УДК 371.8 (082)
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЬЖ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА
Горшкова МА.
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE RUSSIAN UNIVERSITY
Gorshkova MA.
Gorshkova M.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Dean of the Faculty of History, Moscow State Regional Institute for Humanities, Russian Federation, Moscow, e-mail:rektorat@ mgogi-oz.ru
The history of the development and establishment of educational traditions is associated with certain educational systems that emerged in the process of the society development. The content of the article reveals the evolution of higher education and educational systems in the history of pedagogy. The analysis of the concepts of high school education is presented, urgent issues are marked.
Keywords: higher education, educational system, education, evolution of educational systems.
Воспитание как ценность находит свое выражение в осознании его приоритетной роли, в признании его важнейшей составляющей в образовательной деятельности, в понимании, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное» (И. А. Ильин)1.
Развитие воспитания в системе образования определяется его важнейшей целью -формированием личности гражданина, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры, на современную систему ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образованию, к самообразованию, самосовершенствованию.
Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
1 Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-о-риентированного образования. - Ростов-на-Дону:
Издательство РГПУ 2000. 352 С.
За долгую историю существования педагогики как науки и практики возникало множество воспитательных систем, основанных на различных философских, социологических и психолого-педагогических концепциях. Охарактеризуем часть из них.
На Руси господствующим оставалось понимание воспитания как группового, коллективного действа. Старшие учили младших, все подчинялись главе рода. На протяжении VI-IX вв. в восточно-славянском мире в воспитании наряду с сохранением родоплеменной традиции произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных преобразований. Для крестьян и ремесленников на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знатной прослойки особое значение приобретала подготовка к ратному делу и руководству общиной. Для служителей культов - ведунов -главных было умственное воспитание. Обязательным рассматривались физические наказания. Воспитание стало принимать авторитарный характер. Со временем семья становится основной социальной ячейкой.
С принятием Христианства на Руси появились новые нравственные понятия. Прио-
ритетом становится нравственно-религиозное воспитание, а также остается высокое значение трудового воспитания и сочетание телесного с духовным развитием. Конечной целью воспитания было требование «привести человека к Богу».
Важные сведения о воспитательных идеалах содержат поучения киевских князей: «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др. Наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей обожать детей, заботиться об их обычном росте и развитии, просит воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, вежливого обращения2.
Образовательная система России складывалась постепенно, светские учебные заведения стали создаваться во второй половине XVII века. В 1654 г при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики считались принятыми на службу, получали жалование и находились в полном подчинении приказа. В 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.
Структура истории российской высшей школы развивалась и складывалась несколько столетий:
Монархический период (1030-1917 годы):
- Предыстория российской высшей школы (1030-1682 годы).
- Этап зарождения и становления российской высшей школы (1682-1802 годы).
- Этап формирования системы российской высшей школы (1802-1863 годы).
- Этап реформирования системы российской высшей школы (1863-1905 годы).
- Этап трансформации системы российской высшей школы (1905-1917 годы).
Советский период (1917-1991 годы):
2 Чумакова ТВ. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. - С. 132-146.
- Переходный этап (1917-1921 годы).
- Этап зарождения и становления советской высшей школы (1921-1932 годы).
- Этап формирования общесоюзной системы высшей школы (1932-1953 годы).
- Этап бурного развития системы советской высшей школы (1953-1985 годы).
- Этап трансформации (перестройки) системы высшей школы (1985-1991 годы).
Российский (современный) период (с 1991 года):
- Переходный этап (1991-2000 годы).
- Этап становления системы российской высшей школы (2000-2003 годы).
- Этап реформирования системы российской высшей школы (с 2003 года).
Говорить об истории высшего образования в России, как и в других странах, можно со времени создания первых университетов и академий. Их создание в России задержалось по сравнению с Европой на несколько веков. Так, в 1687 году в Москве по инициативе Симеона Полоцкого была основана Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. Академия работала на основании «Привилегии на Академию» и создавалась по образцу западных университетов с доступом к обучению из всех сословий3. Студенты, поступившие в Академию, присягали на верность царю, что было характерно для европейских университетов. В Академии приоритетным направлением в воспитании было духовное и патриотическое.
Мощный импульс развития образования и культуры был дан в царствование Петра I (1689-1725). В эту эпоху укрепилось понимание регулярного светского государственного воспитания и обучения. Создавались проекты академий и университетов (Ф.Салтыков, В.Татищев) с идеями дворянского воспитания, предусматривающего обучение светским наукам и религии.
Так были открыты Школа математических и навигацких наук (1701), Артиллерий-ско-инженерная (Пушкарская) школа, медицинская школа (1707), Морская академия (1715), медицинская школа (1716), инже-
3 Храмешин С. Н. История Славяно-греко-латинской академии. - М., 2006. - С.34.
нерная школа (1719), а также разноязычные школы для обучения иностранным языкам4.
В 1724 году распоряжением Петра Великого в Санкт-Петербурге была создана Академия наук и работающий во взаимодействии с ней Академический университет, просуществовавший с перебоями до середины XVIII века. Во всех учебных заведениях данной эпохи было характерно патриотическое, гражданское (военная подготовка), эстетическое воспитание. Главным являлось воспитание «нового человека».
Первыми классическими университетами в России были:
Академический университет (1724) -ныне официально признан предшественником Санкт-Петербургского государственного университета,
Московский университет (1755), Харьковский университет (1804), Варшавский университет (1816), Киевский университет (1834) и др. Екатерина II проявляла постоянный интерес к проблемам воспитания и обучения. Екатерина стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов. Она внимательно изучала «Мысли о воспитании » Дж. Лок-ка, педагогические эссе М. Монтеля, труды Ж.-Ж. Руссо. Остро стояли вопросы нравственного, умственного и физического воспитания, целесообразность использования западного педагогического опыта и русских национальных педагогических традиций.
Особое место в истории высших образовательных учреждений занимает женское образование. В 1764 г по предложению И.И. Бецкого императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском монастыре, названное Смольным. При основании Смольного института для девушек был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовала общая программа (русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки), а также курсы домоводства и курсы политеса, также изучался закон Божий. Главной целью воспитания девушек было воспитание в отрыве от семьи (тем самым воспитательные функ-
4 СССР Народное образование // Большая советская энциклопедия. - М., 1969-1978. - С. 234.
ции семьи сводились на минимум), воспитание идеально совершенных людей (светских), гуманистические принципы были заимствованы из педагогических воззрений Локка, Руссо.
Таким образом, в эпоху Екатерины II воспитание приобретает светский характер, обучение в университетах доступно только для детей дворян и богатых сословий. Во всех высших учебных заведениях осуществлялось нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание.
В начале XIX века система российского государственного образования включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты, преемственные между собой. Все образовательные учреждения были разделены на учебные округа во главе с попечителями. Центрами учебных округов становились университеты. По Университетскому уставу 1804 года помимо уже существовавших в Москве, Дерпте (1802) и Вильнюсе (1803) университеты открывались в Казани (1804) и Харькове (1805). Для подготовки учителей при них открылись педагогические институты, ведущую роль среди которых сыграл самостоятельный педагогический институт в Петербурге (1804), реорганизованный в 1816 году в Главный педагогический институт. В 1819 году на его базе был создан Санкт-Петербургский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). Особое внимание в университете обращалось на религиозно-нравственное воспитание будущих учителей. Для студентов устанавливался строгий режим, осуществлялся бдительный надзор за всеми обучающимися.
На образовательную политику Николая I повлияло восстание декабристов, образование стало более консервативным. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры, деканы и профессора, стоявшие во главе кафедр, стали назначаться Министерством народного просвещения. Автономия университетам была возвращена в ходе реформ Александра II в 1863 году (позже она была отменена при Александре III и восстановлена Николаем II), были также отменены ограничения на прием студентов.
В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела в 1892 году в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 - 56, а в 1917 - 65. В 1914-1915 учебном году насчитывалось 105 высших учебных заведений, 127 тысяч студентов. Большинство вузов располагалось в Петрограде, Москве, Киеве и некоторых других городах европейской части страны, в Средней Азии, Белоруссии, на Кавказе высших учебных заведений не было. Стоит отметить, что университеты даже в таких ныне крупных городах-миллионниках, как, к примеру, Нижний Новгород и Самара, были созданы только накануне или сразу после Октябрьской революции 1917 года:
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского - в 1916 году,
Самарский государственный университет - в 1918 году.
После Октябрьского переворота в 1917 г. началось разрушение существующей системы образования. В течение 1920-х гг. дореволюционная структура образования была фактически ликвидирована. Уничтожена прежняя система управления, закрыты частные учебные заведения, запрещено преподавания древних языков и религии. Молодых людей лишали права на достойное образование из-за «непролетарского происхождения». В итоге переворота к 1917 г Россия осталась страной массовой неграмотности. В 1920-е гг. образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В высших учебных заведениях существовала коммунистическая система воспитания, акцент ставился на создание особой коммунистической атмосферы путем дружбы между педагогами и студентами, студенческого самоуправления.
Спустя годы деятельность партийной и общественных организаций высших учебных заведений, всех его подразделений была направлена прежде всего на обеспечение успешного решения комплекса воспитательных задач, ибо лишь тогда система образования станет действенной, когда она превратится в систему воспитания, в систему вовлечения будущих специалистов уже в процессе их подготовки, обучения во все сферы общественного самоуправления, то
есть в систему формирования нового человека. Партийная организация и профессорско-преподавательский коллектив высших учебных заведений максимум усилий прилагали для выполнения этих требований по воспитанию всесторонне развитой личности, достойных представителей советской интеллигенции.
С 1992 года высшее образование в России претерпело ряд существенных изменений, связанных в первую очередь с переходом на многоуровневую систему и стандартизацией образования.
Многоуровневая система высшего образования была введена в России в 1992 году, когда система высшего образования была дополнена различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня.
В этих целях было принято постановление Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, утвердившее «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации» и «Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня»5.
С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (с этого времени по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования).
Необходимость создания новых по содержанию концептуальных подходов и концепций воспитания была вызвана политическими, экономическими, социальными переменами в стране.
Были выделены определяющие эти концепции характеристики:
- объект воспитания,
- понятие воспитания,
- цель воспитания,
- основной механизм воспитания,
5 Международная стандартная классификация образования (МСКО) // Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - С. 242.
- суть концепции,
- теоретическая основа концепции.
Анализ концепции воспитания, выполненный по основанию хронологии, показал, что:
- в 1992-1993 годах были созданы концепции: И.П. Ивановым -«Структура целостной системы воспитания»; творческим коллективом под руководством О.С. Газма-на - «Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы»; Е.В. Бондаревской - «Воспитание как возрождение Гражданина, Человека, Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию)»; Н.М.Таланчуком - «Базисная концепция воспитательного процесса в школе» и другими;
- 1993 год - концепция «Социального воспитания учащихся». Коллектив авторов под руководством Б.П. Битинас, В.Г. Бочаровой;
- в 1994 созданы: «Концепция воспитания и становления личности студента и преподавателя Московского государственного университета пищевых производств»; Концепция воспитания студентов Московского института стали и сплавов; «Новые технологии воспитательного процесса» Н.Е. Щурко-вой;
- в 1995 году разработана «Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области», «Философия воспитания» Б.Т. Лихачева;
- в 1996 году созданы: «Концепция воспитательной работы со студентами вузов» В.Т. Лисовского; Концепция воспитания В.А. Мосолова; «О концепции воспитания в российской образовательной системе» В.И. Байденко;
- в 1997 году создана «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе». Коллектив авторов: З.А. Малько-ва, Л.И. Новикова;
- в 2000 году - «Теория воспитания: философско-антропологический подход» Л.М. Лузиной; «Концепция самовоспитания» Г.К. Селевко; «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в региональной системе образования Тульской области» и многие другие.
Анализ практически всех созданных в последние годы концепций воспитания показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями в них являются следующие:
- реализация идей гуманизации и гуманитаризации;
- создание условий для раскрытия творческих способностей человека;
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- социализация личности гражданина России;
- формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;
- становление социально-активной жизнестойкой личности;
- формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;
- формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
- возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству;
- сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития - самовоспитании;
- актуализация проблемы социально-психологической защищенности человека.
Далее, 29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням).
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. сказано, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя
возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны.
Отсюда задача вуза сегодня - формирование личности гражданина, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры, на современную систему ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.
Развитие российского высшего образования в XVII-XXI веках наглядно продемонстрировало, как и какими методами передовая общественность пытается преодолеть хронический кризис в образовании. Наиболее важным результатом является разработка гуманистических, демократических принципов в системе воспитания высшей школы, что позволит произвести кардинальные изменения в образовании. Общественно-педагогическое движение в России должно изыскать адекватные средства и построить эффективную систему воспитания высшего образования, ставшую прототипом дальнейшего развития всей системы воспитания в стране.
Библиография/References
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 2000. 352 С.
Чумакова Т.В. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т. В. «В человеческом
жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. - С. 132-146.
Храмешин С. Н. История Славяно-греко-латинской академии. - М., 2006. - С.34.
Гаврилин С.А. Методы и формы воздействия на правосознание слушателей, обучающихся в вузах МВД России//Среднерус-ский вестник общественных наук. - 2014.
- № 3. - С. 317-320.
Узилевский Г.Я. Человек, научно-технический прогресс и образование в управленческой парадигме XXI века//Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 2.
- С. 80-90.
Bondarevskaja, E.V. (2000) Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija. -Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RGPU, 352р. (In Russ.)
Chumakova, T.V. (2001) Chelovek i ego mir v «Domostroe» // Chumakova T. V. «V chelovecheskom zhitel'stve mnozi obrazy zr-jatsja». Obraz cheloveka v kul'ture Drevnej Rusi.
- SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obsh-hestvo.- р. 132-146. (In Russ.)
Hrameshin ,S. N. (2006) Istorija Slavja-no-greko-latinskoj akademii. - M.,. - р.34. (In Russ.)
Gavrilin, S.A. Metody i formy vozdejstvija na pravosoznanie slushatelej, obuchajushhihsja v vuzah MVD Rossii//Srednerusskij vestnik obsh-hestvennyh nauk. - 2014. - № 3. - S. 317-320. (In Russ.)
Uzilevskij, G.Ja. (2013)Chelovek, nauch-no-tehnicheskij progress i obrazovanie v upra-vlencheskoj paradigme XXI veka//Sredneruss-kij vestnik obshhestvennyh nauk. - № 2. - р. 80-90. (In Russ.)