Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 105-109.
УДК 612.88:796.3 ББК 75.5
РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АНАЛИЗАТОРА СПОРТСМЕНОВ 14-15 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г. Г. Худяков, А. В. Белоедов, С. А. Ярушин
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Изучены вопросы совершенствования процесса спортивной тренировки учащихся детско-юношеской спортивной школы по баскетболу путём применения специальных комплексов упражнений, направленных на повышение функциональных возможностей вестибулярного аппарата.
Ключевые слова: игровая деятельность, вестибулярный анализатор, специальные упражнения, спортсмены 14-15 лет.
Спортивная тренировка может считаться эффективной, если она вызывает анатомо-физио-логические изменения, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и на этой основе обеспечивает улучшение результатов в спорте [2; 3; 6]. Существующая в спорте тенденция к всевозрастающим физическим нагрузкам может не быть единственным средством повышения спортивных результатов [4; 7; 8]. Кроме того, нередко большие физические нагрузки не способствуют росту спортивных результатов, но и являются препятствием к физическому развитию, причиной возникновения травм [2; 7].
Прогресс в спорте требует неустанного поиска неиспользованных резервов, новых, более эффективных средств и методов подготовки [6; 8; 9]. Одним из недостаточно изученных вопросов в спортивной практике является вопрос о значении и влиянии сенсорных систем на многолетнем этапе овладения спортивным мастерством [4; 6; 7]. Вместе с тем трудно переоценить роль анализаторов в развитии двигательных навыков, овладении техникой, в развитии физических качеств. Известно [1; 5; 7], что в выполнении любого двигательного акта принимают участие все сенсорные системы, образуя сложный комплексный рецептор, а при выполнении упражнений роль анализаторов значительно возрастает.
Исследованиями ряда авторов [3; 5; 9] установлено, что функции сенсорных систем подвергаются тренировке, повышаются их функциональные возможности, что может проявляться в их чувствительности и устойчивости к физическим нагрузкам и их переносимости. Работа сенсорных систем наиболее характерна для спортив-
ных игр, относящихся к ситуационным (нестандартным) видам локомоций, где многообразие двигательных действий связано с быстрыми перемещениями, внезапными остановками, поворотами, прыжками, рывками, падениями [4; 8]. При этом сложный комплекс проприоцептивных импульсов, поступающих в кору головного мозга, способствует образованию временных связей и объединяет их в одну функциональную систему. Таким образом, в процессе многолетней подготовки баскетболистов — от новичка до спортсмена высокого класса — практически отсутствует одно из важных направлений подготовки, которое может стать дополнительным резервом в повышении спортивного мастерства. В связи с вышеизложенным дальнейшее совершенствование и поиск новых подходов к спортивной тренировке учащихся школы по баскетболу, использование специальных комплексов упражнений для тренировки вестибулярного анализатора делает настоящее исследование актуальным и своевременным.
Целъ исследования — повысить качество выполнения технических действий баскетболистов 14-15 лет за счёт тренировки вестибулярного анализатора.
Гипотеза. Учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов на этапе начальной специализации будет более эффективным при выполнении следующих педагогических условий:
1) применение специальных комплексов упражнений, направленных на повышение функциональных возможностей вестибулярного анализатора;
2) соблюдение целесообразности процентного соотношения времени, отводимого на выполнение комплексов физических упражнений, как
в каждом тренировочном занятии, так и во всём тренировочном цикле;
Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие две группы юношей 14-15-летнего возраста, в количестве 24 человек: экспериментальная группа - 12 человек (учащиеся обычной школы); контрольная группа - 12 человек (учащиеся ДЮСШ). Занятия проводились 3 раза в неделю. Комплекс специальных упражнений для совершенствования специфической активности игровой деятельности юных баскетболистов представлен в табл. 1.
Специальная двигательная активность определялась по:
- по количеству попаданий в бросках с определённых точек и в бросках с трёхочковой (с 5 точек по 3 броска) линии (техническая подготовленность в стереотипных условиях — целевая точность при выполнении бросков без помех);
- времени передвижения в защите по 5 точкам из центра на время (специальная физическая подготовленность);
- количеству попаданий штрафных бросков (по 3) с перебеганием на другое кольцо в течение 1 мин, времени преодоления и количеству попаданий при ведении мяча по восьмёрке с атакой по кольцу с двух шагов (интегральное проявление специальной физической и технической подготовленности).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ значений (табл. 2) показал, что до эксперимента спортсмены экспериментальной группы существенно уступают своим сверстникам из контрольной группы в проявлении скоростных и координационных способностей (бег 30 м и челночный бег 11,6 + 28,0 + 44,4 + 28,0 м), в технической подготовленности (целевой точности при выполнении бросков без помех), реализуемой в стереотипных условиях (броски с определённых точек).
Следует обратить внимание на недостаточно прочное освоение основных элементов технического мастерства (табл. 3). Об этом свидетельствуют низкие и средние значения внутригруп-
Таблица 1
Комплекс специальных упражнений для совершенствования специфической активности
игровой деятельности юных баскетболистов
№ п/п Содержание и последовательность выполнения упражнений Дозировка Методические указания
1 Ведение мяча на месте и в движении с закрытыми глазами 3-5 мин Выполняются в разминке (специальная часть) перед каждой тренировкой
2 Жонглирование мячом на месте и в движении с закрытыми глазами 3-5 мин
3 Ведение мячей (двух) на месте и в движении с закрытыми глазами 1-2 мин
4 Броски мяча по кольцу с узкой опоры 5-10 мин Выполняются в основной части тренировки
5 Передачи мячей с несколькими партнерами на разные расстояния и в разные стороны 5-10 мин В течение первого года включались в первой половине каждой тренировки
6 Передачи мяча в прыжке 5 серий по 25 передач Во второй год данный комплекс выполнялся как в начале, так и в конце тренировки (в состоянии утомления)
7 Ведение мяча на одной ноге 2-3 минуты на каждой ноге
8 Броски мяча по кольцу после кувырка (кувырков)
9 Игра в баскетбол без ведения мяча (только передачи)
Таблица 2
Динамика показателей общей и специальной двигательной подготовленности юных баскетболистов экспериментальной группы в педагогическом эксперименте
№ Показатель До эксперимента После эксперимента Различия
п/п М ± т V М ± т V % Р
1 Бег 30м, с 4,51±0,06 4,7 4,15±0,06 5,1 8,0 <0,001
2 Челночный бег (11,6 + 28,0 + 44,4 + 28,0) м, с 31,5±0,5 5,7 30,7±0,4 14,3 2,5 >0,05
3 Прыжки через скамейку в течение 30 с, кол-во 38,7±0,9 7,8 39,6±0,9 7,3 2,3 >0,05
4 Прыжок в длину с места, см 172,6±6,0 11,5 175,2±5,6 10,6 1,5 >0,05
5 Поднимание туловища из положения лежа в течение 30 с, кол-во 24,1±1,2 17,1 26,3±0,6 8,2 9,1 >0,05
6 Штрафные броски (по 3) с перебеганием на другое кольцо в течение 1 мин, кол-во попаданий 8,4±0,5 17,9 12,0±0,5 13,9 42,9 <0,001
7 Броски с трехочковой линии (с 5 точек по 3 броска), кол-во попаданий 2,6±0,5 64,0 5,8±0,5 26,5 223,1 <0,001
8 Броски с определенных точек, кол-во попаданий 3,0±0,4 49,3 6,1±0,4 21,3 203,3 <0,001
9 Ведение мяча по восьмерке с атакой по кольцу с двух шагов: 40,1±1,0 8,0 39,1±0,8 6,9 2,5 >0,05
- время преодоления восьмерки, с - кол-во попаданий 1,5±0,2 47,6 1,9±0,1 15,7 26,7
10 Передвижение в защите по 5 точкам из центра на время, с 21,1±0,9 13,6 21,6±0,5 8,1 -2,4 >0,05
Таблица 3
динамика показателей общей и специальной двигательной подготовленности юных баскетболистов контрольной группы в педагогическом эксперименте
№ п/п Показатель До эксперимента После эксперимента Различия
М ± т V М ± т V % Р
1 Бег 30 м, с 3,93±0,0 2,8 3,96±0,20 16,7 -0,8 >0,05
2 Челночный бег (11,6 + 28,0 + 44,4 + 28,0) м, с 26,8±0,2 2,8 26,3±0,2 2,5 1,9 >0,05
3 Прыжки через скамейку в течение 30 с, кол-во 38,1±1,1 9,9 41,5±1,1 9,1 8,9 <0,04
4 Прыжок в длину с места, см 177,5±7,0 13,1 182,5±5,4 9,9 2,8 >0,05
5 Поднимание туловища из положения лежа в течение 30 с, кол-во 23,0±0,5 7,3 27,0±0,4 5,0 17,4 <0,001
6 Штрафные броски (по 3) с перебе-ганием на другое кольцо в течение 1 мин, кол-во попаданий 7,4±0,9 44,5 12,2±0,7 17,9 64,9 <0,001
7 Броски с трехочковой линии (с 5 точек по 3 броска), кол-во попаданий 3,3±0,4 45,6 8,3±0,5 20,3 215,5 <0,001
8 Броски с определенных точек, кол-во попаданий 5,6±0,7 43,6 11,2±0,8 22,9 200,0 <0,001
Окончание табл. 3
№ п/п Показатель До эксперимента После эксперимента Различия
М ± т V М ± т V % Р
9 Ведение мяча по восьмерке с атакой по кольцу с двух шагов: - время преодоления восьмерки, с - кол-во попаданий 39,5±0,8 1,4±0,2 6,8 49,1 38,4±0,8 1,6±0,2 7,0 30,5 2,8 14,3 >0,05
10 Передвижение в защите по 5 точкам из центра на время, с 22,3±0,4 5,5 21,7±0,4 5,7 2,7 >0,05
повых коэффициентов вариации при выполнении тестов, характеризующих преимущественно общую двигательную активность (бег 30 м; челночный бег 11,6 + 28,0 + 44,4 + 28,0 м; прыжки через скамейку в течение 30 с; прыжок в длину с места; поднимание туловища в положении лёжа в течение 30 с; время ведения мяча по восьмёрке и время передвижения в защите по 5 точкам из центра), с одной стороны, и высокие величины данных коэффициентов в тестах, отражающих преимущественно специфическую двигательную активность (результативность бросков по кольцу с различных позиций), с другой.
Оценка исходного уровня двигательной актив-
ности свидетельствовала, что юные спортсмены обычной общеобразовательной школы уступают своим сверстникам из специализированной спортивной школы в проявлении скоростных и координационных способностей.
Выводы. Полученные данные после эксперимента наглядно показывают, что при направленном и систематическом воздействии на вестибулярный анализатор специальными комплексами упражнений, функционирование вестибулярного анализатора улучшается, что приводит к выполнению технических действий в баскетболе на более высоком уровне.
Список литературы
1. Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. М. : Наука, 1989. 143 с.
2. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. 2003. № 8. С. 21-28.
3. Елисеев, Е. В. Помехоустойчивость организма спортсмена: структура, механизмы, адаптация : монография / Е. В. Елисеев. Челябинск : Экодом, 2003. С. 34-54.
4. Игнатьева, В. Я. Гандбол: учеб. для физкультур. вузов / В. Я. Игнатьева, Ю. М. Портнов. М. : ФОН, 2006. 314 с.
5. Кокорева, Е. Г. Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями : дис. ... д-ра биол. наук : 19.00.02 / Е. Г Кокорева. Челябинск : ЧГПУ, 2010. 332 с.
6. Куликов, Л. М. Актуальные проблемы и подходы к оптимизации двигательной активности человека / Л. М. Куликов // Социально-педагогические аспекты физической культуры и спорта. Челябинск : ЧГИФК, 2004. С. 55-72.
7. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. Киев : Олимп. лит., 2009. 320 с.
8. Олефиренко, В. Н. Профессионально-педагогическая деятельность по управлению подготовкой в спортивных играх / В. Н. Олефиренко, В. В. Рыбаков, Л. М. Куликов. Челябинск : УралГАФК, 2009. 180 с.
9. Трегубова, М. В. Особенности сократительной деятельности сердца дзюдоистов 16-20 лет массовых разрядов при различной интенсивности физических нагрузок : дис. ... канд. биол. наук / М. В. Трегубова. Челябинск, 2008. 137 с.
Сведения об авторах
Худяков Георгий Георгиевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, спортивный судья всероссийской категории, Челябинск, Россия. salage@bk.ru
Белоедов Александр Владимирович — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru
Ярушин Сергей Алексеевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).
Education and Healthcare. Issue 3. P. 105-109.
the development of the vestibular analyzer athletes 14-15 YEARS THROUGH PLAY ACTIVITIES
G. G. Khudyakov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Chair of Physical Training and Sports of Chelyabinsk State University, Sports Judge of All-Russian category, Chelyabinsk, Russia. salage@bk.ru
A. V. Beloedov
Senior Lecturer of Chair of Physical Education and Sports of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. salage@bk.ru
S. A. Yarushin
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lectured of Department of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. salage@bk.ru
This study focuses on improving the process of sports training of students of youth sports school basketball through the use of special exercises designed to improve the functionality of the vestibular apparatus.
Keywords: gaming activities, vestibular analyzer, special exercises, athletes 14-15years.
References
1. Anokhin, P. K. Principal questions of the general theory of functional systems / P. K. Anokhin. M. : Nauka, 1989. 143 p.
2. Verkhoshansky, Yu. V. Actual problems of modern theory and methodology of sports training / Yu. V. Verk-hoshansky // Theory and Practice of Physical Culture. 2003. № 8. P. 21-28.
3. Eliseev, E. V. Immunity of an athlete: structure, mechanisms, adaptation : monograph / E. V. Eliseev. Chelyabinsk : Ecodom, 2003. P. 34-54.
4. Ignatiefa, V. Y. Handball: echebnik for sports high schools / V. Y. Ignatiefa, Yu. M. Portnov. M. : VON, 2006. 314 p.
5. Kokoreva, E. G. Geterohronizm development of psychophysiological functions in children with sensory impairments : dis . ... Dr. biol. Sciences: 19.00.02 / E. G. Kokoreva. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Pedagogical University, 2010. 332 p.
6. Kulikov, L. M. Current problems and approaches to optimization of human motor activity / L. M. Kulikov // Socio-educational aspects of physical culture and sports. Chelyabinsk : CHGIFK 2004. P. 55-72.
7. Matveev, L. P. The general theory of sports and athletes training system / L. P. Matveev. Kiev : Olympic Literature, 2009. 320 p.
8. Olefirenko, V. N. Professional and pedagogical training management activities in sports / V. N. Olefi-renko, V.V . Rybakov, L. M. Kulikov. Chelyabinsk : UralGAFK, 2009. 180 p.
9. Tregubova, M. V. Features contractile activity of the heart wrestlers 16-20 years massive discharges of various intensities of physical activity : dis . ... Cand. biol. Science / M. V. Tregubova. Chelyabinsk, 2008. 137 p.