УДК 373.018.532 (571.56)
Об инновационных проектах
школы «Арктика» Республики Саха (Якутия)
В.П. МАРФУСАЛОВА, к.п.н., науч. руководитель школы «Арктика», доцент кафедры начального образования Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 2). E-mail: marfvenera@yandex.ru
В статье рассматриваются современные тенденции развития образования малочисленных народов Севера. Раскрывается концепция, особенности образовательного процесса и проекты, реализуемые в школе малочисленных народов Севера «Арктика». Ключевые слова: малочисленные народы Севера, этнокультурное образование, образовательная среда, родной язык, культура народов Севера, принципы жизнедеятельности школы, общинное самоуправление.
Современная школа этнических меньшинств, принимая культурологическую направленность развития, исходит из того, что особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культуры. Школа кроме образовательных функций выполняет миссию гаранта сохранения и трансляции этнокультурных ценностей народа. В этом заключается основополагающая роль современной национальной школы.
Необходимым условием реализации этнокультурного образования является создание целостной образовательной среды с учетом историко-культурных, региональных особенностей, где идет активно-деятельностный образовательный процесс. При этом стратегия и содержание образования находят отражение в уставе и программе развития образовательного учреждения, в котором с учетом социально-культурного пространства региона и местности формулируются целевые установки и задачи школы.
Такая логика развития реализуется в течение 15 лет в межрегиональном образовательном учреждении «Арктика» в г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) - школе повышенного уровня для детей коренных малочисленных народов. Школа была открыта постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1999 года. Концепция школы была разработана в лаборатории эвенкийского языка и культуры Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия). Основополагающей идеей концепции школы стало возрождение культуры малочисленных народов Севера и воспитание учащихся как носителей и представителей этой культуры.
Педагогическая деятельность и реализация проектов школы были направлены на обновление содержания, обеспечение качества образователь-
ного процесса, которые должны были привести к успешной сдаче выпускниками ЕГЭ, продолжению ими образования для получения специальности, формированию личностных качеств, умения адаптироваться в обществе, коллективе.
Деятельность школы - это реальный отклик системы образования на настрой общественности, лидеров малочисленных народов Севера на изменение стратегии образования, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения родного языка и культуры народов Севера.
В 2001 году школа, участвуя в конкурсе проектов ИОП «Эврика» под руководством А.И. Адамского, получила статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Модель межрегиональной школы-гимназии народов Севера «Арктика».
Основными идеями проекта стали:
- организация повышенного уровня профильного образования по экспериментальному учебному плану, составленному на основе Базисного учебного плана Республики Саха (Якутия);
- создание современной этнокультурной среды, основанной на активном функционировании родных языков, изучении национальных промыслов, культивировании обычаев и обрядов народов Севера;
- организация гибкой и вариативной воспитательной системы, основанной на передовых традициях народной педагогики и достижений современной педагогической науки для реализации природных задатков и возможностей личности;
- организация комплекса современных лечебно-оздоровительных мероприятий на базе профилактория.
Была разработана модель личности школы «Арктика», ориентированная на развитие личности - представителя народов Севера, умеющего соотносить личные и общечеловеческие ценности,
гармоничного, усвоившего этнокультурные ценности народа и родной язык, нравственно чистого, способного к самореализации в семье и обществе, интеллектуально развитого, желающего самосовершенствоваться, физически здорового, адаптированного к экстремальным условиям Севера.
Принципами жизнедеятельности школы стали: эмоционально-ценностное отношение личности к своему народу; целостное восприятие национальной культуры; активное этноязыковое окружение; взаимодействие культур; творческая направленность личности.
Следующий этап развития школы связан с получением гранта президента Республики Саха (Якутия) по теме «Формирование многоязычной личности в школе «Арктика» (2005). Методические разработки, подготовленные педагогами школы в рамках данного проекта, направлены на научно-педагогическое осмысление и систематизацию этой проблемы.
Задачами проекта стали:
- формирование ценностного отношения детей малочисленных народов Севера к культуре и языку своего народа;
- удовлетворение потребности в этнической идентичности в образовательном учреждении;
- развитие коммуникативной культуры и взаимопонимания в полиязыковом пространстве школы;
- моделирование интегрированного обучения языкам в условиях поликультурного образовательного пространства.
- создание подпрограмм, элективных курсов в рамках проекта;
- создание учебных пособий, в том числе интерактивных;
- разработка и запуск сайта школы.
В процессе образования детей малочисленных народов Севера учитываются такие доминирующие социолингвистические факторы, как влияние
2■2017
История и педагогика естествознания
15
глобальных процессов и особенности языкового самоопределения личности в условиях поликультурного и полиязыкового мира. Значительное влияние на развитие языков малочисленных народов Севера оказывает иерархия в соотношении языков в социуме. В рамках этого проекта педагоги школы ведут работу по внедрению разноуровнего, разновозрастного обучения родным языкам и интеграции в обучении грамматике нескольких языков. Миссия школы «Арктика» заключается в том, чтобы внести вклад в воспитание толерантного, уважающего и знающего культуру своего и других народов России гражданина и патриота. Разработаны следующие принципы коммуникативного обучения иноязычному общению: ре-чемыслительной активности, функциональности, ситуативности и новизны.
В рамках эксперимента широко используется воспитательный потенциал изучаемых языков, истории и культуры их носителей. Многоязычная личность - это личность с определенными ценностными ориентациями, моралью, поведением, отношением к другим людям, другой культуре, открытая культурному разнообразию, которая не позволяет произрастать чувствам интолерантности к «чужому» и формируется в системе поликультурного школьного образования. Сущность воспитания такой личности состоит в том, что учащиеся в системе образовательного и дополнительного образования, особенно при изучении языков, литературы, истории и культуры разных народов, наряду с приобретением вербальных умений овладевают способами социально значимого поведения в другой культуре. Признаками многоязычной личности являются уважение к людям другой культуры, культурная непредвзятость, социокультурный такт, социокультурная наблюдательность.
После глубокого анализа воспитательной работы было решено в корне изменить систему воспитательной работы. Большинство воспитанников школы - дети, приехавшие из мест компактного проживания коренных народов Севера, где созданы оленеводческие и охотничьи общинные хозяйства. Общинная форма жизни представляет собой добровольное сообщество людей, связанных общими условиями жизни, ведущих традиционную хозяйственную деятельность на этнической территории в целях национального выживания, возрождения и развития своей самобытной экономики, культуры и языка, традиций и обеспечения социальной защиты объединившихся в ней членов и нетрудоспособных сородичей. Поиск приемлемых форм организации самоуправления
детей в условиях интерната привел педагогов школы «Арктика» к идее создания общинного самоуправления.
Цель общинного объединения воспитанников в интернате: сплотить детей на началах традиционного сообщества для реализации инновационных проектов, формирующих этнокультурное самосознание.
Основными задачами в работе с общинами являются:
- приобщение к обычаям и традициям национальной культуры народов Севера;
- адаптация учащихся к современным рыночным условиям жизни;
- создание благоприятных условий для обучения и проживания вдали от дома;
- организация интересного и плодотворного досуга;
- формирование чувства коллективизма, умения жить и работать в коллективе;
- воспитание инициативы, самостоятельности, умения сделать выбор полезной развивающей деятельности.
Гипотеза проекта: формирование этнокультурного и гражданского самосознания детей народов Севера будет успешным, если образовательное пространство структурно и содержательно построено в форме традиционного общинного самоуправления.
Объединения по общинам создавали с учетом пожеланий детей. Были сформированы четыре разновозрастные группы-общины: «Юктэ», «Со-линга», «Осикта» и «Гиркил». Каждая группа-община объединяет от 25 до 30 учеников и проживает на своем этаже интерната. На группу-общину назначено по два воспитателя, которые выполняют обязанности родителей (мам и пап). Создание групп-общин проходило по схеме создания общин в традиционных хозяйствах народов Севера. Проводилась разъяснительная работа, обсуждение, дискуссии. Организационная работа опиралась на основные нормативные документы, актуальные в это время в школе: Конституция «республики Арктика», единые требования к школьникам, кодекс жителя Арктики. На учредительном собрании групп-общин были проведены выборы органов самоуправления и глав групп-общин. Из членов общины избирались ответственные за определенную сферу деятельности: учебную, санитарную, трудовую, информационную, спортивно-оздоровительную и культурную.
Была создана ассоциация групп-общин, в которую вошли главы и их помощники. Задачами ассоциации является планирование, проведение и осуществление намеченного, контроль
и помощь в организации и работе органов самоуправления групп-общин.
В группах-общинах регулярно проводятся общие собрания, культурные мероприятия, всевозможные конкурсы, семейные посиделки - чаепития, дни именинников, совместные выезды в город, в кино, на концерты. Члены общин принимают активное участие в проведении Недели родного языка. Проводится работа по благоустройству, оформлению интерьера этажей. Воспитатели-«мамы» ведут дневники наблюдения и анализ развития каждого воспитанника, занимаются самообразованием, изучая психологические особенности детей разного возраста, а также посещают уроки своих воспитанников, налаживают связь с родителями, родственниками подопечных.
Воспитательная работа планируется и организовывается с опорой на личностно-ориентированный подход, ее девизом является:
«Ты нужен своей семье. Ты нужен своей республике. Ты нужен всем, кто тебя любит. Тебя никто не заменит».
В общине еженедельно проводятся собрания, разнообразные тематические мероприятия, которые сплачивают детей, формируют взаимопонимание и дружбу: «Я, ты, он, она - Арктикан-ская семья», «День учителя», «Осенний бал», «Презентация северных миниатюр», «Веселые старты», «Будем знакомы - будем дружить» и т. д. Дети отмечают дни рождения и праздники. Мероприятия создают условия для раскрытия творческих способностей. Гости школы всегда отмечают особую атмосферу в общинах, открытость наших воспитанников. В общине выделилась группа детей, которые без принуждения, с охотой могут сами подобрать репертуар для выступления и организовать общинное мероприятие. Многие дети занимаются в кружках и секциях. Имеют увлечения, такие как чтение художественной литературы, слушание музыки, просмотр телепередач.
За 15 лет наша школа прошла сложнейший путь становления и развития, ее биография включает ряд событий, которыми гордятся школа и ее воспитанники. При этом начальный этап становления школы «Арктика» имел решающее значение в успешном развитии школы, так как в этот период были разработаны концептуальные идеи и запущены те механизмы, которые позволили получить положительные результаты в деятельности школы. Высокий профессионализм педагогов, системность в организации научно-экспериментальной работы в ходе реализации проектов и открытость
История и педагогика естествознания
2■2017
педагогического процесса позволили образовательному учреждению стать центром этнокультурного образования малочисленных народов Севера. Об этом свидетельствуют достижения школы как победителя в конкурсах инновационных проектов разного уровня.
Эмоционально-ценностное отношение к образовательной деятельности
школы «Арктика» выражают воспитанники в своих отзывах. «Арктика» в моей судьбе сыграла большую роль, она стала вторым домом. «Арктика» научила меня самостоятельности и принятию важных для меня решений, поэтому мне было легче преодолеть трудности в университете и в армии. Я благодарен всему коллективу школы
за помощь, поддержку, терпение и профессионализм, от всей души хочу пожелать всем учителям крепкого здоровья и всех человеческих благ, спасибо вам за все!» - написал выпускник 2004 года Алексей Воронин.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аврорин В.А. Роль родного и русского языков в культурном подъеме народов Севера // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка, 1973. Т. XXXII. Вып. 6. С. 503-512.
2. Аврорин В.А. О предмете социальной лингвистики // Вопросы языкознания. 1975. № 4. С. 11-18.
3. Марфусалова В.П. Об инновационном образовательном процессе в школе малочисленных народов Севера, Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11, Ч. 4., С. 42-45.
4. Марфусалова В.П. Педагогическая деятельность во благо Арктики. CeterisParibus. 2015. № 3. 2015, С. 69-70.
5. Марфусалова В.П., Сакердонова А.С. Правовое обеспечение этнокультурного образования в системе начального образования: мат. Всерос. науч.-практ. конф. «Пути обновления современного образования». Чебоксары; Якутск, 2015. С. 135-139.
6. Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты: мат. Всерос. конгр. М., 2000.
7. Никитина Р.С. Развитие языка и культуры детей в школах Севера // История и педагогика естествознания, 2017. № 1. С. 33-34.
8. Роббек В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. Новосибирск: Наука, 2007. 58 с.
ON THE INNOVATIVE PROJECTS OF «ARCTIC» SCHOOL OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
MARFUSALOVA V.P., Cand. Sci. (Ped.), Scientific Supervisor of the School «Arctic», Assoc. Prof. of the Department of Primary Education
North-Eastern Federal University in Yakutsk (NEFU) (2, Lenin Avenue, 677027, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia).
E-mail: marfvenera@yandex.ru
ABSTRACT
The article considers modern tendencies of development of education of the Northern small peoples. It reveals concept, peculiarities of the educational
process and projects in the school of Northern small peoples "Arctic".
Keywords: small-numbered peoples of the North, ethno-cultural education, educational environment, native language, culture of the peoples of the
North, principles of school activity, community self-government.
REFERENCES
1. Avrorin V.A. Role of the native and Russian Languages in the cultural ascent of the peoples of the North. Izvestiya AN SSSR. Otdeleniye literatury i yazyka, 1973, vol. XXXII, no. 6, pp. 503-512 (In Russian).
2. Avrorin V.A. On the subject of social linguistics. Voprosy yazykoznaniya, 1975, no. 4, pp. 11-18 (In Russian).
3. Marfusalova V.P. On the innovative educational process in the school of the small peoples of the North. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh iyest-estvennykh nauk, 2015, no. 11, pp. 42-45 (In Russian).
4. Marfusalova V.P. Pedagogical activity for the benefit of the Arctic. CeterisParbus, 2015, no. 3(3), pp. 69-70 (In Russian).
5. Marfusalova V.P., Sakerdonova A.S. Pravovoye obespecheniye etnokul'turnogo obrazovaniya v sisteme nachal'nogo obrazovaniya [Legal maintenance of ethnocultural education in the system of primary education]. Trudy Vseros. nauch.-prakt. konf. Puti obnovleniya sovremennogo obrazovaniya, posvyashch. 80-letnemu yubileyu chl.-kor. Ros.akad. obrazovaniya, d-ra ped. nauk, prof. Dmitriya Alekseyevicha Danilova [Proc. All Russian scientific-practical. Conf. Ways of updating modern education, dedicated to 80-year-old anniversary of Cor. Ros. akad. education, Dr. ped. Sciences, prof. Dmitry Alekseevich Danilov]. Yakutsk, 2015, pp. 135-139.
6. Korennyye malochislennyye narody Rossiina poroge KHKHI veka: problemy, perspektivy, prioritety [Indigenous peoples of Russia on the threshold of the 21st century: problems, prospects, priorities]. Trudy Vserossiyskogo kongressa [Proc. All-Russian Congress]. Moscow, 2000.
7. Nikitina R.S. The development of the language and culture of children in the schools of the North. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 1, pp. 33-34 (In Russian).
8. Robbek V.A. Nauchnyye osnovy sozdaniya sistemy obrazovaniya kochevykh narodov Severa [Scientific foundations for the creation of the educational system of nomadic peoples of the North]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2007. 58 p.
2■2017
История и педагогика естествознания
17