Научная статья на тему 'Развитие высшего образования России как элемента экономики общественного сектора'

Развитие высшего образования России как элемента экономики общественного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PUBLIC ECONOMY SECTOR / HIGHER EDUCATION / STAFF TRAINING / PUBLIC SECTOR ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Виктория Андреевна

Статья посвящена вопросам развития высшего образования в контексте развития общественного сектора экономики. Рассмотрены этапы формирования представлений об экономике общественного сектора, выделены направления. Особое внимание уделено вопросам высшего образования, отвечающего за подготовку квалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of higher education of Russia in the context of public economy sector development

The article deals with the aspects of higher education development in the context of public economy sector development. The author describes the stages of forming the ideas about the public sector economics and depicts current directions of public economy sector development. The main attention is paid on the issues concerning the higher education responsible for the qualified staff training.

Текст научной работы на тему «Развитие высшего образования России как элемента экономики общественного сектора»

В.А. ВАСИЛЕНКО

Виктория Андреевна ВАСИЛЕНКО — аспирантка кафедры экономической истории СПбГЭУ.

В 2008 г. окончила Сургутский государственный педагогический университет; в 2010 г. — Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.

Автор 27 публикаций.

Область научной специализации — экономическая теория.

Ъ Ъ Ъ

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА*

Вопросы развития образования всегда были и до сих пор остаются актуальными. В последнее время в обществе все чаще разворачиваются дискуссии по тем или иным моментам реформы образования, проводимой Правительством нашей страны. В частности, следует отметить недавно принятый Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», проект которого стал предметом широкого обсуждения общественности. Данный факт не является случайным, поскольку именно качественная система образования обеспечивает благополучное развитие страны путем подготовки квалифицированных кацров. Так, Законом определено, что «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».

Очевидно, что для осуществления изменений, запланированных и уже коснувшихся в настоящее время практически всех сфер общества, необходимы соответствующие ресурсы государства, которые можно создать путем качественной кадровой подготовки специалистов, развития человеческого капитала.

Еще А. Смит включал в состав основного (постоянного) капитала «приобретенные и полезные способности всех жителей, или членов общества» [3, с. 666]. В 1950-1960-х гг. в работах американских экономистов из Чикагского и Колумбийского университетов появляется категория «человеческий капитал». М. Фридмен в число пяти основных форм богатства как источника доходов включил, наряду с физическими благами, акциями, облигациями и деньгами, человеческий капитал. В 1958 г. вышла работа «Инвестиции в человеческий капитал и личное распределение дохода» Дж. Минцера, в 1960 г. — «Создание капитала благодаря образованию» Т. Шульца, и далее, в 1964 и 1967 гг., две монографии Г. Беккера — «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» и «Человеческий капитал и личное распределение дохода: аналитический подход». Исследования данных авторов дали существенный импульс развитию категории «человеческого капитала».

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, обозначившей стремление России осуществить переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, отмечается, что экономика знаний и высоких технологий «становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу

ГРНТИ 06.56.51 ©В.А. Василенко, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. A.B. Лабудина.

в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения...». Кроме того, в Концепции одно из направлений запланированных преобразований связано с развитием человеческого потенциала, что подразумевает, с одной стороны, «создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой — повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики».

Вышесказанное позволяет предположить, что в Концепции существенная роль отводится общественному сектору экономики, а знания и образование выступают в качестве движущих сил развития страны.

Общественный сектор экономики — это совокупность ресурсов экономики, человеческих ресурсов, а также организаций, предприятий, находящихся в государственной собственности и управляемых органами государственной власти или местного самоуправления, реализующихся в отраслях непроизводственной сферы и органах государственной власти, имеющих своей целью производство общественных и коллективных благ и взаимодействующих друг с другом посредством внерыночных отношений.

Делая экскурс в историю, отметим, что представления об экономике общественного сектора некоторое время оставались на уровне рассмотрения теории общественных финансов, являющейся ее составной частью. Большим шагом вперед стала разработка теорий общественных благ, общественного выбора, прав собственности и бюджетного федерализма.

Теоретические основы формирования общественного сектора экономики были заложены еще в трудах древнегреческих мыслителей Аристотеля и Платона, высказывавших в своих сочинениях идеи о построении идеального государства. Большое значение для дальнейшего развития получили идеи А. Смита об обязанностях государства в строительстве железных дорог, обороне и безопасности, расходах на образование и т. д., т. е. в предоставлении общественных благ. Дж.С. Милль на примере морского маяка показал, что при определенных условиях индивидуальные предпочтения могут быть удовлетворены только с помощью коллективных действий. Свет маяка рассматривался как общественное благо.

Ф. Лист выдвинул тезис о том, что страны проходят в своем развитии несколько стадий и для преодоления отставания и достижения высшей стадии гармонического равновесия необходимо вмешательство государства с политикой протекционизма и замещения импорта. Подобная теория нашла свое продолжение в XX в. в некоторых экономических моделях развития (например, модель экономического роста Харрода-Домара) и экономиках стран (например, плановая экономика в СССР, японское экономическое чудо) [1, с. 15].

А. Вагнер, один из ярких представителей школы государственного социализма, сформулировал так называемый закон Вагнера, или закон возрастающих государственных расходов.

В рамках маржинализма импульсом к развитию экономики общественного сектора стала теория микроэкономического равновесия, предложенная Л. Вальрасом. Далее последовали работы А. Маршалла и его ученика A.C. Пигу, развившего идеи своего учителя, уделив особое внимание благосостоянию страны и достижению его путем равномерности распределения национального дивиденда (в настоящее время — национального дохода). В. Парето сформулировал принцип оптимальности («Парето-эффективность», также «эффективность по Парето», или «оптимум Парето»).

К. Викселль, основатель шведской школы, считал необходимым проведение государством кредитно-денежной политики для регулирования заемной нормы процента, уделял внимание налогообложению, регулированию деятельности монополий, а также расширению государственного сектора в сфере услуг (здравоохранение, образование). Ученик К. Викселля — Э. Линдаль уделял основное внимание кредитно-денежной политике, ввел понятие «общественные блага» и утверждал, что расходы на предоставление общественных благ ложатся на государство. Идеи Э. Линдаля получили дальнейшее развитие в трудах Г. Мюрдаля, обосновавшего политику стимулирования экономического роста за счет социальных расходов бюджета.

Наиболее яркий представитель неоинституционализма — американский экономист Дж.К. Гэлб-рейт поделил американскую экономику на две разнородные системы: планирующую и рыночную. По его мнению, государство должно снизить давление корпораций на рыночную систему и взять под свое покровительство и ответственность социально значимые отрасли посредством прогрессивного налогообложения и увеличения государственных инвестиций в инфраструктуру, особенно социальную. Другой видный представитель данного направления — Дж.М. Кларк изучал «сбалансированное общество», рассматривал государство в качестве организатора всеобщего благосостояния.

Ф. Перру сформулировал оригинальную теорию обоснования экономической роли государства в своей концепции трех экономик. Для гармонизированного экономического роста (вторая стадия развития) ведущую роль он отводил государству. Отметим, что отсюда появляется концепция дирижизма, которая была широко применена во Франции.

Ведущим разработчиком теории общественного выбора стал Дж. Бьюкенен, развивший свое учение на основе идей К. Викселля. Родоначальником экономической теории прав собственности является Р. Коуз, на основе выводов которого в 1966 г. Дж. Стиглер сформулировал так называемую «теорему Коуза».

В рамках «великого неоклассического синтеза» П. Самуэльсон выдвинул теорию общественного блага. Он разграничил частные и коллективные потребительские блага, рассуждал о провалах рынка, требующих вмешательства общественного сектора экономики, применительно к общественным финансам предложил так называемое «уравнение Самуэльсона». Р. Масгрейв ввел понятие мериторных благ.

Дальнейшему развитию представлений об экономике общественного сектора во многом способствовало появление теории бюджетного (фискального) федерализма, которая к началу 1970-х гг. сформировалась как самостоятельное направление. В основе данной теории лежит теорема децентрализации, сформулированная экономистом У. Оутсом. Примерно со второй половины 1990-х гг. эта теория была дополнена концепцией «федерализма, сохраняющего рынок» или «федерализма, создающего рынок».

Возвращаясь к современной ситуации, отметим, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах отмечается необходимость «повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг». Это относится, прежде всего, «к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал». В докладе говорится об отказе от сметного финансирования учреждений и введении новой системы оплаты труда, в частности о переходе к «эффективному контракту», который «должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы». Как отмечается в Бюджетном послании, «этапы перехода к "эффективному контракту" должны быть увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения» и утверждены в «дорожных картах» [2].

30 декабря 2012 г. распоряжением Правительства РФ № 2620-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Интересными представляются количественные характеристики системы высшего образования, представленные в документе: число студентов в расчете на 1 преподавателя к 2018 г. увеличится до 12 человек по сравнению с 2012 г., где среднее количество студентов составляло 9,4 человека, при этом численность обучающихся по программам высшего образования к этому же году сократится до 5145 тыс. человек, тогда как в 2012 г. эта цифра составляла 6490 тыс. Как отмечается в Плане мероприятий, средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к 2018 г. будет в 2 раза превышать среднюю заработную плату в соответствующем регионе.

В связи с этим актуальным становится вопрос о качестве высшего образования. Здесь немаловажную роль должно играть социальное партнерство вузов и общественных объединений, включающих в себя представителей бизнеса, промышленности, различных профессиональных союзов и объедине-

ний, которые, будучи заинтересованными в квалифицированных кадрах, должны участвовать как в разработке учебных программ, так и в непосредственном финансировании образования (если речь идет о потенциальном работодателе).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахинов Г.А., Жильцов E.H. Экономика общественного сектора. М.: ИНФРА-М, 2008. 345 с.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах. URL: Шр://\у\у\у.президент.рф/документы/15786 (дата обращения: 28.01.2012).

3. Гловели Г. Д. История экономических учений. М.: Юрайт, 2012. 742 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.