Научная статья на тему 'Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на материале дисциплин естественнонаучного цикла'

Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на материале дисциплин естественнонаучного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыромятников А. А., Кузнецова Е. В.

В статье рассматриваются проблемы Российского образования, внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательный процесс. Предлагается методика развития универсальных учебных действий учащихся старшей ступени среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на материале дисциплин естественнонаучного цикла»

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория позволяет повысить ответственность студентов к выполняемым заданиям, развивает способности к усвоению предметного содержания дисциплины "Химия", что позволяет выявить личный потенциал, осуществлять самооценку своей деятельности и вносить корректирующие действия своей деятельности. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 43.02.02 «Парикмахерское искусство» [Текст] - М.: Министерство образования и науки России, 2014.

2. Габриелян, О.С. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях [Текст] / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. - М., 2009.

3. Габриелян, О.С., Остроумов, И.Г. Химия: учебник для 10-11 класс [Текст] / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - Издательский центр «Академия» 2012.

©А.Д. Сибирёва

УДК 372.8

А.А. Сыромятников

к.п.н., доцент

кафедра информационных технологий обучения и математики

Е.В. Кузнецова

магистрант факультета биологии, географии, химии Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

г. Красноярск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы Российского образования, внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательный процесс. Предлагается методика развития универсальных учебных действий учащихся старшей ступени среднего общего образования.

Ключевые слова

Метапредметные результаты обучения, общеучебные умения и навыки, универсальные учебные действия, проектно-исследовательская деятельность В условиях модернизации системы образования, обусловленной требованиями современного общества, формируется новая образовательная парадигма, переход от знаниевой к деятельностной основе обучения, основным компонентом которой являются общеучебные умения и навыки. Их развитие является одним из факторов подготовки личности, готовой успешно функционировать и развиваться в быстро меняющихся условиях современного общества.

Проблемой формирования и развития общеучебных умений и навыков в педагогике занимаются не один десяток лет, тем не менее, до сих пор можно сказать, что современная система образования не учит школьников учиться. Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях. Согласно результатам международных исследований по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trend in International Mathematics and Science Study) и международного проекта «Исследование качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), школьники демонстрируют стабильно высокие результаты начиная с 1995 года.[4]

Проанализировав результаты другой исследовательской международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

изучает не то, как ученик освоил школьную программу, а его функциональную грамотность, способность использовать полученные в школе знания, умения и опыт для широкого диапазона жизненных задач в повседневной жизни, в ситуациях личностно и социально значимых, выходящих за пределы учебных, можно сказать, что, по сравнению, с предыдущим циклом исследования в 2012 году средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста по стране по математической, естественнонаучной грамотности повысились. Однако это повышение за трехгодичный цикл является незначительным, и наша страна по-прежнему находится в положении ниже среднего в рейтинге стран ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). И, как отмечают эксперты, по некоторым элементам функциональной грамотности не происходит существенных изменений на протяжении всего цикла измерений, то есть двенадцати лет.[2] Так, российские школьники отстают от своих сверстников из стран ОЭСР в понимании текстов всех типов, в умении интегрировать и интерпретировать информацию, умении осмыслить и оценить сообщения текста. Результаты исследования PISA так же выявили недочеты функциональной естественнонаучной грамотности в сформированности ряда важных умений анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.

Таким образом, можно утверждать, что по-прежнему проблема формирования и развития общеучебных умений и навыков является достаточно актуальной.

Общеучебные умения и навыки, как важнейший компонент учебно-познавательной деятельности, предполагает способность формирования учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения, умения, направленные на работу с информацией по её структурированию, анализу, сравнению, обобщению и т.д. Эти способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, формируются не в рамках одного предмета, а осваиваются обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов и относятся к метапредметными результатами обучения. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) уделено значительное внимание метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия, универсальные учебные действия (УУД), способность их использования в познавательной и социальной практике. [5]

Очевидно, что для эффективного формирования и развития общеучебных умений или универсальных учебных действий, необходима соответствующая дидактическая и методическая база. На сегодняшний день необходимое методическое и дидактическое обеспечение в этом вопросе получило начальное общее образование. На ступени основного и полного общего образования отмечается недостаточность методик развития УУД, инструментов оценивания и т.д. Так в работе [1] приводятся результаты исследования, в котором показано, что 50% учителей биологии не готовы к работе в новых условиях и среди возникающих трудностей при формировании универсальных учебных действий указывают на нехватку специальных методик, времени. Но в отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточно большой опыт развития общеучебных умений и навыков, не получивший достаточного обобщения (как для начальной ступени) в рамках методической поддержки реализации ФГОС. Он основан на использовании технологий проблемно-диалогического обучения, учебно-исследовательской, проектной технологии, технологии критического мышления, письменной дискуссия и т.п. Использование таких технологий в обучении позволяет поучить не только предметные результаты обучения, но и, не менее важные, метапредметные результаты.

Достижение метапредметных результатов невозможно в рамках одного предмета, поэтому дисциплины естественнонаучного цикла и курс «Естествознание» для профильной школы по своему содержанию и способам представления учебного материала, видам деятельности учащихся, с нашей точки зрения, обладают большим потенциалом для решения поставленной задачи.

Разработанная нами методика развития УУД старшеклассников на материале дисциплин естественнонаучного цикла основана на использовании проектно-исследовательского метода как основного при организации обучения. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности регулятивных и части познавательных УУД в рассматриваемой нами выборке учеников девятого класса. Одной из причин этого является отсутствие системной деятельности, направленной на развитие этих метапредметных результатов на всех предметах школьного курса и всех ступенях обучения.

Именно систематическая проектная деятельность позволяет научить и закрепить навыки целеполагания, составления плана действий по решению проблемы, прогнозирование, оценку результата. Развитие познавательных общеучебных и логических УУД, с нашей точки зрения, в полной мере может обеспечить исследовательская деятельность. Предметы естественнонаучного цикла (химия, география, биология, физика или интегрированный курс «Естествознание») из-за своей специфики позволят реализовать как принцип системности, так и систематичности при развитии УУД.

Важным вопросом любой методики является контроль и оценка достижений учащихся. Оценка метапредметных результатов обучения имеет свои особенности, так их нельзя проверить традиционными предметными тестами, необходим специальный инструмент измерения. На сегодняшний день нет стандартизированных тестов для оценки сформированности метапредметных результатов обучения учащихся старшей школы. Оценка должна осуществляется на основе уровневого подхода к представлению результатов реализуемого за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Инструментарий оценивания содержит письменные и практические работы, имеющие комплексный характер, строящиеся на межпредметной основе и, содержащие задания по работе с текстом, задания с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем. Материалы целенаправленных наблюдений, работы учащихся (листы наблюдений, самооценки, презентации) позволяют нам принять решение при оценке уровня развития регулятивных и коммуникативных УУД.

Таким образом, индивидуальные и групповые проекты на основе исследовательской деятельности позволят развивать навыки саморегуляции, сотрудничества, коммуникации, использования ИКТ, а также группы познавательных и части коммуникативных УУД. Необходимым условием успешности является системность этого процесса, осуществляемого в рамках не одной учебной дисциплины, а целого цикла и, в перспективе, всех дисциплин образовательной программы.

Список использованной литературы:

1. Королева М. А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в школе // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 26-29 ноября 2012 г. - Санкт-Петербург : ТЕССА, 2012. - Вып. 11. - С. 246-249.

2. Наталья Гневашева PISA - приговор для российских школ? // Newtonew: просветительский медиа-проект об образовании. URL: https://newtonew.com/discussions/pisa-prigovor-dja-rossijskih-shkol (дата обращения 18.05.2015)

3. Основные результаты исследования PISA-2012 // Центр оценки качества образования URL: http://centeroko.ru/download/PR_PISA2012.zip (дата обращения 18.05.2015)

4. Результаты международного исследования TIMSS-2011 // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2904/файл/1451/12.12.11-TIMSS_2011.pdf (дата обращения 18.05.2015)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 18.05.2015)

© А.А. Сыромятников, Е.В. Кузнецова, 2015

УДК 372.881.1

Ю.Ю.Тимкина

канд. пед. наук, доцент Пермской ГСХА, г. Пермь, РФ, E-mail: timkinaj@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВАРИАТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются исторические предпосылки вариативного образования при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Показано, что вариативное иноязычное образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.