УДК 159.9.973
Т.А. Шуненкова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») С.А. Филиппова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4782) 35-56-68, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются теоретические вопросы развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития: особенности и влияние творческого воображения на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка. Представленные эмпирические данные отражают роль изобразительной деятельности в развитии творчества дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: творчество, воображение, задержка психического развития
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения. Позднее появляются теоретические разработки в области изучения взаимосвязи воображения с другими познавательными процессами. За период с середины XX в. и по настоящее время в исследованиях А.В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, А.Я. Пономарева, В.Н. Пушкина нашли отражение вопросы природы творчества как познавательного психического процесса, его особенностей и свойств. Б.М. Теплову, Д.Б. Богоявленскому, А.В. Запорожцу, В.А. Крутецкому, А.В. Петровскому принадлежат разработки принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей.
В современном мире складываются особые требования к личности, предполагающие формирование таких качеств как открытость новому опыту, умение находить нестандартные решения в складывающихся ситуациях, творческое отношение к действительности. В этой связи в образовательной среде актуализировались вопросы, связанные с формированием и развитием творчества учащихся, основой которого с психологической точки зрения является творческое воображение. В современных исследованиях воображение рассматривается не только как отдельный познавательный психический процесс, но и как всеобщее свойство сознания. Творческое воображение изучается как двусторонний процесс: с одной стороны, формирующий разнообразные явления человеческой культуры, а с другой - предполагающий приобщение к ним человека в процессе его жизни.
Творческое воображение тесным образом связано с различными сферами психического развития ребенка: познавательной деятельностью, собственной активностью ребенка во взаимодействием с предметным миром и социальным окружением. Творческий процесс активизирует развитие не только когнитивной, но эмоционально-нравственной сферы личности, способствует развитию социальной компетентности.
В качестве средств развития творческого воображения дошкольников в психолого-педагогической литературе выделяются игра (Л.А. Венгер; В.А. Кудрявцев), конструирование (Т.С. Комарова, З.В. Лиштван), литературный материал (В.А. Краснов, О. Ушакова). Роль изобразительной деятельности в развитии творческого воображения отражена в работах Н.П. Сакулиной, Е.Л. Флериной, Т.С Комаровой. Они
отмечают, что в работе над изображением ребенок получает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать [5].
Проблема развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития в литературе освещена недостаточно широко, однако, можно предположить, что систематическое использование изобразительной деятельности в качестве средства развития творчества детей будет оказывать комплексное положительное воздействие на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка.
С целью изучения роли изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами было проведено теоретическое и опытно-экспериментальное исследование данной проблемы.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что развитие творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития будет осуществляться более эффективно, если:
- обогатить содержание подгрупповых занятий заданиями и упражнениями по рисованию, направленными на поэтапное развитие творческого воображения с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников с ЗПР;
- постепенно усложнять материал за счет перестраивания инструкции, предъявляемой ребенку;
- формировать операционные навыки, необходимые для создания образов воображения.
Изучение и анализ исследований позволяют сделать выводы об особенностях воображения дошкольников с задержкой психического развития:
- дети с ЗПР испытывают значительные трудности при овладении механизмами творческого воображения, качественно отличается процесс овладения средствами опосредования воображения (вербальными, модельными и символическими);
- наиболее ярко выражена незрелость, и своеобразие развития воображения, проявляющиеся в игровой деятельности (М.А. Егоровой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, Е.С. Слепович, У.В. Ульенковой);
- знаково-символические средства в замещении используются стереотипно, скорее как замена, отмечаются слабость и кратковременность ситуационного замещения (Е.С. Слепович);
- преобладание у дошкольников с задержкой психического развития такого свойства воображения как репродуктивность создает трудности в усвоении программного материала в дошкольном учреждении, тормозит развитие личностных качеств, затрудняет подготовку к школе и дальнейшее обучение.
Процесс становления творческого воображения стал предметом изучения в исследованиях О.В. Боровик, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой и др., посвященных анализу специфики развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Они отмечают необходимость одновременного формирования структурных и операциональных компонентов воображения, специальное создание материальной базы для деятельности творческого воображения посредством обогащения чувственно-эмоционального опыта детей, расширения запаса их представлений об объектах и явлениях окружающей действительности [6].
В эксперименте принимали участие 5 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития соматогенного генеза.
Диагностическое обследование проводилось с использованием методик: «Нарисуй картинку» (П. Торренс); «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева); «Линейка чудодейка» (Л.В. Мищенкова); «Колокольчик» (Л.В. Мищенкова); «Загадочный танграм» (Л.В. Мищенкова); «Что на что похоже» (В. Синельников, В. Кудрявцев). В качестве критериев, позволяющих охарактеризовать особенности развития творческого воображение детей экспериментальной группы, определялись: способность к комбинированию образов знакомых элементов; оригинальность способов действий; новизна в создании продукта самостоятельного действия.
Обработка данных констатирующего этапа показала следующие характерные особенности развития творческого воображения детей экспериментальной группы:
- образы, создаваемые детьми в рисунках стереотипны, маловыразительны, детали рисунков не проработаны;
- в рисунках детей очень слабо прослеживается оригинальность и необычность;
- дети проявляют большее творчество в создании композиции из простых геометрических фигур, испытывают затруднения в синтезе образа из элементов;
- дети испытывают сложности с отступлением от шаблона, продуцированием новых элементов в рисунке, затрудняются воспроизвести скрытые стороны объекта.
Количественная обработка данных позволила сделать вывод, что развитие творческого воображения детей экспериментальной группы на данном этапе исследования находится на среднем и ниже среднего уровне.
Результаты констатирующего обследования явно указывают на необходимость проведения работы по развитию творческого воображения детей экспериментальной группы. В качестве задач формирующего этапа эксперимента были выделены:
¡.Формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения.
2.Развитие и автоматизация умений выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
3. Обучение созданию выразительных, оригинальных образов, умению видеть характерные и скрытые свойства предметов с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, делению на смысловые части.
Работа по развитию творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в изобразительной деятельности строилась в соответствии с принципами коррекционно-развивающего воздействия: единства коррекции и развития, от простого к сложному, наглядности, использования игровой деятельности.
Формирующий эксперимент состоял из 3-х взаимосвязанных этапов: пропедевтического, основного, заключительного.
На пропедевтическом этапе проводилось обучение построению знакомых предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировалось умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке («Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует» и др.).
На основном этапе дети учились анализировать объекты и ситуации. Основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях - это один из важных компонентов развития воображения, для формирования которого использовались задания на дорисовывание («Дорисуем рассказ», «Геометрические фигуры в предметах», «Дорисуй картинку»).
На основном этапе продолжалась работа по совершенствованию познавательных процессов ребенка, расширению и уточнению уже имеющегося у него запаса знаний об окружающем. Составляя композиции, ребенок не просто устанавливал причинно-следственные связи, но и включался в активный процесс создания полного сюжета, самостоятельно придумывал и фантазировал. У детей укреплялся интерес к занятиям, активизировалась речь, развивалась способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения, создавались предпосылки самостоятельной творческой деятельности.
На заключительном этапе целью работы становится развитие самостоятельного изобразительного творчества детей. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока уделялось словесной опоре. Проводились такие задания, как «Опорные слова», «Иллюстрации к сказке», «История о ...».
Об эффективности проделанной работы позволяют судить данные контрольного этапа эксперимента.
Качественный анализ результатов повторного диагностического обследования позволил сделать вывод о динамике в развитии творческого воображения детей, о чем свидетельствуют следующие характеристики:
- проявляются элементы творческой фантазии в создаваемых образах, в рисунках появляется характерность, красочность, выразительность;
- проявляется сложность в композиции, наличие дополнительных деталей, их проработанность;
- появляется оригинальность в комбинировании при создании образов из простых геометрических фигур, развивается умение синтезировать общее из частей;
- появляется новизна и оригинальность в самостоятельном творчестве, способность абстрагироваться от шаблона, представить невидимые элементы предмета.
Количественный анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать вывод, что дети демонстрируют средний и выше среднего уровень развития творческого воображения. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов показал, что у всех детей экспериментальной группы обнаружен положительный, из них у двоих детей, - выраженный положительный сдвиг в развитии творческого воображения. Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют говорить об эффективности проведенной работы.
Диагностический инструментарий и апробированная формирующая программа могут использоваться в коррекционно-развивающей деятельности психологов, как специальных дошкольных образовательных учреждений, так и коррекционных групп для детей с задержкой психического развития.
Литература
1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ЦГЛ «Рон»», 2000. 112 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 275 с.
3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 152 с.
4. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1. С. 8-16.
5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 134 с.
6. Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 180 с.
T.A. Shynenkova, S.A. Filippova
DEVELOPMENT OF CREA TIVEIMAGINA TION OF CHILDREN WITH THE DELA Y OF MENTAL DEVELOPMENT IN GRAPHIC ACTIVITY
The article presents theoretical and experimental data characterized the potential of graphic activity in development of creative imagination of children with a delay of mental development.
Keywords: creativity, imagination, delay of mental development.