Научная статья на тему 'Развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии с использованием метода проектов'

Развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии с использованием метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигачева Наталья Александровна

В работе рассмотрен вопрос развития универсальных учебных действий учащихся, показана возможность развития универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии с использованием метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигачева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии с использованием метода проектов»

• Формирование навыков сотрудничества для достижения поставленных целей.

• Формирование коммуникативных навыков.

• Внесение разнообразия в организацию учебной деятельности на учебном занятии. Список использованной литературы:

1. http://dl.nw.ru/theories/technologies/content.html

2. http://otlichnayashkola-5.narod.ru/YujevaTehnSotr.htm

3. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00116777_0.html

© Р. В. Гулая, 1015

УДК 37

Жигачева Наталья Александровна

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «ОмГПУ», г. Омск, РФ

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Аннотация

В работе рассмотрен вопрос развития универсальных учебных действий учащихся, показана возможность развития универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии с использованием метода проектов.

Ключевые слова

Универсальные учебные действия, метод проектов, обучение геометрии.

Современный этап развития общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его универсальных учебных действий.

В федеральном государственном образовательном стандарте выделены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

1) личностным, которые включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

2) метапредметным, которые включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

3) предметным, которые включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [1].

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера и другие.

2. Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Развитию универсальных учебных действий учащихся способствует использование метода проектов. Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1].

Выделяют следующие требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования [1].

Н.Ю. Пахомова предлагает четыре этапа работы над проектом: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов [3].

На первом этапе формулируется проблема проекта, цель и задачи; на втором этапе происходит разделение учащихся на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации результатов проекта. На третьем этапе ученики работают самостоятельно, подготавливают презентацию результатов, учитель по необходимости консультирует учащихся. На четвертом этапе ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и

осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата; дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Учитель на завершающем этапе обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение; акцентирует внимание на умении работать в группе на общий результат.

В качестве примера рассмотрим проект «Многоугольники» для учащихся 8 класса. Цель проекта: создание условий для углубления и систематизации знаний по теме «Многоугольники». Задачи проекта: систематизировать определения, свойства по теме «Многоугольники», подобрать практические задачи по данной теме, а также задачи повышенной сложности.

Ученики делятся на четыре группы. Первая группа работает с теоретическим материалом. Определения и свойства понятий необходимо систематизировать и представить в таблице. Ученики второй группы систематизируют задачи данной темы по типам и дополняют комплекс задач из различных сборников. Ученики третьй группы подбирают и составляют задачи с практическим содержанием. Ученики четвертой группы подбирают задачи повышенной сложности по данной теме.

На заключительном этапе работы проводится защита проектов, выполняется самоанализ работы группы и анализ результатов работы других групп, проводится экспертиза проектов в рамках работы экспертной группы.

Таким образом, использование метода проектов способствует развитию универсальных учебных действий учащихся, а также самостоятельному успешному усвоению новых знаний, умений и компетентностей.

Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1010. - 159с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1000. - 110 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 1003. - 110 с.

© Н.А. Жигачева, 1015

УДК 371.16

Зеленина Мария Геннадьевна Гюлмамедов Турал Орхан Оглы Неудахина Валерия Олеговна

студенты 3-го курса информационно-технического факультета Новосибирский Государственный университет экономики и управления

г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Динамичное развитие системы образования связывают с необходимостью дистанционного обучения и объективного контроля его качества. Применение компьютеров меняет подходы и технологии в различных областях, затронула эта тенденция и образовательный процесс.

Ключевые слова

Дистанционный, ИТ-технологии, телекоммуникационный, электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.