развитие унитарных предприятий кинопоказа как одно из приоритетных направлений совершенствования социально-культурного обслуживания населения
THE DEVELOPMENT OF UNITARY ENTERPRISES OF THE CINEMA AS ONE OF THE PRIORITY DIRECTIONS OF THE SOCIAL AND CULTURAL SERVICES IMPROVEMENT
УДК 334.72
САПЕЛКО Светлана Николаевна
доцент кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
SAPELKO, Svetlana Nikolaevna
Associate Professor at the Economics of Film and Television Department in the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
САЛьНИКОВА Екатерина Валерьевна
доцент кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
SALNIKOVA, Ekaterina Valerievna
Associate Professor at the Economics of Film and Television Department in the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается специфика деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий кинопоказа с учетом особенностей их правового статуса. Исследованы основные направления совершенствования деятельности унитарных кинотеатров в соответствии с задачами государственной культурной политики. Проведен анализ перспектив развития системы трансляций культурных мероприятий.
Ключевые слова: кинопоказ, кинотеатр, унитарное предприятие, государственная культурная политика, культурная деятельность, информационная среда.
Abstract.
The article examines the specificity of activity of the state and municipal unitary enterprises of film distribution taking into account peculiarities of their legal status. It gives the basic directions of improvement of activity of the unitary cinemas in accordance with the objectives of the state cultural policy. There is the analysis of prospects of development of broadcasts of cultural events.
Key words: Film show, cinema, unitary enterprise, state cultural policy, cultural activities, information environment.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса РФ и положениям Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию [1].
С экономической точки зрения главная особенность унитарного предприятия заключается в том, что имущество, закрепленное за ним собственником, не является ликвидными активами, так как это имущество неделимо, не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), внесено в качестве вклада в уставный капитал других организаций, продано, передано в аренду или в залог. Остальным имуществом унитарное предприятие может распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Необходимо отметить, что в деятельности унитарных предприятий имеется ряд противоречий. С одной стороны, закон устанавливает статус такого предприятия, как коммерческой организации, которая преследует основную цель - систематическое извлечение прибыли, с другой - не наделяет его правом собственности и обязывает нести социальное бремя.
В отличие от свободной предпринимательской деятельности, присущей коммерческой организации, данный субъект не только не может самостоятельно выбрать вид деятельности, но и пути решения поставленных перед ним задач [2].
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» одним из факторов создания государственного или муниципального унитарного предприятия является необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Одним из видов государственного или муниципального унитарного предприятия, решающими социально-культурные задачи, являются предприятия кинопоказа.
В настоящее время в России действуют более 100 государственных или муниципальных унитарных предприятий кинопоказа. Рост числа современных кинотеатров по всей России в целом ограничил потенциал их посещаемости и привел к ужесточению конкуренции. В данных условиях большинство унитарных предприятий кинопоказа являются убыточными или находятся на пределе рентабельности.
В соответствии с действующим законодательством цель деятельности унитарных предприятий кинопоказа - это решение государственных задач на коммерческой основе. Однако в настоящее время унитарные предприятия кинопоказа не ведут никакую специализированную деятельность, связанную с выполнением государствен-
ных задач, и являются участниками кинорынка без каких-либо конкурентных преимуществ перед развитыми коммерческими сетями кинопоказа. Финансовое положение большинства государственных и муниципальных унитарных кинотеатров является нестабильным, что требует разработки и внедрения комплекса мер по совершенствованию деятельности каждого кинотеатра. В данных экономических условиях и, учитывая особенности правового статуса унитарных предприятий, приоритетным направлением развития унитарных предприятий кинопоказа является реализация на их базе различных социально-культурных и образовательных программ.
В 2014 г., объявленном на территории Российской Федерации Годом культуры, была принята серия законодательных актов, среди которых «Основы государственной культурной политики». Целями государственной культурной политики является создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования, а также обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам [3]. Предприятия кинопоказа являются неотъемлемым компонентом сферы услуг, обеспечивая формирование ценностных ори-ентаций у населения и развитие культурного общественного потенциала. Такие предприятия - это посредник между производителями и потребителями услуг киноиндустрии [4]. В связи с этим одним из перспективных направлений развития унитарных предприятий кинопоказа является, как уже отмечалось, решение задач государственной культурной политики, а именно:
• поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства;
• развитие инфраструктуры культурной деятельности, создание благоприятной куль-
турной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети ки-новидеопоказа;
• восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан;
• вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры;
• развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры.
Одна из задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий определена как «государственная поддержка отечественной кинематографии, в том числе создания анимационных, документальных, научно-популярных, учебных, адресованных детской аудитории фильмов, создание условий для развития творческих индустрии». Также в Основах культурной политики указано, что «творческие индустрии» - это компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке [3]. Из данных определений следует, что при государственной поддержке деятельности по социально-культурному обслуживанию населения каждое унитарное предприятие кинопоказа является творческой индустрией, развитие которой должно соответствовать целям и стратегическим задачам государственной культурной политики, ключевым принципам ее реализации.
В первую очередь совершенствование социально-культурного обслуживания населения унитарными предприятиями кинопоказа может быть реализовано через систематическое сотрудничество с различными дошкольными и общеобразовательными заведениями, а также заведениями дополнительного образования, посредством реализации абонементов на учебный год. Данное сотрудничество представляется выгодным для всех участвующих сторон:
• для унитарных кинотеатров абонементная система позволит обеспечить регулярность посещения кинозалов и соответственно стабильный доход;
• для образовательных учреждений заранее согласованный план кинопоказов по абонементу является дополнительным современным условием для воспитания граждан и может быть включен в учебные планы соответствующих дисциплин в качестве методов активного обучения на различных этапах учебного процесса;
• для учащихся (их родителей) возможность посещения кинотеатров по абонементу дает доступ к современным знаниям, информации и культурным ценностям по приемлемой цене.
Следует отметить, что развитие абонементной системы рассматривается как наиболее перспективное и эффективное направление развития унитарных предприятий кинопоказа, но по умолчанию не исключает реализацию билетов на разовое посещение всех предлагаемых кинопоказов. При этом эффективность реализации абонементов непосредственно зависит от предварительного анализа территориальных особенностей данного региона, состава его населения, наличия культурных объектов и т. д. Составление учебных абонементов не должно быть централизованным, в каждом унитарном кинотеатре абонементы должны составляться при тесном взаимодействии с учебными заведениями и общественными организациями, функционирующими в данном регионе, с учетом потребностей различных категорий учащихся, в соответствии с задачами действующих учебных программ и т. д. Гибкий подход к потребностям населения различных регионов позволит реализовать задачи государственной культурной политики в области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности, а именно формирование информационной грамотности граждан и формирование единого российского электронного пространства по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.
Помимо абонементов и разовых билетов на кинопоказы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью в регионе, унитарные кинотеатры могут составлять и реализовывать другие виды билетов и абонементов, например:
• комплексные семейные билеты и абонементы;
• индивидуальные и семейные абонементы выходного дня;
• абонементы на время каникул;
• абонементы на кинопоказы национальных фильмов;
• абонементы на кинопоказы по различным областям искусства (литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография) и др.
Для успешной деятельности по социально-культурному обслуживанию населения унитарным предприятиям кинопоказа необходимо одновременно учитывать два аспекта: экономический и социальный. С экономической точки зрения, посещение унитарного кинотеатра по абонементу для населения должно быть выгодным по сравнению с приобретением билетов на просмотр тех же фильмов в коммерческих сетях кинопоказа. С социальной точки зрения, унитарные предприятия кинопоказа должны предоставлять для просмотра особый (эксклюзивный) репертуар социально-культурной направленности, аналогов которому нет в коммерческих сетях кинопоказа. Социально-культурное обслуживание населения - это особенный сегмент рынка кинопоказа. Следует понимать, что косвенная привлекательность (выгода) данного сегмента заключается в том, что способствует созданию позитивного имиджа унитарных кинотеатров среди населения. Социальный имидж является значимым фактором формирования соответствующих предпочтений у населения при планировании образования и досуга, что в свою очередь способствует успешному развитию унитарных предприятий кинопоказа в долгосрочной перспективе. Помимо кинопоказа репертуара социально-
культурной направленности, унитарным кинотеатрам следует предоставлять социально-значимые услуги и условия, такие как:
• система льготного получения билетов и абонементов для малообеспеченных семей;
• организация бесплатных кинопоказов для социально-незащищенных категорий граждан;
• возможность посещения кинотеатра для людей с ограниченными возможностями;
• организация экскурсий школьников в кинотеатр с целью профориентации;
• регулярное проведение акций, приуроченных к праздникам, выходу новых фильмов, благотворительности и другим событиям;
• организация и проведение тематических кинопоказов, кинофестивалей, кинолекториев, киноутренников;
• использование фойе кинотеатра для проведения выставок детского рисунка по кинофильмам, фотовыставок к праздникам и т. д.;
• использование фойе кинотеатра для проведения выставок и мероприятий, направленных на развитие интереса и формирование уважительного отношения к местным этнокультурным и конфессиональным ценностям;
• сотрудничество с некоммерческими организациями и общественными объединениями, которые реализуют мероприятия в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
• сотрудничество с туристскими компаниями, развивающими направления по историко-культурному, этнографическому и событийному туризму в рамках внутреннего туризма, и др.
Богатое историческое и культурное наследие и возможности современных технологий создают неограниченное пространство для составления абонементов унитарными предприятиями кинопоказа. Организация кинопоказов по абонементным программам предполагает не только просмотр различных фильмов (текущий кинопрокат, художественные фильмы разных времен, документальные записи и т. д.), но и новых видов визуальных продуктов. Например, кинотеатры могут пред-
лагать к показу виртуальные экскурсии по музеям, по городам и другим культурным и природным достопримечательностям России и всего мира, а также трансляции различных культурных мероприятий.
В настоящее время Большой театр совместно с компаниями «Pathe Live» и «Bel Air Media» осуществляет прямые трансляции балетных спектаклей в кинотеатры всего мира. Благодаря данному проекту спектакли Большого театра стали доступны зрителям самых разных городов и стран. Первая прямая трансляция из Большого театра в кинотеатрах России прошла 12 мая 2013 г. На театральный сезон 2015-2016 гг. заявлена программа трансляций семи балетов, которые можно увидеть на экранах кинотеатров в HD качестве: четыре балета - в прямой трансляции («Жизель, «Дама с камелиями», «Укрощение строптивой», «Дон Кихот»), три балета - в записи («Драгоценности», «Щелкунчик», «Спартак»). В настоящее время в прямых трансляциях и повторных показах участвуют более тысячи кинотеатров в пятидесяти странах мира, включая города России (свыше тридцати городов и сорока кинотеатров) [5].
Очевидно, что данная практика показа культурных событий в прямой трансляции и в записи имеет огромный потенциал для развития государственных и муниципальных унитарных кинотеатров в России, особенно на территориях, удаленных от больших городов и мегаполисов. Семь спектаклей Большого театра в год -это очень маленькая часть среди всего объема социально-культурных мероприятий, происходящих на различных площадках страны.
Развитие системы культурных трансляций в унитарных предприятиях кинопоказа должно являться задачей государственного значения и поддерживаться соответствующими законодательными актами. Также особый правовой статус унитарных предприятий кинопоказа позволяет привлекать дополнительное финансирование на государственном и муниципальном уровнях, а также способствует получению грантов и сотрудничеству с различными фондами.
Данный подход позволит реализовать одну из задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий - сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем использования цифровых коммуникационных технологий для обеспе-
чения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания. А понимание, что в современном мире культура является значимым ресурсом социально-экономического развития, позволит обеспечить конкурентоспособное положение унитарным предприятиям кинопоказа на российском рынке киноиндустрии.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
2. Орлов Е. В. Унитарные предприятия: история, основы деятельности, перспективы // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 5-1. С. 74-84.
3. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808.
4. Ивонинский А. Н. Характеристика основных проблем предприятий кинопоказа в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2014. № 1(49). С. 238-240.
5. Театральный киносезон 2015-2016. Официальный сайт Большого театра. URL: http://www.bolshoi.ru/about/relays/ (дата обращения: 25.01.2016).
6. Сальникова Е. В. Особенности формирования системы бухгалтерского и налогового учета внеоборотных активов в организациях сферы культуры // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 87-91.