Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес / взаимодействие бизнеса и власти / малый бизнес / местное самоуправление / государственное управление.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банщиков С. М.

Развитие эффективных организационно-правовых форм взаимодействия малого бизнеса с органами местного самоуправления в РФ является важным показателем развития экономики и общества. Прогрессивное развитие в этой сфере способствует созданию благоприятных условий для предпринимательства, расширению предпринимательской активности и привлечению инвестиций. Цель заключается в выявлении ключевых направлений развития взаимодействия малого бизнеса с органами местного самоуправления в Российской Федерации. В ходе выполнения научного исследования были задействованы различные методы анализа, включая системный, аналитический и сравнительный. Результатом исследования является выявление направлений развития взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами местного самоуправления в Российской Федерации, а также возможность получения государственными органами реальных инструментов для эффективного решения важнейших задач на современном этапе экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Банщиков С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 334.021

Банщиков С.М.

Студент магистратуры 3 курса ИГСУ РАНХиГС,

г. Москва, РФ

Научный руководитель: Николаева Т.А.

доцент кафедры правового регулирования экономики и финансов Факультета государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС, канд. юрид. наук, доцент,

г. Москва, РФ

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Развитие эффективных организационно-правовых форм взаимодействия малого бизнеса с органами местного самоуправления в РФ является важным показателем развития экономики и общества. Прогрессивное развитие в этой сфере способствует созданию благоприятных условий для предпринимательства, расширению предпринимательской активности и привлечению инвестиций.

Цель заключается в выявлении ключевых направлений развития взаимодействия малого бизнеса с органами местного самоуправления в Российской Федерации.

В ходе выполнения научного исследования были задействованы различные методы анализа, включая системный, аналитический и сравнительный.

Результатом исследования является выявление направлений развития взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами местного самоуправления в Российской Федерации, а также возможность получения государственными органами реальных инструментов для эффективного решения важнейших задач на современном этапе экономического развития.

Ключевые слова

бизнес, взаимодействие бизнеса и власти, малый бизнес, местное самоуправление,

государственное управление.

DEVELOPMENT OF INTERACTION OF SMALL BUSINESSES WITH LOCAL GOVERNMENT BODIES IN THE RF

Аnnotation

The development of effective organizational and legal forms of interaction between small businesses and local governments in the Russian Federation is an important indicator of the development of the economy and society. Progressive development in this area helps to create favorable conditions for entrepreneurship, expand entrepreneurial activity and attract investment.

The goal is to identify key areas for the development of interaction between small businesses and local governments in the Russian Federation.

During the scientific research, various methods of analysis were used, including systemic, analytical and comparative.

The result of the study is the direction of development of interaction between small businesses and local governments in the Russian Federation, as well as the possibility of government agencies obtaining real tools for effectively solving the most important problems at the present stage of economic development.

Keywords

business, interaction between business and government, small business, local government, public administration.

Аспекты развития взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами местного самоуправления является актуальной темой исследования в современной российской экономике. Малый бизнес значительно оказывает влияние на стабилизацию и укрепление экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Согласно ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства являются «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Органы местного самоуправления являются ключевым фактором поддержки и развития малого бизнеса, они оказывают содействие предпринимателям в решении различных вопросов, начиная от регистрации и лицензирования деятельности до создания благоприятной предпринимательской среды. Органы местного самоуправления создают благоприятные условия для развития малого бизнеса, например, предоставление участков земли или помещений для размещения бизнеса, выпуск разрешительных документов и разработка городских проектов развития малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия все активнее участвуют в муниципальных тендерах на поставку товаров, оказание работ и оказание услуг. Профессиональные ярмарки становятся все более привлекательными для представителей малого бизнеса.

Все государственные мероприятия должны быть направлены на стимулирование предпринимательской активности, особенно в сфере малого бизнеса. Основные меры поддержки в области налоговой политики представим в рис. 1.

« 3 а

* s о а ^ а Э- и ° п в а

снижение налоговых ставок

о >|

ES « Д о и и со о 5 ä 6 Я £ Q S % предоставление налоговых льгот для инвестиций,

осуществляемых в инновационную деятельность

реализация ускоренной амортизационной политики

й О

а, ^ а 2

Рисунок 1 - Основные меры поддержки в области налоговой политики

Несмотря на созданные пути взаимодействия малого бизнеса с органами местного самоуправления в Российской Федерации, по-прежнему существуют некоторые негативно влияющие на их взаимоотношения факторы:

- доверие населения, в том числе бизнес-сообществ к органам местного самоуправления находится на недостаточно высоком уровне.

- объем местного бюджета часто не позволяет органам местного самоуправления полноценно исполнять свои полномочия, поэтому они видят в бизнесе в том числе дополнительный источник нехватающих средств.

В целях устранения вышеуказанных негативных факторов важно провести модернизацию существующего механизма взаимодействия между всеми задействованными субъектами.

Представим мероприятия, направленные на оптимизацию и совершенствование инфраструктурного обеспечения малых и средних предприятий, которые позволят укрепить взаимодействие власти и бизнеса на рис. 2.

1S

2 а.

S ® s =

а *

3 2

if S ^

° 5 so-

ill , s = 1 !-.

Р i» = £ ~

о 2 2 3.

If If

разрабогка единых требований к организациям. формирующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства:

создание необходимых инфраструктурных объектов для поддержки малых и средних высокотехнологичных предприятий, обеспечение трансфера технологий, внедрение инновационной продукции. развитие высокотехнологичных малых и средних предприялий по результатам мошггоринга и опенки действующих удобства:

создание и развитие бнзнес-ннкубаторов. стимулирующих создание инновационных органшацтш;

поддержка развития инновационных территориальных кластеров в регионах России.

поощрение сотрудничества, установление коммерческих связей и обмен информацией между малыми, средними и крупными компаниями, в лом числе основными российскими компаниями с госуда|>с1Вснным участием, работающими в соответствующих сегментах высокотехнологичного

рынка

Рисунок 2 - Мероприятия по оптимизации и совершенствования инфраструктурного обеспечения малых и средних предприятий

Для совершенствования деятельности институтов развития требуется принять следующие меры, представленные на рис. 3

Расширить поддержку проектов на ранней стадии (seed) с помощью грантовых механизмов. Увеличить финансирование грантовых программ для начинающих предпринимателей.

Содействовать возникновению инновационных идей у начинающих предпринимателей, включая школьников. Проекты, осуществляемые в рамках национальной технологической инициативы, должны получить поддержку и финансирование через гранты (начальное финансирование и финансирование развития) и бутстрап

Поддержать масштабирование производства инновационной и высокотехнологичной продукции малыми предприятиями с целью ускорения их роста до уровня средних предприятий

Рисунок 3 - Мероприятия по развитию предпринимательской деятельности

Реализовать выше представленные мероприятий возможно исключительно посредством внедрения эффективных рычагов управления и модернизации подходов к осуществлению

взаимодействия между органами местного самоуправления и малым предпринимательством.

Для достижения указанной цели органам местного самоуправления необходимо на регулярной основе организовывать консультации, семинары, круглые столы и другие мероприятия, позволяющие обсудить и оценить существующие механизмы поддержки бизнеса на местном уровне.

Одним из ключевых рычагов для достижения положительного эффекта во взаимоотношениях заключается в "политико-административных" аспектах. Одной из причин, замедляющих процесс внедрения инноваций, является недостаточная квалификация сотрудников, особенно представителей публичной власти. В России недостаточное число специалистов в области государственно-частного партнерства, а тем более имеющих реальный опыт реализации подобных проектов.

Для решения вышеуказанной ситуации важно установить конкретные, отражающие реальную картину, показатели экономической эффективности муниципальных служащих, включая их квалификацию и раннее примененные навыки в сфере привлечения инвестиций. Особое внимание следует уделить программам обучения, пройденным в сферах ГЧП, осуществления муниципальных закупок и обеспечения информационной безопасности, так как отсутствие знаний и навыков в этих областях существенно влияют на процесс разработки проекта или, в худшем случае, приводит его в полную остановку. Такие изменения станут гарантией снижения препятствий и ускорят развитие отношений между муниципалитетом и бизнесом, а также помогут вывести экономику на путь роста и процветания.

Среди «институциональных» факторов развития взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса стоит отметить прямую связь между успешностью развития инструментов взаимодействия и эффективностью информационной кампании среди населения. Информирование граждан и бизнес сообществ должно осуществляться понятным языком и быть доступным для всех участников взаимоотношений. Формирование онлайн платформ, позволяющих вести дискуссии и вести переговоры между участниками, является эффективным способом усиления связи между властью и бизнесом.

Таким образом, развитие взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами местного самоуправления в Российской Федерации имеет большую значимость для успешного и устойчивого развития предпринимательства как в отдельных регионах, так и стране. Органам местного самоуправления необходимо внедрять новые меры и подходы, направленные на упрощение бизнес-процессов и повышение комфорта для предпринимателей, что способствует созданию более благоприятной среды для развития малого бизнеса и обсечению его активного участия в социально-экономическом развитии региона.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: офиц. сайт. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/PysdidHu2k3n02hp44704589 (дата обращения: 23.02.2023)

2. Авцинова, А.А., Макаров, И.Н., Широкова, О.В. Современные модели взаимодействия власти и бизнеса / А.А. Авцинова, И.Н. Макаров, О.В. Широкова // Креативная экономика. - 2022. - Том 16. - № 8. - С. 3123136.

3. Вайдова, Е.А., Иванова, Е.К. Совершенствование мер поддержки малого предпринимательства в Московской области: - М.: Наука на благо человечества. - 2019. - С. 91-97.

4. Магомедова, М.М. Эффективное взаимодействие власти и бизнеса как фактор социально-экономического развития регионов / М.М. Магомедов// Региональные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 12 (122). - С. 54-58.

© Банщиков С.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.