12. Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) М., 1999. С. 191-195.
13. Сонькин В. Д., Зайцев В.В. , Маслов Г.М. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1995. № 1. С. 47-48.
14. Черноруцкий М.В. Учение о конституции в клинике внутренних болезней // Труды /7-ой съезд росс. терапевтов. Л.: Наркомздрав, 1925. С. 304-312.
15. Шкляр А. Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения : автореферат дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2006. 22 с.
16. Штефко В.Г., Островский А.Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. М.,1929. 79 с.
V.N. Egorov
INTEGRATIVE ASSESSMENT OF TYPICAL CHARACTERS OF STUDENTS' MORPHFUNCTIONAL STATUS.
This article is about the peculiarities of generally accepted classification of physical development. The recapitulating characteristic of students' somatotypes and assessment of their harmonicity physical development is observed in given paper.
Key words: characters, morph functional status, physical development.
Получено 30.10.2011 г.
УДК 378.147.016:514.18
О.С. Замазий, ассист., 8-920-270-13-06,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
Рассмотрены графическая подготовка и графическая деятельность, обеспечивающие формирование у студентов приемов выполнения различных графических изображений с помощью познавательных процессов, а также развитие пространственного восприятие и мышления при изучении начертательной геометрии, инженерной графики.
Ключевые слова: графическая деятельность и подготовка, методы начертательной геометрии, познавательные процессы, пространственное восприятие, мышление.
В образовательных стандартах высшего профессионального образования определен круг задач, к решению которых должен быть готов
выпускник вуза. Под графическим образованием понимается та совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть получены учащимися в результате их обучения в вузе в процессе изучения начертательной геометрии, инженерной графики и других дисциплин.
Считается, что начертательная геометрия и инженерная графика являются одними из самых "трудных" предметов для студентов первых курсов технических специальностей. Основное предназначение курса начертательная геометрия - это развитие пространственного восприятия, мышления у студентов и создание теоретической базы для последующего курса, инженерной графики (технического черчения).
Развитие пространственного восприятия, мышления, происходит в процессе овладения студентом накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики. Высокий уровень развития пространственного восприятия, мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения. Пространственное восприятие является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.
По утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного восприятия, мышления учащихся, начиная с начальной школы. Кроме того, опыт работы преподавателей средних и высших учебных заведений, а также психологов и педагогов-исследователей показывает, что учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения сформированности специфического вида мыслительной деятельности, обеспечивающего анализ пространственных свойств. Недостатки в данной области образования сказываются на успеваемости учащихся по различным школьным предметам как, например, черчение. Это свидетельствует о том, что средняя общеобразовательная школа не создает достаточных условий для развития пространственного восприятия, мышления, так как школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. До сих пор не было проведено достаточно полного сравнительного исследования уровня развития пространственного восприятия, мышления в зависимости от характера учебной деятельности на различных возрастных этапах.
Пространственное восприятие, мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых восприятие, мышление протекать не может, а именно
опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Содержанием пространственного восприятия, мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности). Оперирование пространственными образами определяется их исходным содержанием (отражение в образе геометрической формы, величины, пространственной размещенности объектов); типом оперирования (изменение в ходе оперирования положения объекта, его структуры); полнотой, динамичностью образа (наличием в нем различных характеристик, их системности, подвижности и т. п.).
Пространственное восприятие, мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими образами являются для него зрительные образы. Переход от одних зрительных образов, отражающих пространственные свойства и отношения, к другим, постоянно наблюдается в решении тех задач, где используются разнотипные графические изображения. На их основе возникают не только отдельные образы, адекватные каждому изображению, но и их целостная система. Умение мыслить в системе этих образов и характеризует пространственное восприятие, мышление. В пространственном восприятии проявляются основные характерные черты образного мышления такие, как динамизм, перекодирование образов, оперирование ими в целях создания новых. В частности, для создания пространственных образов и оперирования ими в процессе решения задач (практических, профессиональных, графических) важным является выбор пространственной системы отсчета. Последнее, например, не является существенным моментом в создании образов в их предметном, вещественном содержании.
Исходя из теоретических положений С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской был реализован подход к изучению пространственного восприятия, мышления как динамического единства субъективного и объективного, их тесного и неразрывного взаимообогащения в процессе деятельности. Исходя из того, что оперирование образами это особый вид деятельности представления, который не совпадает ни по своему содержанию, ни по условиям осуществления, ни по результатам с процессом создания образа, И.С. Якиманская тем самым получила возможность определить основную функцию пространственного мышления, восприятия. Под пространственным мышлением подразумевается свободное оперирование пространственными образами, созданными на различной наглядной основе, их преобразований с учетом требований задачи.
Основу пространственного восприятия, мышления как разновидности образного мышления составляет деятельность представливания, протекающая в разнообразных формах, на разном уровне. "Мы выделяем два уровня этой деятельности: создание образа и оперирование им",- пишет И.С. Якиманская. Внутри каждого из этих уровней можно выделить различные типы и создания образов и оперирования ими, что, по Якиманской, обусловлено определенными конкретными условиями. При создании любого образа, в том числе и пространственного, мысленному преобразованию подвергается наглядная основа, на базе которой образ возникает. При оперировании образом мысленно видоизменяется уже созданный на этой основе образ, нередко в условиях полного отвлечения от него. Автор рассматривает умение создавать образы и оперировать ими как определенный уровень развития образного (пространственного) восприятия, мышления.
Методы начертательной геометрии являются теоретической базой для решения задач технического черчения. В технике чертежи являются основным средством выражения человеческих идей. Они должны не только определять форму и размеры предметов, но и быть достаточно простыми и точными в графическом исполнении, помогать всесторонне, исследовать предметы и их отдельные детали. Для того чтобы правильно выразить свои мысли с помощью рисунка, эскиза, чертежа, требуется знание теоретических основ построения изображений геометрических объектов, их многообразие и отношения между ними, что и составляет предмет начертательной геометрии. Важнейшее прикладное значение начертательной геометрии и инженерной графики как учебной дисциплины состоит в том, что она учит владеть графическим языком, выполнять и читать чертежи и другие изображения геометрических объектов, без чего немыслимо формирование будущего специалиста. Она обеспечивает преемственность между школьными курсами геометрии и черчения и графическими дисциплинами вуза.
В психологии восприятия давно уже известно, что изначально зачатками пространственного восприятия, мышления обладает всего несколько процентов населения. Целенаправленный отбор по признаку наличия пространственного мышления у абитуриентов основных технических специальностей не ведется. Следовательно, у большей части студентов просто отсутствует то, что предполагается развивать. Процесс обучения в вузе предполагает развитие особенностей мышления будущих специалистов, называемых техническим мышлением, которые определят успешность их работы с техническими объектами.
Развитие воображения, восприятия - важнейшее условие овладения умением строить и читать чертеж и графической деятельностью в целом. Вместе с тем процесс обучения черчению служит одним из наиболее важных средств развития воображения, восприятия. Начертательная
геометрия в вузе является той учебной дисциплиной, при изучении которой студенты овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности. При этом графическая деятельность учащихся в вузе должна выступать в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник знаний и средство формирования графической грамоты.
Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и др., благодаря чему у студента создается общность многих психический функций. При построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестезическими и моторными функциями рук, что является, согласно данным психологии, важнейшим условием дифференцировки пространственных отношений объектов.
Успешность качественной подготовки будущих специалистов зависит от формирования их графической культуры в процессе образования как важной части общей и профессиональной культуры. Графическая культура обусловлена социально - экономическим развитием общества, а также потребностью передавать и сохранять разнообразную информацию о трехмерных объектах. Формирование графической культуры лежит в основе подготовки специалистов различных направлений, так как значимость графических дисциплин определяется тем, что графика это общепринятый и общепризнанный язык передачи информации; средство осознания трехмерного пространства, гармонии объектов, в нем существующих, и отражения их в доступной форме.
Отдельные аспекты проблемы повышения эффективности графической подготовки становились предметом ряда исследований: научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников нашли свое отражение в работах А.Д. Ботвинникова и Б.Ф. Ломова; вопросы развития творческого потенциала обучающихся в процессе графической подготовки поднимались в работах В.Е. Алексеева, Т.А. Варенцовой, В.А. Гервера, И.А.Савельевой и др. Активизировать учебную деятельность студентов в процессе изучения графических дисциплин за счет структуризации и обновления содержания предлагали Д.Г. Крылов, Т.А. Дмитриенко, В.А. Куровский; исследования Г.А. Мальцевой, Б.В. Будысова посвящены использованию различных средств в процессе преподавания графических дисциплин; различные аспекты формирования пространственных представлений у студентов в процессе обучения начертательной геометрии и инженерной графики в высшей школе исследовались учеными Анисимовой Л.Н., Андрюшиной Т.В., Арустамовым Х.А., Ботвинниковым А.Д., Быковой Е.Ф., Владимирским Г.А., Катхановой Ю.Ф., Котовым И.И., Макаровой М.Н., Столетневым B.C.,
Хубиевым А.И., Якуниным В.И. и другими, предложившими различные методические решения проблемы.
Графическая подготовка - процесс, обеспечивающий формирование у учащихся рациональных приемов чтения и выполнения различных графических изображений, встречающихся в многоплановой трудовой деятельности человека. Графическая подготовка дает основы графической грамоты, позволяющей учащимся в некоторой степени ориентироваться в чрезвычайно большом объеме графических информационных средств.
В вузе графическая грамотность формируется совокупностью многих факторов учебной деятельности, протекающей на занятиях «начертательной геометрии, инженерной графики». Эта дисциплина дает теоретические основы правил построения, чтения и оформления различных графических документов, а также делает возможным формирование у учащихся обобщенных приемов графической деятельности, используемых как при изучении других дисциплин, так и в практической работе. В связи с этим становится очевидным, что вопросы эффективности графической подготовки студентов вуза непосредственно связаны с качеством инженерного, да и не только, образования в целом. Графическая подготовка интегрирована в профессиональную подготовку будущего специалиста, но сложившаяся образовательная практика слабо учитывает эту взаимосвязь.
В частности, проектировочные, технологические, исследовательские направления инженерной деятельности предполагают наличие у студентов знаний, умений, связанных с анализом формы предметов и определением способов их изготовления, однако существующая в вузах практика их графической подготовки ограничивается, как правило, формированием умений строить, читать чертежи, схемы и решать на этой основе ряд метрических и позиционных задач и не учитывает особенностей инженерных задач, в процессе решения которых используется. В этих условиях особенно актуальной становится проблема повышения эффективности графической подготовки студентов в вузе, которая была бы тесно связана с характером будущей профессиональной деятельности студента, т.е. ее содержание было бы интегрировано с содержанием этой деятельности, создавало базу для ее успешного осуществления.
С точки зрения деятельностного подхода в процессе обучения педагогическая стратегия преподавателя заключается в неуклонном расширении активности студентов, т.е. активизации их учебной деятельности. В педагогике высшей школы проблемам активизации учебного процесса посвящены работы В.М. Вергасова, Б. А. Алейникова, В.И. Загвязинского, Р.А. Низамва, А.Ф. Эсаулова и других. Таким образом, основной особенностью процесса обучения студентов является становление
субъекта учебной деятельности через интеграцию педагогических знаний, умений и навыков.
Понятие «графическая культура» рассматривается нами как совокупность достижений человечества в области разработки и освоении способов передачи информации средствами графики как способ творческой самореализации человека. Творческий потенциал личности развивается посредством включения студентов в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Графическая культура как элемент общей культуры личности характеризуется высоким уровнем знаний, умений и навыков в области визуализации, пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения учебно-профессиональных задач на приемлемом эстетическом уровне. В основе учебной деятельности при изучении начертательной геометрии лежит графическая деятельность студентов.
Под графической деятельностью мы понимаем учебную деятельность студентов по освоению курса начертательной геометрии и инженерной графики, в процессе которой осуществляется оперирование геометрическими образами с последующим отображением их на плоскости, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками, результатом которой является изменение студента как субъекта учебного процесса.
Многие современные педагоги-исследователи рассматривали и анализировали в своих работах процесс учебной деятельности студентов при изучении графических дисциплин. Графические дисциплины включают в себя понятия (изображение, вид, эскиз, конструкция), законы (перспективы, цветоведения, композиции), категории (эстетическое отношение к окружающему миру, творчество), которые являются общими в учебных дисциплинах общепрофессиональной и предметной подготовки.
Графические изображения лежат в основе формирования единого процесса становления образного, логического, абстрактного и творческого мышления, являясь вспомогательными средствами учебных дисциплин и путем решения разноплановых задач. Графические дисциплины обладают большими возможностями для развития учебных умений - управленческие (целеполагание, планирование, организация, контроль и анализ),
информационные (нахождение, переработка и использование информации), логические (структуризация содержания учебного процесса, постановка и решение учебных задач), коммуникативные (осуществление различного рода контактов между участниками совместной деятельности). Опираясь на концепцию педагогического управления как деятельности преподавателя по созданию организационно-педагогических условий (В .А. Якунин) в рамках исследования выделена совокупность взаимосвязанных условий, являющихся необходимыми для активизации учебной деятельности студентов при изучении графических дисциплин.
Список литературы
1. Актуальные вопросы совершенствования графической подготовки учащихся: сб. науч. трудов. / под ред. А. Д. Ботвинникова. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980.
2. Арустамов Х. А. Сборник задач по начертательной геометрии, М., 1971 г.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. С. 11-13.
4. Боголюбов, С.К. Инженерная графика : учебник для сред. спец. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Машиностроение, 2004 .352с.
5. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. / А.Д. Ботвинников и др. М.: ООО «Издательство Астрель»; OOO «Издательство АСТ», 2003.159 с.
6. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., 1959.
7. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Технология: сб. программ. М.: Просвещение, 2005г. С.112
8. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие для студентов втузов. М.: Машиностроение, 1988. 368 с.
O.S. Zamazi
GRAPHIC PREPARATION OF STUDENTS IN THE STUDY OF DESCRIPTIVE GEOMETRY, ENGINEERING GRAPHICS
In this article graphic preparation and the graphic activity, providing formation at students of receptions of performance of various graphic representations by means of informative processes are considered.
The author reviewed also development spatial perception and thinking at studying of descriptive geometry, the engineering drawing.
Key words: graphic activity, graphic preparation, descriptive geometry methods, informative processes, spatial perception, thinking.
Получено 19.09.2011 г.