Д.В. Лонская
Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием
Сложность формирования изобразительной деятельности у дошкольников с замедленным темпом психического развития обусловлена несформированно-стью психологического базиса, необходимого для этого (внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации). По особенностям развития изобразительной деятельности дети с задержкой психического развития представляют собой три группы, каждая из которых характеризуется различным сочетанием сформированных и несформированных психологических функций. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития в период подготовки к школе. Ключевые слова: психологический базис изобразительной деятельности, графо-моторные навыки, особенности психического развития детей дошкольного возраста с задержанным темпом психического развития, диагностическое исследование предпосылок изобразительной деятельности.
В настоящее время в массовых детских садах наблюдается много детей с задержанным темпом развития. Причины этого - состояние здоровья, знаки раннего органического поражения, конституционные факторы. Количество таких детей растет, т.к. есть тенденция к невыделению таких детей в особые группы в связи с отсутствием оценочных мероприятий при приеме в детский сад. Однако эти дети в период подготовки к школе испытывают определенные трудности при выполнении нормативных заданий, поскольку их развитие не соответствует показателям нормального. Это отражается, в том числе, и на изобразительной деятельности, сложность формирования которой у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлена несформированностью необходимого психологического базиса: внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и т.д.
Для сравнения особенностей и уровня развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием было проведено исследование детей в коррекционных (№№№ 1645, 908)
и массовом (№ 1623) дошкольных учреждениях г. Москвы в период с сен-i о тября по декабрь 2011 г. Участниками эксперимента стали 33 дошкольни-|§ ка с ЗПР и 16 детей с нормальным развитием в возрасте 6 лет.
Диагностическое исследование состояло из двух блоков: 1 блок -^ изучение психологического базиса изобразительной деятельности (зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, пространственное восприятие, конструктивный праксис, уровень саморегуляции, внимания, работоспособности); 2 блок - исследование уровня развития графических навыков (проведение прямых, волнистых и ломаных линий в разных направлениях, рисование неотрывно графических рядов (узоров), методика «Дорисуй», рисунок человека, геометрические фигуры Векслера, нарисуй «целое»).
Диагностические задания отбирались с учетом их возможностей выявлять уровень развития общих интеллектуальных умений, графических навыков, качественное своеобразие психических функций, а также выделить те из них, которые отражают нарушения психического развития.
Модификация выбранных методик заключалась в разработке критериев качественной оценки сформированности графических навыков, предпосылок изобразительной деятельности и создании шкалы их количественных оценок.
Разработка шкалы и описание критериев опирается на принципы психолого-педагогического подхода.
Для оценки результатов выполнения заданий разработана четырехбалльная шкала (от 0 до 3), которая сочетает результаты измерения как уровня сформированности психических функций, необходимых для успешной изобразительной деятельности, так и уровень общих интеллектуальных умений (понимание условий задания и принятие помощи).
Источниками диагностического инструментария послужили научно-практические разработки И.Ю. Левченко [1], Н.Г. Салминой [2], А.В. Семенович [3], Е.А. Стребелевой [4].
Для успешного овладения изобразительной деятельностью необходимо не только хорошее представление об изображаемых предметах и их свойствах (что базируется на развитии навыков восприятия), но и сформированные графические навыки, которые, в свою очередь, опираются на мелкую моторику руки. Графические навыки являются основой изобразительной деятельности, и успешное овладение ими - необходимое условия (предпосылка) для обучения письму. Но уровень развития графических навыков в полной мере зависит от уровня развития высших психических функций (ВПФ). Поэтому изобразительную деятельность можно рассматривать не только как эффективное средство
развития графических навыков и предпосылку для успешного овладе- к ния школьными навыками, но и как эффективное средство коррекции | о и развития ВПФ. | §
Используемую нами четырехбалльную шкалу можно условно разде- с ^ лить на три диапазона, отражающих как уровень развития сформирован-ности психических функций, так и уровень развития изобразительной деятельности.
1 уровень (средние количественные значения качественных показателей в диапазоне от 0 до 1,5 баллов по итогам выполнения всех заданий) - это низкий уровень развития изучаемых функций, отражающий качественное своеобразие развития изобразительной деятельности. Уже с начала выполнения задания наблюдается пресыщение деятельностью. Уровень произвольного внимания низкий и неустойчивый. Помощь малоэффективна. Манипулятивная функция рук значительно ограничена: наблюдается неправильная посадка при письме, неловкость пальцевой моторики, нарушение координации движений. С трудом регулируют силу нажима на карандаш. При штриховке объекта выходят за края контура изображенного предмета. Форма, строение и пропорции изображений часто не соблюдаются. Основный тип изображения - каракули или схемы. Не могут самостоятельно придумать ни одного образа. Нарушена зрительно-пространственная координация, что проявляется в неправильном воссоздании узора или серии вертикальных и горизонтальных линий по образцу, даже с организующей помощью психолога. С трудом воссоздают целостный образ по разрезанной картинке, путем перебора вариантов и случайного сложения частей изображения. Зрительное восприятие нарушено: из трех наложенных контуров предметов участники эксперимента узнают только два и часто с ошибками.
2 уровень (среднее значение итоговой оценки в диапазоне от 1,6 до 2,2 баллов) - средний уровень развития, отражающий диапазон отклонения от нормального развития. Дети не всегда могут самостоятельно выполнить задания. Им часто требуется как стимулирующая, организующая, так и наглядно-действенная помощь, которую они эффективно используют. Работоспособность имеет мерцательный или истощающийся характер с середины или к концу выполнения задания. Наблюдается неловкость пальцевой моторики. Не всегда удается закончить движение в нужной точке и выполнить штриховку, не выходя за края изображения. Форма, строение и пропорции изображения передаются с некоторыми искажениями. Созданные образы в рисунке - стереотипны, не отличаются разнообразием. Тип изображения - графические пиктограммы. Разрезанные картинки собирает самостоятельно, путем зрительного
к к соотнесения и целенаправленных проб. Зрительное восприятие развито,
í о однако могут допускаться некоторые ошибки при распознавании нало-
| § женных друг на друга изображений. При этом ошибки исправляются
си ^
£ самостоятельно.
^ 3 уровень (среднее значение в диапазоне от 2,3 до 3,0 баллов) - высо-
кий уровень, отражающий диапазон нормального возрастного развития. Высокий уровень произвольного внимания, работоспособности, саморегуляции. Иногда требуется стимулирующая помощь. Регулируют силу нажима на карандаш и амплитуду движения. Прекращает движение в нужной точке, аккуратная штриховка, не выходящая за края изображения. Пространственные свойства предметов (форма, пропорции, величина) передаются точно. Рисунок занимает центральное положение на листе. Быстро и самостоятельно придумывают большое количество образов. Тип изображения - художественные образы. Разрезанные картинки собирают самостоятельно и быстро, путем зрительного соотнесения. Зрительное восприятие развито хорошо, быстро и самостоятельно без ошибок узнают наложенные друг на друга изображения.
Результаты диагностики показывают, что по уровню развития графических навыков и психологических предпосылок к изобразительной деятельности 3 уровень не продемонстрировали ни дети с ЗПР, ни дети из массового детсада.
Анализ полученных результатов сравнительного изучения психологического базиса дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников показал следующее.
Такие показатели, как уровень зрительно-моторной координации, целостность восприятия (мыслительные операции анализа и синтеза), уровень развития продуктивного воображения и графических навыков у дошкольников с ЗПР значительно ниже, чем соответствующие показатели у детей из массового сада. Особо нужно отметить общее недоразвитие мелкой моторики.
Самые низкие показатели дошкольники с ЗПР показали при выполнении следующих упражнений: «Нарисуй целое», «Рисунок человека», «Наложение контуров трех предметов», «Узор» и «Геометрические фигуры Векслера». Анализ столь низких результатов позволяет сделать выводы о несформированности зрительного гнозиса, пространственного восприятия, графических навыков и предметного рисунка.
Показатели по уровню развития зрительно-пространственного восприятия и предметного рисунка («Нарисуй целое», «Рисунок человека») оказались одинаково низкими для обеих групп испытуемых. Это значительно ниже показателей возрастной нормы (нормативам) предыдущих
лет, что требует дополнительного психолого-педагогического внимания к к коррекции этих функций. | о
По результатам оценки уровня саморегуляции, работоспособности | § и произвольного внимания дети с ЗПР значительно уступают своим свер- с ^ стникам из массового детского сада. Примерно 50% дошкольников с ЗПР нуждаются в дополнительной помощи стимулирующего и разъяснительного характера, а 30% детей с ЗПР - в помощи наглядно-действенного характера. Около 20% детей с ЗПР выполняют задания со значительными ошибками, вообще не используя предлагаемой помощи.
У детей с ЗПР речь редко сопровождала выполнение задания, если и были высказывания, то никак не связанные с процессом выполнения задания.
По особенностям развития изобразительной деятельности дети с ЗПР представляют собой три группы, каждая из которых характеризуется различным сочетанием сформированных и несформированных психологических функций.
Первая группа (18%) - дети с низким уровнем сформированности психологического базиса. Эти дети не понимают инструкцию к заданию с первого раза, им требуется дополнительная помощь. В некоторых случаях выполнение задания оказывается недоступным даже с наглядно-действенной помощью. Они быстро истощаются и с трудом удерживают даже кратковременное внимание. Дети этой группы демонстрируют крайне низкий уровень развития графических навыков, предметного рисунка и воображения. Основным типом изображения являются каракули или схемы. Форма, строение и пропорции изображений часто не соблюдаются. Дети этой группы с трудом воссоздают целостный образ по разрезанной картинке, а также неправильно воспроизводят узор или серию линий по образцу. Из трех наложенных контуров предметов дети узнают только два и часто с ошибками. Все это говорит о значительных нарушениях зрительно-пространственного восприятия, низком уровне развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации и изобразительной деятельности.
Вторая группа (56%) - дети со средним уровнем сформированности психологического базиса. Эти дети выполняют задания с направляющей помощью. Они демонстрируют истощающийся уровень работоспособности, нестойкое проявление концентрации внимания и сосредоточения, а также невысокий уровень саморегуляции и критичности своей деятельности. У детей этой группы недостаточно сформированы зрительный гнозис и целостность восприятия, что проявляется в некоторых искажениях формы, строения и пропорций изображений. Уровень развития
к к графических навыков невысокий, что проявляется в неточной передаче I о контуров изображения, неумении закончить движения в нужной точке. | § Наблюдается неловкость пальцевой моторики, трудности с регуляцией Ц с силы нажима на карандаш. Созданные образы в рисунке - стереотипны ^ и не отличаются разнообразием.
Третья группа (24%) - дети с высоким уровнем развития психических функций. Эти дети самостоятельно справляются со всеми предложенными заданиями, имеют высокий уровень произвольного внимания, работоспособности, саморегуляции. Хорошо развито зрительное восприятие. Разрезанные картинки собирают самостоятельно и быстро, что указывает на достаточно сформированный уровень зрительно-пространственного восприятия. Пространственные свойства предметов (форма, пропорции, величина) передаются точно. Эти дети быстро и самостоятельно придумывают большое количество образов.
Полученные данные убедительно доказывают необходимость кор-рекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР в период подготовки к школе. Эффективность работы определяется созданием психокоррекционной программы, направленной на формирование психологического базиса и развитие графо-моторных навыков, при этом работа психолога и дефектолога должна носить дифференцированный характер в зависимости от того, к какой из выделенных групп относится ребенок.
Библиографический список
1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2008.
2. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М., 2006.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2008.
4. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М., 2009.