ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 370:947.1(470.40)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
© О. А. ЛОГИНОВА Пензенский государственный университет, кафедра профессиональной педагогики и психологии e-mail: [email protected]
Логинова О. А. - Социально-педагогические аспекты организации воспитательной среды средних учебных заведений Пензенской губернии в XIX - начале XX века// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 695-701. - В статье анализируются социально-педагогические аспекты воспитательной среды средних учебных заведений, в частности, гимназий Пензенской губернии в XIX - начале XX века; рассматривается цель и сущность воспитания, выделяется структура воспитательной среды гимназии.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная среда гимназий XIX - начала XX века, воспитательный процесс, эстетическое, духовное, нравственное, физическое, патриотическое воспитание.
Loginova O. A. - The socially-pedagogical aspects of the organization of the educational environment of average educational institutions of the Penza province in XIX - the XX-th century beginning // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 695-701. - In article the socially-pedagogical aspects of the educational environment of average educational institutions, in particular, grammar schools of the Penza province in XIX - beginning of the XX-th century are analyzed; the purpose and essence of education is considered, the structure of the educational environment of a grammar school is allocated.
Keywords: education, the educational environment of grammar schools XIX - beginning XX-th century, educational process, esthetic, spiritual, moral, physical, patriotic education.
В связи с приоритетной ролью воспитания в современной России (Закон РФ «Об образовании»), подготовка к социализации молодого поколения учащихся и студентов должна строиться на априори лучших теоретико-практических основах воспитательнообразовательных идей и педагогической культуры государства в целом. В связи с этим все более ощущается необходимость в пристальном, детальном изучении фундаментальных основ становления и развития вос-питательнойсредыотечественныхучебныхзаведений.
Великий пласт наследия образования содержит каждый отдельно взятый российский регион, однако Пензенская губерния в этом смысле является исклю-чительной.Во-первых, зарождениесреднегообразова-ния в губернии, начавшееся во всероссийском масштабе в 1786 году с «Устава народных училищ» привело к моментальному отклику в Пензе - 14 июня 1786 года в городе было открыто «Главное Народное Училище». На основании его в 10 апреля 1804 года в Пензенской губернии была образована гимназия. Ее открытие стало событием всероссийского масштаба. Гимназия принадлежала к числу первых средних учебных заведений в Казанском учебном округе и на террито-
рии Российской империи [10, С.19]. Особо отметим тот факт, что училище в Пензе было сформировано даже несколько раньше, чем его прототип в Москве. Хотя речь идет о нескольких месяцах - в Москве училище было открыто 22 сентября 1786 года, а в Пензе 14 июня 1786 года, но на всероссийском уровне, учитывая образовательные, экономические и политические тенденции, господствовавшие в то время, это дает основания предположить, что развитие образования в Пензенской губернии в этот период шло в одном темпе со столичными округами. Во-вторых, Пензенская губерния являлась одной из немногих губерний России, которая в рассматриваемый период испытала на себе в образовательном отношении влияние двух университетов. В начале XIX века, когда вся империя была разделена на учебные округа во главе с университетами, Пензенская губерния была отнесена к Казанскому учебному округу. Однако в 1874 году Министерство Народного Просвещения посчитало целесообразным причислить губернию к Харьковскому учебному округу. Несомненно, что это отразилось на методико-педа-гогических основах становления и развития образования в Пензе.
Учитывая, что в губернском городе Пенза, в XIX веке высшим уровнем образования могло быть толькосреднее,котороедавалипреимущественногим-назии, и исключительно они позволяли продолжить свое воспитание и обучение в университете, воспитательная среда этих учебных заведений во многом определяла развитие образованности губернии, укрепления ее морально-нравственных и патриотических устоев, физического здоровья, культуры и образованности подрастающего поколения. Таким образом, основной задачей представленного исследования является историко-педагогический анализ сущности и организации воспитательной среды гимназий Пензенской губернии в XIX - начале XX века.
Следует заметить, что, несмотря на то, что А. К. Разумовский, в то время Министр Народного Просвещения, утверждал, что «...гимназии предназначены для детей всех сословий - дворян, купцов, ремесленников и проч.» [11 , С.74], численность детей дворян и чиновников в них была подавляющей. Именно поэтому воспитательная среда гимназии отвечала в большей степени социальным требованиям высших сословий. В воспитании, прежде всего, опирались на ценности дворянства и чиновничества.
По большому счету, учреждение гимназий имело двоякую цель: во-первых, обучающая - это подготовка к высшей ступени российского образования - университету, во-вторых, воспитывающая - для того, чтобы каждый, кто не намеревался в дальнейшем обучаться в университете, мог приобрести знания и «сведения, не-обходимыедляблаговоспитанногочеловека» [6,С.125].
В 1843 году в Уставе Пензенского Дворянского Института - сословного учебного заведения - при определении цели учебного заведения, говорилось, что: «В Пензенском Дворянском Институте воспитываются дети русских дворян и чиновников.для приготовления одних к дальнейшему образованию в университете, и для доставления другим достаточных сведений в общественном и домашнем быту» [4 , С. 22].
Таким образом, воспитательная среда средних учебных заведений должна была отвечать принципу необходимостии достаточности для благовоспитанного человека.
Воспитательная среда средних учебных заведений Пензенской губернии в XIX - начале XX века опиралась на определенные требования к учащимся в урочное, а также во внеурочное время.
Так, на учебных занятиях требовалось, чтобы гимназисты аккуратно выполняли предлагаемые задания, при этом, овладевая определенной системой знаний, умений и навыков. Требовалось, однако, и по возможности проявлять творческий подход в учебной деятельности, но в рамках социально-политических установок. Таким образом, гимназия стремилась не допустить воспитания «рутинера» - человека, полностью подчиненного имеющемуся порядку, боящегося новых явлений в жизни, бездумно следующего чужим мыслям, способного лишь к выполнению воли другого человека. Одновременно с этим, необходимо было не
допустить воспитание человека-мечтателя, у которого богатое воображение не сочеталось с реалиями повседневной жизни. Таким образом, гимназия обязана была содействовать развитию у воспитанников памяти, наблюдательности, любознательности, развития индивидуального мышления и собственной воли.
Старания ученика, его прилежность, внимательность, «исправность тетрадей», а также поведение оценивались точно так же как успеваемость в учебном процессе [20]. Каждая шалость воспитанника имела строгий учет, аналогично пропускам и опозданиям ученика, и сразу же отражалась на отметке за поведение. Для такого строго подсчета проступков учащихся, в гимназии была заведена «кондуитивная книга» (в переводе с французского «кондуит» - «поведение»), которая имела большое значение при выставлении отметок по поведению. Помощники классных наставников - надзиратели - заносили в этот «дневник наблюдений» информацию о любых, даже самых незначительных провинностях ученика. В последствии «кондуитивнаякнига»сталаназываться«штрафной», которая также включала «заметки о характере ученика, о его хороших и дурных сторонах». О немалом значении «кондуитивной книги» в жизни гимназистов говорит тот факт, что выписка из нее представлялась при поступлении в университет.
В книге наставника пятого класса первого отделения Пензенской мужской гимназии указывалась фамилия ученика, отмечалось, является ли он пансионером, записывалось имя и место службы отца или опекуна, а также его успехи, поведение, и чтобы было рекомендовано воспитателем для исправления каких-либонедостатков учащегося, и затем, как гимназистом предписанное выполнилось [23]. Подобная практика наблюдалась и в частных учебных заведениях. Например, этот же вывод можно сделать, анализируя архивные материалы, касающиеся Пензенской мужской гимназии С.А. Пономарева [18].
Таким образом, воспитательный процесс состоял не только в указании недостатков поведения или успехов ученика, но и в стремлении педагога указать гимназисту возможный путь исправления, а также в анализе того, насколько успешными были предпринятые меры.
Для исправления нерадивых учеников Пензенской гимназии использовались различные воспитательные меры, которые являлись структурным элементом воспитательной среды. Например, в «Ведомости о числе более важных взысканий» [24] за 1875 год встречаютсяследующие:«одиночноесидениеученика в классе», «выговор классного наставника перед классом со внесением в штрафной журнал», «оставление в гимназии на час по окончании уроков и оповещение о том родителей», «задержка в гимназии на время более трех часов в праздничные и воскресные дни».
Применялись также и более строгие наказания: «выговордиректорапередклассом,влекущийзасобой понижение отметки за поведение», «выговор инспектора перед классом, со внесением в штрафной журнал
и оповещением родителей», «выговор от имени педагогического совета», «отделение от общества товарищей без лишения свободы», «заключение в карцер от одного до четырех часов с назначением письменной работы», «заключение в карцер свыше четырех, но не болеевосьмичасов, сназначениемписьменнойработы и содержанием на черном хлебе», «заключение в карцер на время свыше восьми часов, но не более как на сутки».
Для тех учащихся, которые по каким-либо причинам пропускали большое количество уроков, предполагалось «назначение особых занятий на дом для пополнения упущений в праздничные или воскресные дни». За пропуски и опоздания многие ученики атте-стовалиськак«посредственные», «ленивые», «весьма ленивые» [5, С.224].
Самыми строгими считались взыскания подразумевающие «удалениеизучебногозаведения, справом поступления в другое учебное заведение в том же городе», «удаление из гимназии без права поступления в учебные заведения города», «исключение с лишением права поступления в какое-либо учебное заведение».
Анализ «Ведомости о числе более важных взысканий» [24] показал, что самое большое число разнообразных взысканий имели преимущественно ученики младших классов. Так, в гимназии чаще всего применялось «одиночное сидение ученика в классе», самое большое количество применений этой воспитательной меры отмечено во втором классе Пензенской гимназии - 83 раза. После этого взыскания, по частоте применения, следует - «оставление в гимназии на час по окончании уроков и оповещение о том родителей» - 54 раза. Реже всего встречаются выговоры директора и инспектора учебного заведения, которые в основном применялись со второго по пятый классах гимназии. Применение крайних мер, таких как исключение из учебного заведения, в 1875 год не встречалось. Отметим, что весьма популярной была еще одна воспитательная мера - «назначение особых занятий на дом для пополнения упущений в праздничные или воскресные дни», ее применение мы находим почти во всех классах гимназии, за исключением старших. Это говорит о том, что пензенские гимназисты не совсем ответственно относились к занятиям, тем самым, вызывая у учебного заведения необходимость применения воспитательных мер.
Для улучшения успеваемости и дисциплины воспитательная среда гимназий предусматривала использование «ежемесячных таблиц», которые рассказывали о поведении и успехах учащихся. Так же использовались «доски для вписывания отличных и дурных учеников, рассадка учеников по успехам как средство возбуждения соревнований».
Таким образом, порядок и дисциплина в учебном заведении лежали в основе воспитательной среды и поддерживались, многообразными средствами.
В учебном заведении применялось также и ранжирование, то есть списочное выстраивание гимназистов в зависимости от оценок поведения, внимания и
прилежания. Такой метод, по мнению гимназического начальства, должен был стимулировать стремление детей к повышению своего статуса в классе и способствовать в них «..развитию соревновательности». Однако на практике это могло привести к формированию негативных качеств личности: приспособленчества, угодливости, лицемерия.
Воспитательная среда гимназий не предусматривала открытого использования «розги». Отсутствие в числе наказаний «тесных» воспитательных мер в «Ведомости о числе более важных взысканий» за 1875 год в Пензенской гимназии, объясняется тем, что всероссийским уставом 1864 года применение розги, которое допускалось ранее, было запрещено.
Отметим, однако, что вопрос телесных наказаний и применения их в воспитательном процессе учебных заведений империи был дискуссионным [3, С.73]. Впервые подобные наказания вводил устав 1828 года. Так, в §203нормативно-правового документа сказано, что «.Допускаемые меры исправления суть: выговоры, пристыжение, лишение высшего места в классе, выставление имени виновного ученика на черной доске, наконец и заключение на несколько часов в запертом классе, однако же не иначе, как днем, с уведомлением родителей, или опекунов, о принятии сей меры и причинахтого.. .».Итолько«.. .Вслучаенедействитель-ности сих средств исправления, Совет Гимназии по необходимостиопределяетнаказаниерозгами. Учеников наказывают таким образом не иначе, как в присутствии Инспектора и в особом месте. Сие допускается только в первых трех классах. В высших, за проступки, кои могли бы подвергнуть наказанию сего рода, ученик исключается из Гимназии.» [16].
Однако, как пишет журнал «Гимназия» в статье «Воспоминания педагога», наказанию розгой подвергались не только за «выдающиеся проступки», но и за более мелкие шалости [1]. Именно потому, что телесные наказания становились обычным делом в воспитательном процессе гимназии, министерство и общественность предпринимает попытку их отменить.
КакпишетП.Ф. Каптерев, иностранцы«.. .почти ужасались.. .отменой телесных наказаний учащихся и убеждалиотказатьсяотэтого, ссылаясьнаБиблию...». «А если кто и соглашался на отмену розги, то все же находил, что без побоев или увещаний более чувствительных, чем слова, например без пощечин, обойтись никак невозможно, и т. п.» [8].
В статье «Дисциплина в низших классах», опубликованной также в журнале «Гимназия», автором высказывается мысль в пользу телесных наказаний. Он отмечал, что без телесного наказания обойтись в гимназии невозможно, что в учебном заведении при всем стремлении отказаться от него, «.совсем обойти егонельзя», нужнолишьстремится его«.. .употреблять только тогда, когда все другие средства истощены» [2, С.576]. Нельзя, по мнению автора, бить учеников «.поголове; .кулаком,книгоюит.п.; .толкать,драть за волосы, за уши, бить по пальцам и т. д.». Для этого «.нужна только тонкая палочка, длиною в 3 фута;
для старших достаточно четырех ударов, для младших двух. Бить нужно по сиденью, не слишком сильно, но так чтобы дети чувствовали наказание, иначе оно будет бесполезно.» [2, С.577].
Как отмечает преподаватель Пензенской мужской первой гимназии П. П. Зеленецкий, наказание розгами в гимназии применялось. Более того, упоминания об использовании розги встречается в гимназии и в 1884-1885 учебном году, хотя, напомним, официально в 1864 году она отменялась. Наказывали гимназистов столь суровой мерой за такие проступки как, «.игра в карты во время уроков, драки с нанесением увечья.» [5, С.100]. Т аким образом, в заведении стремились поддерживать строгую дисциплину, используя для этого суровые наказания за дурное поведение. Жалобы родителей свидетельствуют, что учеников наказывали еще и «.стоянием на коленях на всяком месте преступления »[5,С.57],причемтакоенаказание использовалось не только летом, но и в зимнее время.
За более серьёзные проступки гимназистов в Пензенском учебном заведении могли наказать епитимьей, заставляя говеть и посещать все службы в течение недели. Так как главной педагогической целю, реализуемой в воспитательном процессе гимназии являлось формирование устойчивого нравственного характера, развитиедуховных, эстетическихиобщече-ловеческих качеств учащихся, ведущее значение при этом придавалось религиозной стороне поведения педагогов и учащихся.
Воспитанием души непосредственно занимался один из главных предметов гимназического курса и главная опора воспитательной среды учебного заведения - закон Божий. В ежедневную гимназическую жизнь прочно вошли православные традиции: молитва после пробуждения, молитва перед учением и по окон-чанииего,хороваямолитвапередобедом,вечернеемо-литвенное песнопение. Особое значение придавалось исповеди. Она побуждала к ответственности, откровенности и смирению, использовалась для предупреждения самонадеянности и притворства, невнимания к духовной стороне жизни.
Кроме присутствия религии на учебных занятиях, этот компонент воспитательной среды присутствовал и во внеурочное время.
В архивных источниках касающихся пензенских гимназий встречаются рассуждения педагогического совета о том, что гимназисты плохо посещают церковные службы - на основании заявления преподавателей закона Божия. Для исправления этого, в гимназиях стали требовать с ученика удостоверение в том, что «гимназист присутствовал на церковном богослужении».
Для воспитания религиозно-нравственных чувств учащихся в Пензенской гимназии были учреждены литературные беседы [28]. Как писал в своем отчете за 1821 год директор гимназии И. И. Лажечников «.при гимназии учреждены библейское сотоварищество., для пользы нравственной христианская и лите-ратурнаябеседа, .классдуховногопения.» [5,С.27]. Последний был предназначен в большей степени для
развития музыкального и художественного вкуса в воспитанниках гимназии.
Анализ архивных источников показал, что пение было введено во всех классах учебного заведения с целью «.воспитания эстетического чувства учеников гимназии» [24]. Однако интересен тот факт, что пением занимались не все ученики класса. Так, например, из 52 учащихся первого класса гимназии в 1876 году, пением занимались только пять [24]. Это говорит о том, что, несмотря на желание гимназии привить музыкальный, эстетический вкус своим воспитанникам, лишь единицы откликались на этот призыв.
В дореволюционном учебном заведении пение разделялось на церковное и светское. Уроки назначались три раза в неделю и, кроме того, ежедневно проходило общее пение молитв перед уроками. Воспитанники пансиона, помимо этого, должны были петь молитвы утром и вечером, перед и после утренней, обеденной и вечерней трапезы [24]. Как пишет П. П. Зе-ленецкий, в одно время в гимназии даже вводилась традиция пения учеников в церкви на службах. В воскресение и праздничные дни ученики собирались в гимназии для слушания Святого Евангелия, а затем отправлялись с дежурным в церковь для слушания Божественной литургии. Таким образом, этот предмет способствовал не только развитию вкуса воспитанников, но и развивал религиозные чувства гимназистов.
Отмечалось, что, воспитывая любовь к Богу, воспитывается уважение и сострадание к людям. Так, гимназистов приучали подавать милостыню нищим -«нищие и увечные были угощаемы», не бояться «правды жизни »- «.тюрьмы посещались, воспитанники не чуждались безобразия лиц и одежд, бедности низости рода. Преступление старались для них сделать ужасным, но преступников сожаления достойными» [5, С. 26].
Развивать эстетический вкус гимназистов были призваны также уроки рисования. В архивных источниках отмечается, что гимназисты особенно успевали по этому предмету. Развитию вкуса способствовали и постоянные упражнения с высокохудожественными литературными произведениями древности. Учеников знакомили по возможности с гравюрами, копиями, слепками лучших статуй, картинами выдающихся художников.
Развитию эстетического воспитания способствовали и особым образом оформленные рекреации, классные комнаты и «актовая зала» гимназий. Как отмечает П. П. Зеленецкий, в Пензенской мужской гимназии, как и во всех других учебных заведениях России, присутствовали, помещаемые на почетном месте, «портреты императора (во весь рост)» и выдающихся деятелей России, парадная лестница, зеркала. Само убранство гимназии вело к восприятию ее как государственного учреждения и «храма» науки и культуры. Эстетически оформленный комплекс предметного окружения активно способствовал возникновению необходимого «настроя» воспитанников, самочувствия учащихся и педагогов, ориентированного на духовно-нравственныеценности,лежащиевосновевоспитания.
Особая роль в воспитании отводилась эстети-чески-бережному отношению к природе. Именно с этим, важным аспектом гимназической жизни в направлении нравственно-эстетического воспитания, а также для решения образовательных задач в гимназии связывалась организация экскурсий. Чаще всего они проводись в весенне-летнее время. Гимназисты бывали в музеях, на выставках [29]. Помимо этого, учениками гимназии совершались и выездные экскурсии. Гимназисты побывали на Волге, на Кавказе и на полуострове Крым.
Экскурсии проводились и частными учебными заведениями губернии. Так, например, в протоколах заседаний педагогического совета гимназии Е. А. Сер-добольской упоминается о посещении ученицами гимназии берегов реки Мойки [19].
Эти факты говорят о том, что гимназии на протяжении всего периода своего существования искали дополнительные воспитательные способы, развивая у учащихся патриотические чувства, гордость и любовь к России и к Пензенской губернии в частности.
Подкрепляя интерес к учению, и одновременно воспитывая эстетический вкус гимназистов, учебное заведение в праздничные дни приглашало родственников и родителей учащиеся на так называемые «образовательные забавы», состоящие в том, что ученики в свободное от учебы время исполняли сцены из известнейших драматических произведений на древних, новых и отечественном языках под руководством наставника. Чаще всего торжественные акты и вечера предпринимались по случаю христианских праздников, именин государя, знаменательных дат рождения и смерти выдающихся лиц империи. Торжественная обстановка светского праздника, которая устраивалась в гимназии, как и церковного торжества, являлась важным средством воспитания. Например, в протоколах заседаний педагогических советов находится полное описание празднование в гимназии дня рождения
Н. Гоголя.
Вкус к прекрасному, а также аккуратность, опрятность водеждевоспитываласьношениемспециаль-ной гимназической формы. С одной стороны гимназическая атрибутика должна была воспитывать гордость и уважение к званию гимназиста, сдругой, предполагалось, что ученики благодаря этому не будут отвлекаться на обсуждение посторонних вещей на уроках. Кро-меэтого форма способствовалаузнаванию гимназиста для любого городского и полицейского контроля.
В учебном заведении учили, что мальчик, одетый в гимназическую форму не будет опаздывать в классы, а также требовали «.не отлучаться своевольно, во время смен не выходить на улицу, по улице ходить прилично: не бегать, не прыгать, а при встрече с другими лицами держаться в стороне и кланяться, комуследует»[17,С.405].Позже,правительствомвво-дится мера, запрещавшая бывшим ученикам гимназии ношение гимназической формы [27].
Физический аспект воспитательной среды опирался средства такого гимназического курса как гимнастика. В журнале МНП в статье «К вопросу
об учебном курсе наших гимназий» отмечается, что «.жизнь учащегося юношеств есть почти исключительно сидячая.» [7], что негативно сказывается на здоровье и физическом воспитании гимназистов. Журнал «Педагогический листок» отмечал, что «.умственные силы находятся в прямой зависимости от физического развития,.а потому гигиенические условия, как в общей постановке школьной жизни, так и распределение учебных занятий, составляет коренное условие здравой педагогики. Школа должна доставить отечеству людей здоровых и духом и телом.» [13].
А. Ф. Масловский, написавший солидную, обстоятельную книгу о гимназиях отмечал, что он, как отец семейства, тщательно следивший за своим сыном-гимназистом,увидел,чтосын,прежде«.здоро-вый и рослый мальчик, обладавший прекрасным зрением, составлявшим фамильную особенность семьи, за пятилетнее пребывание в гимназии, ко времени получения хорошего по отметкам аттестата зрелости, сделался до такой степени близоруким, что потерял навсегда возможность читать иначе, только приставив книгу к глазам. К этому нужно прибавить, что он обзавелся впалою грудью, чего прежде не было, и сделался чрезвычайно слабонервным.» [9].
Т аким образом, чрезвычайно остро встал вопрос о физическом воспитании гимназистов.
В Пензенской мужской гимназии гимнастикой занимались все без исключения классы [24]. Как один из важнейших предметов гимнастика вводилась и в частных гимназиях губернии. В гимназиях Е. А. Сердобольской, Е. П. Шор и М. Ф. Мансыревой, С. А. Пономарева этот предмет был введен во всех клас-сахучебногозаведениякакобязательныйипреподавал его один и тот же учитель - иностранец Ф. В. Слаба.
В 1909 году для улучшения «.гимнастики и других мер к развитию физического здоровья учащихся» МНП потребовало от гимназии точных сведений об «.устройстве и оборудовании гимнастических зал, площадок для подвижных игр.снабжения.другими предметами и пособиями для физического воспитания.». Предписывалось назвать также «.число хорошо подготовленных преподавателей гимнастики и сколько их реально требуется в гимназии.» [21].
В Пензенской гимназии были созданы достаточные условия для правильного проведения физического воспитания учащихся. Занятия гимнастикой проходили ежедневно под наблюдением врача во время «.большой смены и во время пятого урока, причем. ученики всех классов . .чередуются» [24]. Кроме того, физическое воспитание было направлено «.на те части организма, которые должны быть развиваемы преимущественно у каждой отдельной личности». Число и продолжительность упражнений так же указывалась врачом, «.принимая индивидуальность телосложе-ния,возрастисилысубъекта»,обращая«.полноевни-мание . на врачебную гимнастику».
Во время отечественных и гражданских воин, в гимназии была введена так же и военная гимнастика -военныйстрой[25],сопровождавшаясявоенноймузы-
кой. Таким образом, занятия гимнастикой в гимназии имели своей целью физическое воспитание учащихся, а также формирование их патриотической и гражданской позиции, что является несомненным позитивным опытом гимназий XIX века.
Воспитательная среда гимназии так же включала в себя правила поведения гимназистов [14]. В Пен-зенскихгимназияхученикамвыдавалисьежегодновы-ходные годовые билеты, с обязательным намерением иметь их при себе постоянно вне стен дома и гимназии, и предъявлять их по требованию, как полиции, так и тех лиц, которые уполномочены от учебного начальства, следить за поведением учащихся[5, С.57-100].
В качестве «подчиненных» средств поддержания установленного порядка воспитательной среды, как в гимназии, так и вне ее предусматривались не только различные формы наказания - учебным заведением были утверждены и формы поощрения.
Так, во всех гимназиях губернии широко практиковались: запись фамилии гимназиста на «золотой доске», награждение похвальным листом, книгой, и прочими учебными пособиями, назначение стипендии, предоставление бесплатного билета в театр и прочее, что впоследствии нашло отражение и в воспитательном процессе современных учебных заведений.
Например, в Пензенской первой мужской гимназии за 1873-1874 учебный год в качестве награды были назначены ученику седьмого класса М. Григорьеву сочинения А. С. Пушкина, ученику третьего класса - сказки, учащемуся приготовительного отделения - готовальня и др. [22].
В гимназии были учреждены и стипендии. Например, дворянские - для детей дворян, учрежденные частными лицами и различными обществами, стипендии Пензенского Губернского Земства, городские стипендии, а также именные, в частности, имени Николая II, имени графа С. М. Толстого, имени Рябова-Чембарского и другие. Преимущественно правом получения стипендий пользовались только дети отличнейшего поведения и прилежания несостоятельных родителей [12].
19 января 1916 года согласно Циркулярное распоряжению Министерства Народного Просвещения во всех средних учебных заведениях империи учреждались воспитательные комиссии. Именно они должны были определять цели, методы и развитие воспитательной среды гимназии. Такая комиссии была учреждена и в пензенских гимназиях [25]. Цель этой комиссии состояла в помощи учебному заведению решения вопросов воспитательного характера и, особенно, во внеурочное время. Как отмечает директор учебного заведения и попечитель учебного округа «.поведение учеников и учениц на улицах и в общественных метах в некоторых случаях вызывает нарекания со стороны многих лиц.Курение, появление в неряшливой одежде, скопления группами, мешающие движению публики, громкие развязные разговоры, бранные выражения.» [26]. В связи с этим и был предложен внешкольныйнадзор, которыйорганизовывался«.из всех членов педагогических корпораций и членов
родительских комитетов.» [26], причем особо отмечалось, что внешний надзор должен осуществляться только словом, без всяких принудительных мер, в крайнем случае, разрешалось призывать на помощь полицию.
С целью объединения воспитательных усилий гимназии и семьи, учебные заведения губернии требовали от родителей специальных обязательств. Например, частная гимназия С. А. Пономарева спрашивала с каждого родителя или опекуна специальную расписку в том, что он будет «.прилагать всевозможные старания, чтобы сын . не имел у себя огнестрельного оружия и чтобы все распоряжения начальства.им были в точности исполняемы.» [18]. В противном случае, отец или опекун гимназиста должен был сразу же забрать мальчика из стен учебного заведения. Еще при Александре II под влиянием политических событий была высказана мысль о необходимости контроля над семейным воспитанием и влиянием в «правительственных интересах» [15, С.640], что в итоге было и предпринято в учебных заведениях, как империи, так и губернии.
Итак, в ходе историко-педагогического анализа сущности и организации воспитательной среды гимназий Пензенской губернии в XIX - начале XX века, выяснили, что воспитательная среда средних учебных заведений российской империи в XIX - начале XX века имела четкую цель, прописанную в уставах и нормативно-правовых документах; воспитательная среда гимназий отражала потребности времени, российского общества и конкретного региона; воспитательная среда российских гимназий имела рекомендо-ванныеметоды,средствавоспитательноговоздействия и являлась отражением внутренней организации кон-кретногоучебногозаведения. Несомненно, чтолучшее из накопленного педагогического опыта в организации и сущности воспитательной среды пензенских гимназий XIX - начала XX века можно с успехом использовать и в современной общероссийской практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспоминанияпедагога //Гимназия, Кн^Ш. Ревель: Изд. Г.А. Янчевицкого, 1889.
2. Дисциплина в низших классах // Гимназия, Кн^, XI, XII. Ревель: Изд. Г.А. Янчевицкого, 1888. С. 575-578.
3. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978. 160 с.
4. Журнал Министерства народного просвещения. Ч. XXXIX. СПб, 1843.
5. Зеленецкий П.П. Исторический очерк первой Пензенской гимназии с 1804 по 1871 г. Пенза: Губернская типография, 1889. 224 с.
6. История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Академия, 2002. 400 с.
7. К вопросу об учебном курсе наших гимназий // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч. CXXXШ. СПб., 1867.
8. Каптерев П.Ф. Историярусской педагогии. Глава XX. Общепедагогические идеалы в практике средней школы - www.portal-slovo.ru
9. МасловскийА.Ф.Русскаяобщеобразовательнаяшко-ла: мысли отца семейства по поводу предстоящей реформы средней школы. СПб., 1900.
10. Материалы по истории и статистики наших гимназий, Б.м.,б.г.
11. Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации. Т. 1. М.: МПГУ, 2002. 352 с.
12. Памятная книжка Пензенской губернии 1911-1912 гг. Пенза, 1912. 205 с.
13. Педагогический листок. 1873. № 7.
14. Пензенские губернские ведомости. 1869. № 25.
15. РождественскийС.А.Историческийобзордеятельно-сти министерства народного просвещения 1802-1902. СПб., 1902. 785 с.
16. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санкт-Петер-
бургского, Московского, Казанского и Харьковского 1828 года - www.teacher.fio.ru.
17. Шмидт Е.К. История средних учебных заведений в России. СПб., 1878. 683 с.
18. ГосударственныйархивПензенскойобласти(ГАПО). Ф. 138. Оп. 1. Д. 147.
19. ГАПО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 78.
20. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 104.
21. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 398.
22. ГАПО. Ф.58. Оп. 1. Д. 51.
23. ГАПО. Ф.58. Оп. 1. Д. 57а.
24. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 59
25. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 634.
26. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 659.
27. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 51.
28. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 39.
29. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 401.