Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные методы изобразительного искусства / воображение дошкольников с нарушением слуха / инновационные технологии / социальная адаптация. / modern methods of fine art / imagination of preschoolers with hearing impairment / innovative technologies / social adaptation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Абдуллаева Г. С.

Статья посвящена современным методам формирования воображения в процессе коррекционно-педагогической работы с применением общепедагогические методов, позволяющих развивать воображение дошкольников, а также их изобразительные умения для последующего успешного материального воплощения разнообразных образов, и специфические методы и приемы, направленные непосредственно на формирование воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF IMAGINATION OF HEARING-IMPAIRED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH ARTISTIC ACTIVITIES

The article is devoted to modern methods of imagination formation in the process of correctional and pedagogical work using general pedagogical methods that allow developing the imagination of preschoolers, as well as their visual skills for the subsequent successful material embodiment of various images, and specific methods and techniques aimed directly at the formation of imagination.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Абдуллаева Г. С. профессор ЧГПУ Узбекистан Бойирбекова М. Д. студент магистратуры 2 курса ТГПУ имени Низами Узбекистан

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: Статья посвящена современным методам формирования воображения в процессе коррекционно-педагогической работы с применением общепедагогические методов, позволяющих развивать воображение дошкольников, а также их изобразительные умения для последующего успешного материального воплощения разнообразных образов, и специфические методы и приемы, направленные непосредственно на формирование воображения.

Ключевые слова: современные методы изобразительного искусства, воображение дошкольников с нарушением слуха, инновационные технологии, социальная адаптация.

Abdullaeva G. S.

Professor CSPU Uzbekistan Boyirbekova M. D.

2nd year master's student TSPU named after Nizami Uzbekistan

DEVELOPMENT OF IMAGINATION OF HEARING-IMPAIRED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH ARTISTIC ACTIVITIES

Abstract: The article is devoted to modern methods of imagination formation in the process of correctional and pedagogical work using general pedagogical methods that allow developing the imagination of preschoolers, as well as their visual skills for the subsequent successful material embodiment of various images, and specific methods and techniques aimed directly at the formation of imagination.

Keywords: modern methods of fine art, imagination of preschoolers with hearing impairment, innovative technologies, social adaptation.

Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью

Именно с феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по новому ее конструируют, пользуясь цветом, светом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (педантизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.[11]

Е.Е.Сапогова указывает на то обстоятельство, что современный ребенок развивается в сугубо реалистичном, рационализированном мире, в котором его интуитивные, часто не вербализируемые представления, догадки остаются невостребованными и неразвитыми. В создаваемую обучением упорядоченность и логичность практически нет хода неупорядоченности воображения, где предметы существуют вне тех интеллектуальных контекстов, которыми так гордится система обучения. В связи с этим она говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию фантазии и креативности детей в дошкольном детстве, как наиболее благоприятном периоде, для развития воображения.

Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха - одна из главных задач занятий изобразительной деятельностью. Состояние творческого воображения глухих и слабослышащих детей обусловлено не только нарушением слуха и особенностями развития различных психических процессов, но и несовершенством методики работы по формированию воображения. Продуктивное формирование творческого воображения глухих и слабослышащих дошкольников возможно в процессе целенаправленной коррекционно-педагогической работы, осуществляемой на занятиях по изобразительной деятельности. Исходными теоретическими предпосылками такой работы являются:

■ дошкольный возраст - сензитивный период для формирования воображения детей;

■ воображение необходимо формировать на диагностической основе с учетом результатов комплексного исследования воссоздающего и творческого воображения;

■ изобразительная деятельность используется в качестве одного из средств изучения и формирования воображения глухих и слабослышащих детей;

■ коррекционно-педагогическая работа предусматривает постепенный переход от репродуктивности к творчеству, что обусловлено тесной взаимосвязью воссоздающего и творческого воображения;

■ формирование творческого воображения - комплексный процесс, направленный на формирование структурных и операциональных компонентов воображения в единстве с развитием всей познавательной сферы, творческой активности детей с нарушением слуха.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый -его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления детей, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение, и т.д. Особенно это необходимо с детьми с нарушением слуха. В процессе коррекционно-педагогической работы применяются такие приемы как:

■ коллективное и индивидуальное рассматривание произведений искусства и различного наглядного материала с последующим обсуждением, многовариативная демонстрация произведений разных авторов на одну и ту же тему;

■ самостоятельное и специально организованное наблюдение различных объектов и явлений с последующей зарисовкой после просмотра;

■ демонстрация приемов работы;

■ индивидуальное и коллективное выполнение упражнений;

■ коллективная и групповая работа с выбором лидера;

■ сочетание восприятия с художественным словом;

■ просмотр и обсуждение мультфильмов и др.

Творческой самореализации детей также способствуют:

■ направленность всех видов деятельности на эмоциональное переживание художественного образа;

■ использование сравнений и широких ассоциаций с опорой на личностное восприятие детей и корректную помощь педагога;

■ свобода в творческой деятельности и отсутствие системы ограничений;

■ выяснение педагогом и детям волнующих их вопросов, при этом восприятие искусства и беседа органично переходят в деятельность по созданию собственного художественного образа и т.д.

Использовались и специфические методы, направленные на формирование операциональных компонентов творческого воображения. Таким методам свойственна определенная модель: «объект - преобразование признака через изменение его значения - новый объект». Например, объект -лев, преобразование признаков - все части тела зверя стали квадратными и зелеными, новый объект - зеленый Квадролев и т.п.

Метод морфологического анализа предполагает осуществление мыслительных операций комбинаторного характера с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали наглядно выставляются различные

показатели. Например, по вертикали картинками обозначаются разные виды животных, а по горизонтали - части их тела. После заполнения таблицы выбираются некоторые значения (особенности частей тел разных животных) и создается фантастический зверь, у которого голова от крокодила, туловище свиньи, хвост змеи, ноги петуха и т.д.

Метод фокальных объектов позволяет установить ассоциативные связи одного объекта с другими либо с их признаками. Для этого выбирается несколько объектов (например, человек, тюльпан, колокольчик), у которых выявляются специфические признаки. Затем признаки переносятся на рассматриваемый объект (например, ромашку). Так появляется волшебная ромашка с улыбающимся лицом, фиолетовыми лепестками и листьями тюльпана.

Метод эмпатии позволяет сделать незнакомое знакомым, привычное -чуждым. Такого рода деятельность предусматривает использование личностного уподобления (отождествление самого себя с чем-то либо кем-то и сопереживание объекту в этом состоянии). Например, ребенок должен представить себя определенным зверем, растением, предметом и рассказать, что он чувствует, как действует и т.д. В частности, детям предлагается игра «Больные вещи», в процессе которой каждый ребенок от имени обиженных нерадивым хозяином вещей рассказывает о «своих бедах», а затем изображает придуманную ситуацию.

Применяются также типовые приемы фантазирования, в основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы, причем важно довести какой-либо признак до крайней степени проявления или полностью его уничтожить:

■ «увеличение - уменьшение» (рисование на тему «Дюймовочка в стране эльфов» или «Сказочный город», жители которого маленькие, а дома-овощи большие и др.);

■ «деление - объединение» (изображение русалки, царя Нептуна и т.д.);

■ «преобразование признаков времени» (рисование на тему «Город будущего»);

■ «оживление - окаменение» (прием оживления материала, например, живое тесто - Колобок, живой снег - Снегурочка и т.п.);

■ «специализация - универсализация» (специализация волшебства -сапоги-скороходы, универсализация - волшебная палочка, золотая рыбка и др.);

■ «наоборот» (например, добрая Баба Яга, злая Красная шапочка и т.д.).

Развитию эмоциональной насыщенности образов воображения

способствует:

■ изучение и дальнейшее использование детьми различных способов синтеза образов воображения, изобразительных приемов выражения собственной экспрессии;

■ отождествление себя с различными предметами, явлениями и отражение своего состояния в рисунке, составление рассказов о своих чувствах;

■ развитие эмоциональности речи детей, понимания ими эмоционально-чувственных состояний и их проявлений у людей, чужой мимики и др.

Таким образом, целенаправленная коррекционно -педагогическая работа будет способствовать полноценному формированию творческого воображения дошкольников с нарушением слуха.

Приемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Приёмы развития воображения. Суть всех приемов развития воображения состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход.

Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.

Ситуации, основанные на выкачивании свойств предметов. Что делать,

если:

■ нет кисточки? Чем заменить? - Пальцем, ладонью, голыми ногами на песке, поролоном, палочкой, спичкой, зубной щеткой, аппликацией, мылом, воском, парафином и т.д.;

■ нет красок? Чем заменить? - Любой жидкостью, которая оставляет след: зубной порошок, тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей и т.д.;

■ нет воды, нечем размочить краски? - Можно использовать клей и любой материал для аппликации.

Использование игры внутреннего воображения (открытие живого в неживом). Превратить пуговицы в какие-то предметы, детали, образы. Дети рисуют пальцем круг, выбирают подходящие его замыслу пуговицы и объясняют, что получилось: яички в гнездышке, птички большие и маленькие в гнездышке, рыбки в озере, ягодки на тарелочке, печенье, конфеты, снежинки или капельки дождя на тучке, камушки на дне, рябинки на дереве (кроне дерева), следы мишки и мишутки на полянке, глаза, рот и нос на круглом лице и т. д.

Найти того, кто спрятался в кляксах (кляксография и монотипия).

Преобразование (умение перевоплощаться в кого-то или во что-то). Африка. Ребенок должен представить себя в образе животного, растения, жителя этой страны, (в виде обезьяны, сидящей на дереве; пальмы; яркого попугая или негритенка). Для этого нужны и соответствующие знания, впе Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейшем свойстве - цвете.

Цель: сенсорное воспитание младших дошкольников. Задачи:

1.Формировать у детей умение различать цвета.

2.Формировать умение находить предметы по цвету в окружающем мире, развивать память, внимание.

3.Соединить представления детей о цвете и реальных предметах; 4.Расширить знания об окружающих предметах.

Рис.1 -Компьютерного приложение "Радуги цветов "

Рис.2 Меню компьютерного приложения "Радуги цветов "

Рис.3 Упражнение "Раскрась картинку "

Рис.4 Упражнение "Зашей заплатку "

Рис.5 Упражнение "Раскрась картинку "

Рис.6 Упражнение "Соберу картинку "

Рисование по вышеперечисленным заданиям способствует активному развитию у дошкольников с нарушением слуха творческого воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность детей и их творческое воображение.

чатления, что необходимо дать ему в других видах деятельности.

Анализ результатов исследования

В результате проведения формирующего эксперимента были получены следующие данные (приложение 2):

Рис. 7. Уровень развития творческого воображения в ЭГ

1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.

Chart Title

0 КГ ЭГ

■ Низкий уровень 5 2

■ Средний уровень 5 8

Высокий уровень 0 2

8

7

6

5

4

3

2

1

Рис. 8 Сравнение уровня творческого воображения детей из ЭГ (1 ряд) и КГ (2 ряд)

1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.

Анализ данных эксперимента показал, что по уровню развития творческого воображения дети с нарушением слуха из ЭГ значительно уступают детям из КГ. Так, высокий уровень развития творческого воображения в ЭГ выявлен только у 20 % группы, по сравнению с КГ - 50 %; средний уровень показали в ЭГ 30 % против 25 % в КГ и низкий уровень развития творческого воображения диагностирован у 50 % дошкольников с нарушение слуха и у 25 % нормально слышащих детей.

Следует подчеркнуть, что дети без депривации более свободно оперировали образами, чем дошкольники с нарушением слуха. Некоторые дошкольники не просто создавали объекты, близкие по форме к

предложенным фигурам либо элементам предметов, а в своих рисунках изменяли обычную форму объектов в соответствии с условием задания.

Использованные источники:

1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. С. 3203.

2. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: 2000.

3. Жатсель, A. Воображение. М.: 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Казакова, Р.Г. Проблема одаренности в изобразительной деятельности дошкольника // Ленинские чтения. - М.: Прометей, 1991. - Ч. 1. С.42.

5. Кириллова, К.Д. Развитие воображения в детстве / Учебнометод. пособие. - Орел: 1992. - С. 23.

6. Киселева, А.В. О некоторых особенностях творческого воображения младших школьников с нарушением слуха // VIII республиканская межвузов. научметод. конференция молодых ученых: сб. материалов, Брест, 19 мая 2006 г.; под общ. ред. Б.М. Лепешко. - Брест: Издво БрГУ, 2006. - С. 219221.

7. Киселева, А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию творческого воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Л. Загуменнова. - Мн.: - С. 8901

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.