14. Хесин Е. С. Современное понимание денег. // Современное понимание денег. 2019. - Том 6. - № 7. - С. 115-121.
15. Центральный банк. Объем привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц. Центральный банк. 20192020. [Электронный ресурс] // URL: http://www. cbr.ru/statistics/print. aspx?file=bank_system/4-2-1 a_19.htm&pid=pdko_ sub&sid=dpbvf.
УДК 37.013.2 Психолого-педагогические науки
Кузёма Т. Б., доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ИЗ-ЗА ПАРТЫ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются пути развития творческого потенциала студентов высших учебных заведений и учащихся
общеобразовательных школ в рамках проведения межрегионального конкурса «Педагог из-за парты» в условиях дистанционного формата обучения. Представлены цели, задачи и результаты конкурса и их значение для модернизации дистанционного обучения. Описаны фасилитативные стратегии, необходимые для эффективности дистанционного обучения. Даны рекомендации по улучшению дистанционного обучения в реалиях короновирусной эпидемии от лица участников субъект субъектного взаимодействия.
Ключевые слова: дистанционное обучение, фасилитация, фасилитативные стратегии, конкурс, творческий потенциал.
Abstract: The article discusses the ways of developing the creative potential of students of higher educational institutions and students of secondary schools in the framework of the interregional competition "Teacher from behind the desk" in the conditions of distance learning. The goals, objectives and results of the competition and their significance for the modernization of distance learning are presented. The article describes the facilitation strategies necessary for the effectiveness of distance learning. Recommendations are given to improve distance learning in the realities of the coronavirus epidemic on behalf of the participants of subject-to-subject interaction.
Keywords: distance learning, facilitation,. facilitation strategies, competition, and creativity.
Современные социально-экономические изменения, пересмотр содержания образования, модернизация форм и способов обучения в школе и вузе обуславливают необходимость активного творческого участия в этих изменениях всех членов общества. Как в теоретическом, так и в практическом плане актуализируется поиск решения проблемы развития творческого начала учащегося и студента для получения в перспективе высокопрофессионального специалиста, креативный потенциал которого может быть полезным на
производстве, в науке, в образовании, медицине и других важных сферах деятельности индивида.
В ходе научного поиска было установлено, что в настоящее время продуктивные, творческие формы учебной деятельности в школах и высших учебных заведениях значительно уступают в процентном соотношении репродуктивным, традиционным формам (41% / 59%). Вот почему проблема поиска новых путей развития творческого потенциала во время учебной деятельности учащихся школ и студентов (их литературных, музыкальных, художественных, интеллектуальных способностей) нашла отражение в трудах многих известных отечественных (В.Н. Алфимов, Н.А. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, Л.С. Выготский, С.И. Головков, В.В. Давыдов, А.В. Жуганов, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Т.М. Чурекова, Т.И. Шамова ) и зарубежных (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Э. Фромм, Р. Стернберг, К. Тейлор) ученых. Однако вопрос изучения развития творческого потенциала студентов в рамках конкретного конкурса при дистанционном обучении не становился предметом отдельного исследования, что обусловило актуальность и выбор темы данной статьи.
У современных исследователей нет единого определения понятию «творческий потенциал». Так, под творческим потенциалом понимается умение, способствующее развитию и совершенствованию творческих способностей и индивидуальных качеств личности для полноценной реализации своих возможностей [1].
В синонимичном ряду с творческим потенциалом прогрессивными учеными упоминается креативность. Она является универсальной, многогранной характеристикой личности, т.е. неотъемлемым качеством ее природы. Творческий потенциал представляет собой многоплановую структуру, включающую совокупность способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу индивида. Интерес вызывает определение понятию «творческий потенциал», которое дал А. Маслоу. Так по мнению автора -это универсальная функция человека для самовыражения и проявления
себя во всех формах [3]. Однако, общим среди этих различных определений есть то, что творческое призвание и потребность в креативе проявляется в создании чего-то нового, оригинального, не имеющего аналога ранее.
Сложившаяся в 2020 году эпидемиологическая ситуация привела к поиску нового формата обучения, которым стало дистанционное обучение, введенное в школах и высших учебных заведениях страны, что еще более актуализировало потребность в использовании в процессе обучения новых информационно-коммуникационных технологий.
В период дистанционного обучения студентами магистратуры Севастопольского государственного университета был проведен Межрегиональный конкурс проектных работ для школьников, обучающихся учреждений СПО, студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета в рамках реализации проектной деятельности СевГУ по фасилитативной педагогике «Педагог из-за парты».
Основополагающим тезисом для проведения конкурса, стало понимание того, что мотивация студента к проявлению его творческого потенциала, к выходу за привычные традиционные рамки, к отказу от привычных стереотипов и принятых стандартов значительно повышает эффективность образования, его динамичность, а также благоприятно сказывается на апробации инновационных форм и методов для совместного взаимодействия на принципе субъект субъектных отношений.
Целью проведения конкурса «Педагог из-за парты» стало повышение качества образования учащихся средствами творческой проектной деятельности, динамической ролевой идентификации; создание условий для творческой самореализации учащихся и студентов, обучающихся в условиях самоизоляции; разработка и апробация новых методик воспитательной работы в дистанционном формате; разработка и апробация алгоритмов применения ИКТ для реализации принципов фасилитативной педагогики.
В данном случае целесообразно пояснить понятие «фасилитация». Под фасилитацией понимается определенный процесс, выстроенный на субъект
субъектной основе взаимодействия педагога и учащихся в комфортной обстановке, по продуманному плану, на принципах взаимоуважения, доверия, толерантности для совместного достижения поставленных задач [2].
Фасилитативная педагогика - гуманистическая педагогика, оптимизирующая, облегчающая и повышающая качество обучения и ориентированная на обоюдный личностный рост участников субъект субъектного взаимодействия, раскрытие человеческих качеств личности. Подобные результаты возможно достичь при установлении особого стиля общения, поощрения к самостоятельной активности и инициативы, а также за счет максимального грамотного использования личностных резервов обучающихся.
Среди задач, которые должны быть реализованы в рамках проведения межрегионального конкурса «Педагог из-за парты» были следующие: создание цифровой коммуникативно-дидактической платформы для реализации социально-образовательных проектов детей и молодёжи; вовлечение школьников и обучающихся в фасилитативную активность по отношению к качеству образовательного процесса; вовлечение старших школьников в университетскую образовательную и исследовательскую среду, презентация Севастопольского университета как площадки для создания и реализации интересных и актуальных образовательных и социальных инициатив; выявление и поддержка способных и одаренных обучающихся, проявивших интерес к образовательной сфере деятельности, разработка и апробация алгоритма применения ИКТ для реализации принципов фасилитативной педагогики в формате онлайн состязания; создание банка методических рекомендаций по совершенствованию дистанционного формата школьного образования.
Необходимо отметить, что поставленные цели и задачи конкурса «педагог из-за парты» были достигнуты в полном объеме. Так учащиеся и студенты в рамках конкурса проявили свои творческие способности с учетом возрастной дифференциации и исходя из смоделированных ситуаций.
Проектные работы учащихся 1-4 классов предполагали две составляющие: рисунок «Я учусь на дистанционном обучении» и проект на тему «Работа учителя в дистанционном формате». Проектные работы учащихся 5-8 классов должны были быть представлены в виде эссе об известных людях (на примере реальных и литературных героев), чей опыт убедительно показывает, как выжить в сложной ситуации (самоизоляция) и не упасть духом. Проектные работы учащихся 9-11 классов и студентов предполагали разработку проекта по направлению «Технология взаимодействия педагога и учащихся в формате дистанционного обучения».
Отметим тот факт, что в конкурсе приняли участие 232 человека. Организаторам конкурса были присланы работы из 9 регионов России и из Казахстана. В целом участниками стали учащиеся из 14 городов. В результате было получено более 1000 советов для рекомендательной базы по улучшению организации дистанционного обучения.
Учащиеся начальных классов, реализовавшие свои творческие художественные способности, воспроизводили в своих рисунках новые образы, отталкиваясь от уже имеющегося положительного опыта и приятных впечатлений от учебы, применяя ранее полученные знания, умения и навыки для решения поставленной познавательной задачи, проявляя свои индивидуальные особенности и творческие возможности.
Предложенная для конкурса форма работы была интересной и доступной, что позволило учащимся изначально творчески смоделировать и видеть конечный продукт. Средствами художественного творчества у учащихся было сформировано эстетическое отношение к действительности, эмоциональное сопереживание участникам сложившейся эпидемической ситуации, а участие в конкурсе помогло принять новые образовательные реалии более легко. При создании проекта для конкурса учащиеся первой группы (1 -4 класс) выразили личностную позицию субъекта педагогического дистанционного взаимодействия. Среди рекомендаций учащихся, полученных по улучшению дистанционного обучения можно обозначить и те, которые относятся к самим
учащимся, и те, которые адресованы педагогам. Приведем примеры некоторых рекомендаций создания условий для оптимального эффективного дистанционного обучения для учащихся младших классов: необходимость в четком режиме дня; отведение отдельного времени на каждый предмет; установление четких временных границ для выполнения домашнего задания; определенный положительный настрой на продуктивную, творческую работу; установление ежедневных конкретных целей; определенные требования к рабочему месту; мотивация получения знаний из любых доступных и интересных источников в доме и интернета; добровольный и осознанный отказ от поиска ответов на домашние задания на специальных сайтах; правильное питание и своевременный отдых. Также школьники творчески подошли к составлению рекомендаций для своих учителей: учет того, что многие ученики младшей школы не имели ранее опыта работы с компьютером; соответствие заданного материала возрастным, интеллектуальным, творческим возможностям учеников (краткость, четкость, доступность, последовательность изложения материала); преобладание заданий, предложенных в игровой, тестовой форме; обязательная обратная связь ученика с учителем (рефлексия, поощрение, мотивация, стимулирование к дальнейшей продуктивной творческой деятельности); поддержка видеосвязи с родителями (рекомендации по организации учебной деятельности в комфортных домашних условиях, объяснение трудного материала, психологическая поддержка родителей учащихся; обмен педагогическим опытом работы в формате дистанционного общения с коллегами; обеспечение учителей и учащихся необходимыми для учебы техническими средствами; проведение онлайн перемен и еженедельных классных часов для совместного преодоления трудностей дистанционного обучения с учащимися. На онлайн-занятиях будет целесообразно использовать интерактивную доску, доступ к которой можно поочередно давать ученикам, таким образом будет сымитирована ситуация вызова учеников к доске в реальном классе, что положительно скажется на дисциплине. Учащиеся как бы не выходят из привычной зоны комфорта. С нашей точки зрения именно такой
подход перехода к педагогике творческого сотрудничества позволит максимально развить как познавательные, так и творческие способности обучаемых.
Эмоциональный отклик учащихся наблюдался в творческих работах участников второй группы конкурса «Педагог из-за парты» (5-8 класс). Присланные ими творческие эссе о людях, попавших в «условия самоизоляции» были посвящены трудностям военного времени (19 эссе были о блокаде Ленинграда и отваге детей и взрослых этого времени), литературным персонажам (21 работа), людям с ограниченными возможностями, преодолевшим себя и свою болезнь (18 работ). В данных эссе учащимися творчески, ярко (с помощью интересных фраз и средств художественной выразительности), эмоционально, через собственную призму переживаний были описаны психологические качества людей, которые помогают им выжить в «самоизоляции». Данный жанр позволил не только творчески передать свои мысли и личную позицию к явлению «самоизоляция», но и посмотреть на создавшуюся ситуацию аналитически, с целевой установкой, прямо или косвенно побудить читателя эссе к сопереживанию и принятию временных трудностей.
Проектные работы студентов в рамках конкурса «Педагог из-за парты» содержали следующие постулаты. Педагоги должны повышать свои компетенции, включая эффективное использование ИКТ. Большинство педагогов нуждаются в помощнике программисте, помощь которого позволит осуществить работу на разных образовательных платформах, правильно организовать проведение занятия, настроить освещение, звук, стать хорошим видеоблогером, что позволило бы проводить занятия на более высоком научном уровне, выбор заданий должен быть обоснован значимостью в профессиональном становлении учащихся изучаемой дисциплины (быть содержательным, интересным, необъемным). По мнению студентов, контент не должен быть скучным. Также педагогу необходимо четко обозначать сроки выполнения заданий и своевременно на них реагировать выставлением оценки,
комментарием с мотивацией и поддержкой. То есть должен быть устранен дефицит общения. Многими студентами при дистанционном формате обучения была подчеркнута необходимость соблюдения 4 важных факторов (мультимедиа, интерактивность, сторителлинг и игрофикация). Были обозначены наиболее интересные для эффективной учебы порталы: Kahoot, Arzamas, ПостНаука, 1968.Digital, TED, Triventy, TimeTable, Alleng, Открытый урок, Культура письменной речи. В целом студенты рекомендовали учителям оставаться грамотными, культурными, терпеливыми, толерантными, настроенными на образование в любых условиях. Необходимо совместно в правильном образовательном диалоге, вместе со студентами выстраивать обучение, вместе обсуждать недостатки, вместе искать пути их решения, вместе радоваться образовательным успехам. Были представлены креативные модели проведения ряда дисциплин и разработка к ним авторских презентаций и видео.
Таким образом проведение межрегионального конкурса «Педагог из-за парты» активно способствовало развитию творческого потенциала учащихся в условиях дистанционного формата обучения.
Библиографический список:
1. Левкин Г.Г. Перспективы развития дистанционного обучения в системе дополнительного образования / Г.Г. Левкин// Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - №2 (20). - С. 4 - 8.
2. Таскаев И.И. Современные технологии образовательного процесса / И.И. Таскаев // Омский научный вестник. - 2004. - № 1 (26). - С. 232 - 234.
3. Зинченко В.П. Дистанционное образование в постановке проблемы / В.П. Зинченко // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 23 - 34.