Научная статья на тему 'Особенности развития творческого воображения детей шестого года жизни'

Особенности развития творческого воображения детей шестого года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1430
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / МЕТОДИКИ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА / IMAGINATION / CREATIVE IMAGINATION / THE DEVELOPMENT OF NON-TRADITIONAL PAINTING TECHNIQUES / PROCEDURES / METHODS / TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарева Надежда Алексеевна, Карманова Анна Викторовна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие творческого воображения свидетельствует о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребёнка, а также общего психического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарева Надежда Алексеевна, Карманова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческого воображения детей шестого года жизни»

Особенности развития творческого воображения детей шестого года жизни Шинкарева Н. А. , Карманова А. В.

1 Шинкарева Надежда Алексеевна / Shinkareva Nadezhda Alekseevna - кандидат педагогических наук, доцент; кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, факультет педагогики,

Иркутский государственный университет;

2Карманова Анна Викторовна / Karmanova Anna Viktorovna - студент, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, факультет педагогики,

Иркутский государственный университет, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 167, г. Иркутск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие творческого воображения свидетельствует о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребёнка, а также общего психического развития.

Abstract: relevance of the topic chosen due to the fact that the development of creative imagination suggests a direct role of imagination in the intellectual development of the child, as well as general mental development.

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие, нетрадиционные техники рисования, методики, методы, средства.

Keywords: imagination, creative imagination, the development of non-traditional painting techniques, procedures, methods, tools.

В современном обществе, в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного. Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребёнка, а также общего психического развития.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, творческое воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ [1, 7].

В то же время на данный момент педагоги сталкиваются с проблемой - недостаточной разработанностью условий развития творческого воображения дошкольников, которые не позволяют наиболее эффективно использовать разнообразные методы и средства развития воображения.

В психолого-педагогической литературе представлены подходы к развитию воображения в изобразительной деятельности (С. Л. Киселева), с помощью лепки (И. Ю. Глебова), в театрализованной деятельности (М. В. Охлопкова), с помощью игр и упражнений (В. В. Кравцова). Исследований, раскрывающих особенности развития именно творческого воображения в дошкольном возрасте, практически не представлено [2, 3, 4, 5, 6].

Целью данного исследования выступали теоретическое обоснование и экспериментальное внедрение педагогических условий развития творческого воображения у детей 6 года жизни.

Творческое воображение как специфический вид произвольного воображения характеризуется тем, что человек преобразует представления и создаёт новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Механизм творческого воображения является преобразованием действительности в воображении и подчиняется своим законам, и осуществляется определёнными способами.

Развитию творческого воображения у детей 6 года могут способствовать следующие педагогические условия:

- стимулирование проявлений творческого воображения в процессе продуктивных видов деятельности (рисование с использованием нетрадиционных техник);

- обеспечение поисковых ситуаций, в которых действуют дети;

- применение разнообразных методов развития творческого воображения;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы.

На основании цели и задач работы нами было проведено экспериментальное изучение уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 20 детей, которые были разделены нами на экспериментальную - 10 детей, и контрольную - 10 детей.

Цель исследования - выявить уровень развития творческого воображения у детей 6 года жизни.

Методика № 1. «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко).

Методика № 2. «Придумай рассказ».

Методика № 3. Модификация теста «Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» (по О. М. Дьяченко).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в разных видах деятельности у детей 6 года жизни отмечается недостаточность развития творческого воображения. Это проявляется в том, что дети затрудняются в разработке новых оригинальных образов, сами образы простые, недетализированные, дети затрудняются в развитии образа, скорость создания образов - низкая. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что творческое воображение у детей 6 года жизни необходимо развивать.

Целью формирующего этапа исследования, являлось развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачами выступали:

- обучение детей умению самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;

- воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;

- учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;

- способствовать развитию творческого воображения путем создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности.

Организацию данной работы мы осуществляли в 3 этапа.

При разработке программы мы опирались на следующие принципы:

1. Принцип индивидуального подхода. Заключается в создании условий для проявления творческого самовыражения каждого ребенка.

2. Принцип психологически комфортной атмосферы. Согласно данному принципу, мы стремились создавать на занятиях такую эмоциональную атмосферу, которая способствовала развитию творческого потенциала и личности ребенка.

3. Принцип учета возрастных особенностей. Заключался в том, что определение содержания и используемых техник работы на занятиях кружка соответствовало возрасту детей. Организация работы включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе нами было разработано тематическое планирований занятий кружка «Волшебная кисточка» по рисованию с использованием нетрадиционных техник.

На основном этапе нами проводилась работа с детьми в рамках программы кружка, применялись различные нетрадиционные техники, а также педагогические приемы, направленные на развитие творческого развития детей.

На заключительном этапе мы проводили оценку эффективности проведенной нами работы.

Развитие творческого воображения детей мы начинали с формирования у них умения фантазировать, развивать идеи. Для этого на первых занятиях мы активно использовали такие приемы работы, как придумывание образа, дополнение имеющегося образа и создание на его основе другого образа, помещение какого-либо предмета или объекта в необычные условия. Эти и другие приемы мы использовали в ходе беседы на начальном этапе занятия, когда работали над темой.

Кроме того, развитию творческого воображения способствовало не только использование самих нетрадиционных материалов, но и знакомство детей с приемами рисования с данными материалами.

Согласно тематическому планированию в рамках проводимых нами занятий использовался целый комплекс нетрадиционных техник рисования, а именно: рисование по замыслу, рисование по сырому слою бумаги, модульное рисование, рисование в технике набрызг, рисование путем отпечатывания, рисование с помощью расчески с использованием техники по сырому, рисование с помощью зубной щетки на мятой бумаге, рисование с помощью пищевой пленки и многие другие техники.

Другим приемом, который эффективно способствовал развитию творческого воображения, являлось коллективное творчество. Суть этого приема заключалась в том, чтобы стимулировать детей в процессе общения фантазировать, придумывать и воплощать. Некоторым детям трудно было придумать что-то самим, но коллективное творчество их увлекало, и они тоже вносили свои предложения.

Важное значение для развития творческого воображения на занятиях рисованием нетрадиционными техниками играли словесные игры, когда мы, например, придумывали новое название к тому или иному явлению, либо образы, представляемые воображением, выражали вербально. Это помогало развивать не только творческое воображение, но и речь, позволяло создать условия для того, чтобы ребенок мог отступить от образа конкретного предмета и перейти к абстрактному размышлению.

Результаты контрольного эксперимента показали, что после экспериментальной работы у 16 % детей уровень творческого воображения повысился до высокого, качественно изменилось содержание создаваемых детьми творческих образов. Рисунки дошкольников стали более интересные, стало больше элементов оригинальности, нетипичности, особенно у детей, у которых до эксперимента отмечался низкий уровень развития творческого воображения.

Также у дошкольников экспериментальной группы в результате специально организованной работы повысилась продуктивность творческого воображения, они стали более самостоятельно создавать новые образы, продумывать их и передавать на рисунке с помощью изобразительно-выразительных средств настроение.

Развитие творческого воображения в продуктивных видах деятельности способствовало также развитию у детей экспериментальной группы внимания к образно-выразительным средствам, эстетических представлений, развитию художественных навыков.

Во всех видах деятельности у детей отмечается увеличение скорости творческого воображения, воображение стало более активным, образы, создаваемые детьми, более оригинальными и разнообразными; используя художественно-выразительные средства, дети отображали образы более детализировано, лучше передавали настроение.

Таким образом, анализ результатов показывает, что стимулирование проявления творческого воображения, создание поисковых ситуаций для творческой активности, осуществление взаимосвязи продуктивных видов деятельности, сочетание коллективной и индивидуальной работы, целенаправленность и планомерность реализации комплекса занятий, способствовали повышению уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.

2. Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст]. / И. Ю. Глебова. // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 31-34.

3. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника [Текст]. / О. М. Дьяченко. - М., 2008. - 179 с.

4. Киселева С. Л. Развитие воображения в изобразительной деятельности дошкольников в условиях формирования способности «видеть целое раньше частей». [Текст]: автореферат дисс. канд. психол. Наук. / С. Л. Киселева. - М., 2009. - 160 с.

5. Киселева С. Л. Развитие воображения в изобразительной деятельности дошкольников в условиях формирования способности «видеть целое раньше частей». [Текст]: автореферат дисс. канд. психол. Наук. / С. Л. Киселева. - М., 2009. - 160 с.

6. Охлопкова М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. В. Охлопкова. // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 48-52.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989, - т. 1. -486 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.