Научная статья на тему 'Методика алгоритмического подхода при обучении графическим дисциплинам'

Методика алгоритмического подхода при обучении графическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / DESCRIPTIVE GEOMETRY / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ENGINEERING GRAPHICS / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ / PROJECTIVE DRAWING / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SOLUTION OF TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Елена Владимировна

Рассмотрены преимущества и недостатки алгоритмического подхода при решении задач начертательной геометрии и инженерной графики. Проанализировано применение алгоритмического подхода при изучении одной из тем инженерной графики проекционного черчения. Приведены некоторые рекомендации по улучшению качества подготовки специалистов на основе опыта работы кафедры «Начертательная геометрия и графика» БГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of algorithmic approach when training in graphic disciplines

Аdvantages and shortcomings of algorithmic approach are considered at the solution of problems of descriptive geometry and engineering graphics. application of algorithmic approach when studying one of subjects of engineering graphics "projective drawing" is analyzed. some recommendations about improvement of quality of training of specialists on the basis of experience of "descriptive geometry and graphics" chair of bgtu are provided.

Текст научной работы на тему «Методика алгоритмического подхода при обучении графическим дисциплинам»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:515

Е.В.Афонина

МЕТОДИКА АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Рассмотрены преимущества и недостатки алгоритмического подхода при решении задач начертательной геометрии и инженерной графики. Проанализировано применение алгоритмического подхода при изучении одной из тем инженерной графики - проекционного черчения. Приведены некоторые рекомендации по улучшению качества подготовки специалистов на основе опыта работы кафедры «Начертательная геометрия и графика» БГТУ.

Ключевые слова: начертательная геометрия, инженерная графика, алгоритм, проекционное черчение, решение задач, алгоритмический подход.

Проблема управления мыслительными процессами человека в ходе обучения - одна из важнейших. Задачи, которые специалист должен уметь решать в процессе инженерной деятельности, крайне многообразны. Обучая решению конкретных задач, необходимо формировать у человека общие методы мышления, общие способы подхода к решению любой задачи, умение анализировать любую новую ситуацию и принимать решение. Целью данной работы является формирование методики обучения графическим дисциплинам. Методика является общей для различных разделов дисциплины, а рассматривается на примере одной из тем инженерной графики - проекционного черчения.

Как показывают опыт работы и выполняемые тестовые задания (входной контроль по черчению и геометрии), выпускники средней школы, поступающие в вуз, не всегда обладают устойчивыми навыками рациональной мыслительной деятельности, необходимыми для успешного овладения изучаемым материалом. Поэтому одной из главных педагогических задач преподавания инженерно-графических дисциплин становится обучение студентов таким приемам мыслительной деятельности и самостоятельной работы, которые в наибольшей степени отвечали бы особенностям их будущей профессии. Развитию такого мышления способствует алгоритмизация в обучении [1; 2]. Подобная форма организации учебного материала и учебной деятельности обучаемых хорошо себя зарекомендовала при изучении всех разделов начертательной геометрии и черчения, способствуя лучшему пониманию материала, его осмыслению и запоминанию на основе структурно-логических связей. Эта форма оказывается перспективной еще и потому, что наилучшим образом отражает характерные особенности инженерного мышления.

Понятие алгоритма возникло в математике. Под алгоритмом понимают точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении последовательности элементарных операций (или некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (типу).

Алгоритмы характеризуются следующими существенными чертами: детерминированностью, массовостью, результативностью.

Детерминированность (направленность) алгоритма состоит в том, что указания (предписания) должны быть строго определенными, т.е. точно указывающими характер и условия каждого действия и исключающими случайность в выборе действий, общепонятными и однозначными, т.е. сводящимися к достаточно элементарным операциям. Другими словами, детерминированность алгоритма выражается в том, что решение задач по алгоритму является процессом строго направленным, полностью управляемым, не допус-

кающим произвольного решения. Это процесс, который может быть повторен любым лицом и ведет при одинаковых исходных данных к одинаковым результатам.

Массовость состоит в том, что в качестве исходных данных задачи, которая решается посредством алгоритма, может выступать любой объект, принадлежащий к определенному классу (бесконечное множество исходных данных).

Результативность состоит в том, что алгоритм всегда направлен на получение результата, который при надлежащих исходных данных всегда достигается.

Не всякое предписание о выполнении операций будет являться алгоритмом.

Неалгоритмические методы, в отличие от алгоритмических, детерминируют действия решающего (например, студента) неоднозначно или не полностью. На каком-то этапе может возникать неопределенность, требующая самостоятельного принятия решения; у разных людей неоднозначность может вызывать разные действия.

Например, для решения задачи студентам предлагается следующее предписание:

1. Внимательно прочтите и проанализируйте условие.

2. Подумайте, как могут быть связаны между собой исходные данные.

3. Сделайте выводы для поиска решения.

Это не алгоритм, так как операции не элементарны и не однозначны. Чтобы это предписание превратить в алгоритм, надо каждое из указаний расчленить на такие простые, элементарные указания, которые студент будет знать как и сумеет выполнить. Только тогда предписание сможет обеспечить нужные действия и тем самым вызвать такой мыслительный процесс, который наверняка обеспечит решение задачи.

Не полностью детерминированные действия требуют самостоятельного решения. Поэтому самостоятельная деятельность - это деятельность, не детерминированная предписаниями или детерминированная не полностью. Степень недетерминированности действий может быть в разных случаях разной. В зависимости от этого самостоятельной или творческой будет какая-то часть процесса.

В процессе обучения решению задач необходимо разрабатывать и использовать также и неалгоритмические методы, потому что для многих задач нельзя заранее предусмотреть все условия и операции, которые будут использованы для решения.

Критерий элементарности операций является относительным, так как для разных людей на разных уровнях их подготовки одна и та же операция может быть элементарной и неэлементарной. Таким образом, понятие алгоритмизации (алгоритмического предписания) не является таким же строгим, как понятие алгоритма.

При изучении проекционного черчения можно создать алгоритмы - предписания, которые позволят студентам самостоятельно выполнить или проверить свою работу. Для этого необходимо расчленить процесс вычерчивания модели на элементарные операции, выполняемые в определенной последовательности. Такой алгоритм должен быть пригоден для выполнения любого варианта задания по изучаемой теме. Краткая блок-схема общего алгоритма решения задач проекционного черчения приведена на рис.1. Это ветвящийся алгоритм, так как в зависимости от конкретного условия задачи он дополняется другими алгоритмами частного порядка, определяющими, например, построение линии среза, линии пересечения двух поверхностей, выполнение разрезов и т.п. (для простоты они не приведены на рис. 1).

На рис. 2 показана последовательность выполнения чертежа модели, основанная на применении общего алгоритма. Как видно, задача по выполнению чертежа модели распадается на несколько укрупненных этапов. Первый из них связан с геометрическим анализом модели и выполнением предварительного наброска трех видов чертежа с разрезами на основании выделяемых внешних геометрических форм. Второй этап связан с точным построением линий пересечения внутренних и внешних геометрических форм, с уточнением

изображения внутренних форм на чертеже. Наконец, третий этап связан с окончательным завершением чертежа, уточнением элементов модели и линий пересечения поверхностей.

Подобный подход к выполнению чертежей при изучении проекционного черчения дисциплинирует мышление, помогает развитию приемов мысленного анализа и синтеза геометрических объектов, установления связи между ними на чертеже, облегчает и ускоряет в дальнейшем работу студентов.

Рис. 1. Блок-схема алгоритма решения задач проекционного черчения

Следует отметить, что алгоритмический подход используется преподавателями кафедры «Начертательная геометрия и графика» БГТУ при проведении всех видов занятий по курсу начертательной геометрии и инженерной графики. На лекциях, например, отдельные положения излагаются в виде алгоритмических предписаний (способы решения типовых задач). При этом для краткости записи вводятся обозначения, применяемые в алгебраической теории множеств. На практических занятиях они реализуются при решении конкретных задач, выполнении расчетно-графических заданий и графических работ по черчению.

7

Рис. 2. Последовательность выполнения чертежа модели: а - изображение заданной модели, анализ формы; б - предварительный набросок трех изображений; в - уточнение изображения внутренних и внешних форм и линий пересечения

Положительно зарекомендовал себя опыт составления планов решения задач и алгоритмов выполнения графических заданий самими студентами. Например, при проведении внутривузовских, региональных и всероссийских олимпиад в секции «Начертательная геометрия» наряду с графическим решением участники в обязательном порядке должны представить план решения задач. В случае подачи апелляции участником олимпиады план поможет членам жюри решить спорный вопрос.

Разрабатываемые кафедрой методические пособия для студентов также часто используют алгоритмическую основу.

Развитию этого подхода при преподавании начертательной геометрии и инженерной графики способствует объективная необходимость подготовки студентов к восприятию идей машинной графики, в основе которой лежит следующая цепочка: структурно-логический анализ задачи - формализация путем применения математического аппарата -алгоритм (блок-схема) - программа выполнения решения или построения (с помощью ЭВМ и соответствующего аппаратного обеспечения).

Алгоритмизация решения - это общая область для инженерного и программно-математического типов мышления. Не следует неоправданно преувеличивать роль последнего в связи с широким распространением графических информационных систем. Каждый из этих типов мышления обладает определенной функциональной ограниченностью. Существует мнение, что студент пытается запомнить формальный алгоритм решаемой задачи, а не представляет себе её решение в пространстве [3]. Опыт преподавания показывает, что пространственное мышление проще всего развивается при изучении трехмерного моделирования. Задача преподавателя графических дисциплин - разумно и своевременно сочетать оба подхода при изучении инженерно-графических дисциплин, так как они дополняют друг друга и помогают освоить предмет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров, Г.Н. Алгоэвристическая теория и проблемы совершенствования компьютерных технологий обучения / Г.Н.Александров // Актуальные проблемы графической подготовки в высшем профессиональном образовании: материалы IX Междунар. конф. - http://www.ito.su .

2. Горнов, А.О. К дискуссии о судьбе дисциплины «Начертательная геометрия» / А.О.Горнов // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: материалы II Междунар. науч.-практ. интернет-конф. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. - C. 93-97.

3. Долгов, А.И. Алгоритмизация прикладных задач: учеб. пособие / А.И.Долгов. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 136 с.

Материал поступил в редколлегию 14.04.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.