СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНДУСТРИИ КИНОПОКАЗА В РОССИИ
MODERN STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CINEMA INDUSTRY ORGANIZATIONS IN RUSSIA
УДК 334 : 791.65
МАСЛИК Кристина Владимировна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, bastet-13.03@mail.ru
MASLIK, Kristina Vladimirovna
Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, bastet-13.03@mail.ru
Аннотация.
В статье формулируются основные теоретические аспекты экономики современного кинотеатрального сектора. Уточнены сущностное понимание дефиниции «кинотеатр» и типология предприятий, осуществляющих кинопоказ. Современное состояние индустрии кинопоказа анализируется на основе статистических данных за 2014-2016 гг. Сформулированы классификационные признаки разновидностей предприятий кинопоказа. Дан анализ деятельности крупнейших кинотеатральных сетей России и Санкт-Петербурга. Приводится авторское видение перспективных направлений развития сектора кинопоказа в России.
Ключевые слова: отраслевое управление, управление социально-экономическим развитием предприятия, кинопоказ, кинотеатр, кинорынок.
Abstract.
The article presents main theoretical aspects of contemporary theatrical economy sector. It clarifies the essential understanding of the «cinema» definition and the typology of enterprises engaged in film screening. The current state is analyzed based on the 2014-2016 statistical data. It gives classification features for cinema enterprises division. It also analyses the largest theatrical networks of Russia and St. Petersburg. We present the author's vision of the promising areas of cinema sector in Russia.
Keywords: branch management, socio-economic development of enterprise, film screenings, theater, film market.
© Маслик К. В., 2016.
Развитие современной цивилизации как системы общественных взаимоотношений культуры и научно-технического прогресса обусловило появление у граждан свободного времени и денежной массы, превышающей объем, необходимый для обеспечения нормального функционирования отдельной личности и/или ее семьи. В результате этого процесса повысилась значимость потребности заполнения гражданами своего досуга, что в конечном итоге привело к ускорению развития зрелищных предприятий во второй половине XIX в., появлению стационарных театров, цирков и в конечном итоге кинотеатров.
В настоящее время заполнение досуга в виде потребления услуг зрелищных предприятий -организаций культуры - зависит от множества факторов, в том числе цены, статусности, целеполагания индивида, количества располагаемого им свободного времени, уровня товарной и видовой конкуренции, разнообразия и конкурентности видов услуг на конкретной территории и др.
Особого рода способом заполнения свободного времени выступает искусство, так как позволяет людям ощутить эмпатию, компенсирующую разного рода эмоциональные, ролевые и другие лакуны индивидуального развития конкретного человека.
Наиболее массовым видом искусства является кинематография, так как это своего рода синтез театра, музыки, изобразительного искусства, литературы.
Особенность киноискусства состоит в том, что заполнение досуга, как правило, осуществляется в захватывающей, развлекательной форме, поэтому восприятие кинофильма зрителем не требует особых интеллектуальных усилий. И здесь важную роль играет кинопоказ, который является связующим звеном между конкретным аудиовизуальным произведением и зрителем. Таким образом, кинопоказ представляет для нас объект для отдельного и детального изучения, так как это элемент киноиндустрии, позволяющий оценить экономическую эффективность произведений киноискусства.
В общем виде под кинопоказом следует понимать воспроизведение аудиовизуально-
го контента через определенное устройство и коллективный просмотр кинопроизведения, как правило, в кинотеатре, под которым следует понимать здание или его часть, оборудованные для публичной демонстрации кинофильмов. Кинотеатр представляет собой самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который оказывает услуги.
Как у любого предприятия, у кинотеатров цели и виды деятельности прописывается в Уставе.
Например, в Уставе муниципального кинотеатра «Победа» написано: «Предприятие кинотеатр "Победа" создано в целях удовлетворения общественных потребностей в кинообслуживании (в показе фильмов, прокате киновидеофильмов, предоставлении услуг по видеосъемке и видеопрокату) и получения прибыли».
Также в его Уставе перечислены следующие виды деятельности.
«Для достижения уставных целей, указанных выше, данное предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
• показ фильмов, включая показ фильмов в кинотеатрах, на открытых площадках или в других местах, предназначенных для просмотра фильмов;
• прокат фильмов, включая распространение кино- и видеофильмов среди различных учреждений, но не для широкой публики, продажу или предоставление напрокат фильмов другим учреждениям, а также деятельность, связанную с распространением фильмов (заключение контрактов на прокат фильмов, доставка, хранение и т. п.), покупку и продажу прав на распространение фильмов;
• прочая зрелищно-развлекательная деятельность» [1, с. 3-4].
В целом, по мнению автора, задачи, решаемые кинотеатром в процессе своей профессиональной рыночной деятельности, можно разделить на экономические и неэкономические, классификация и характеристика которых представлена в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, экономические задачи кинотеатра также подразделяются на количественные и качественные, за выполнение которых отвечают разные специалисты, важно, чтобы каждый их них был лично мотивирован на повышение экономических показателей предприятия. Как считает А. Д. Евменов: «В то же время трудовые отношения в социальной сфере - едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия данного сегмента народного хозяйства, особенно когда коллектив насчитывает десятки и сотни человек. Утверждение рыночных отношений в области деятельности организаций социальной сферы сопровождалось отходом от принципов иерархического управления и жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок» [2, с. 147].
Кинотеатр как предприятие, относящееся к социально-культурной сфере, несет просветительскую функцию, может привлекать зрителей на различные культурные мероприятия, например, балет, оперу, кинофестивали.
Как добавляет в своей работе Н. А. Морща-гина: «.. .в настоящее время кинотеатры реализуют образовательные функции, осуществляя интеграцию образования и искусства в единое пространство, делая его увлекательным и актуальным. Вместе с тем происходит приобщение населения к существующим культурным
Таблица 1 Задачи кинотеатра
ценностям, при этом повсеместно создаются новые. Среди ключевых социально-культурных функций кинотеатров следует отметить семейный досуг и социальную адаптацию молодежи, именно здесь у зрителей существует возможность коллективного сопереживания сюжетной линии или герою, которое способствует развитию гуманности, отзывчивости и патриотизма населения. Стоит подчеркнуть, что во многих городах и поселках именно кинотеатры являются единственными площадками для культурно-массовой работы с населением» [3, с. 120].
Укажем, что в современных цифровых кинотеатрах показ кинофильма происходит посредством чтения файла с жесткого диска и его проекции на экран. На сегодняшний день доставка файлов с фильмами происходит по защищенному каналу связи через Интернет, это экономит много времени, однако данный метод недоступен многим кинотеатрам из-за низкой скорости передачи данных.
По данным на 1 января 2016 г., в России насчитывался 4021 коммерческий кинозал в 1204 кинотеатрах. Переход на цифровые технологии кинопоказа можно считать практически завершившимся. Например, с 1 января 2016 г. компания «Невафильм» (Санкт-Петербург) больше не учитывает пленочные залы, которые работают с лентами прошлых лет (например, «А зори здесь тихие...», «Три богатыря», «Ход конем») или перешли на
Классификация задач Характеристика задачи
Экономические Количественные: повышение прибыли, снижение затрат, регулирование количества и заполнения рабочих мест, повышение рентабельности дополнительных услуг, управление ценовой политикой. Качественные: продвижение кинотеатра, планирование деятельности, прогнозирование ситуаций, обеспечение качественного кинопоказа и воспроизведение звука, обеспечение исправности всего инвентаря и систем снабжения
Неэкономические Развлечение и культурно-научное просвещение кинозрителей, улучшение условий труда, повышение мотивации и квалификации сотрудников
БУО-показ. Единственные пленочные залы, которые включены в статистику на 1 января 2016 г., - это так называемые архивные кинотеатры, прокатывающие картины филь-мофондов (всего 2 кинотеатра и 5 залов), поскольку эти специализированные площадки в настоящий момент могут быть отнесены к коммерческим, благодаря качеству оснащения своих залов и достаточно высокой - на рыночном уровне - цене билета [4].
Исходя из этого, можно сформулировать определение современного кинотеатра - это хозяйствующий субъект, который осуществляет регулярный коммерческий кинопоказ с использованием цифровой кинопроекции, с многоканальным звуком в комфортабельном зале. При этом кинопоказ и кинобар в таком кинотеатре являются основными источниками дохода для собственника. Именно такие кинотеатры играют ключевую роль на современном рынке кинопоказа в России и за рубежом.
Современные кинотеатры, как правило, являются многозальными, что связано с рядом экономических причин и обусловливает особенности репертуарного планирования. Поэтому важнейшим классификационным признаком является количество залов в кинотеатре.
В зависимости от количества залов кинотеатры подразделяются следующим образом:
• Моноэкран - кинотеатр, в котором только один экран.
• Миниплекс - комплекс с количеством экранов от 2 до 8.
• Мультиплекс - кинотеатр, в котором залов от 9 до 15.
• Мегаплекс - комплекс с количеством залов от 16.
Всего в РФ на начало 2015 г. было 1187 кинотеатров. На конец второй половины 2016 г. их количество выросло и составляет 1204. Распределение коммерческих кинотеатров России по количеству залов на 1 января 2015 г. представлено в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что в России все еще остается достаточно большое количество кинотеатров с одним или двумя залами. Как правило, это старые кинотеатры, которые смогли найти средства для переоборудования - по-
купку цифровых проекторов. Можно предположить, что это кинотеатры, расположенные в значительном отдалении от мегаполисов, у которых нет или мало конкурентов вблизи. В совокупности миниплексы занимают большую долю среди общего количества кинотеатров. Из мультиплексов наибольшее распространение получили кинотеатры с восемью залами.
Мультиплекс представляет собой своего рода многофункциональный комплекс - несколько сравнительно небольших просмотровых залов (100-150 посадочных мест в каждом) для демонстрации фильмов, разнообразный репертуар, современное техническое оснащение, высокий уровень комфорта.
В категории мегаплексов предприятия кинопоказа можно перечислить пока что поштучно. Так, в 2013 г. был открыт 20-зальный «Киноцентр Соловей на Красной Пресне», он стал первым отечественным мегаплексом. Также в России есть три мегаплекса «Каро Vegas 22», в нем соответственно 22 зала, находится он в Москве. На данный момент самым крупным по количеству залов считается московский «Киноцентр», в котором 23 зала.
Стоит отметить, что за последние годы возросло количество однозальных кинотеатров, так как они перешли в разряд коммерческих и цифровых муниципальных площадок в малых городах. Поэтому получается, что доля рынка однозальников не изменилась по числу залов и даже выросла - по числу кинотеатров.
Следующий критерий классификации кинотеатров - старт начала проката фильмов. Здесь выделяют кинотеатры «первого экрана» -выпускают фильмы в день премьеры по всей стране, а также кинотеатры «второго экрана» -прокат фильмов через 2-3 недели после премьеры на «первом экране».
Современные кинотеатры также стало принято делить по технологическому аспекту, так как в процессе конкуренции за клиента предприятия кинопоказа вынуждены приобретать различные технологические новинки и устанавливать в своих залах, а также холлах.
Есть кинотеатры IMAX («image max» - англ. -«большая картинка») - это определенная категория кинотеатров, которые специально проектируются под демонстрацию фильмов
в формате IMAX. Главное отличие - размеры экрана, которые многократно превосходят традиционные. Зрительный зал рассчитывается здесь таким образом, что зрители близко располагаются к экрану, который перекрывает все поле зрения. Это обеспечивает максимальный эффект присутствия и погружения в фильм. В Санкт-Петербурге на данный момент есть восемь кинотеатров с залом IMAX. Такие залы называются киноаттракционными.
Киноаттракционные залы - залы, где установлено дополнительное, современное оборудование, которое за счет различных эффектов взаимодействия на зрителя обеспечивает еще больший «эффект погружения». К их числу относятся также залы Dolby Atmos, Barco Auro 3D (системы звука, отличающиеся от остальных расположением колонок на
потолке, большим числом каналов, что как следствие помогает полностью погрузиться в реальность кинокартины). Следует также упомянуть залы 4DX со специальными креслами, которыми заменяется, как правило, средний ряд в кинозале. Одновременно с видео и звуковой дорожкой в них передаются определенные эффекты, которые дополняют фильм; хорошо сочетается с технологией 3D, но также могут использоваться и без нее. Основные дополнения для просмотра - это движение, вращение и толчки кресел, а также водяные брызги и ветер как с фронта, так и с тыла, подача пара в зал, мыльные пузыри и ароматический пар. Еще одна технология - D-BOX - это очень похожие на 4DX кресла, разница в том, что в последних ноги стоят не на полу, а на специальной подставке, что позволяет ощутить
Таблица 2
Распределение коммерческих кинотеатров по числу залов [5]
Количество залов в кинотеатре Количество кинотеатров Количество залов Доля рынка по количеству кинотеатров, % Доля рынка по количеству залов, %
1 449 449 37,8 11,7
2 225 450 19,0 11,8
3 106 318 8,9 8,3
4 110 440 9,3 11,5
5 65 325 5,5 8,5
6 66 396 5,6 10,3
7 46 322 3,9 8,4
ИТОГО 618 2 251 52,1 58,8
МИНИПЛЕКСЫ
8 54 432 4,5 11,3
9 28 252 2,4 6,6
10 18 180 1,5 4,7
11 8 88 0,7 2,3
12 5 60 0,4 1,6
13 2 26 0,2 0,7
14 1 14 0,1 0,4
15 1 15 0,1 0,4
ИТОГО 117 1 067 9,9 27,9
МУЛЬТИПЛЕКСЫ
17 1 17 0,1 0,4
22 1 22 0,1 0,6
23 1 23 0,1 0,6
ИТОГО 3 62 0,3 1,6
МЕГАПЛЕКСЫ
ВСЕГО В РОССИИ 1187 3 829 100,0 100,0
себя как бы на платформе, ощутить полет очень четко, всем телом. Отметим, что первым российским фильмом в формате 4 DX стал мистический триллер «Вий», снятый по мотивам повести Н. В. Гоголя.
Распределение залов с киноаттракционами в России представлено в таблице 3.
Анализируя таблицу 3, можно сделать выводы, что на сегодняшний день общее число киноаттракционных коммерческих залов в России всего около 170, что составляет небольшую долю в общем числе коммерческих залов. Данные форматы - это единственный путь конкурировать с домашними кинотеатрами, предоставляя зрителям то, чего они не смогут воссоздать для себя самостоятельно.
При этом в последние годы общемировым трендом становится оборудование кинотеатрами собственных залов Premium Large Format (PLF). Помимо общеизвестного бренда IMAX к ним могут быть отнесены формат Luxe RealD и залы без аппаратуры известных брендов, но ко-
торые, тем не менее, кинотеатр позиционирует в качестве PLF. Гигантский экран здесь, как правило, сочетается с идеальным изображением (4К, двойной проектор и т. п.) и премиальным форматом звука. Сейчас в стране насчитывается 13 залов такого формата помимо 1МАХ. Очевидно, что в России этой тенденции еще предстоит набирать обороты.
Что же касается формата 3Б, то наблюдается «увеличение валовых кинотеатральных сборов при вводе в эксплуатацию 3Б залов, а также увеличение 3Б релизов новых кинофильмов при условии сохранения существующих трендов изменений зрительских предпочтений» [7, с. 266].
Кинотеатр, расположенный в торгово-раз-влекательном центре (ТРЦ) или в торгово-развлекательном комплексе (ТРК), называется киноплекс. Динамика открытий таких кинотеатров представлена на рисунке.
Доля новых кинозалов, построенных в ТРЦ, в 2015 г. составила 78% - это на 14%
Таблица 3
Киноаттракционные коммерческие кинозалы в России [6]
Наименование Barco Auro 3D Dolby Atmos IMAX 4DX D-Box PLF
Количество, всего в России на начало 2016 г. 18 62 43 9 24 13
2010 2011 2012 2013 2014
больше, чем в 2014 г. Общая доля кинозалов в торговых центрах продолжает расти и составляет по итогам 2015 г. 66,8% (2686 экранов в 479 ТРЦ) [8].
Популярность этих киноцентров обусловлена тем, что за сутки торговый центр посещает очень много людей, к тому же покупатели уже заранее настроены на отдых, что позволяет им пройти в кинотеатр и посмотреть какой-нибудь фильм. На сегодняшний день практически все крупные кинотеатры расположены в ТРЦ. Они занимают достаточно большую площадь, и выгоднее арендовать ее, чем строить «с нуля» на пустой земле. Однако нельзя сказать, что и здесь все так радужно. Иногда даже самым «сильным» киносетям приходится открываться не в самых лучших условиях - в абсолютно пустом торговом центре. Тогда предпринимаются различные нестандартные шаги для продвижения кинотеатра, так как в таких условиях, как правило, торговый центр бездействует. Спасти ситуацию может только агрессивная маркетинговая политика, в том числе и ценовая демпинговая.
Также можно подразделить кинотеатры по типам игроков рынка кинопоказа. Фрагмента-
цию рынка кинопоказа по типам операторов кинотеатров на 1 января 2015 г. можно увидеть в таблице 4.
Анализируя данные, представленные в таблице 4, можно сделать вывод, что распределение кинозалов между киносетями и независимыми кинотеатрами осталось за 2014 г. неизменным: 53% - принадлежат федеральным операторам, 8% - региональным, 12% - местным сетям и 27% составляют независимые кинотеатры, их 495.
Первую тройку самых крупных операторов сети составляют: «Синема Парк» - 33 кинотеатра и 307 залов, «Формула Кино» - 34 кинотеатра и 255 залов в них, и «Каро» - у них 29 кинотеатров с 228 залами (данные на 1 января 2016 г.).
Считается, что на рынке цифрового кинопоказа функционируют два основных типа игроков: крупные федеральные сети, имеющие целевые программы по оснащению всех своих площадок цифровыми экранами для показа 3Б-фильмов, а также независимые кинопоказчики в небольших городах, стремящиеся получить конкурентные преимущества [3].
Кинотеатры по территории нашей страны распространены неравномерно (таблица 5).
Таблица 4
Фрагментация рынка кинопоказа по типам операторов кинотеатров [5]
Тип оператора Количество операторов Количество кинотеатров Количество залов Доля кинотеатров с цифровыми залами, % Количество цифровых залов Доля кинотеатров с цифровыми залами, % Доля цифровых залов,% Доля рынка по количеству залов, %
Федеральные сети 29 424 2033 423 1994 100 98 53
Региональные сети 19 72 302 72 296 100 98 8
Местные сети 57 196 457 194 430 99 94 12
Независимые кинотеатры 495 495 1037 468 974 95 94 27
Всего в России 600 1187 3829 1157 3694 97 96 100
Таблица 5
Доли кинорынка по федеральным округам России на 01.01.2016 [8]
Округ Количество кинотеатров, шт. Количество залов, шт. Доля рынка по количеству залов, % Доля рынка по числу посетителей, % Доля рынка по кассовым сборам,%
Московский регион 132 753 18,7 18,9 26,7
Приволжский ФО 179 637 15,8 16,9 14,1
Центральный ФО (без учета МР) 192 578 14,4 14,0 12,6
Сибирский ФО 153 457 11,4 11,1 9,4
Уральский ФО 125 380 9,5 8,2 7,5
Санкт-Петербург 63 355 8,8 9,1 9,2
Южный ФО 118 331 8,2 9,3 8,7
Северо-Западный ФО (без учета СПб) 95 237 5,9 4,7 4,1
Дальневосточный ФО 91 163 4,1 4,4 4,5
Северо-Кавказский ФО 41 94 2,3 2,1 2,0
Крымский ФО 15 36 0,9 1,3 1,1
Всего в России 1204 4021 100 100,0 100
Анализируя данные таблицы 5, можно сделать выводы: лидирующим регионом по числу кинозалов остается мегаполис Москва, на территории которого находятся уже почти 19% современных кинозалов. В Санкт-Петербурге на 1 января 2016 г. работало 63 кинотеатра с 355 экранами, из которых 38 кинотеатров с 290 экранами находятся в торговых центрах. Что примечательно, в городе за прошедший год не закрылся ни один кинотеатр. И всего лишь три зала прекратили свою работу, два из которых были пленочными.
И. Н. Сахарова считает, что «в настоящее время рост российского кинорынка за счет увеличения числа кинотеатров в малых городах страны является единственной гарантией перспективного развития кинопроката, а в целом и кинематографа» [9, с. 71]. Автор согласен с ней и считает, что результат будет не реактивным, а скорее накопительным, год от года с ростом количества кинотеатров будет
расти и интерес к качественному российскому контенту.
В рейтинге крупнейших операторов сетей кинотеатров в Санкт-Петербурге первое место у «Формулы кино» (12 кинотеатров - 96 залов), второе занимает «Мираж Синема» (9 кинотеатров - 63 зала), «Каро» (8 кинотеатров -55 залов), «Синема Парк» (3 кинотеатра -34 зала) и «Люксор» (2 кинотеатра - 9 залов).
В течение 2014 г. у двух кинотеатров сменились управляющие компании. Так, работающий по франшизе «Киномакс» ушел из ТРЦ «Румба», на его место пришел «Кинополис». Всеми любимый киноцентр «Пик» вышел из сети «КиноЭксперт» и открылся под другим брендом «Айви Синема», преобразовавшись из восьмизальника в семизальник. К тому же такие сети, как «Каро», «Формула Кино» и «Синема Парк», постоянно проводят ребрендинги своих площадок в городе, чтобы оставаться привлекательными для постоянно развивающегося зрителя.
Что же касается кинобаров, то на них отразилось импортозамещение: поставщики предлагают отечественные продукты как крупным сетям, так и независимым кинотеатрам, и проблема здесь заключается в объемах производства российской сельскохозяйственной продукции.
По прогнозам «Невафильм Research» (Санкт-Петербург), к концу 2016 г. в России будет насчитываться 4,5 тыс. коммерческих экранов - почти 300 из них будут открыты благодаря субсидиям Фонда кино кинотеатрам в малых городах.
На основе проведенного анализа можно выделить две противоположных тенденции в развитии индустрии кинопоказа в России на сегодняшний день:
• слабая доступность услуг кинопоказа для населения, проживающего в сельской местности и малых городах;
• переизбыток предприятий кинопоказа в крупных городах при очень высокой конкуренции.
Первая проблема решается путем разработки и внедрения государством специальных программ. Уже в 2016 г. Фонд кино активно занялся кинофикацией малых городов, без нее не только модернизация - само функционирование кинотеатров в малых городах нерентабельно.
В соответствии с представлениями автора, решение второй проблемы и дальнейшее развитие кинотеатрального сектора будет сопряжено с внедрением разнородных инноваций. А. Д. Евменов указывает главную цель данного мероприятия — «внедрение в деятельность организаций культуры прогрессивных технологий создания, продвижения, потребления продукции и услуг культурного характера для повышения социально-экономического потенциала рассматриваемой сферы народного хозяйства» [10, с. 45]. Автор согласен с данным высказыванием и подчеркивает, что развитие сектора кинопоказа приведет к развитию всей отрасли кинематографии. В частности, инновации в кинопоказе связаны с тремя главными сферами деятельности: кинопоказ, организационная и управленческая.
Инновации в кинопоказе, в первую очередь, связаны с техническими инновациями. Так, своевременное обновление основных фондов кинотеатра на более современные существенно увеличивает конкурентоспособность предприятия.
В организационной сфере к инновациям отнесем услуги, среди которых наиболее распространенными является кинобар (консешн-зона), специальные небольшие VIP-кинозалы, программы лояльности, организации премьер и различных фестивалей, ночные показы «нон-стоп», «кино по запросу». Все эти услуги изначально появились как инновации, а затем получили широкое распространение во всей отрасли.
Инновациями в управленческой сфере деятельности кинотеатра могут быть новые модели управления организацией, передача управленческих полномочий другой организации, привлечение и использование дополнительных ресурсов, субаренда - все это способно значительно повысить эффективность деятельности организации. Совсем недавно появилась компания ViAMA, главным направлением деятельности которой является предоставление услуг в области создания и управления кинотеатрами. Также эта компания формирует сеть кинотеатров, которые могут принадлежать разным собственникам, но будут находиться под управлением единой компании.
Таким образом, исходя из анализа, проведенного автором в этой статье, можно сделать определенные выводы.
Современный кинотеатр - это, прежде всего, цифровой кинотеатр, который осуществляет регулярный коммерческий кинопоказ с использованием цифровой кинопроекции, с многоканальным звуком в комфортабельном зале; при этом кинопоказ и кинобар в таком кинотеатре являются основными источниками дохода для собственника.
Основное количество кинотеатров сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. По прогнозам Невафильм Research, к концу 2016 г. почти 300 кинотеатров будут открыты благодаря
субсидиям Фонда кино, данные предприятия кинопоказа будут располагаться в малых городах.
Существуют две тенденции в развитии современного кинопоказа в России: слабая доступность услуг кинопоказа для населения, проживающего в сельской местности и ма-
лых городах - она решается путем внедрения новых программ; переизбыток предприятий кинопоказа в крупных городах (очень высокая конкуренция) - эта проблема решается посредством повышения конкурентных преимуществ предприятия через инновации.
Список литературы
1. Устав МУП «Кинотеатр «Победа», г. Гатчина, 2013.
2. Евменов А. Д., Сазонова Е. В., Лавров В. В. Оценка, мотивация, управление карьерой и социально-психологические аспекты управления персоналом // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6-1. С. 146-148.
3. Морщагина Н. А., Скорччеллетти Д. С. Особенности функционирования, тенденции и перспективы развития сетей кинотеатров в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 1. С. 119-126.
4. Синемаскоп. 2016. № 1(53).
5. Российский рынок кинопоказа. Итоги 2014 года. URL: http://www.kinobusiness.com/ cinema/2014/ (дата обращения: 23.05.2016).
6. Формирование организационно-финансовых основ, регулирование основ 3Б-технологий в кинотеатральном секторе. URL: http://www.asiacinema.ru/about/ publications/32 (дата обращения: 17.05.2016).
7. Данилов П. В. Анализ и прогнозирование развития 3D сектора кинотеатрального показа в мировом кинематографе // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 262-266.
8. Обзор российского кинорынка за 2015 год. URL: http://research.nevafilm.ru/ news/2016_04_11/ (дата обращения: 23.05.2016).
9. Сахарова И. Н. Прогноз перспективного экономического и инновационного развития кинематографии // Петербургский экономический журнал. 2013. № 4. С. 69-73.
10. Евменов А. Д. Инновационная деятельность как фактор интенсификации развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2013. № 4. С. 44-48.