться к традиционным занятиям своих родителей, к самобытной материальной и духовной культуре родного народа;
- эти школы способствуют укреплению семьи, постоянному общению с ней, преемственности поколений, сохранению и восстановлению традиционных видов деятельности. Оленевод - профессия наследственная, которая передается от отца к сыну, от матери к дочери;
- в детях воспитывается с малых лет чувство хозяина родной земли;
- в процессе обучения дети легче усваивают опыт традиционного воспитания коренных малочисленных народов Севера;
- с открытием различных моделей школ на Севере одновременно решаются вопросы производственно-жилищных проблем охотников, оленеводов, рыбаков, обеспечивается в значительной мере оплачиваемая работа и другим членам семьи, что способствует ее укреплению. Эти школы являются для всего стойбища или фактории социокультурным центром.
Кочевые школы как новая форма хозяйственного и культурного возрождения малочисленных народов Севера имеют большую перспективу для дальнейшего
усовершенствования и жизнедеятельности. Они представляют собой один из основных и рациональных путей развития и образования коренных народов.
Воспитание на этнокультурных традициях народов Севера составляет содержание взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования: музея, физкультурно-оздоровительного, художественно- эстетического (Дом культуры), информационного (библиотека, газета, телестудия), здоро-вьесберегающих центров (поликлиника, больница). Важная роль отводится организации совместных мероприятий в рамках комплекса, требующих объединения и координации усилий всех выделенных направлений деятельности.
Обязательным условием и необходимой предпосылкой развития ребенка в социальной сфере является усвоение общечеловеческих и этнических духовных ценностей - нравственной мотивации поведения, гуманного смысла взаимодействия с окружающими, культуры общения со взрослыми и сверстниками, начальных проявлений качеств женственности у девочек и мужественности у мальчиков.
Семья как носитель традиций этнопе-дагогики является условием и фактором воспитания ребенка в духе народных традиций, уважения к обычаям и традициям предков, родному языку и культуре, к правам, свободе и достоинству других людей, формируя гуманное отношение к природе и всему живому, способности и умения управлять своими поступками и критически их оценивать. Она обеспечивает условия для саморазвития, раскрытия потенциала растущего человека.
Возможностей для выполнения данной функции у семьи много, так как она является самоорганизующейся, самоукрепляющейся, саморазвивающейся системой, которая обладает духовными ресурсами для создания благоприятной микросреды для воспитания на основе следующих принципов: приоритета интересов детей, основанного на родительской любви, создания развивающей и самоорганизующейся благоприятной среды обитания; гуманности, терпимости, сохранения индивидуальности личности ребенка; физического и духовного оздоровления семейного социума.
Для оказания помощи семье, усиления ее роли в воспитании ребенка, подготовки его к жизни, налаживания плодотворных связей между семьей и обществом, восстановления традиций и принципов народной педагогики в общеобразовательных учреждениях создается семейно-педагогический совет. Его основная задача - пропаганда альтернативного и позитивного опыта семей-но-педагогического воспитания с учетом традиционной культуры воспитания северных этносов.
Таким образом, добиться результатов в процессе обучения и воспитания детей народов Севера можно лишь с использованием традиционного опыта воспитания, отказавшись от прямого копирования педагогических положений европейской системы, оптимально выстраивая учебно-воспитательный процесс, опираясь на трансформированные методы и формы обучения с учетом психофизиологических особенностей коренных народов и их традиционной культуры.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Коренные малочисленные народы Севера: Сб. нормативных правовых актов. Хабаровск: ДВАГС, 2001. 264 с.
2. Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты / матер. Всерос. конгресса. СПб., 2000. 318 с.
3. Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России. М.: ИНПО МО, 1994. 56 с.
4. Бугаева А.Л. Особенности традиционного воспитания у детей ненцев, эвенков и чукчей на Крайнем Севере. Л., 1983. 96 с.
5. Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: независимый экспертный доклад. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. 184 с.
THE DEVELOPMENT OF THE LANGUAGE AND CULTURE OF CHILDREN IN SCHOOLS IN THE NORTH
NIKITINA R.S., Cand. Sci. (Ped.), Leading Researcher
Federal state scientific institution "Institute of national schools in the Republic of Sakha (Yakutia)" (22, Oktyabrskaya St., 677027, Yakutsk, Russia). E-mail: nikiitinar@mail.ru
ABSTRACT
The author draws attention to the development of the language and culture of children in schools in the North, connected with the organization of educational activities, the design of the new structure of education for indigenous peoples children. The article also discusses the features of the education and training of the child on the basis of language and culture at the same time including them in the world of common cultural and moral values. Keywords: education, school North, nomadic school, the traditional way, the personality, the regional characteristic, family, language and culture, the people.
REFERENCES
1. Korennyye malochislennyye narody Severa: Sb. normativnykh pravovykh aktov [Indigenous minorities of the North: Collection of normative legal acts]. Khabarovsk, DVAGS Publ., 2001. 264 p.
2. Korennyye malochislennyye narody Rossii na poroge XXI veka: problemy, perspektivy, prioritety. Materialy Vserossiysk. Kongressa [Indigenous small peoples of Russia on the threshold of the XXI century: problems, prospects, priorities. Materials All-Russian congress]. Saint- Petersburg, 2000. 318 p.
3. Kuz'min M.N. Polietnichnost' rossiyskogo obshchestva izadachi sistemy obrazovaniya kak instrumenta modernizatsii Rossii [The polyethnic nature of Russian society and the tasks of the education system as an instrument of Russia's modernization]. Moscow, INPO MO Publ., 1994. 56 p.
4. Bugayeva A.L. Osobennosti traditsionnogo vospitaniya u detey nentsev, evenkovi chukchey na Kraynem Severe [Features of traditional education of children of the Nenets, Evenks and Chukchi in the Far North]. Leningrad, 1983. 96 p.
5. Sovremennoye polozheniye iperspektivy razvitiya malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka: Nezavisimyy ekspertnyy doklad [The current situation and prospects for the development of small peoples of the North, Siberia and the Far East: An independent expert report]. Novosibirsk, Instituta arkheologii i etnografii SO RAN Publ., 2004. 184 p.
[34
История и педагогика естествознания
1 ■2017