Цыренова В. Б., ЛумбуноваН. Б. Педагогическая фасилитацияразвития творческих способностей... УДК 37 . 013 . 77
DOI 10 . 23951/1609-624Х-2021-2-119-125
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В. Б. Цыренова1, Н. Б. Лумбунова2
1 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ
2 Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова, Улан-Удэ
Введение. Вопросы развития творческих способностей учащихся через новое явление фасилитации вызывают повышенный интерес со стороны как исследователей, так и практических работников образования.
Цель - теоретический анализ обеспечения требований, предъявляемых технологией педагогической фасилитации к процессу обучения математике для развития творческих способностей обучающихся.
Материал и методы. Проведен анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей в области общей психологии, педагогической фасилитации, развития творческих способностей. Основными методами исследования являются изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, анкетирование обучающихся.
Результаты и обсуждение. Педагогическая фасилитация предъявляет определенные требования к процессу обучения (обеспечение значимости учения, психологической безопасности и психологической свободы), а также к личности педагога и его умению строить взаимоотношения с обучающимися. Значимое учение предполагает изменение личности, поведения обучающегося вследствие накопления его внутреннего чувственно-когнитивного опыта. Для выполнения данного требования при обучении математике можно использовать различные инструменты фасилитации в интеграции с занимательными задачами, нетрадиционные формы организации занятий с созданием ситуаций успеха, демонстрацию уважения педагога к обучающимся. В процессе фасилитации психологическая безопасность достигается за счет создания обстановки, обеспечивающей присутствие доверия со стороны обучающегося, а также отсутствие страха, тревоги и других негативных чувств, возникающих при внешнем оценивании. Важна организация работы со слабоуспевающими, использование современных педагогических технологий для создания ситуации успеха, повышение уровня комфортности на занятии. Психологическая свобода предполагает формирование креативности обучающихся, их самовыражения. В данном процессе важное значение имеет предоставление возможности проявить активность, самостоятельность, ответственность.
Заключение. Выявлены особенности организации учебного процесса с применением технологии педагогической фасилитации.
Ключевые слова: творческие способности, педагогическая фасилитация, личность педагога, обучение математике.
Введение
Одной из приоритетных задач современного образования является воспитание личности, обладающей спектром компетенций, относящихся к личностным результатам и высоким личностным потенциалам. Это умение ориентироваться в быстро меняющихся жизненных и профессиональных условиях, применять на практике самостоятельно приобретенные знания, обрабатывать их с учетом информационных и коммуникационных технологий, выдвигать идеи, работать в команде, быть коммуникабельным и инициативным.
Формирование и развитие личности обучающегося, его способностей становятся ведущими процессами в решении проблем личностно ориентированного образования. Их необходимо осуществлять не только через познавательную, но и творческую деятельность, тесно связанную с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого обучающегося. Формирование творческих способностей в процессе обучения
становится важнейшей задачей современного образования. Одним из действенных способов развития личности является новое в педагогике и психологии явление фасилитации учения (от англ. facilitate - помогать, облегчать, способствовать). Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся через фасилитацию с учетом ее требований, предъявляемых к учебному процессу, вызывает повышенный интерес со стороны как исследователей, так и практических работников образования.
Материал и методы
Цель исследования - представить результаты теоретического анализа обеспечения требований, предъявляемых технологией педагогической фаси-литации к процессу обучения математике для развития творческих способностей учащихся. Определены следующие задачи исследования: 1) рассмотреть понятия способностей, творческих способностей, творческого мышления, творческой де-
ятельности; 2) выявить основные требования, предъявляемые педагогической фасилитацией к процессу обучения; 3) раскрыть их в контексте обучения математике в целях развития творческих способностей обучающихся.
В процессе исследования использовались изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей, организации технологии фасилитации, анкетирование обучающихся.
Изучая вопросы способностей людей, С. Л. Рубинштейн писал, что встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям [1].
Л. С. Выготский говорил, что при внимательном рассмотрении деятельности человека в любой области выделяются два основных вида поведения. Первый вид деятельности связан с воспроизведением или репродуктивностью, на основе которых наблюдаются уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Второй вид связан с творческой деятельностью, основанной на творческих способностях, и когда результатом является создание новых образов или действий. Поскольку любой вид человеческой деятельности включает элемент творчества, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических, математических творческих способностях и т. д. [2].
Любой человек может самостоятельно реализовать свои возможности только благодаря творческой деятельности, поскольку главными признаками творчества являются процессы создания нового, преобразования известного, новизна и оригинальность продукта деятельности, поиск зависимостей между объектами. Способности к творчеству рождаются в результате развития творчества, совершаемого в действии, на практике. Согласно В. Н. Дружинину, под творческой деятельностью человека понимается такая деятельность, когда в результате воображения, фантазии, порождения гипотез создается нечто новое и оригинальное [3].
Творческая деятельность, в отличие от учебной, нацеленной на освоение уже известных знаний, способствует проявлению у учащихся самоактуализации, самостоятельности, инициативности, активности, саморазвития, самореализации в процессе поиска новых решений, необычных способов достижения результата, новых подходов к рассмотрению задач и др.
Учебная дисциплина «математика» является основой для развития обучающихся, формирования у них ключевых, общих, универсальных компетен-
ций. Математика является не только фундаментальной наукой, основой научно-технического прогресса, но и частью культуры человечества, инструментом познания мира, представляющей собой благодатную почву для развития творческих способностей [4]. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что в науке рассмотрены возможности развития творческих способностей на уроках математики посредством решения проблемных и нестандартных задач (В. В. Афанасьев, И. А. Иванов, С. Ф. Митенева, А. Ю. Эвнин), активизации познавательной деятельности (Г. Д. Глейзер, Л. В. Занков, Ю. М. Коля-гин, И. Я. Лернер, Г. Л. Луканкин, М. Н. Скаткин, А. А. Столяр, Г. И. Щукина), исследовательского характера учебной работы (Б. В. Гнеденко, А. Н. Колмогоров, Д. Пойа, А. Я. Хинчин). Однако мало внимания уделено развитию творческих способностей через фасилитацию учения.
Обязательным компонентом творческих способностей является творческое мышление, вопросами развития которого занимались Д. В. Вильке-ев, З. И. Калмыкова, О. И. Кедровский и другие ученые.
Результаты и обсуждение
В открытом в последние десятилетия явлении фасилитации, считающимся качественно более высоким уровнем обучения, педагог выступает в несколько иной роли - фасилитатора (англ. facilitator, от лат. facilis - «легкий, удобный»), помогая учащемуся в процессе его развития.
Существуют два вида фасилитации: социальная и педагогическая. Под социальной фасилитацией понимают повышение качества или скорости деятельности человека в присутствии наблюдателя, способного дать оценку его деятельности. Под педагогической фасилитацией - повышение продуктивности обучения и воспитания за счет личности педагога и его особого стиля общения с учащимися [5]. Концепцию педагогической фасилитации начал разрабатывать в 1950-х гг. К. Роджерс совместно с другими психологами-гуманистами.
По мнению К. Роджерса, фасилитация «основывается не на преподавательских навыках лидера, не на его знаниях в определенной области, не на планировании учебной программы, не на аудиовизуальных средствах или программированном обучении, не на лекциях и демонстрациях и не на обилии книг, хотя каждый из этих факторов может так или иначе использоваться как ценный ресурс» [6]. Он считал, что самым важным ресурсом является педагог: «Позволяя ученикам познать самих себя как людей, делая доступными для них знания и опыт, учитель способен оказать им помощь без принуждения» [7].
Цыренова В. Б., Лумбунова Н. Б. Педагогическая фасилитация развития творческих способностей.
В отечественной науке большинство работ, посвященных педагогической фасилитации, выполнено в контексте педагогики (Р. С. Димухаметов, Е. Ю. Борисенко, Л. Н. Куликова, Е. Г. Врублевская и др.). На основе анализа данных работ можно сделать вывод о том, что педагогическая фасилитация предъявляет определенные требования к процессу обучения (обеспечение значимости учения, психологической безопасности и психологической свободы), а также к личности педагога и его умению строить взаимоотношения с обучающимися. Рассмотрим их более подробно в контексте развития творческих способностей при обучении математике.
Значимое учение предполагает не простое накопление знаний, умений в результате познания учебного предмета, а изменение личности, отношения, поведения обучающегося вследствие накопления его внутреннего чувственно-когнитивного опыта. Согласно В. С. Библеру, педагог должен стремиться к педагогическому общению, взаимопониманию и взаимодействию с обучающимися [8]. Развитие творческих способностей возможно только в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, у которых значительно могут отличаться по величине и характеру проявления творческие задатки, способности, в связи с чем необходимы дифференцированный и индивидуализированный подходы к выбору содержания учебного материала, методов и форм учебной работы, определению форм творческой исследовательской работы.
Результаты занятия напрямую зависят от проявленного интереса обучающегося к изучаемому материалу, его познавательной активности. Движущей силой учения, активизации познавательной деятельности является переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием. Поэтому перед педагогом стоит задача усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения обучающихся в процесс освоения математического материала [9].
При фасилитации на занятиях по математике педагог получает возможность создавать условия для повышения интереса и познавательной активности обучающихся, оптимизировать процесс развития их самосознания путем использования методов и приемов, ориентированных на творческое усвоение информации, потребность и умение самостоятельно находить решение математических задач. Так, В. Р. Ясницкая отмечает, очень важно умение преподавателя создавать ситуации творчества, самоопределения и самореализации обучающихся [10].
Можно использовать инструменты фасилитации (мозговой штурм, модерация, элементы World Cafe, Open Space), хорошо комбинирующиеся с технологиями, активными методами и приемами,
которые строятся на опережающей, проблемной деятельности, базируются на диалоговой, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе: создание таблиц, наглядных пособий (например, многогранники, поверхности второго порядка), презентаций, буклетов, составление тестов и задач, построение диаграмм и графиков, имитационное моделирование профессиональной деятельности в процессе решения учебных задач, интерактивные игры, придумывание квестов, проектная деятельность, выполнение учебно-исследовательских работ и т. д. [11]. В случае учащихся, осваивающих программы начального, основного общего и среднего общего образования, их можно интегрировать с занимательными задачами (головоломки, шарады, логические, творческие и прочие упражнения), тесно связанными с математикой и являющимися отличными инструментами для развития мышления и формирования в конечном итоге творческой деятельности.
Технологии фасилитации как нетрадиционные формы проведения занятий являются для обучающихся переходом в иное психологическое состояние, где наблюдаются другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Они дают возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личностные качества. Обучающиеся попадают в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности на занятии и в подготовке творческих домашних заданий.
Педагогическая фасилитация предполагает раскрытие человеческих качеств у участников образовательного процесса. В первую очередь это касается личности самого педагога [12]. По мнению П. П. Блонского, для обучающегося в процессе обучения самым важным является не набор правил, а педагог, как «сотрудник, помощник и руководитель ребенка в его работе» [13, с. 44].
Проявлением личностных характеристик педагога являются искренность, принятие, забота, выражающиеся в позитивном отношении к обучающимся; способность к эмпатии, признание ценности чувств, мнений обучающегося, способствующие его желанию полноценно жить и возможности учиться [14].
Нами было проведено анкетирование среди старшеклассников средней школы, студентов среднего профессионального образования и студентов высшего учебного заведения. В результате анкетирования выявлено, что такие приемы, как укрепление чувства собственного достоинства обучающихся, благожелательное отношение преподавателя к обучающимся, побуждают последних к активной творческой деятельности. В случае присутствия негативных отношений между педагогом и обучающимся, немедленно вступает в силу закон
торможения психики последнего, в том числе его познавательной и творческой деятельности.
Также в результате анкетирования выявлено, что 83 % обучающихся стараются подражать педагогу, который глубоко владеет материалом, имеет широкий кругозор, оперирует интересными деталями и фактами. Соответственно, внутренние противоречия между знанием и незнанием обучающихся стимулируют их к более активной творческой деятельности.
В процессе фасилитации психологическая безопасность достигается за счет создания обстановки, обеспечивающей присутствие доверия со стороны обучающегося, а также отсутствие страха, тревоги и других негативных чувств, возникающих при внешнем оценивании.
Многие отечественные педагоги-гуманисты и философы придерживались мнения о том, что умение педагога создать мотивирующую учебную атмосферу, его гуманность, чуткость, отзывчивость в общении с учащимися позволяют формировать благоприятный психологический климат в ученическом коллективе.
Для создания благоприятного климата необходимо «открыть» обучающегося на общение, обеспечить его «соучастие» в процессе, «возвышать» его. Для «открытия» можно применять такие педагогические операции, как подача информации с позиции «мы», что позволяет устранить физические, социальные барьеры; установление личного контакта вербальным, визуальным, тактильным способами. «Соучастие» реализуется через проявление интереса с целью понять причины тревоги, отчаяния, радости, восторга и восхищения, а также оказание реальной помощи. «Возвышение» достигается с помощью повышения самооценки, «возвышения» обучающегося над его проблемами [15].
Математика является учебной дисциплиной, где уровень развития психических познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь) у обучающегося имеет решающее значение для ее усвоения. На успешность учебной деятельности влияют природные динамические особенности, которые порождают и различия в знаниях - их глубине и прочности. По этим качествам знаний и судят об одаренности учащихся к математике или отсутствию способности к усвоению математики.
При появлении трудностей в учении, их нарастании обучающийся может потерять веру в успех и ослабить свои усилия, учение становится малопродуктивным, в иных случаях прекращается творческая учебная деятельность. Необходимо также учитывать, что в каждом учебном коллективе есть учащиеся, у которых, на первый взгляд, полностью отсутствуют способности к усвоению математики.
В большинстве случаев причиной неуспеха является не отсутствие способностей, а пробелы в знаниях, лень, отрицательное отношение к педагогу или к учебной дисциплине, отсутствие интереса и веры в свои силы. Устраняя эти причины, можно добиться повышения активности обучающегося на занятиях по математике. Важнейшую роль в развитии творческих способностей играет вера в свои силы, уверенность в собственных возможностях и способностях к усвоению математики. Очень важно организовать работу слабоуспевающего по математике так, чтобы он постоянно чувствовал свое движение вперед. Надо дать ему возможность пережить радость достигаемых успехов.
Также 76 % опрошенным нравится работать в такой атмосфере, в которой престижно быть умным, выдающимся. Следовательно, использование педагогом современных педагогических технологий (личностно ориентированный подход, дифференцированное обучение, инверсное обучение и др.) позволяет создавать для каждого обучающегося ситуацию успеха, вовлекать в доступную его уровню обученности деятельность, тем самым повышая уровень комфортности на занятии.
Психологическая свобода предполагает развитие креативности обучающихся, их самовыражения, в процессе формирования которых важное значение имеет предоставление возможности проявить активность, самостоятельность, ответственность. Многие ученые считают, что в этом случае важную роль выполняет нахождение педагога в позиции фасилитатора.
73 % респондентов ответили, что им нравятся беседы, наполненные яркостью, искренностью и эмоциональностью. Действительно, творчество и исследовательский поиск являются основными способами существования человека в окружающей среде, только педагог может помочь ему справиться с творческими задачами и жизненными проблемами.
Заключение
Результаты исследования позволяют говорить об особенностях организации учебного процесса с обеспечением значимости учения, психологической безопасности и психологической свободы обучающихся со стороны педагога, а также о качествах, компетентности, личности педагога-фасилита-тора, повышающего эффективность развития творческих способностей за счет особых доверительных отношений, признания и принятия ценностей обучающихся, оптимизации процесса совместной работы в процессе обучения математике.
Список литературы
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 594 с.
Цыренова В. Б., Лумбунова Н. Б. Педагогическая фасилитация развития творческих способностей...
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2012. 156 с.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
4. Гумеров И. С. Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 254-262.
5. Маслова Е. А. Сущность и структура фасилитативной направленности личности будущего педагога // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 109-117.
6. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрованный подход в психотерапии. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=15499903 (дата обращения: 11.08.2020).
7. Rogers C. Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus, OH: Merrill, 1969. 376 p. URL: https://archive. org/details/freedomtolearnv000roge/page/n13/mode/2up (дата обращения: 06.09.2020).
8. Библер В. С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 32-36.
9. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: Школьные технологии, 2005. 144 с.
10. Ясницкая В. Р. Формирование креативности как профессионально значимого качества будущего педагога // Качественное обновление учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе: межвуз. сб. науч. ст. / под ред. М. А. Петухова. Ульяновск: УлГПУ, 2001. С. 159-161.
11. Райс О. И. Фасилитация как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 06.12.2020).
12. Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Научные исследования в образовании. 2006. № 3. С. 118-125.
13. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. Т. 2. 400 с.
14. Семикин В. В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. № 6. С. 124-132.
15. Joyce B., Showers B. Student achievement through staff development. VA: ASCD, 2002. 230 p.
Цыренова Валентина Бабасановна, доктор педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (ул. Ранжурова, 5, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: [email protected]
Лумбунова Наталья Баировна, преподаватель, Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова (ул. Трубачеева, 140, Улан-Удэ, Россия, 670031). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.01.2021.
DOI 10 . 23951/1609-624X-2021-2-119-125
PEDAGOGICAL FACILITATION CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN TEACHING MATHEMATICS
V. B. Tsyrenova1, N. B. Lumbunova2
1 Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, Russian Federation
2 Buryat Agricultural College named after M. N. Erbanov, Ulan-Ude, Russian Federation
Introduction. The question of the development of students' creative abilities through the new phenomenon of facilitation has aroused increased interest on the part of the scientific and practical communities. Facilitation imposes certain requirements on the learning process.
Purpose - the requirements provision theoretical analysis of the pedagogical facilitation technology to the teaching mathematics process for the students' creative abilities development.
Material and methods. The research draws on the work of domestic and foreign researchers in the field of general psychology, pedagogical facilitation and the development of creative abilities. The main research methods are study and analysis of psychological and pedagogical literature on the problem, questioning of students.
Results and discussion. Pedagogical facilitation imposes such requirements on the learning process as ensuring the importance of learning, psychological security and psychological freedom, as well as the personality of the teacher and his ability to build relationships with students. A meaningful learning involves changing the personality, changing the behavior of the student due to his or her inner sensory-cognitive experience. To fulfill this requirement in teaching mathematics, you can use various facilitation tools in integration with entertaining tasks, non-traditional forms of organizing classes, and demonstrating the teacher's respect for students. In the process of facilitation, psychological security is achieved by creating an environment that ensures the presence of trust on the part of the student, as well as the absence of fear, anxiety and other negative feelings arising from external evaluation. It is important to organize work with
low-performing students, use modern pedagogical technologies to create a situation of success, and increase the level of comfort in the classroom. Psychological freedom presupposes the formation of students' creativity, their self-expression, in the formation of which it is important to provide an opportunity to show activity, independence, responsibility.
Conclusion. The results of the study make it possible to speak about the features of the organization of the educational process with ensuring the importance of learning, psychological safety and psychological freedom of students on the part of the teacher, as well as about the qualities, competence, personality of the teacher-facilitator, which increases the effectiveness of the development of creative abilities through special trusting relationships, recognition and acceptance of the students' values, optimization of the process ofjoint work in the mathematics training.
Keywords: creative ability, pedagogical facilitation, significance of teaching, teacher s personality, psychological safety, psychological freedom.
References
1. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 594 p. (in Russian).
2. Vygotsky L. S. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, AST Publ., 2012. 156 p. (in Russian).
3. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey [Psychology of general abilities]. Saint Petersburg, Piter Publ., 1999. 368 p. (in Russian).
4. Gumerov I. S. Razvitiye intellektual'nykh tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya v sisteme nepreryvnogo matematicheskogo obrazovaniya [Development of intellectual creative abilities of students in the system of continuous mathematical education]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2008, no. 15, pp. 254-262 (in Russian).
5. Maslova E. A. Sushchnost' i struktura fasilitativnoy napravlennosti lichnosti budushchego pedagoga [The Essence and structure of the facilitation orientation of the future teacher's personality]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya - Vestnik of Moscow City University. Series «Pedagogy and Psychology», 2011, no. 3, pp. 109117 (in Russian).
6. Rogers K. Kliyentotsentrirovannyy / chelovekotsentrovannyy podkhod v psikhoterapii [Client-centered / human-centered approach in psychotherapy] (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15499903 (accessed 11 August 2020).
7. Rogers C. Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus, OH: Merrill, 1969. 376 p. URL: https://archive. org/details/freedomtolearnv000roge/page/n13/mode/2up (accessed 21 April 2020).
8. Bibler V. S. Kul'tura: dialog kul'tur (opyt opredeleniya) [Culture: dialogue of cultures (the experience of definition)]. Voprosy filosofii, 1989, no. 6, pp. 32-36 (in Russian).
9. Selevko G. K. Traditsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya i yeye gumanisticheskaya modernizatsiya [Traditional pedagogical technology and its humanistic modernization]. Moscow, Skol'nyy tekhnologii Publ., 2005. 144 p. (in Russian).
10. Yasnitskaya V. R. Formirovaniye kreativnosti kak professional'no znachimogo kachestva budushchego pedagoga [Formation of creativity as a professionally significant quality of the future teacher]. Kachestvennoye obnovleniye uchebno-vospitatel'nogo protsessa v vysshey i sredney shkole: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh statey. Pod redaktsiyey M. A. Petukhova [Qualitative update of the educational process in higher and secondary schools: Intercollegiate collection of scientific articles. Edited by M. A. Petukhov]. Ulyanovsk, UlSPU Publ., 2001. Pp. 159-161 (in Russian).
11. Rice O. I. Fasilitatsiya kak metod interaktivnogo obucheniya [Facilitation as a method of interactive learning]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika - Psychology, Sociology and Pedagogy, 2014, no. 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (accessed 6 December 2020).
12. Shakhmatova O. N. Pedagogicheskaya fasilitatsiya: osobennosti formirovaniya i razvitiya [Pedagogical facilitation: features of formation and development]. Nauchnyye issledovaniya v obrazovanii - Scientific research in education, 2006, no. 3, pp. 118-125 (in Russian).
13. Blonskyy P. P. Izbrannyye pedagogicheskiye i psikhologicheskiye sochineniya. Tom 2 [Selected pedagogical and psychological works. Vol. 2]. Moscow, Pedagogika Publ., 1979. 400 p. (in Russian).
14. Semikin V. V. Psikhologicheskaya kul'tura v strukture lichnosti i deyatel'nosti pedagoga [Psychological culture in the structure of the teacher's personality and activity]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena -Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2003, no. 6, pp. 124-132 (in Russian).
15. Joyce B., Showers B. Student achievement through staff development. VA, ASCD Publ., 2002. 230 p.
Tsyrenova V. B., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Banzarov Buryat State University (ul. Ranzhurova, 5, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: [email protected]
Lumbunova N. B., Teacher, Buryat Agricultural College named after M. N. Erbanov (ul. Trubacheyeva, 140, Ulan-Ude, Russian Federation, 670031). E-mail: [email protected]