УДК 796.323+616.28-056.263
ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ, СТРАДАЮЩИХ ГЛУХОНЕМОТОЙ, С УЧЕТОМ РОСТА ДОЛИ В ТРЕНИРОВКЕ ВЕСТИБУЛОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Г.Г. Худяков, Е.В. Борисова, С.Э. Потапов ЮУрГУ, г. Челябинск
Показана действенность программы базовой подготовки баскетболистов 13-15 лет, страдающих глухонемотой, целесообразно контролировать и оценивать по слаженности взаимодействия двигательного, психического, нейроди-намического и энергетического компонентов спортивной деятельности.
Ключевые слова: баскетболисты 13—15 лет, страдающие глухонемотой, двигательная подготовленность, вестибулометрические упражнения, спортивная тренировка.
Актуальность. Современное состояние российского общества требует гуманизации всех сторон его жизни [6, 8]. В связи с этим особое внимание должно быть уделено лицам, имеющим существенные недостатки в умственном и физическом развитии. За последнее десятилетие в общественном сознании отмечается процесс постепенного изменения отношения к проблеме инвалидности. Наблюдается смещение акцента с подчеркивания ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости повышения и использования достигнутого адаптационного потенциала для максимальной реализации индивидуальных возможностей данной категории людей [3, 8, 10]. В этом плане перспективным является использование командных спортивных игр, в частности баскетбола, для различных видов социальной (познавательной, двигательной, профессиональной, бытовой) адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Вместе с тем наблюдается явное противоречие между необходимостью формирования дееспособной, социально активной личности, с достаточно высоким уровнем жизненного потенциала и разработанностью теоретикометодических основ базовой подготовки юных спортсменов с психосенсомоторными особенностями в командных спортивных играх. Следовательно, изучение динамики общей и специфической двигательной подготовленности баскетболистов 13-15 лет, страдающих глухонемотой, актуально и своевременно. Определив объект исследования -учебно-тренировочный процесс баскетболистов 13-15 лет, страдающих глухонемотой, предмет исследования - педагогические условия формирования двигательных действий и физической подготовленности с учетом нарушений функций слуха и речи у юных спортсменов в процессе занятия баскетболом, нами были поставлены задачи исследования: 1) выявить особенности функционирова-
ния организма юных баскетболистов 13-15 лет с нарушениями функций слуха и речи; 2) изучить динамику общей и специфической двигательной подготовленности баскетболистов 13-15 лет, страдающих глухонемотой.
Организация и методы исследования. В работе уделялось внимание особенностям функционального состояния глухонемых спортсменов 13-15 лет. При этом спортивная деятельность таких спортсменов рассматривалась как слаженное взаимодействие психического, нейродинамиче-ского, энергетического и двигательного компонентов двигательной активности, организуемых нервной системой и ориентированных на достижение полезного приспособительного результата. Были определены количественные значения психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов спортивной деятельности юных баскетболистов с нарушениями функций слуха и речи. В процессе исследования учитывались сенситивные периоды, манифестирующие благоприятные условия для развития максимальной силы (13-14 лет), быстроты (15 лет), скоростно-силовых качеств (13-15 лет), общей и скоростной выносливости (15 лет), гибкости (13 лет), равновесия (13-14 лет), повышения мышечной массы и длины тела (13-14 лет), совершенствования аэробных и анаэробных (15 лет) возможностей [1, 2] обследуемых. Анализировались показатели, характеризующие ключевые компоненты быстроты (в диапазоне от простой реакции, простого действия до сложного мыслительного акта), мощности (от одиночных взрывных движений, метаний, прыжков, рывков до серийных комплексов специализированного характера с учетом морфологических признаков), точности (от тонкого воспроизведения кинематических и динамических структур приема до принятия адекватного решения в сложной ситуации), устойчивости (вариативность -
стабильность - надежность на повышенном уровне развития качеств, способностей и функций), мобилизованности (от оптимума возможностей, экономичности в тренировке до «сверхмаксимума» в соревнованиях), интеллектуальности (от специальных знаний до участия в коллективном управлении подготовкой команды и самоуправления) [4, 5, 9]. Для построения усредненных функциональных профилей глухонемых баскетболистов 13-15 лет, согласно известным и описанным в специальной литературе тестам [1, 2, 11], анализировалась динамика психофизиологического состояния занимающихся (шаговая проба Фукудо, тесты позного равновесия и проба письма, отоли-товая реакция Воячека и др.). Всего было обследовано 37 человек. Все подростки были мужского пола, в возрасте 13-15 лет и страдали глухонемотой. Сравнительный анализ в первой части исследования проводился между баскетболистами контрольной и экспериментальной группами. В контрольную группу (п = 18) входили респонденты, занимающиеся по стандартным программам занятия баскетболом на базе СДЮСШОР № 8 г. Челябинска, в экспериментальную (п = 19) - лица, занимающиеся в секции баскетбола Всероссийского общества глухонемых г.Челябинска по нашей методике [12], суть которой в отличие от традиционных подходов заключалась в акцентировании вни-
мания занимающихся на вестибулометрических упражнениях в объёме не 32 %, как в традиционных подходах к тренировке таких спортсменов, а в объёме 45 %. Педагогический эксперимент длился один года.
Результаты и их обсуждение. Проведенная оценка исходного уровня общей и специфической двигательной активности юных баскетболистов опытных (контрольной и экспериментальной) групп позволила установить следующее (см. таблицу).
Было показано, что спортсмены экспериментальной группы, страдающие глухонемотой, существенно уступают своим сверстникам из контрольной группы в проявлении скоростных и координационных способностей (бег 30 м и челночный бег (11,6 + 28,0 + 44,4 + 28,0) м, технической подготовленности (целевой точности при выполнении бросков без помех), реализуемой в стереотипных условиях (броски с определенных точек).
Кроме того, следует обратить внимание на недостаточно прочное освоение основных элементов технического мастерства. Об этом свидетельствуют низкие и средние значения внутригрупповых коэффициентов вариации при выполнении тестов, характеризующих преимущественно общую двигательную активность (бег 30 м и челночный бег (11,6 + 28,0 + 44,4 + 28,0) м; прыжки через скамейку в течение 30 с; прыжок в длину с места;
Данные показателей общей и специфической двигательной подготовленности юных баскетболистов опытных групп в начале педагогического эксперимента
Показатель Контрольная группа (п = 18) Экспериментальная группа (п = 19) Различия
М ± т V М ± т V % Р
Бег 30 м, с 3,9 ± 0,03 2,8 4,5± 0,06 4,7 12,9 <0,01
Челночный бег (11,6+28,0+44,4+28.0)м, с 26,8 ± 0,2 2,8 31,5 ±0,5 5,7 14,9 < 0,001
Прыжки через скамейку в течение 30с, количество 381,0± 1,1 9,9 38,7 ± 0,9 7,8 -1,6 >0,05
Прыжок в длину с места, см 177,5 ± 7,0 13,1 172,6 ± 6,0 11,5 2,8 >0,05
Поднимание туловища из положения лежа в течение 30 с, количество 23,0 ± 0,5 7,3 24,1±1,2 17,1 ^,6 >0,05
Штрафные броски (по 3) с перебеганием на другое кольцо в течение 1 мин, количество попаданий 7,4 ± 0,9 44,5 8,4 ± 0,5 17,9 -11,9 >0,05
Броски с трехочковой линии (с 5 точек по 3 броска), кол-во попаданий 3,3 ± 0,4 45,6 2,6 ± 0,5 64,0 26,9 >0,05
Броски с определенных точек, кол-во попаданий 5,6 ± 0,7 43,6 3,0 ± 0,4 49,3 86,7 <0,01
Ведение мяча по восьмерке с атакой по кольцу с 2 шагов: - время преодоления восьмерки, с; - количество попаданий 39,5 ± 0,8 1,4 ±0,2 6,8 49,1 40,1 ± 1,0 1,5 ±0,2 8,0 47,6 1,5 -6,7 >0,05 >0,05
Передвижение в защите по 5 точкам из центра на время, с 22,3 ± 0,4 5,5 21,1 ±0,9 13,6 -5,7 >0,05
Проблемы двигательной активности и спорта
поднимание туловища лежа в течение 30 с; время ведения мяча по восьмерке и время передвижения в защите по 5 точкам из центра) и высокие величины данных коэффициентов в тестах, отражающих преимущественно специфическую двигательную активность (результативность бросков по кольцу с различных позиций).
Определение количественных значений различных показателей психического, нейродинами-ческого и энергетического компонентов в экспериментальной группе в начале исследования свидетельствовало о низком уровне психофизического состояния (см. рисунок).
В отличие от контрольной группы, подготовка в которой строилась по общепринятой методике для учебно-тренировочных групп СДЮСШОР, в экспериментальной группе были выявлены следующие особенности. У спортсменов экспериментальной
группы была изменена направленность развития максимальной силы, скоростно-силовых способностей, гибкости, равновесия, повышение мышечной массы, что привело к преимущественному развитию у наблюдаемых экспериментальной группы быстроты, скоростно-силовых способностей, общей и скоростной выносливости, аэробных и анаэробных возможностей, росту мышечной массы.
Учитывая, что в данном возрасте наблюдается активизация процессов в высших отделах ЦНС, акцент внимания у занимающихся на большем объёме вестибулометрических упражнений, способствует образованию тех нервных связей, которые ассоциируются с большей устойчивостью тормозных реакций, с одной стороны, и высоким уровнем координационных способностей у глухонемых спортсменов экспериментальной группы относительно контроля, с другой.
Усредненные функциональные профили глухонемых баскетболистов 13-15 лет: ВН - внимание; ПМ - память; ПР - лозное равновесие; ФК - проба Фукудо; ПС - проба письма; ОР -отолитовая реакция Воячика; РВС - нистагм, вестибулярные резервы; СТ - стабилография; Р - равновесие; Лн - на левой ноге; Пн - на правой ноге; ОФП - общефизическая работоспособность
Выводы
1. Баскетболисты 13-15 лет контрольной группы, страдающие глухонемотой, уступают своим сверстникам из экспериментальной группы в проявлении скоростных (р < 0,01) и координационных (р < 0,01) качеств; технической подготовленности, реализуемой в стереотипных условиях (р < 0,01); прочности освоения базовых элементов технического мастерства.
2. По всем показателям психического, нейро-динамического и энергетического компонентов количественные значения у обследованных респондентов находились в пределах 10-50 (максимум 100) нормированных единиц.
, Литература
1. Асланян, Г.Г. Вестибулярная функция у глухонемых детей / Г.Г. Асланян // Труды Московского НИИ уха, горла и носа. -1991. -Вып. 17.-С. 48-57.
2. Базаров, В.Г. Состояние вестибулярной функции у глухих и слабослышащих (по данным обследования членов Украинского общества глухш) /
В.Г. Базаров, Л.А. Савчук // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. —1994. — № 2. - С. 1-4.
3. Дьячков, А.И. Индивидуальное обучение взрослых глухонемых / А.И. Дьячков, И. Ф. Гейль-ман. - М.: Просвещение, 1996. —139 с.
4. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1989. — 151 с.
5. Костикова, Л.В. Планирование спортивной тренировки и педагогический контроль в баскетболе / Л.В. Костикова // Методические разработки для студентов, специализирующихся по баскетболу. -М.: ГЦОЛИФК, 2000. - 30 с.
6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2003. — N91. - С. 11-17.
7. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейк-сон, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка . — 2005. -№ 1. -С. 5-10.
8. Озолина, Е.В. «Адаптивная физическая активность» как новая дисциплина в семействе спортивных игр / Е.В. Озолина, В.С. Дмитриев, Н.А. Рубцова // Теория и практика физической культуры. -1999. -№ 5. - С. 21-26.
9. Родионов, А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте / А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. -1993. -N9 2.- С. 7-9.
10. Рубцова, Н.О. Адаптивное физкультурно-спортивное движение как фактор социальной адаптации инвалидов различных категорий /Н.О. Рубцова // Теория и практика физической культуры. -1998. —№ 5. — С. 44-46.
11. Фалалеев, А.Г. Динамика взаимосвязей между двигательными и вегетативными функциями при физических нагрузках / А.Г. Фалалеев // Актуальные вопросы медико-биологической оценки функциональной подготовленности спортсменов: сб. науч. трудов. - Л.: ЛНИИФК, 1991. -
С. 47-55.
12. Худяков, Г.Г. Методика базовой подготовки юных баскетболистов с ограниченными возможностями: дис. ... канд. пед. наук /Г.Г. Худяков. -Челябинск: УралГУФК, 2000. - 180 с.
Поступила в редакцию 31 марта 2009 г.