Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ / CREATIVE SOLUTION OF TASKS AT DESCRIPTIVE GEOMETRY / ПРОБЛЕМНОСТЬ ЗАДАЧ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY-GRAPHIC PREPARATION / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITIES / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ / INTERACTIVE TECHNOLOGY IN SOLVING TASKS / PROBLEM GEOMETRY PROBLEMS DESCRIPTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Людмила Николаевна

В статье проведен анализ развития творческой и научно-исследовательской деятельности студентов при решении задач по начертательной геометрии в системе современной профессионально-графической подготовки учителей технологии. Автор выделяет важные моменты творческого решения задач: осознание мотивов, установок, желаний, выработку гипотез, эвристические процессы теоретического (образного и логического) мышления; рассматривает проблемность многовариантных и творческих задач по начертательной геометрии, применение диалоговой технологии в этих решении; предлагает динамическую смену мыслительных действий при изменении поисковых характеристик геометрических объектов, выработке гипотез, выборе графических способов решения, способствующих развитию творческой и научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

In the article the analysis of the development of creative and research activity of students in solving problems in descriptive geometry in the system of modern professionally-graphic preparation of teachers of technology. The author highlights the important moments of creative problem solving: awareness of the motives, attitudes, desires, development of hypotheses, heuristic process theoretical (imaginative and logical) thinking; considers problems of multivariate and creative problems in descriptive geometry, the use of dialog technology in these solution offers dynamic change of mental action if you change the search characteristics of geometric objects, development of hypotheses, selection of graphical solutions that contribute to the development of creative and research activity of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»

3. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М., Просвещение, 1981. 192 с.

4. Хроменков П.А. Готовность студентов педвуза к профессиональной деятельности в развивающей образовательной среде // Наука и школа. 2014. №2. С. 17-20.

5. Чистов П.Д. Целостное видение в тональном рисовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. 2006. № 1. С. 30-32.

ЧИСТОВ ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. CHISTOV, PAVEL D. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the faculty of Fine arts and crafts, Moscow State Regional University ([email protected])

РУДНЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ - аспирант, ассистент кафедры живописи Московского педагогического государственного университета.

RUDNEV I.Yu. - Ph.D. student, Assistant of the Department of Painting, Moscow Pedagogical State University.

УДК 378:37.026.9

АНИСИМОВА Л.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ключевые слова: творческое решение задач по начертательной геометрии, проблемность задач по начертательной геометрии, профессионально-графическая подготовка, творческая деятельность, исследовательская деятельность, диалоговая технология в решении задач.

В статье проведен анализ развития творческой и научно-исследовательской деятельности студентов при решении задач по начертательной геометрии в системе современной профессионально-графической подготовки учителей технологии. Автор выделяет важные моменты творческого решения задач: осознание мотивов, установок, желаний, выработку гипотез, эвристические процессы теоретического (образного и логического) мышления; рассматривает проблемность многовариантных и творческих задач по начертательной геометрии, применение диалоговой технологии в этих решении; предлагает динамическую смену мыслительных действий при изменении поисковых характеристик геометрических объектов, выработке гипотез, выборе графических способов решения, способствующих развитию творческой и научно-исследовательской деятельности студентов.

ANISIMOVA, L.N.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS - FUTURE

TEACHERS OF TECHNOLOGY

Keywords: creative solution of tasks at descriptive geometry, problem geometry problems descriptive, professionally-graphic preparation, creative activities, research activity, interactive technology in solving tasks.

In the article the analysis of the development of creative and research activity of students in solving problems in descriptive geometry in the system of modern professionally-graphic preparation of teachers of technology. The author highlights the important moments of creative problem solving: awareness of the motives, attitudes, desires, development of hypotheses, heuristic process theoretical (imaginative and logical) thinking; considers problems of multivariate and creative problems in descriptive geometry, the use of dialog technology in these solution offers dynamic change of mental action if you change the search characteristics of geometric objects, development of hypotheses, selection of graphical solutions that contribute to the development of creative and research activity of students.

Решение задач по начертательной геометрии студентами - будущими бакалаврами технологического образования представляет собой процесс учебного творчества. С психолого-педагогической точки зрения процесс решения задач может служить объектом для изучения творческой деятельности, накопления опыта такой деятельности, становления исследовательских качеств личности студентов. Предлагаемые на лабораторных занятиях задачи, как правило, содержат учебные проблемы. Поэтому первая сложность, с которой сталкиваются студенты, это необходимость глубокого понимания условия задачи, то есть

осознания поставленной проблемы. Довольно часто студенты воспринимают проблемность задач как требование, но не как поставленную учебную проблему. И только в процессе поиска ее решения они приходят к ее пониманию. Особенно ярко это проявляется в решении многовариантных и творческих задач.

Постановка лабораторных занятий по начертательной геометрии с применением психолого-педагогических основ проблемного обучения, анализ многовариантных и творческих задач позволяют преподавателю с наибольшей эффективностью развивать интересы и способности студентов к данной науке, закреплять их знания, умения, навыки, приобретенный опыт творческой и научно-исследовательской деятельности [1].

Поиск решения творческой задачи по начертательной геометрии понимается нами как преодоление студентами проблемно-конфликтной ситуации. Под проблемностью подразумевается наличие объективного противоречия в предметном содержании многовариантной и творческой задачи, под конфликтностью - наличие субъективного противоречия, связанного с личными трудностями, которые выступают в роли мнимых проблем и пробелов в знаниях студентов. Поэтому для повышения эффективности мыслительной деятельности студентов по решению задач начертательной геометрии совершенно необходимо формирование не только интеллектуальной деятельности, обеспечивающей разрешение проблемности, но и личностной характер деятельности, снимающей конфликтность. Мобилизация ресурсов личностного характера в решении творческих задач формирует очень важную способность преодолевать проблемные ситуации вопреки своему конфликтному состоянию. Развитие этой способности в большой степени зависит от активной стимуляции поиска решения.

В изучении творческих (эвристических) процессов мышления в момент поиска большое внимание следует уделить отбору методов решения (т.е. селективности). Нами отмечены частые ошибки студентов при решении задач по начертательной геометрии, связанные с сознательным (или неосознанным) ограничением зоны поиска. Мы полагаем, что различные подходы к пониманию условия, смена механизмов селекции методов решения, переход из одной зоны поиска в другую являются важными моментами творческого решения.

В достижении положительных результатов в решении многовариантных и творческих задач по начертательной геометрии является создание субъективных условий, вызывающих проявление и развитие творческой, научно-исследовательской деятельности студентов. К ним мы относим осознаваемые мотивы, желания, а также специально созданные установки:

1. Мотивы: а) на результат решения; б) долг; в) на нахождение нового способа и получение нового знания; г) осмысление своей мыслительной деятельности;

2. Установки: а) на преодоление трудности; б) на обдумывание задачи; в) на решение ее различными способами; г) на успешное решение (вера в свои интеллектуальные и творческие способности); д) на сознательно направленную организацию творческого мышления; е) на осмысление личностью самой себя и своей мысленной деятельности через самонаблюдение.

3. Желания (и потребности): а) решить задачу самому; б) испробовать все возможные пути решения задач; в) решать рационально с меньшем количеством графических операций; г) испытать чувство удовлетворения (положительного эмоционального переживания) от выполнения поставленной цели; д) испытать свои силы (знания, умения, способности).

Для понимания особенностей решения задач по начертательной геометрии в методическом отношении преподавателю важно проследить путь прохождения этапов решения выявить ключевые моменты поиска. Так Л.Л. Гурова считает критическим моментом поиска решения осознание ситуации неопределенности [4].

Выяснено, что наиболее критическим моментом является переход от активации ориентированных действий к активации исполнительских, ощущаемых как «чувство близости решения». Взаимосвязь мышления и эмоциональной сферы в поисковой деятельности по решению задач учеными определена как «эмоциональное решение», т.е.

выявлен кульминационный пункт предвосхищения решения с последующим свертыванием зоны поиска и снятием ситуации неопределенности.

Важным моментом решения студентами учебной проблемы мы считаем выработку и осознание гипотезы. Под гипотезой понимается не только предположительное суждение и умозаключение, но и сам процесс выдвижения, обоснования и доказательства. Значение этого сложного этапа возрастает, если учесть, что в решении многовариантных и творческих задач возникает не одна, а несколько гипотез, связи между которыми могут привести к новому способу решения проблемы.

Одной из особенностей решения студентами задач по начертательной геометрии является относительное несовершенство взаимодействия образного и вербального мыслительных кодов в понимании условия задач. Важным является то, что взаимодействие кодов теоретического мышления должно подкрепиться (компенсироваться) более простыми наглядно-действенным видом мышления. Он выражается в наглядном моделировании, как условия, так и поиска решения, различных манипуляциях предмета, условно заменяющих геометрические объекты. Особенно ярко проявляется наглядно-действенное мышление, когда нет определенных путей поиска решения, и применение экстраполяции не дает эффектных результатов.

Взаимодействие и взаимообогащение наглядно-действенного и теоретического видов мышления при решении данных задач можно сравнить с работой механизма восхождения по структурным уровням организации мыслительной деятельности, предложенной Я.А. Пономоревым [5]. На помощь эвристическим процессам теоретического (образного и логического) мышления приходят интуитивные поиски и пробы на уровне наглядно-действенного вида мышления. Поиск решения задач начинается с самого нижнего уровня.

Беседами, которые проводятся индивидуально с каждым студентом, преподаватель не может охватить сразу всех обучаемых, даже при выполнении ими тех или иных фронтальных задач. Устные ответы по решению задач не могут раскрыть всех умственных действий студента хотя бы потому, что речь относительна. Затруднено это и в виде письменного объяснения.

Диалог студента и преподавателя будет плодотворным тогда, когда появится единая система рассуждений и объяснений последовательности выполнения умственных действий и графических построений. Поэтому, наряду с индивидуальной работой со студентами, преподавателю начертательной геометрии необходим фронтальный контроль их умственной деятельности. Возникает необходимость новой методики выявления умственных способностей применительно к начертательной геометрии, а затем и соответствующей методики лабораторных занятий, которая бы стимулировала углубленное и творческое изучение начертательной геометрии. В подготовке студентов обучение решению творческих и многовариантных графических задач проходит с применением диалоговой технологии, которая опирается на активизацию их мыслительной деятельности через непосредственный обмен мнениями, совместный поиск решения проблемы, заложенной в условии задачи. Диалоговые технологии, обладая разнообразием педагогических возможностей, необходимы для того, чтобы студенты могли, предлагая для обсуждения собственные идеи и отстаивая их, услышать одобрение или контр-ответы (т.е. аргументированные возражения). Они должны научиться анализировать (критиковать или признавать) предложения (выдвигаемые гипотезы и планы решений) своих собеседников, приобрести первоначальный опыт общения и взаимодействия, освоить различные роли в групповом (или диалоговом) поиске решения поставленной проблемы, находить правильные решения.

Но прежде всего, нужно определить некоторые особенности умственного развития при изучении начертательной геометрии. На основе выявления этих особенностей возможен дифференцированный подбор заданий для каждого студента [6]. Таким образам применительно к начертательной геометрии возможно обеспечение принципа оптимального развития умственных способностей каждого студента в соответствия с ближайшими и перспективными задачами обучения.

В экспериментальной методике проведения занятий, содержащих самостоятельное решение задач по начертательной геометрии, объяснения студента для нас представляются оптимальными в следующем виде:

а) студент использует любые вспомогательные изображения и построения, облегчающие ему представление пространственного образа, нахождение графического построения и направления поиска решения задач;

б) в процессе решения задачи студент задает себе вопросы и отвечает на них, особо выделяя возникшие для него проблемы, новые мысли, продвигающие его к их разрешению;

в) каждое совершаемое умственное действие, графическое построение последовательно отмечается студентов (знаком на графической модели поиска решения задачи).

Такому полному объяснению студентов предварительно можно научить на примере фронтального решения нескольких несложных, но интересных задач.

Процесс развития творческой и научно-исследовательской деятельности применительно к начертательной геометрии мы можем соотнести с процессом становления внутренней готовности студента совершать сложные умственные действия в соответствии с возникшими или поставленными проблемами в задачах разного уровня сложности. Самостоятельная организация студентом своей творческой и научно-исследовательской деятельности даст возможность измерять её развитие количественными и качественными характеристиками задач, включая их психологическую сложность.

При изучении начертательной геометрии мышление студента одновременно проявляется как в наглядно-образной, так и в абстрактно-понятийной форме. В каждый отдельный момент в большей или меньшей степени преобладает та или другая форма мышления. Такая динамическая смена мыслительных действий обеспечивает успешное усвоение и применение на практике различных по характеру научных знаний в области начертательной геометрии.

Специфика изучения начертательной геометрии предполагает характерные проявления, которые находят свое новое содержание:

первое - в наглядно-образном мышлении: а) развитие пространственного и динамического пространственного воображения; б) развитие устойчивости пространственного воображении; в) развитие равнозначности взаимодействий пространственных образов с графическим изображением и словесным описанием;

второе - в абстрактно-понятийном мышлении: а) развитие способности анализировать проводимые умственные действия; б) развитие двух форм актуализации (осознание знаний, входящих в понятие в форме суждения; свернутая актуализация понятий), в) развитие творческих способностей (умение видеть проблемы в задачах по начертательной геометрии).

Формирование знаний, умений и навыков в области начертательной геометрии должно также сопровождаться процессом формирования познавательных структур, составляющих содержание умственного развития студентов. Развивает только такое обучение, которое уделяет значительное место их самостоятельной работе, а также - методам обучения, раскрывающим содержание и структуру их познавательной деятельности. Усвоение структур творческой деятельности, выходящих за рамки усвоенных стереотипов, может быть обеспечено только специальными методами обучения. Специально построенная методика решения задач даст возможность, во-первых, обучить творческой деятельности, во-вторых, приобрести некоторый опыт этой деятельности, в-третьих, изучить характерные особенности развития творческих способностей студентов.

Наиболее благоприятно исследование творческой и исследовательской деятельности студентов может быть осуществлено при решении многовариантных задач поискового плана. Здесь наиболее ярко проявляются склонности к исследовательской деятельности.

Отличительной способностью творческого решения задач по начертательной геометрии являются изменения поисковых характеристик геометрических объектов. Очень важным в процессе решения является всесторонний анализ условий задач, как изучение

объектов в различных геометрических свойствах и качествах. Выявление способностей студентов сознательно менять понятные характеристики объектов в соответствие с изменением направления поиска решения задач представляет интерес для преподавателя. От этой способности зависит творческое мышление и возможность преодолевать возникающие трудности на пути решения сложных задач. Дополнительные графические построения целиком и полностью зависят от того, в каком качестве выступает тот или иной элемент геометрического объекта.

Анализ решения сложных, многовариантных задач по начертательной геометрии показывает, что психологический ход и логическая модель решения имеют характерное отличие, которое состоит в нарушении пространственно-временной последовательности логических звеньев решения. Эта особенность понимается как экстрополяция, объясняемая присутствием эвристических процессов (творческого компонента мышления), регулирующих поиск решения задач. Кроме того, многие задачи по начертательной геометрии с объективно определенным условием на некотором уровне сложности предстают перед студентами как задачи с неопределенным условием. В этом случае задачи решаются с существенным расширением зоны поиска, что очень важно для выработки у студентов умения преодолевать субъективную неопределенность задачи активным выдвижением различных гипотез. Это важно для формирования у студентов исследовательских качеств личности [7].

Именно в этом скрывается проблемность и, соответственно, психологическая сложность задачи, решение которой включает в себя элементы исследовательского поиска, широкий спектр вариантных подходов [8].

В результате самостоятельного решения задач студентами были предложены два основных варианта, в которые входили и другие подварианты. Проведенный ретроспективный анализ полученных реальных ходов решения задачи показал не только разнообразие выдвигаемых гипотез, но и некоторых особенностей поиска, а также реальные возможности использования подобных задач для развития научно-исследовательского деятельности студентов на лабораторных занятиях по начертательной геометрии. Цепочка рассуждений пришла к наиболее простой формулировке требования задачи, сосредоточив свое внимание только на дальнейших графических построениях. Здесь можно также наблюдать отказ от предыдущей гипотезы и выработку новой гипотезы, сужающей область поиска решения.

Переформулировка задачи сопровождалась наглядными изображениям раскрывающими процесс моделирования, изменения понимания и установления различных связей между понятиями. В соответствии с новым пониманием условия задачи, изменился пространственный образ геометрических объектов с последующим закреплением его в графических построениях. Выбор ориентиров позволил использовать известный алгоритм решения.

Решение этой задачи наглядно показало процесс нахождения этапов анализа - синтеза, выдвижения гипотез и планов, вывода графических построений, использования разнообразных алгоритмов решения в самых неожиданных ситуациях.

На примере этой задачи мы могли проследить проявление особенностей научно-исследовательской деятельности студентов, которая в целом характеризуется разбросом предлагаемых идей, объясняемых достаточно развитым логическим, и пространственным мышлением, а также недостаточной активизацией наглядно-действенного мышления, компенсирующего некоторую незавершенность мыслительных операций. В то же время, характерным для творческого, исследовательского поиска явились: выработка нескольких правильных путей нахождения решения; изменение значения и смена свойств геометрических объектов в зависимости от того, каким образом устанавливаются связи между понятиями и как это влияет на изменение пространственного образа задачи. Кроме того, важно отметить, что чередование этапов решения (в разных вариантах) составляет различные циклы, которые неизбежно приближаются к стержню логического решения.

Опыт проведения лабораторных занятий по начертательной геометрии, направленных на развитие исследовательских качеств будущего учителя технологии, а также результаты педагогического эксперимента показывают, что путь познания в этой области знаний также сложен, как и в любом поиске нового решения (как в творчестве, так и в изобретательстве) [2]. В решении задач по начертательной геометрии имеются большие возможности для развития исследовательских качеств личности будущего учителя технологии. Это обеспечивается не только современными методами обучения, но и наличием творческих элементов решения графических задач:

- осознание проблемы как знание конкретных целей и ощущение неопределенности условий поиска;

- построение исходной гипотезы, связанной с выбором ориентиров для дополнительных построений;

- отбор методов преобразований и изображений объектов;

- комбинирование выбранных методов;

- выдвижение различных гипотез, их коррекция и отбор;

- оперирование пространственными образами при построении гипотез.

Недостаточность динамики преобразований и абстрагирования образов

соответственно логическим операциям указывает на нетренированность умственных усилий в этом направлении. Стремление к «упрощенному» пониманию условий задачи без дальнейшего анализа ее решения является показателем того, что у студента пока еще не сформированы потребности и приемы логической проверки собственных действий. Отмеченное особенности подхода к пониманию и решению задач указывают на то, что у студента еще не возникло такое внутреннее условие для успешного решения пространственных задач в общем виде.

Большое количество неполных решений задач указывает на недостаточность развития пространственного мышления, ориентированного на изучение основ начертательной геометрии. Пространственные представления у первокурсников в большей мере связаны с рисунком и живописью, поскольку развитию этого важнейшего компонента специальных художественных способностей уделялось большое взимание с раннего возраста. Наиболее уязвимыми сторонами способностей являются отставание в потребностях к самоанализу, недостаточность критического отношения к самостоятельно построенным моделям решения, к обобщению и логической проверке гипотез и результатов решений. Следовательно, нужна специальная методика, ориентированная на проблемы и специфику изучения начертательной геометрии.

В анализе полученных данных следует отметить индивидуальные особенности мышления - способы кодирования информации нервной системой. Отмечается стремление студентов к использованию зрительно-пространственного кода, который естественно сочетается как с содержанием художественных задач, так и с содержанием задач стереометрии и начертательной геометрии. Для студентов, по нашему мнению, зрительно-образные (пространственные) представления - самый доступный и приемлемый способ кодирования информации, на основе которого возможно развивать творческие способности.

Результаты эксперимента показали, что испытуемые оказались в проблемной ситуации по следующим причинам: 1) имели место затруднения четкого представления заданной пирамиды и перехода от пространственного к плоскостному (частному) варианту решения; 2) неумение использовать в новых условиях теоремы (например, планиметрии). Нахождение собственного пути решения мы считаем процессом творческим. Рассматривая более сложные задачи, в структуре которых, наряду с использованием свободных динамических пространственных представлений, необходимы творческие процессы мышления с последующей логической проверкой.

Были выделены две основные причины неправильных решений. Первая - связанность с частным случаем понимания геометрических объектов. Это исходит из внутреннего стремления к облегченному, более понятному варианту пространственного представления,

который выработался как стереотип мышления. Для этого мышления характерно произвольное и совершенно бессознательное ограничение условий решения, требований к определенному положению в пространстве, размерам и свойствам геометрических объектов. Признаки проявления неправильных решений по первой причине оказались следующими:

а) плоскости, свободно расположенные в пространстве, в рассуждениях используются только как параллельные, иногда только как горизонтальные;

б) пересекающиеся плоскости общего положения принимаются как взаимно перпендикулярные (или как плоскости проекций координатного трехгранника);

в) ограниченность в вариантности размеров расположения сфер в пространстве: равенство величин, расположение на одной прямой, соосность, симметрия, «упрощение» ее до точки и прочее.

Вторая - однопроекционное пространственное представление (ограниченность решения в плоскостном варианте): геометрические объекты изображаются на бумаге в самом упрощенном виде, что собственно отражает скованность пространственных представлений. Плоскости изображены только в частно-проецирующем положении, сферы символически представлены окружностями без геометрических центров.

Ошибки в решении сложных задач указывают на недостаточность взаимодействия образного (пространственного) и логического мышления, что сужает поисковую деятельность студентов до частно-конкретной. Если студент понимает условие узко (например, нахождение наикратчайшего расстояния от одной прямой до другой, и при этом использует в решении знакомый ему алгоритм способа замены плоскостей проекций), то творческого решения задачи не предвидится. Выявлению проблемы в условии задачи мешает выработанный стереотип решения предыдущих типовых задач.

Теоретическое предположение по определению психологической сложности задач экспериментально подтвердилось. Это дает основание считать, что критерии отбора и классификации задач были выбраны правильно.

У студентов имеется определенный запас реальных представлений пространства, что выражается в их способности оперировать пространственными образами. Отмечается склонность решать задачи в воображаемом пространстве. Уровень развития логических операций и пространственных представлений студентов вполне достаточен для успешного развития творческой и исследовательской деятельности в процессе решения задач по начертательной геометрии.

Эвристические (творческие) процессы мышления, в основном, находятся на уровне предположительных гипотез. Процесс переформулирования и смены гипотез требует помощи со стороны преподавателя. Саморегуляция мышления пока сформирована недостаточно. Однако в целом эксперимент подтвердил наличие у студентов творческого потенциала для успешного овладения ими основами начертательной геометрии и развития их творческой и исследовательской деятельности.

Важно отметить достижение достаточного уровня специальных творческих способностей студентов на основе развития взаимодействия двух компонентов мышления -логического и пространственного, которые являются ядром образно-графических способностей.

Особое внимание нами уделяется творческому решению задач, формирующему и развивающему эвристические процессы и саморегуляцию мышления. Развитие имеющихся способностей студентов, как субъективных условий успешного решения задач по начертательной геометрии, проходит на лабораторных занятиях по специально разработанной методике [3].

Широкое видение проблемы, поставленной в условии задачи, представляет большой интерес как для студентов, так и для преподавателя. На примере решения задач становится возможным выявление способности студентов к творческому применению знаний, способности строить новые суждения, к составлению новых планов (алгоритмов) исследовательского поиска решения задачи.

Литература и источники

1. Анисимова Л.Н., Туманов Е.В. Формирование профессиональных знаний студентов факультета технологии и предпринимательства при решении творческих задач по инженерным дисциплинам // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2012. № 6. С. 609-615.

2. Анисимова Л.Н., Туманов Е.В. Методика дистанционного преподавания начертательной геометрии в информационном пространстве университета // Вестник Московского государственного университета. Серия: «Педагогика». 2012. № 4. С.104-108.

3. Анисимова Л.Н. Инновационный подход к профессионально-графической подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства // Вестник Московского государственного университета. Серия: «Педагогика». 2014. №1. (Электронный журнал). http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/540

4. Гурова Л.Л. Психология мышления М.: «ПЕР СЭ», 2005. 135 с.

5. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии», 2006. 624 с.

6. Карев Б.А., Чопова Н.В. Возможности становления профессионально значимых умений при изучении инженерной графики в техническом вузе // Современная научная мысль. 2013. №1. С.178-184.

7. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 256 с.

8. Пиотрович А.А. Современные технологии обучения: опыт, проблемы и перспективы// Современная научная мысль. 2013. №1. С.194-200.

АНИСИМОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета.

ANISIMOVA, LYUDMILA N. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow State Regional University ([email protected])/

УДК 37.012.3

ПОМАЗКОВ В.В.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

Ключевые слова: мониторинг, математическая статистика, гипотеза, статистическая значимость, критериальные показатели.

В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, каждое образовательное учреждение внедряет систему внутришкольного мониторинга с учетом основных направлений и видов мониторинга, специфики образовательного учреждения и организационно-содержательных условий образовательного процесса. В статье предложены теоретические и методические подходы к конструированию системы мониторинга в образовательном учреждении. Показано, что важнейшим показателем качества является математический анализ статистической обработки представленных данных (сравнительный анализ уровня обученности, выполнение контрольно-диагностических работ и др.).

POMAZKOV, V.V.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE EDUCATION SYSTEM BY MEASURES OF INTRA-

SCHOOL MONITORING

Keywords: monitoring, mathematical statistics, hypothesis, statistical significance, criterial indicators.

In accordance with the requirements of federal state standards, each educational institution implements a system of in-school monitoring, taking into account the main directions and types of monitoring, the specifics of the educational institution and the organizational and content conditions of the educational process. In the article proposes the theoretical and methodological approaches to designing a monitoring system in an educational institution. It is shown that the most important indicator of quality is the mathematical analysis of the statistical processing of the data presented (comparative analysis of the level of training, the performance of control-diagnostic works, etc.).

Введение в российских школах новых федеральных государственных стандартов (ФГОС НОО и ФГОС ООО) заставило многих педагогов взглянуть на результаты своей деятельности с более широких позиций, прежде всего, в плане требований к конечным образовательным результатам. Сегодня качество образовательного процесса оценивается не только уровнем подготовки по отдельно взятым предметам, но и уровнем сформированности универсальных учебных действий (УУД), среди которых не только предметные УУД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.