УДК 796.323 ББК 75.566
Олефиренко Виктор Николаевич
кандидат педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики спортивных игр Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск Макаренко Виктор Григорьевич доктор педагогических наук, профессор
кафедра спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Пушкарев Евгений Дмитриевич кандидат биологических наук, доцент
кафедра теории физической культуры и биомеханики Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск Olefirenko Victor Nikolaevich Candidate of Pedagogical Sciences, Professor
Chair of theory and methodology of sports games The Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk
Makarenko Victor Grigor'evich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Chair of sports and life safety Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Pushkarev Eugene Dmitrievich Candidate of Biological Sciences, Associate professor Chair of theory of physical culture and biomechanics The Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk mansportgames@yandex.ru
Изучение динамики диагностической информативности тестов для спортивного отбора в баскетболе
Studying sport selection tests diagnostic informative value dynamics in basketball
Статья посвящена ключевым вопросам спортивного отбора в баскетболе - выбору информативных педагогических тестов. Изучена диагностическая информативность тестов на различных этапах спортивного совершенствования баскетболистов, с определением корреляционной взаимосвязи ведущими критериями, с изучением стабильности прогнозируемых признаков.
The article is devoted to the key problem of sport selection in basketball - the choice of informative pedagogical tests. The diagnostic informative value at different stages of basketball players' sport perfection with correlative interrel ation definition with the help of the guiding criteria, studying predictable indices stability is also studied in the article.
Ключевые слова: отбор в баскетболе, диагностическая информативность тестов, педагогические тесты в баскетболе, прогностическая информативность тестов.
Key words: selection in basketball, predictable informative value of tests, pedagogical tests in basketball, diagnostic informative value of tests.
В условиях постоянно растущей конкуренции в спорте повышается значение отбора наиболее перспективных юношей и девушек в спортивные коллективы. Вопрос отбора - это центральная проблема юношеского спорта, и она весьма многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты - социальные, психологические, педагогические, философские [1; 3; 5; 7].
Теоретические и методические основы проблемы отбора в спорте освещены в работах многих отечественных и зарубежных специалистов [2; 4 и др.].
Основная функция отбора - обеспечение видов спорта контингентом спортсменов. При этом возникает необходимость отбора на разных ступенях спортивного совершенствования. Лишь очень небольшая часть начавших заниматься достигает через определенное время высоких спортивных результатов.
Для прогноза спортивных способностей необходимо использовать определенные тесты. Они помогают прогнозировать уровень развития отдельных двигательных качеств спортсмена. Но для определения прогностической информативности тестов (по взаимосвязи между исходными значениями теста и конечными в наблюдаемом периоде результатами соревновательного упражнения) возникают существенные затруднения, которые обусловлены длительностью периода наблюдений за группой спортсменов (порядка 7-10 лет).
Это ограничивает количество исследований, что сказывается на предлагаемых системах спортивного отбора [2]. В связи с этим для дальнейшего развития теории спортивного отбора большее значение имеет разработка и апробация методов определения прогностической информативности тестов, которые не требуют длительного наблюдения за динамикой результатов соревновательного упражнения и тестов, измеряющих отдельные свойства спортсменов.
В тех видах спорта, в которых будущий результат не зависит от исходного (сюда относят и спортивные игры), прогноз осуществляется по темпам прироста результата. Для этого необходим длительный срок наблюдений, а минимальный объем их должен составлять 1,5-2 года. Поэтому необходимо найти такие факторы, которые обусловливают эти темпы прироста.
Достоверность полученных данных должна обеспечиваться тем, что в исследовании необходимо применять взаимосвязанные между собой и дополняющие друг друга методы. Поэтому, исходя из задач нашего исследования, мы применяли следующий комплекс взаимосвязанных методов: анализ научно-методической литературы, контрольно-педагогические испытания (бег 20 м (с), бег 20 м с ведением мяча (с), бег 20 м спиной вперед (с), высота прыжка (см), перемещение в защитной стойке на время (с), челночный бег 5x25 м (с), броски мяча (%), метод экспертных оценок, математические методы (коэффициент информативности рассчитывался методом ранговой корреляции Спирмэна с последующим определением ее достоверности).
Тестирование проводилось в период учебно-тренировочных сборов. В исследованиях приняли участие 20 баскетболистов различного возраста и квалификации (10 спортсменов KMC и I разряд). Игроки сборной баскетбольной команды УралГУФК (I группа), 10 занимающихся из СДЮСШОР № 8 по баскетболу г. Челябинска в возрасте 13-14 лет (II группа) и 10 занимающихся в возрасте 11-12 лет (III группа).
Параллельно с тестированием для оценки диагностической информативности тестов использовались два критерия. Первый критерий - эффективность
общих игровых действий, второй критерий - эффективность игровых действий при борьбе за отскочивший мяч иод щитом и при иакрывании броска соперника.
Количественная мера критериев определялась методом экспертной оценки, в которой участвовали преподаватели кафедры теории и методики спортивных игр УралГУФК и тренеры команд.
Используя метод ранговой корреляции Спирмэна с последующим определением статистической значимости, мы рассчитали коэффициент информативности. Выбор метода вычисления коэффициента корреляции обусловлен характером итога экспертной оценки.
В этой работе предлагается один из вероятных способов решения указанной проблемы, который можно использовать при спортивной ориентации и селекции как меры оценки спортивной одаренности.
Анализ результатов исследований показал следующие корреляционные взаимосвязи (таблица 1). Результаты теста «бег 20 м, с» у юных спортсменов 13-14 лет имеют сильную корреляционную взаимосвязь с результатами I и II критериев (г=0,74, г=0,79). У других групп статистически значимых взаимосвязей нет. Следовательно, этот тест имеет диагностическую информативность только для спортсменов 13-14-летнего возраста.
Таблица 1
Коэффициенты диагностической информативности тестов по I и II критериям для баскетболистов различного возраста_
СДЮСШОР (11-12 лет) СДЮСШОР (13-14 лет) Сборная УралГУФК
Тесты I критерий II кри- I критерий II кри- I критерий II кри-
кри- кри- кри-
терий терий терий
бег 20 м 0,40 0,28 0,74 0,79 0,45 0,34
бег 20 м спиной вперед 0,76 0,50 0,22 0,07 0,48 0,61
бег 20 м с ведением мяча 0,78 0,52 0,77 0,55 0,77 0,20
разница времени бега на 20 м с ведением и без ведения мяча 0,79 0,58 0,33 0,01 0,67 0,08
прыжок вверх с места 0,48 0,48 0,67 0,91 0,44 0,52
время перемещений при вы- 0,63 0,54 0,78 0,62 0,61 0,15
полнении защитных действий
время челночного бега 5x25 м 0,33 0,53 0,77 0,83 0,65 0,43
процент попаданий в корзину с разных точек площадки 0,86 0,72 0,67 0,32 0,71 0,18
длина тела 0,67 0,82 0,56 0,75 0,29 0,82
длина тела с вытянутой вверх рукой 0,70 0,79 0,79 0,97 0,02 0,66
Коэффициенты корреляции статистически значимы при р = 0,05, г = 0,63. Полужирным выделены коэффициенты информативности тестов, сохранив-
ших ее на высоком уровне во всех возрастных группах.
Анализ теста «бег 20 спиной вперед, с» показывает сильную корреляционную взаимосвязь с результатами I критерия (только у баскетболистов 11-12 лет). Результаты теста «бег на 20 м с ведением мяча» имеет сильную корреляционную взаимосвязь у всех групп, только с результатами I критерия. Таким образом, рассматриваемый тест имеет диагностическую информативность как для всех юных спортсменов, так и для сборной команды Урал ГУФК, но только по I критерию.
По результатам разницы времени бега на 20 м с ведением мяча и без ведения мяча, можно отметить статистически значимую взаимосвязь только у баскетболистов 11-12 лет и сборной команды УралГУФК по I критерию. Этот тест имеет диагностическую информативность для баскетболистов 11-12 лет и баскетболистов УралГУФК относительно I критерия.
Результаты прыжка вверх с места имеют диагностическую информативность только у баскетболистов 13-14 лет относительно I и II критериев.
Результаты теста при выполнении защитных действий показали диагностическую информативность у 11-12-летних и 13-14-летних баскетболистов относительно I критерия.
Время теста «челночный бег 5x25 м» оказалось диагностически информативным для баскетболистов 13-14 лет относительно I и II критериев, а у баскетболистов сборной УралГУФК только относительно I критерия.
Тест «процент попаданий с различных точек площадки» оказался диагностически информативным для всех баскетболистов относительно I критерия и для баскетболистов 11-12 лет также относительно II критерия. Обнаружена диагностическая информативность всех групп относительно II критерия в тесте «длина тела», относительно I критерия - только у баскетболистов 11-12 лет.
Диагностическая информативность измерения «длина тела с вытянутой вверх рукой» выявлена у всех групп испытуемых относительно II критерия, а относительно I критерия - только у юных баскетболистов.
На основании результатов всего исследования можно сделать вывод, что только два двигательных теста имеют высокую диагностическую информативность в результате I критерия у всех возрастных групп. Это результат бега на 20 м с ведением мяча (г = 0,78, при р < 0,01; г = 0,77, при р < 0,01 и г = 0,77, при р < 0,01) и процент попаданий мяча в корзину (г = 0,86, при р < 0,01; г = 0,678, при р < 10,06 и г = 0,78, при р < 0,05). Однако не следует делать окончательные выводы по этому тесту, поскольку заметно небольшое снижение результата у спортсменов 13-14 лет (г = 0,578, при р < 0,05).
Кроме этого по II критерию стабильно сохраняется на высоком уровне информативность длины тела (г = 0,82, при р < 0,01; г = 0,75, при р < 0,05 и г = 0,82, при р < 0,01) и длины тела с вытянутой вверх рукой (г = 0,79, при р < 0,01; г = 0,97, при р < 0,001 и г = 0,66, при р < 0,05).
Некоторые другие тесты меняют свою информативность. По мнению В. М. Зациорского при изменении возраста и спортивной квалификации меняется информативность подавляющего большинства тестов [6].
Так информативность теста «челночный бег 5x25 м» имеет высокую информативность у занимающихся СДЮСШОР и по I и по II критериям (г = 0,75, при р< 0,05 и г = 0,83, при р < 0,01), а у баскетболистов сборной команды Урал-ГУФК низкую по тем же критериям (г = 0,65, при р < 0,05 и г = 0,43, при р>0,05).
Непригодная информативность для практики наблюдается в разнице времени бега на 20 м с ведением и без ведения мяча по II критерию (г = 0,58, при р > 0,05; г = 0,009, при р > 0,05 и г = 0,08, при р >0,05).
Результаты нашего исследования совпадают с мнением ряда исследователей, которые, используя свои выбранные методы и организацию исследования на группе детей 11-13 лет, выявили, что эффективность игровой деятельности обусловлена сенсомоторными показателями и отдельными показателями физического развития и скоростно-силовой подготовки. Наш тест, «длина тела с вытянутой вверх рукой», является одним из показателей физического развития, прыжок вверх (по I и II критериям) - показатель скоростно-силовой подготовленности.
Тестирование проводилось на группе мальчиков такого же возраста и то, что выводы совпали, дает нам уверенность в том, что результаты нашего исследования закономерны.
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что:
1. Стабильную тесноту взаимосвязи с результатами I критерия (общая эффективность игровых действии, определенная экспертной оценкой) показали тесты: бег на 20 м с ведением мяча (г = 0,77, 0,77, 0,78); процент попаданий в корзину с различных точек площадки (г = 0,678, 0,71, 0,86); время перемещений при выполнении защитных действий (г = 0,61, 0,63, 0,78); с результатами II критерия (эффективность игровых действий под щитом и при накрытии броска соперника); длина тела с вытянутой рукой (г = 0,60, 0,7, 0,97); длина тела (г = 0,75, 0,82, 0,82).
Эти же тесты, кроме «времени перемещений при выполнении защитных действий», отвечают требованиям рабочей гипотезы, то есть они сохраняют тесную взаимосвязь на различных этапах спортивного совершенствования, показывают стабильность измеряемого параметра. Это говорит о том, что тесты информативны и их дефинитивные значения зависят от ювенильных.
2. Нестабильные результаты по I и II критериям проявились в следующих тестах: бег на 20 м, бег на 20 м спиной вперед, разница времени бега на 20 м с ведением и без ведения мяча, прыжок вверх с места, время челночного бега 5x25 м, длина тела, длина тела с вытянутой вверх рукой; по II критерию: бег на 20 м, бег на 20 м спиной вперед, бег на, 20 м с ведением мяча, разница времени бега на 20 м с ведением и без ведения мяча, прыжок вверх с места, время перемещений при выполнении защитных действий (г= 0,15-0,54 - 0,62), время челночного бега 5x25 м, процент попаданий в корзину с различных точек площадки.
3. Полученные данные об информативности рассматриваемых тестов совпадают с выводами М. С. Бриля, М. Я. Набатниковой и др., полученными иными способами, в частности с данными Бриля М. С. о нестабильности тестов «бег на 20 м спиной вперед» и «челночный бег 5x25 м».
4. В ходе исследования обнаружены такие факты, которые опровергают выработанные предложения некоторых авторов. Бесспорно то, что бег на 20 м с ведением мяча, процент попадания в корзину при бросках с разных точек площадки при лимите времени, время перемещений при выполнении защитных действий, а также длина тела и длина тела с вытянутой рукой сохраняют высокую диагностическую информативность на различных этапах спортивного совершенствования баскетболистов. Они имеют еще и прогностическую информативность и могут применяться для организации спортивного отбора после периода начального обучения юных спортсменов. Однако тест «Разница времени бега на 20 м с ведением и без ведения мяча» в нашей работе себя не оправдал. Здесь проявилась низкая взаимосвязь с результатами I критерия у баскетболистов в возрасте 12-13 лет. Следовательно, предложенный тест не имеет диагностической информативности и его дефинитивные значения не зависят от ювенильных. Не следует останавливаться на достигнутом результате, т.е. проверка диагностической информативности требует многолетнего (порядка 7-10 лет) исследования. В исследование также необходимо включать все перечисленные тесты.
Библиографический список
1. Артеменко, Т. Г. Отбор баскетболистов на этапе начальной подготовки с учетом их личностных особенностей [Текст] : автореф. дис. ... канд. наук по физ.восп-ю и спорту / Т. Г. Артеменко ; НУФВиС Украины. - Киев : НУФВиС Украины, 2010. - 20 с.
2. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх [Текст] / М. С. Бриль. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
3. Булгакова, Н. Ж. Спортивная ориентация и отбор как научная проблема [Текст] / Н. Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 21-24.
4. Волков, B. М. Спортивный отбор [Текст] / В. М. Волков, В. Л. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
5. Губа, В. П. Особенности отбора в баскетболе [Текст] / В. П. Губа, С. Г. Фомин, С. В. Чернов. - М. : Физкультура и спорт, 206. - 144 с.
6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. - М. : Сов. спорт, 2009. - 199 с.
7. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор : теория и практика [Текст] : монография / Л. П. Сергиенко. - М. : Сов. спорт, 2013. - (Спорт без границ). - Библиогр. : с. 236 - 249, с. 510 - 515, с. 684 - 689, с. 725 - 729, с. 826 - 831, с. 930 - 935, с. 986 - 991, с. 1038 .
8. Серова, Л. К. Профессиональный отбор в спорте [Текст] : учеб. пособие / Л. К. Серова. - М. : Человек, 2011. - 159 с.
Bibliography
1. Artemenko, T. G. Selection of basketball players at the primary training stage, taking into account their personal peculiarities [Text] : the author's abstract ... Candidate of Physical Education and sport Sciences / T. G. Artemenko ; The Ukraine National University of Physical Education and Sport.(the Ukraine NUPC and S) - Kiev : The Ukraine National University of Physical Education and Sport.(the Ukraine NUPC and S), 2010 - 20 p.
2. Bril, M. S. Selection in sport games [Text] / M. S. Bril. - M. : Fizkultura I sport (Physical Culture and Sport), 1980. - 127 p.
3. Bulgakova, N. Zh. Sport aiming and selection as a scientific problem [Text] / N. Zh. Bulgakova / Theory and Practice of Physical Culture. - 1995. - # 4. - P. 21-24.
4. Volkov, V. M. Sport selection [Text] / V. M. Volkov, V. L. Filin. - M. : Fizkultura I sport (Physical Culture and Sport), 1983. - 176 p.
5. Guba, V. P. Selection peculiarities in basketball [Text]l / V. P. Guba, S. G. Fomin, S.V. Chernov. - M. : Fizkultura I sport (Physical Culture and Sport), 2006. - 144 p.
6. Zatziorsky, V. M. A sportsman's physical qualities : theory and educational methods grounds [Text] / V. M. Zatziorsky. - M. : Sovetsky sport (Soviet sport), 2009. - 199 p.
7. Sergienko, L. P. Sport selection : theory and practice [Text] : monograph / L. P. Sergienko. - M. Sovetsky sport (Soviet sport), 2013. - (Sport without boundaries). -Bibliography : p. 236 - 249, p. 510 - 515, p. 684 - 689, p. 725 - 729, p. 826 - 831, p. 930 - 935, p. 986 - 991, p. 1038.
8. Serova, L. K. Professional selection in sport [Text] : a study guide / L. K. Serova,. - M. : Chelovek (Man), 2011. - 159 p.