УДК 34
Банщиков С.М.
Студент 3 курса ИГСУ РАНХиГС, г. Москва, РФ
Научный руководитель: Иларионова Т.С.
Профессор кафедры государственного и муниципального управления Факультета государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС, доктор философских наук,
Профессор, г. Москва, РФ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что состояние малого предпринимательства, изучение его особенностей в регионах, поддержка и связь с органами местного самоуправления будут всегда интересны на данном этапе развития. Цель данной статьи это анализ состояния малого бизнеса на данный момент в РФ, а также предложение эффективный мероприятий для поддержания и развития малого бизнеса в РФ. В статье определяется взаимодействие малого бизнеса с органами местного самоуправления, рассматривается практика взаимодействия малого бизнеса с органами местного самоуправления. Объектом исследования в статье выступает взаимодействие малого бизнеса с органами местного самоуправления, предметом - организационно-правовые формы малого бизнеса и органов местного самоуправления. При написании статьи использовались следующие методы исследования: теоретический, интерпретационный, оценочный, сравнительный.
Ключевые слова:
малый бизнес, органы местного самоуправления, организационно-правовые формы, предприятие, владение, инвестирование.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS FOR INTERACTION BETWEEN SMALL BUSINESSES AND LOCAL
GOVERNMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аnnotation
The relevance of the topic of the article is due to the fact that the state of small business, the study of its characteristics in the regions, support and communication with local governments will always be of interest at this stage of development. The purpose of this article is to analyze the current state of small business in the Russian Federation, as well as to propose effective measures for maintaining and developing small businesses in the Russian Federation. The article defines the interaction of small businesses with local governments and examines the practice of interaction between small businesses and local governments. The object of research in the article is the interaction of small businesses with local governments, the subject is the organizational and legal forms of small businesses and local governments. When writing the article, the following research methods were used: theoretical, interpretive, evaluative, comparative.
Key words:
small business, local government, organizational and legal forms, enterprise, ownership, investment.
Малый бизнес - это очень важный элемент социального и экономического развития
муниципального образования на данный момент времени. Малый бизнес дает высокие показатели в работе субъектов малого предпринимательства [4]. Поэтому малый бизнес это важная часть экономики любого населенного пункта.
Единый реестр субъектов малого с среднего предпринимательства за сентябрь 2022 года показал, что в Российской Федерации существуют 5649709 микро предприятий и 213644 субъекта малого бизнеса, которые подразумевают 13327271 работников.
Малое предпринимательство характеризуется вложением средств в предприятие владельцем, контроль за ними, осуществление руководства всеми процессами самим владельцем (маркетингом, инвестированием, наймом работником и другими). Таким образом все риски, а также положительные моменты малого бизнеса принимает на себя сам владелец и руководитель.
Когда малое предпринимательство расширяется, оно формирует на региональном уровне производственные, транспортные, управленческие и другие структуры, которые помогают малому предприятию адаптироваться к внешней среде. Так развивается экономика муниципальных образований. Благодаря подобным структурам создаются условия для охвата свободных ниш рынка малым бизнесом на территории муниципальных образований. Благодаря этому происходит диверсификация экономики муниципалитетов. Все это приводит к расширению номенклатуры и увеличению объема выпуска продукции, товаров и услуг.
Малое предпринимательство помогает развивать экономику на трех различных уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Большее внимание со стороны малого бизнеса уделяется муниципальному уровню, так как малый бизнес помогает укрепить экономику муниципальных образований. Местные рынки развиваются и насыщаются, благодаря чему издержки рыночной экономики компенсируются.(снижаются показатели безработицы, колебания конъюнктуры рынка, явления кризиса), ресурсный потенциал реализуется, социально-экономическое развитие повышается.
Субъекты предпринимательства, к которому относятся малое и среднее, составляют зарегистрированные в соответствии с законом, который установила Российская Федерация, хозяйственные общества, товарищества, партнерства, кооперативы производства, кооперативы потребительские, хозяйства фермеров и индивидуальные предприниматели.
Субъекты малого предпринимательства должны соответствовать таким условиям:
1. Численность работников средняя за предшествующий год по календарю составляет от 16 до 100 человек, учитывая всех работающих;
2. Выручка малого предприятия без учета налога на добавленную стоимость за прошедший календарный год составляет менее 60 миллионов рублей у микро предприятий, для малых предприятий - 400 миллионов рублей;
3. Участие государства, муниципальных образований и иных фондов не должна превышать 25 процентов; участие юридических лиц из других стран должно быть менее 49 процентов; участие крупных предприятий должно быть менее 49 процентов.
То, какое влияние оказывает малый бизнес на экономику муниципального образования, можно увидеть по функциям малого бизнеса:
1. Малый бизнес ориентирован на местные рынки сбыта, удовлетворение спроса населения на товары и услуги;
2. Укрепление конкуренции на рынках, что повышает эффективное функционирование;
3. Малый бизнес расширяет возможности муниципальной экономики на рынках;
4. Малый бизнес помогает более рационально использовать территорию Российской Федерации, а также помогает боле правильно распределять трудовые человеческие и производственные ресурсы на этой территории;
5. Малый бизнес помогает обеспечить население рабочими местами. Это необходимо муниципальным образованиям, которые очень зависят от градообразующих предприятий.
6. Малый бизнес помогает в обеспечении иных предприятий новыми технологиями и техникой.
6. Малый бизнес помогает сохранять доходность населения, обеспечивает трудовую мобильность, сократить количество бедных людей среди населения.
7. Малый бизнес вовлекает в свою деятельность людей, которые не могут по тем или иным причинам работать на производстве.
Поэтому из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сотрудничество малого бизнеса с органами местного самоуправления помогает комплексному развитию муниципальных образований.
У предпринимательства существуют свои организационно-правовые формы. Организационно-правовыми формами принято считать способ формирования и использования имущества организацией, а также положение по праву и цели предпринимательской деятельности, которые из этого исходят.
По Конституции Российской Федерации статьи 34 пункта 1 каждый человек имеет право свободно использовать свои имущество и способности для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной деятельностью, которая не запрещена законом Российской Федерации. Из этого следует, что каждый человек, который занимается предпринимательской деятельностью, является предпринимателем. Субъекты такой деятельности это граждане Российской Федерации, а также лица, не имеющие гражданство Российской Федерации.
Согласно Федеральному Закону №209 о развитии предпринимательства в Российской Федерации малое предпринимательство может выступать в следующих формах:
1. Индивидуальный предприниматель, который сам осуществляет предпринимательскую деятельность или нанимает трудовых работников, заключая с ними договор в индивидуальном порядке. Эту форму часто используют маленькие магазины, предприятия сферы услуг, учителя, врачи, юристы.
2. Крестьянское (или фермерское) хозяйство это объединение людей, которые имеют между собой родственные связи или совместно осуществляющие предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность, связанную с хозяйством (сельское хозяйство, включающее в себя производство, обработку, транспортировку сырья и другое).
3. Хозяйственное товарищество это предприятия, которые являются коммерческими, основанные на разделении капитала по долям от вкладов нескольких участников. Общие вклады учредителей, а также имущество, приобретенное ими в процессе деятельности, в дальнейшем становится собственностью предприятия.
Товарищество может быть полным, а может быть основанным на вере. Участниками могут становиться предприниматели со статусом индивидуальные, а могут быть и организации.
Хозяйственное общество может быть открытым (ОАО), а также может быть обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Открытое акционерное общество более часто встречается и очень распространено в Российской Федерации. Общество с дополнительной ответственностью существовало ранее, но с 2014 года больше не существует [9].
В хозяйственных обществах, а также вкладываться в товарищества на вере могут как простые граждане и юридические лица, так и образования со статусом публично-правовые.
Предпринимательство в Российской Федерации начало свое существование с Закона об индивидуальной трудовой деятельности, вышедшем в 1986 году.
Конституция Российской Федерации наиболее полно отражает правовую базу совместной деятельности малого бизнеса с органами местного самоуправления, что отражено в статье 34 Конституции Российской Федерации [1].
Статья 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации отражает вопросы предпринимательской деятельности граждан Российской Федерации. Согласно ей гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, не образовывая юридическое лицо изначально [2].
Статья 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации говорит о существовании упрощенной
системы налогообложения для предпринимателей. предприниматели принимают упрощенную систему налогообложения в добровольном порядке [3].
Федеральный Закон №209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" гласит о том, что регулирование бизнеса малого и среднего в нормативном и правовом порядке и выполняется благодаря Конституции Российской Федерации [4]. К законам такого характера относятся:
- Федеральный Закон о защите конкуренции: поддерживает предпринимателей со стороны органов местного самоуправления. Благодаря этому у обладателей малого бизнеса появляются новые преимущества его ведения, что проявляется в более выгодных условиях для предпринимателей малого бизнеса [5];
- Федеральный Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля" призван регулировать связь малого бизнеса с муниципальными органами местного самоуправления в сфере государственного контроля [6];
- Федеральный Закон "О крестьянском хозяйстве" дает право заниматься хозяйственной деятельностью гражданам на основе их личного участия [7];
- Закон о защите прав потребителей регулирует связь между изготовителем товара и потребителем, также импортерами, а также лицами, которые владеют полной информацией о товарах и услугах. Закон защищает права потребителя необходимого качества, безопасного для своей жизни, а также окружающей среды, представляет интересы покупателя [8].
Таким образом, все эти законы и нормативно-правовые акты помогают осуществить важные организационно-правовые основы взаимодействия малого бизнеса с органами местного самоуправления в Российской Федерации.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Матюхин С.В. ГК РФ. Гражданский кодекс Части 1, 2, 3 и 4 по сост. на 05.11.21 с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практике / Матюхин С.В., Романовский В.А. — Из-во: Проспект — 2021 — 1347 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 2021 года (+ путеводитель по судебной практике) / В.А. Обручев - М. Эсмо. 2021 г. - 1087 с.
4. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru.
7. Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru.
8. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) "О защите прав потребителей" // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru.
9. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об акционерных обществах" // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru.
© Банщиков С.М., 2024