Список литературы
1. Панфилова, М.А. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Панфилова. - М., 2007.
2. Панфилова, М.А. Тревожность и её коррекция у детей / М.А. Панфилова // Школа здоровья. - 2006. - № 1. -С. 17 - 28.
3. Прихожан, A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): автореф. дис. ... д-ра психол. наук / A.M. Прихожан. - М., 1995.
4. Слепович, Е.С. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - Мн., 1982.
5. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья школьников / М.Ю. Стожарова. - Ростов-на-Дону, 2007.
УДК 159.9.072
Ю.А. Труханова
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье приводятся данные исследования сформированности процесса воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста и детей с нормальным слухом на основе использования двух дополняющих друг друга диагностических методик: методики дорисовывания геометрических фигур в модификации Е.Г. Речицкой и Е.А. Сошиной и фигурного невербального теста Е.П. Торренса.
Воображение, слабослышащие дошкольники, невербальные методики исследования, тест Е.П. Торренса.
The paper presents the data of an investigation of the imagination development in hard-of-hearing senior preschool children and children with normal hearing on the basis of using two supplementing each other diagnostic methods: the method of completing geometric figures in the modification by E. Rechitskaya and E. Soshina and the figure nonverbal test by E.P. Torrence.
Imagination, hard-of-hearing preschoolers, nonverbal methods of investigation, E.P. Torrence test.
Воображение как интеллектуальная деятельность, проявляющаяся в создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве [1] - [4]. Оно представляет собой сложную форму психической деятельности, тесно связанную как с чувственным, так и с опосредованным познанием и выступающую в качестве интегративной функции. Воображение определяется как процесс порождения нового (образов, идей), как конструктивная деятельность, в основе которой лежит переработка элементов прошлого личного опыта и оперирование ими, как экстраполирующая, антиципирующая деятельность [9].
Развитие воображения в дошкольном детстве является предпосылкой успешного усвоения детьми нового учебного материала, условием творческого преобразования имеющихся знаний, формирования ценностных ориентаций личности, т. е. во многом определяет эффективность учебно-воспитательного процесса. Достаточный уровень развития воображения, по мнению исследователей, - одно из условий психологической готовности ребенка к школьному обучению [3] - [5].
Специальные исследования, посвященные проблеме воображения и его роли в познавательном и творческом развитии, взаимосвязи воображения с другими познавательными процессами и речью, позволяют сделать вывод об особой важности изучения и целенаправленного формирования этого процесса у детей, имеющих нарушения слуха. Вторичная задержка речевого развития и познавательной дея-
тельности у детей с нарушенным слухом, как показывают исследования отечественных ученых, негативно влияет на формирование функций воображения. Недостаток речевого общения ограничивает приобретение знаний и представлений об окружающем и овладение способами преобразования имеющихся представлений. Отмечаемые у детей с нарушенным слухом трудности обобщения, выделения главного и существенного в предметах и явлениях действительности обуславливают ограниченность воображения, затрудняя формирование новых образов [1], [7], [12].
Эффективность систематической работы по развитию как воссоздающего, так и творческого воображения у глухих и слабослышащих младших школьников показана в специальных исследованиях [8], [10], [12]. В то же время экспериментальные исследования особенностей формирования процесса воображения у дошкольников с нарушенным слухом крайне мало представлены в специальной литературе. Исследование различных форм воображения и особенно его творческого компонента у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста имеет несомненное значение, в том числе в связи с подготовкой их к школьному обучению.
Экспериментальное исследование особенностей формирования процесса воображения проводилось нами у 60 слабослышащих детей 6 - 7 лет на базе специального детского сада (п. Малаховка Московской обл.), а также Центра диагностики и консультирования г. Люберцы за период с 2005-го по 2009 г.
Сопоставительное исследование воображения было проведено у 50 дошкольников с нормальным слухом из подготовительных к школе групп массовых ДОУ (г. Люберцы).
Исходя из методологического принципа изучения воображения во взаимосвязи с другими важнейшими психическими процессами, было предпринято комплексное исследование у слабослышащих детей особенностей воображения, а также зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления. Анализ индивидуальных данных комплексного исследования позволил выделить две группы слабослышащих детей. Первую группу составили 32 ребенка, которые при различной степени снижения слуха (12 детей со II, 13 детей с III и 7 детей с IV степенью тугоухости) имели менее выраженное отклонение слухоречевого и познавательного развития и в целом удовлетворительно справились с выполнением большей части экспериментальных заданий. Вторую группу составили дети, которые испытывали значительные трудности при выполнении большей части заданий (из 28 детей этой группы 17 имели III степень снижения слуха, 10 детей - IV и одни ребенок - II степень; у 20 детей экспрессивная речь в период проведения исследований характеризовалась наличием простой заученной фразы, у остальных детей состояла из отдельных, часто искаженных слов).
Исследование воображения проводилось с использованием двух дополняющих друг друга диагностических методик: методики дорисовывания геометрических фигур в модификации Е.Г. Речицкой и Е.А. Сошиной и фигурного невербального теста Е.П. Торренса «Незавершенные фигуры», адаптированного отечественными психологами для исследования детей начиная с дошкольного возраста [6], [8], [11].
По методике «Дорисовывание геометрических фигур» было проанализировано 982 рисунка, выполненных слабослышащими детьми и детьми с нор-
мальным слухом на основе четырех «исходных» фигур (круга, квадрата, треугольника, трапеции). Анализ данных исследования проводился на основе критериев количественной и качественной дифференциально-диагностической оценки уровней сформиро-ванности творческого воображения, предложенной Е.Г. Речицкой и Е.А. Сошиной [8, с. 33 - 35].
Творческие рисунки детей (из которых исключались «копирующие» предметы окружающей обстановки и неадекватные заданию и повторяющиеся изображения) оценивались по шести качественным уровням. В соответствии с качественным уровнем деятельности воображения каждый рисунок оценивался в баллах (от 1 до 6 баллов) с последующим определением суммарной балльной оценки за все выполненные ребенком рисунки.
Анализ детских работ показал, что по среднему количеству актуализированных в рисунках образов, а также по среднему количеству творческих рисунков работы слабослышащих детей, отнесенных к первой группе, незначительно отличались от работ детей с нормальным слухом (табл. 1). Более низкие показатели количественной продуктивности творческого воображения были получены у второй группы слабослышащих детей. Из 28 детей второй группы 7 детей не смогли выполнить задание и еще 7 справились с заданием частично, выполнив рисунки на две первые фигуры (круга и квадрата). Средние показатели количественной продуктивности деятельности воображения (в том числе среднее число творческих рисунков) в этой группе детей были почти в два раза ниже, чем в первой группе слабослышащих дошкольников (различие статистически существенное: t = 4,8; р < < 0,01).
Наиболее выраженные различия между слабослышащими и нормально развивающимися детьми были получены при исследовании качественной стороны деятельности творческого воображения. Так,
Таблица 1
Сравнительные данные исследования творческого воображения у детей с нормальным и нарушенным слухом
по методике «Дорисовывание геометрических фигур»
Исследуемая группа Кс актуал образо личество изированных в по заданным шгурам Число творческих рисунков Распределение творческих работ по качественным уровням развития воображения (в % к общему числу творческих рисунков) Средняя балльная оценка в группе (на одного испытуемого)
Всего Среднее число образов Всего В среднем на одного ребенка
Уровни
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Дети с нормальным слухом 526 10,5 466 9,3 18,5 29,2 22,1 15,9 13,9 0,4 25,9
Слабослыша-
щие дети 402 7,6 370 7,0 51,2 37,2 10 1,6 - - 11,5
В том числе:
1-я группа 297 9,3 275 8,6 51,6 34,5 12 1,8 - - 14,4
2-я группа 105 5,0 95 4,5 50 44,8 4,2 1,0 - - 7,1
процент работ 1 и 2-го качественных уровней (схематичные и малодетализированные изображения одного предмета) у слабослышащих детей был почти в 2 раза выше, чем у детей с нормальным слухом. Суммарно рисунки 1 и 2-го уровней структуризации в группе слабослышащих детей составили преобладающую часть всех выполненных работ (86,1 % в первой группе и 94,5 % - во второй). Творческие работы, отнесенные к 3-му качественному уровню воображения (изображение объекта, созданного на основе стимульной фигуры, в «поле вещей» или использование ее как центральной, существенной части созданного образа), почти в 2 раза чаще встречались у детей с нормальным слухом.
Рисунки более высокого уровня - 4-го (создание целостной композиции согласно воображаемому сюжету) и 5-го (целостная композиция с многократным использованием заданной фигуры различной величины и пространственного расположения) - в группе нормально слышащих детей составили в сумме около трети от числа всех выполненных работ. При этом почти половина из них относится к 5-му качественному уровню, что свидетельствует о достаточно высоком уровне комбинаторных функций воображения, сформированности его операциональных компонентов, способности к пространственному оперированию образами. В сюжетных развернутых композициях с достаточной полнотой проявляются две основные стороны воображения: порождение оригинальной идеи (в соответствии с поставленной задачей) и порождение последующего замысла ее реализации. Среди работ слабослышащих детей рисунки 4-го уровня были крайне малочисленными (всего у пяти дошкольников первой группы и у одного ребенка второй группы), а рисунки 5-го уровня не встречались совсем. Это может свидетельствовать о трудностях смыслового объединения объектов в единой целостной композиции [8, с. 50].
Наиболее высокий качественный уровень творческого воображения (6-й уровень - сюжетная композиция с использованием стимульной фигуры в качестве второстепенной детали: «включение») отмечен нами только у двух воспитанников массового детского сада.
Средние балльные оценки в сопоставляемых группах также отражают существенное отставание слабослышащих детей (особенно детей второй группы) в развитии творческого воображения. Так, средняя балльная оценка в группе детей с нормальным слухом на 11,5 балла выше, чем в первой группе слабослышащих детей (/ = 4,8; р < 0,001); различие по этому показателю между первой и второй группами слабослышащих детей составило 7,3 балла (/ = 3; р < 0,01).
У большинства слабослышащих детей сти-мульная фигура, как правило, используется «статично», они не пытаются по-новому взглянуть не нее, изменить ее первоначальное пространственное положение, что свидетельствует о несформированности пространственного оперирования образами.
Важным критерием оценки творческого воображения является оригинальность создаваемых обра-
зов, проявляющаяся в степени индивидуализации выполнения заданий, неповторяемости его результатов. Показатель оригинальности определяется числом рисунков, не повторяющихся у данного ребенка и у других детей исследуемой группы. По нашим данным, процент оригинальных рисунков (от общего количества творческих работ) составил в группе нормально слышащих детей 47,8, тогда как в первой группе слабослышащих он был равен 22,1, т.е. в 2,2 раза ниже.
В числе оригинальных рисунков нормально слышащих детей встречались яркие и выразительные образы: «Ворона с вороненком играют в мяч», «Солнечный человек» и др. У слабослышащих дошкольников первой группы это, как правило, изображения отдельных предметов: «Дракон», «Хлебная доска», «Детская коляска» и др. В работах слабослышащих детей второй группы мы не отметили оригинальных образов (стереотипный набор рисунков - «Дом», «Солнце», «Лицо человека» и т.п.).
В то же время анализ содержания образов, созданных на основе «достраивания» геометрических фигур, не выявил выраженных различий между слабослышащими детьми первой группы и нормально развивающимися сверстниками.
В отличие от дошкольников массовой группы, слабослышащие дети к большей части рисунков давали однословные названия. Только в восьми случаях (первая группа) названия представляют собой словосочетания (например, «Новый год»), и в одном случае ребенок предложил к своей картинке короткое высказывание: «Тут стул. Тут стол. Сидит... мальчик» (Вова А.). У слабослышащих детей второй группы отмечены значительные трудности в вербализации, обусловленные ограниченными речевыми возможностями.
Таким образом, результаты, полученные с помощью методики «Дорисовывание геометрических фигур», выявили отставание слабослышащих дошкольников по уровню сформированности процесса воображения, его структурных и операциональных компонентов по сравнению со слышащими сверстниками. Отставание в развитии воображения особенно заметно в группе слабослышащих детей, которые имеют наиболее выраженное вторичное речевое недоразвитие.
При исследовании процесса творческого воображения с помощью методики «Незавершенные фигуры» («Закончи рисунок») было проанализировано 778 рисунков детей, выполненных на основе тест-фигур. Показатели выполнения теста - беглость, гибкость, оригинальность решений, разработанность рисунка - сопоставлялись с приводимыми авторами адаптированного теста средними величинами указанных параметров, а также с возрастными нормативами с помощью перевода данных в стандартные Г-баллы (М = 50 и о = 10).
Как показало исследование, в группе нормально развивающихся дошкольников 6,5 - 7 лет при сравнительно невысоких показателях продуктивности творческого воображения такие параметры, как гибкость, а также оригинальность и детализация созда-
ваемых образов, в большинстве случаев соответствуют средневозрастным нормам, а у некоторых детей превышают их (табл. 2). Дошкольники подготовительной к школе группы массового ДОУ выполнили за 10-минутное стандартное время исследования от 5 до 10 рисунков по десяти предложенным тест-фигурам. При среднем показателе беглости (количественной продуктивности) 7,3 балла показатель гибкости (разнообразие предлагаемых ребенком решений с использованием в рисунках различных категорий предметов) составил 6,5 балла. При этом у большей части детей - у 43 из 50 испытуемых - величины индекса гибкости составили от 0,8 до 1,0, что указывает на разнообразие предлагаемых детьми идей и может свидетельствовать о достаточной подвижности процесса воображения. Показатели разработанности у слышащих детей (определяемой с учетом каждой значимой детали, дополняющей рисунок, в том числе фактора цвета, необычности ракурса и т. д.) соответствуют возрастной норме или превышают ее.
Слабослышащие дети, входящие в первую группу, с различной степенью успешности справились с выполнением теста «Незавершенные фигуры». Из 32 детей максимальное количество рисунков (9 - 10) было выполнено шестью детьми. Большая часть детей этой группы (20 испытуемых) смогли выполнить в течение 10 минут от 5 до 7 рисунков по незавершенным фигурам, что ниже средневозрастной нормы для нормально развивающихся детей. Таким образом, средний показатель беглости, а соответственно и показатели гибкости, оригинальности идей и разработанности рисунков также оказались более низкими в группе слабослышащих дошкольников по сравнению с группой слышащих детей. Это различие наиболее отчетливо прослеживается при сравнении показателей оригинальности и разработанности (детализации) рисунков, оцениваемых по Т-шкале (табл. 2).
Наиболее низкие результаты показали в процессе исследования творческого воображения по тесту П. Торренса слабослышащие дети второй группы, имеющие выраженные слухоречевые нарушения и отставание в развитии познавательной сферы. Из 28 детей этой группы 3 ребенка не смогли выполнить
ни одного рисунка по предложенным тест-фигурам. Средний показатель беглости в данной группе детей был равен 4,7, т.е. на 2 балла ниже, чем у детей первой группы, и на 2,6 балла ниже, чем у нормально слышащих дошкольников. При этом у 19 детей количественная продуктивность составила от 3 до 5 рисунков. Соответственно, более низкими, чем в первой группе слабослышащих и тем более в группе слышащих детей, были величины и других исследуемых параметров. Это, в первую очередь, касается одного из существенных показателей творческого воображения - оригинальности создаваемых образов, которая только у троих детей достигает границы возрастной нормы, а у остальных значительно ниже ее (17,9 - 24,8 баллов по оценочной Т-шкале). У 7 детей низкие показатели беглости и оригинальности сочетаются с низкой разработанностью, определяемой схематичностью, упрощенностью создаваемых в рисунках образов.
Дополнительный качественный анализ рисунков по таким характеристикам, как изменение пространственного положения стимульной фигуры (поворот рисунка на 90о и более), а также динамизм рисунков, не выявили различий между слышащими и слабослышащими детьми исследуемых групп. Изменение положения тест-фигуры при создании образов наблюдалось у них примерно с одинаковой частотой (около 20 % рисунков), преобладающая часть рисунков характеризовалась статичностью. Изображение объектов в динамике дано только у 9 детей массовой группы (танцующий человек, летящий журавль, мальчик и др.) и у 8 слабослышащих детей (например, летящие птицы). Чаще, чем слабослышащие дети, дошкольники с нормальным слухом использовали цвет в плане разработанности рисунков. Так, адекватное, значимое для характеристики образа использование цвета отмечено у 35 из 50 слышащих детей и у 16 слабослышащих первой группы (соответственно, 29 и 16,4 % от числа рисунков в этих группах). Во второй группе слабослышащих цвет использован только в 12 рисунках (у 6 детей). В целом ряде случаев слабослышащие дети использовали цветные карандаши для обозначения контура предметов, часто без учета адекватности используемого цвета содержанию рисунка.
Таблица 2
Сравнительные данные исследования детей по тесту Е.П. Торренса «Незавершенные фигуры»
Исследуемая группа Средние величины показателя теста (в баллах) Распределение детей в зависимости от показателей теста по оценочной Г-шкале
беглость гибкость оригинальность разработанность Оригинальность Разработанность
более 60 40 - 60 менее 40 более 60 40 - 60 менее 40
Дети с нормальным слухом 7,3 6,5 8,9 27,2 5 34 11 11 3 -
Слабослышащие дети В том числе: первая группа вторая группа 5,8 6,7 4,7 5.1 5,8 4.2 5,2 6,4 3,8 17 16,1 14,1 1 1 16 13 3 40 18 22 2 2 37 22 15 18 8 10
Чрезвычайно интересным является факт объединения двух тест-фигур для создания образа в рисунках дошкольников массового детского сада (например, рисунок машины или изображение кошки на основе двух расположенных рядом тест-фигур). В другом случае наблюдалось смысловое объединение двух отдельных рисунков на основе двух соседних тест-фигур, выраженное общим названием («Нора мышки»). Подобные случаи объединения тест-фигур в одном рисунке считаются признаком креативных способностей детей и нестандартности их мышления [11, с.136]. Случаи объединения тест-фигур у слабослышащих детей не встречались.
С учетом особенностей слабослышащих детей исследуемой группы (замедленной врабатываемости и темпа выполнения заданий) и в целях уточнения влияния ограничения времени на полученные результаты после 10 минут стандартного времени тестирования детям предоставлялось 5 минут дополнительного времени для продолжения работы. Однако даже при продлении времени выполнения теста у значительной части слабослышащих детей было выявлено отставание по таким параметрам, как гибкость (разнообразие ответов) и оригинальность решений, что может указывать на недостаточную подвижность, инертность процесса творческого воображения.
Анализ данных экспериментального исследования показал, что слабослышащие старшие дошкольники отстают от нормально развивающихся сверстников в развитии воображения. Это выявляется, прежде всего, при оценке его качественных показателей. Такое отставание определяется как несформи-рованностью операциональных компонентов воображения, его комбинаторных функций, так и недостаточностью структурных компонентов воображения, обусловленной ограниченным запасом представлений об окружающем.
Отставание в развитии воображения особенно выражено в группе слабослышащих детей, имеющих
выраженное слухоречевое недоразвитие и показавших низкие результаты исследования таких психических процессов, как восприятие, память и мышление.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собр. соч. Т. 2. - М., 1982.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М., 1986.
3. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - М., 1996.
4. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения в детстве. Ранний и дошкольный возраст / Г.Д. Кириллова. - Орел, 1992.
5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М., 1991.
6. Леонова, Е.В. Некоторые аспекты использования фигурного теста Е.П. Торренса для диагностики творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Леонова // Психологическая диагностика.
- 2004. - № 1. - С. 41 - 49.
7. Нудельман, М.М. Методы исследования воображения аномальных детей / М.М. Нудельман. - М., 1978.
8. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учеб. пособие / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. -М., 2002.
9. Сапогова, Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 - 7 лет / Е.Е. Сапогова.
- М., 1986.
10. Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших глухих школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Сошина. - М., 1995.
11. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: метод. руководство / Е.Е. Туник. - СПб., 2004.
12. Фомичева, Л.И. Развитие воображения у детей с нарушением слуха / Л.И. Фомичева // Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушением слуха и речи: сб. науч. трудов. - Киев, 1989. - С. 61 - 70.
УДК 338.246.025
В.И. Хавроничев
СОВМЕСТИМОСТЬ ЦЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ (на материале образовательных учреждений)
В статье рассматривается проблема социальной эффективности управленческих решений, устанавливается взаимосвязь системы постановки целей и эффективности управленческих решений, делается вывод, что совместимости целей можно достичь, согласовав позиции руководства и коллектива.
Управленческое решение, эффективность решений, цель, система целеполагания, уровень взаимопонимания.
The paper considers the problem of social efficiency of management decisions, determines interrelation between the system of goal setting and efficiency of management decisions. The conclusion is drawn that the compatibility of goals can be reached by coordinating positions of managers and the work collective.
Management decision, efficiency of decisions, goal, system of goal setting, level of mutual understanding .