2020. Т. 30, вып. 3
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Педагогика
УДК 378.1
Е.В. Ляпунцова, Ю.М. Белозерова, Л.В. Семенова, А.А. Фаткулин, Н.В. Гуремина, С.В. Соловьева, Т.НВасилькова, М.Ю. Романова, Е.Н. Дергоусова
КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ, ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ И ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Обобщен опыт применения онлайн-технологий в учебном процессе вузов Калининграда, Тюмени и Владивостока, проанализированы основные положительные и отрицательные аспекты переноса образования в информационную среду. Представлены результаты опроса, проведенного среди студентов Института рекреации, туризма и физической культуры Балтийского федерального университета им. И.Канта (БФУ), преподавателей и студентов Тюменского государственного медицинского университета (ТГМУ, Тюменский ГМУ) и преподавателей Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Выводы исследований представлены и обсуждены на круглом столе Московского международного салона образования (ММСО). Статья содержит общие выводы, которые сделала межрегиональная общественная организация «Лига преподавателей высшей школы» о существующих проблемах работы преподавателей. Преподаватели отмечают значительный рост нагрузки в связи с переходом на дистанционное обучение, технические проблемы, несовершенство средств связи, нехватку оборудования и программного обеспечения, затруднения при работе с университетскими электронными образовательными ресурсами. Студенты указывают на недостаточное качество дистанционного обучения, нехватку практики, отсутствие контакта с преподавателем и общения с одногруппниками. Однако все участники образовательного процесса считают, что электронное обучение возможно в качестве дополнительного инструмента, расширяющего традиционные формы преподавания в вузе, а для части теоретических дисциплин дистанционный вариант является приемлемым. Кроме того, специалисты Лиги преподавателей высшей школы делают выводы о необходимости реформирования архаичной системы регулирования высшего образования в сторону повышения доверия к компетенциям преподавателей, упрощения контрольной функции, снижения бюрократизации и т. д.
Ключевые слова: образование, онлайн-обучение, опрос студентов, опрос преподавателей, индустрия гостеприимства.
DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-3-264-275
Межрегиональная общественная организация «Лига преподавателей высшей школы» в качестве интеллектуального партнера Московского международного салона образования провела круглый стол о новых компетенциях преподавателей вузов, на котором выступили представители крупнейших вузов Москвы, Калининграда, Мурманска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга. Спикеры и слушатели круглого стола также приняли участие во всех мероприятиях ММСО, что позволило обобщить результаты и изложить их в докладах и во время дискуссии, а также осмыслить при подготовке настоящей статьи.
В последнее время, до наступления пандемии, все чаще в научном и образовательном сообществе высказывались соображения, что необходимо частично перенести преподавание в вузе в цифровую среду, что позволит студентам без ущерба для получаемых знаний и с преимуществом самостоятельно регулировать процесс обучения (определять место лекции, время, когда ее прослушать и пр.). Несомненно, у такого получения образования есть достоинства, но нельзя не упомянуть, что при онлайн-обучении существует и большое количество недостатков. Данный вывод делает и. о. завкафедрой социально-культурного сервиса и туризма БФУ им. Иммануила Канта Л.В. Семенова.
Так, онлайн-обучение не всегда мотивирует студентов к качественному обучению, так как отсутствует дух конкуренции, соперничества, возможности живой дискуссии как с преподавателем, так и с однокурсниками и пр. В таблице ниже представлены некоторые сравнительные характеристики онлайн-обучения и обучения в аудитории (табл.).
_Критическое осмысление опыта преподавателей вузов..._265
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2020. Т. 30, вып. 3
Некоторые сравнительные характеристики форм обучения
Показатель Обучение в аудитории Онлайн-обучение
Коммуникативные возможности, взаимодействие с преподавателем и другими студентами Выше, активнее личное общение Ниже, общение в чатах, мессенджерах
Мотивация к обучению Поддерживается на протяжении всего занятия Постепенно снижается
Темп, ритм обучения Зависит от однокурсников (одногруппников) Индивидуальный
Организация процесса обучения Обучение в аудитории, рабочая обстановка Обучение дома, концентрация снижена
Представленные в таблице некоторые характеристики не являются безусловными аргументами за или против онлайн-обучения. БФУ им. И. Канта в условиях пандемии короновируса также встал перед задачей перенести образовательный процесс в цифровую среду. Так как университет является участником программы повышения конкурентоспособности вузов 5/100, процесс трансформации образовательных технологий уже давно является одним из важных направлений. Затронул это процесс и Институт рекреации, туризма и физической культуры. Так, за период реализации программы большее количество образовательного контента было перенесено в цифровую среду и адаптировано к преподаванию в онлайн-форме на базе существующих в университете платформ lms3.kantiana.ru. Кроме этого, преподавателям предоставлена возможность организации образовательного процесса (составление расписания, проверка домашних заданий, формирование тестов и проведение тестирования и пр.) на базе портала brs.kantiana.ru. Безусловно, планомерная и постоянная работа с преподавателями и студентами дала свои результаты и в экстремальных условиях способствовала организации учебного процесса.
Однако в процессе онлайн-обучения возникли проблемы у студентов, так как многие из них разъехались по домам и у них отсутствовала возможность использовать образовательные ресурсы университета в связи с ограниченными ресурсами их домашнего интернета. В связи с этим, преподаватели университета используют в процессе онлайн-обучения интернет-ресурсы, наиболее удобные для студентов. На рис. 1 представлено распределение используемых интернет-ресурсов в образовательном процессе на программах высшего образования (рис. 1).
Рис. 1. Используемые интернет-ресурсы в образовательной деятельности БФУ им. И. Канта, %
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Необходимо отметить, что, как правило, в процессе обучения преподаватели используют несколько интернет-ресурсов. Например, автор использует платформу ZOOM для ведения лекций, семинарских занятий, систему brs для учета посещаемости студентов, выставления им оценок за выполнение заданий, проведения тестирований и размещения дополнительного наглядного материала (тексты лекций, презентации, тексты кейсов и пр.).
Для объективного восприятия отношения к онлайн-обучению студентов нами был проведен опрос среди студентов Института, обучающихся про программам бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело». В опросе приняло участие 97 человек в возрасте от 17 до 32 лет. Так, все отметили, что онлайн-обучение позволяет сэкономить время, затрачиваемое на проезд до университета и обратно, такая форма предоставляет гибкий график и темп обучения, а также психологический комфорт, возможность самостоятельно проявить себя в освоении материала в удобном темпе (рис. 2).
Возможность видеофиксации манеры общения ■ 2
Не нахожу преимуществ 1 П
Психологический комфорт 14
Экономия времени (например, на дорогу о
до университета и обратно) Самостоятельное освоение материала 1—' ъ /Л^т.ТТЛ лтт ПТ^ТГТТГГ ггл* ТО 4 то о
возможность ооучения дома
Гибкий график обучения
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Укажите основные преимущества онлайн-обучения»
(можно указать до 3 ответов), ед.
Недостаточныйконгрольполучаеыых знанийсо стороны препод а ватечя
Низкий уровень матфиально-техннческо го обеспечения учебного процесса
Недоста точность пр акпиескпх составляющих получаемых'шанин (нет возможности практической отработки теорепиескпх знаний)
В о зр осшнн о бъ ем д о машних чад аннн Отсутствие помощн преподавателя Сложность в самостоятельном освоении курса
Другое
1 14
1 25
2 8
2 8
1 6
ЗВ
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Укажите основные недостатки онлайн-обучения»
(можно указать до 3 ответов), ед.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Как видно из рис. 2, 10 человек указывают на отсутствие каких-либо преимуществ. При этом все отметили возросший объем заданий (38 ответов), сложность в самостоятельном освоении материала (33 ответа), а также недостаточность практических составляющих (рис. 3). Необходимо отметить, что, несмотря на наличие у автора практических пособий, размещенных в интернет-среде (см., например, [11; 12]), также ощущалась нехватка живого общения со студентами.
Интересный показатель, что многие студенты, несмотря на размещаемые преподавателем тесты и кейсы, отметили недостаточный контроль получаемых ими знаний, что также указывает в первую очередь на нехватку аудиторного личного общения. В связи с этим в опросе больше половины опрошенных студентов оценили эффективность обучения как низкую (14,3 % опрошенных), ниже среднего (27 %) и среднюю (36,5 %). Лишь небольшая часть опрошенных отметили эффективность обучения как выше среднего (11 % опрошенных) и высокую (3,3 %). 7,9 % студентов затруднились с ответом. Больше половины опрошенных (55,6 %) считают, что знания, полученные в онлайн-форме, хуже знаний, полученных в аудитории, однако 41,3 % не видят никакой разницы, и 3,1 % затруднились с ответом. Во время проведенного опроса 52,4 % студентов сказали, что онлайн-обучение им понравилось намного меньше, и только 17,5 % студентов онлайн-обучение понравилось больше.
Однако, по нашему мнению, в этом процессе невозможно категорично сказать, что лучше -онлайн-обучение или обучение в аудитории. Так, при ответе на вопрос «После окончания режима самоизоляции хотели бы вы продолжить обучение в онлайн-форме?» категорически отвергли такой способ получения знаний только 15,9 %. Большая часть допускают возможность дистанционной формы обучения, только некоторых курсов на программе (28,6 %) и в сочетании с аудиторным обучением (36,5 %) (рис. 4).
Ф Безусловно, да
# Безусловно, нет Возможно, но только некоторые курсы
# Возможно, но только сочетать он-лайн и очное обучение
в если для заочного отделения будет выдавать материал для самостояте...
# Для начала составьте инструкции что и как проводится и доведите их до с...
# Для заочной формы обучения
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «После окончания режима самоизоляции хотели бы вы продолжить обучение в онлайн-форме?», %
По нашему мнению, только разумное сочетание онлайн- и аудиторного обучения позволит сформировать компетентного и грамотного специалиста. Кроме этого, некоторые дисциплины (например, практикумы, связанные с закреплением профессиональных навыков и компетенций) невозможно эффективно преподавать в дистанционном формате. Так, невозможно подготовить конкурентоспособного специалиста в области гостиничного дела или туризма, используя только онлайн-формат, так как коммуникация, живое общение, поведение в нестандартных ситуациях являются одними из основных навыков, необходимых конкурентоспособному специалисту высокого уровня (подробнее см. [13]).
Опрос преподавателей Приморского края
В опросе приняли участие 235 человек, преимущественно преподаватели Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) [10]. Большинство преподавателей использует такие технические инструменты, как MSTeams, Zoom, Skype, Moodle. Почти 15 % преподавателей создали личный сайт, где выкладывают учебные материалы. Наиболее популярными обучающими платформами, используемыми преподавателями, названы OpenEdu и Coursera.
Вот ответы на вопрос «Какие обучающие онлайн-платформы Вы используете?»:
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
- OpenEdu - 22 чел.;
- Coursera - 16 чел.;
- Moodle - 12 чел.;
- Stepik - 6 чел.;
- другие - Тимс, Lectorium, Universarium, Blackboard,Google Classsrom, Skolkovo, издательские платформы («Лань», «Юрайт»).
Только 6 % опрошенных не столкнулись с затруднениями при переходе на дистанционное обучение. 66 % преподавателей жалуются на увеличение объема нагрузки, 52 % отмечают, что подготовка курсов в новом формате занимает гораздо больше времени, 44 % отметили проблемы со здоровьем как результат нервного напряжения, снижения двигательной активности и ухудшения зрения и т. п.
Ответы на вопрос «С какими сложностями Вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?»:
- увеличение объема работы - 156 чел. (66,4 %);
- большие временные затраты на подготовку учебных курсов и материалов - 121 чел. (51,5 %);
- проблемы со здоровьем (снижение двигательной активности, увеличение зрительной нагрузки и т. д.) - 104 чел. (44,3 %);
- сложности коммуникации со студентами - 88 чел. (37,4 %);
- сложности организации процесса обучения - 74 чел. (31,5 %);
- проблемы организации домашнего рабочего пространства - 61 чел. (26 %);
- отсутствие необходимого оборудования и программного обеспечения - 56 чел. (23,8 %);
- недостаток собственной ИКТ-компетентности - 47 чел. (20 %);
- отсутствие практических навыков при работе в онлайн-среде - 45 чел. (19,1 %);
- перебои с домашним электроснабжением - 30 чел. (12,8 %);
- плохое качество интернет-соединения (низкая скорость, «вылетает платформа» и т.д.) -28 чел. (11,9 %);
- нет сложностей - 15 чел. (6,4 %).
Почти каждый четвертый преподаватель столкнулся с проблемой нехватки оборудования или программного обеспечения. А каждый пятый пришел к пониманию нехватки собственных компетенций в сфере информационных технологий. Также, думаем, актуальны для всех регионов такие жалобы преподавателей, как снижение удовлетворенности от работы, быстрый (скоропалительный) переход на дистанционное обучение, отсутствие у многих студентов компьютеров, микрофонов или камер, программ и прочее, низкая скорость интернет-соединения и плохое качество связи, дополнительные расходы (пришлось купить новое оборудование), дефицит (отсутствие) живого общения, бытовые сложности, наличие членов семьи в рабочем пространстве.
Среди направлений совершенствования дистанционного обучения преподаватели называли необходимость снижения административного давления и контроля, дополнительную проработку каждого курса, создание полноценных обучающих комплексов, повышение мотивации у студентов, предоставление необходимых программ и оборудования. При этом часто звучат мнения о том, что дистанционное обучение не заменяет полноценных занятий в аудитории.
Опыт оценки эффективности электронного обучения в Тюменской области
Оценка качества образовательного процесса складывается из огромного количества факторов, от обеспеченности доступности среды для маломобильных групп до субъективной удовлетворенности педагогов условиями реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий [9].
Электронно-цифровые компетенции - обязательная составная часть современного образования на любом уровне подготовки [1], и выстраивание стратегии развития вуза на перспективу возможно только при условии внедрения эффективных механизмов оценки факторов, обеспечивающих использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательном процессе [3]. Современные реалии вносят коррективы в учебный процесс вузов, тем не менее в большинстве федеральных государственных образовательных стандартов специалитета формат ДОТ возможен только как одна из составляющих частей образовательной программы, и его исключительное применение не до-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
пустимо в рамках отдельных видов/разделов образовательных программ (практики, итоговые аттестации и др.) [8].
С целью обеспечения реализации образовательных программ с применением электронного и дистанционного образования в Тюменском ГМУ был утвержден ряд нормативных документов, в том числе Приказ № 241 от 03.04.2020 «Об организации образовательного процесса в Тюменском ГМУ», в соответствии с которым профессорско-преподавательский состав был переведен на дистанционный режим, за исключением преподавателей, реализующих краткосрочные образовательные практикумы по особенностям действия в условиях новой коронавирусной инфекции для волонтеров (студентов, ординаторов и слушателей института НПР) и обучающихся в рамках запроса Департамента здравоохранения Тюменской области. Коллективы кафедр, реализующих образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, аспирантуры, дополнительного профессионального образования, первоначально обеспечивали учебный процесс в соответствии с утвержденными учебными планами, но в дальнейшем реализация большинства дисциплин потребовала внесения изменений в графики учебного процесса.
На момент вступления в силу режима повышенной готовности в регионе все дисциплины кафедр Тюменского ГМУ имели разработанные и представленные на локальной платформе вуза электронные курсы (600 активных курсов на платформе «Эдукон» и 1200 обновляемых курсов на платформе «Русский Moodle»), позволяющие реализовать исключительно в дистанционном формате отдельные модули по клиническим специальностям и полноценные курсы для освоения теоретических дисциплин. Они и стали основой для освоения дисциплин в дистационном формате.
Данные курсы включают офлайн-вебинары (банк содержит 900 вебинаров), гиперссылки на видеолекции, записанные ранее, учебно-методические материалы и необходимый перечень заданий для оценки освоения данного курса. Тем не менее большинство кафедральных коллективов внесли изменения как в учебно-тематический план дисциплины, так и в курсы в локальной системе для оптимизации образовательного процесса. Еженедельный мониторинг деятельности преподавателей и анализ сводных кафедральных отчетов об учебной и внеучебной работе в условиях использования дистанционных технологий, позволили Центру мониторинга качества образования университета оценить реальное количество учебных и внеучебных (учебно-методических, научных и т. д.) часов, активность контингента обучающихся и эффективность форм контроля деятельности обучающихся.
Постепенно увеличивалось количество кафедр, внедривших обучение с использованием платформ и систем ZOOM, скайп и других подобных ресурсов, позволяющих в соответствии с расписанием онлайн общение с обучающимися. Обучающиеся положительно отреагировали на организацию онлайн-форумов в социальных сетях (Instagram, «ВКонтакте» и др.) и мессенджерах (Viber, WhatsApp), а преподаватели могли использовать для поддержания постоянной связи с обучающимся ресурсы корпоративной и личной почты (с сохранением форм отчетности). Массовые онлайн-курсы (МООК) Stepik, «Универсариум», «Лекториум», «Открытое образование» оказались наиболее востребованными для студентов, обучающихся по программам English medium - МООК «COURSERA».
Актуализировать информацию по клиническим направлениям в курсах локальной системы позволяли доступные ресурсы на сайтах медицинских вузов и министерств. В целях мониторинга качества образования было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава (более 300 человек) и обучающихся (более 3000 человек) по вопросам организации обучения в дистанционном формате. Вопросы анкеты позволили оценить качество и эффективность использования ДОТ и субъективное отношение участников образовательного процесса к переходу на «дистант».
Среди проанкетированных педагогов три четверти лично создавали ранее модули в локальной системе и были погружены в технологии дистанционного обучения и ранее. По результатам анкетирования, общий показатель удовлетворенности (удовлетворен / не удовлетворен) составил 68 %. По мнению лишь 20 % педагогов, наличие дистанционного формата негативно влияет на качество образовательного процесса в целом. Половина педагогов считают, что дистанционный формат может снизить качество отдельных дисциплин, но не повлияет на качество освоения материала по другим дисциплинам. Почти 25 % педагогов считают, что качество образовательного процесса «не зависит напрямую от формата применяемых технологий», и чуть более половины - от «активности самих обучающихся». Через 1-2 недели «дистанта» 7 % педагогов отметили, что имеется улучшение по многим критериям оценки качества освоения дисциплины. Важным мы считаем, что почти 30 % педагогов отметили увеличение активности студентов при выполнении заданий в дистанционном формате в сравнении с традиционным. Отдельные вопросы и негативные отклики педагогического коллектива
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
всегда ожидаемы при внедрении в вузе любых новых технологий (информационных, образовательных, научных и т. д.).
В анкетировании Тюменского ГМУ около 30 % респондентов ответили, что нагрузка снизилась на 10-30 %, такое же количество отметило увеличение на аналогичный уровень интенсивности, и чуть меньше трети педагогов отметили субъективное увеличение общей нагрузки на 30-50 % интенсивности и даже более (9,6 % преподавателей). При оценке подготовленности ресурса педагоги указали, что у примерно трети был недостаточно сформирован навык работы в системе, чуть большему количеству требовалась методическая доработка имеющегося материала, но только 5,3 % оказались не готовы к работе в дистанционном формате. В новых условиях чуть больше половины педагогов посчитали, что ресурса локальной образовательной системы вуза достаточно для полноценного освоения дисциплины. Среди сложностей и проблем анкетируемые указали: технические сбои (увеличение количества входов в десятки раз), нестабильная работа интернет-связи. Почти половина обучающихся отметили, что учебная нагрузка, по их мнению, «больше, чем на обычном занятии», «заданий и тестов стало больше» (65,8 %), но треть обучающихся «не отметили большой разницы в количестве оценочных материалов».
Анализ результатов данного анкетирования потребует коррекции не только технической части при реализации программ с использованием ДОТ, но и новых управленческих решений по совершенствованию «электронно-цифровых» компетенций преподавателей. Ранее более 80 % педагогов Тюменского ГМУ успешно освоили образовательную программу повышения квалификации «Формирование современной информационной образовательной среды. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза» в рамках планового повышения квалификации ППС вуза, но, по мнению обучающихся, лишь четверть педагогов соответствуют современным требованиям при реализации обучения в дистанционной форме. Несмотря на субьектив-ность данного утверждения, оно, несомненно, требует проработки.
Таким образом, данное анкетирование, ставшее возможным благодаря новым условиям реализации образовательных программ, позволило выявить риски процесса и приступить к внедрению новых управленческих решений, что позволит активнее использовать новые ДОТ, оптимизировать нагрузку на педагога, скорректировать интенсивность образовательного процесса как для преподавателя, так и обучающегося, внедрить новые подходы к осуществлению контроля качества образовательного процесса с учетом использования ДОТ.
В реалиях современного мира, когда большинство людей проводят значимую долю своего бодрствования сидя за компьютером, учебной партой или офисным столом, необходимо акцентировать внимание на пагубном влиянии пассивного образа жизни на физическое, эмоциональное, умственное состояния и развитие человека. Научно-технический прогресс привел к тому, что мы уделяем больше времени интеллектуальной работе, чем физической. Для студентов, приобретающих профессиональные навыки в высших учебных заведениях, активный образ жизни является одним из факторов, влияющих на качество получаемого образования и уровень подготовки. Необходимо проводить физкультминутки для студентов в режиме учебного труда.
Преподаватели кафедры биологии Тюменского государственного медицинского университета создают видеоролики с упражнениями по лечебной физкультуре для студентов для применения в режиме дистанционного обучения.
Сейчас студенты занимаются дома, приходится подолгу находиться за компьютером длительное время. Стимулировать интерес студентов к принципам здорового образа жизни в домашних условиях позволит авторская техника, разработанная преподавателями кафедры биологии, специалистами по физической культуре, лечебной и адаптивной физической культуре Тюменского ГМУ.
На дистанционном обучении мы много сидим, мало двигаемся. Чтобы профилактировать остеохондроз, необходимо периодически выполнять упражнения, проводить дыхательную и глазодвигательную гимнастику.
В Тюменском ГМУ реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе стала традицией. Физкультминутки (микропаузы) внедрили в вузе еще в начале учебного года на кафедре биологии для студентов первого курса. Авторы техники уверены, что физкультминутки необходимо проводить для студентов, особенно для первокурсников в период адаптации организма после школы.
Если в школе они занимались по 40 минут, то в университете занятия идут порядка двух часов. Студентам нравятся физкультурные паузы, зарядка положительно влияет на образовательный процесс.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Преподаватели проводят мастер-классы по лечебной физкультуре в формате видеоконференции для студентов. На видеоконференции преподаватели продемонстрировали упражнения для профилактики гиподинамии, дали рекомендации по выполнению упражнений дома. Для студентов, приобретающих профессиональные навыки в высших учебных заведениях, активный образ жизни является одним из факторов, влияющих на качество получаемого образования и уровень подготовки.
Студентам был продемонстрирован мастер-класс по лечебной физической культуре, адаптивной физической культуре, мастер-класс по применению комплекса упражнений в условиях дистанционного образования (в период самоизоляции).
Во время проведения практического занятия студентам рассказали подробную методику самостоятельных занятий и предоставили методические рекомендации. Мастер-класс по физической культуре помогает сформировать навыки здорового образа жизни и тем самым способствует повышению качества жизни студентов и преподавателей.
Преподаватели Тюменского государственного медицинского университета и Тюменского государственного университета института физической культуры призывают студентов и сотрудников института выполнять дома упражнения для профилактики утомляемости, при гиподинамии, делать упражнения для снятия стресса, а также проводить аутогенную тренировку для снятия мышечных зажимов для применения в режиме дистанционного обучения.
Все региональные отделения МОО «Лига преподавателей высшей школы» отмечают, что опыт аврального перехода на дистанционное образование в условиях пандемии показал, что современная система высшего образования достаточно гибкая и адаптивная, благодаря усилиям преподавателей учебный процесс повсеместно продолжался в течение всего периода самоизоляции. При этом вузы по-разному организовывали образовательный процесс, использовались все имеющиеся в открытом доступе информационные ресурсы и преимущественно широко распространенные средства коммуникации. Безусловно, необходимо многому учить преподавателей, это и специфика работы в цифровой образовательной среде, и вопросы безопасности данных, и даже эффективная техника построения выступления, эффективность которой основывается на определении особенностей и дальнейшем копировании вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в каком-либо виде деятельности, и на использовании опытным путем установленных связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью [2], применения нестандартных форм ведения занятий [5]. Данный опыт позволил сделать несколько выводов, работа над которыми в будущем повысит качество высшего образования.
Основные болевые точки системы высшего образования с позиции профессионального сообщества преподавателей вузов обозначены в публикациях руководителей Лиги преподавателей высшей школы [4; 6; 7]:
- Высокий уровень стресса преподавателей ввиду недостаточной проработанности перехода на дистанционное образование, технических сложностей [15], необеспеченности оборудованием, излишне бюрократического подхода к контролю и отчетности со стороны администраций.
- Недостаточная вовлеченность преподавателей в процессы разработки стратегических решений и определения государственной политики в сфере науки и высшего образования.
- Необходимость реализации планомерной политики по повышению статуса преподавателя вуза в обществе.
- Чрезмерное бремя бюрократической работы профессорско-преподавательского состава (ППС), которое не позволяет полноценно реализовывать учебную и научную деятельность, засилие нормативной учебно-методической документации по учебным программам и курсам дисциплин, чрезмерно подробное описание способов достижения отдельных компетенций, которое по сути превращается в словесные ухищрения и слабо привязано к практике учебного процесса, убивает творческий авторский компонент при создании учебного курса; частое изменение формальных требований нормативов, образовательных стандартов, что увеличивает количество «бумажных» трудозатрат и приводит к отсутствию видения конечного результата обучения студентов по предыдущим вариантам нормативных документов; особенно остро это проявилось в условиях дистанционного обучения, когда в короткие сроки нужно было решать методические, технические вопросы и готовить многочисленные отчеты.
- Сложившаяся форма организации образовательного процесса в вузах довольно разнородна, используются как традиционные аудиторные формы работы, заочное, в том числе дистанционное образование, онлайн-курсы и вебинары, так и новые смешанные формы, сетевое обучение и прочее. Это обусловливает новое содержание коммуникации «преподаватель - студент», требует серьезного от-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ношения к созданию учебно-методической литературы [14]. Преподаватель сегодня не является уникальным носителем знаний, но все участники образовательного процесса признают, что очный контакт с преподавателем (традиционная коммуникация) необходим. Все попытки перевести высшее образование преимущественно на дистанционные формы приведут к резкому снижению его качества.
- Одновременно с этим можно констатировать, что система регулирования высшего образования во многом архаична и не отражает уровень гибкости видов и форм обучения, а также тяготеет к излишней бюрократизации, что приводит к нерациональному распределению усилий преподавателей. Необходимо отказаться от жестких контрольных функций по отношению к наличию, составу и содержанию учебно-методического обеспечения учебного процесса, дать простор для научной инициативы, творчества преподавателя, больше доверять высокой компетентности преподавателей вузов при определении содержания и форм проведения занятий, значительно снизить количество отчетности, ввести показатели эффективности, действительно отражающие качество образования, мотивирующие к результативности научной работы.
- Современный (и будущий) вуз во многом виртуален, а оценивается по устаревшим, не адекватным реальной ситуации, «материальным» показателям, привязанным к зданию, оборудованию и его характеристикам. Видится необходимым смещать акценты с оценки правильности оформления различных бумаг в сторону иных индикаторов, отражающих реальную оценку качества преподавания и научной деятельности со стороны студентов, работодателей, бизнеса. При этом ключевыми показателями вуза, в конечном итоге предопределяющими эти индикаторы, являются научный авторитет и профессиональное мастерство преподавателя.
- Необходимо признать профессиональное образование и подготовку кадров сквозной областью всех стратегических инициатив, федеральных целевых программ и национальных проектов. Провозгласить важность преподавателя как ключевой фигуры в системе высшего образования. Содействовать росту социального статуса преподавателей, росту квалификации, мотивации к повышению квалификации и качества обучения. Включить данную область работы во все действующие и разрабатываемые стратегические программные документы, касающиеся развития экономики Российской Федерации. Содействовать реализации мер по повышению социальной роли преподавателей высшей школы в обществе, в том числе поддержать инициативу Лиги преподавателей высшей школы по утверждению в России профессионального праздника «День преподавателя высшей школы», развивать конкурсы профессионального мастерства преподавателей, усилить присутствие представителей профессионального сообщества преподавателей во всех органах законодательной и исполнительной власти в сфере образования и науки;
- Ежегодное сокращение количества ППС, набора в аспирантуру, количества подготовленных кадров и защищенных диссертаций ведет к росту всех видов нагрузки, подавленному психологическому состоянию работников высшей школы, неуверенности в завтрашнем дне и создает почву для ущемления интересов ППС.
- Неэффективность имеющегося подхода к определению требований к вузам с целью лицензирования, аккредитации, оценки эффективности их деятельности, основанного преимущественно на анализе материально-технической базы и методической, отчетной документации. Необходимо разработать и внедрить обновленные показатели, основанные на реальных результатах работы вуза, а также оценке уровня квалификации, деятельности преподавателей как одного из ключевых субъектов системы высшего образования.
- Образование не является областью экономической деятельности. Университет не может и не должен быть экономически эффективным. Эффекты деятельности университетов могут оцениваться исключительно в долгосрочной перспективе в разрезе социального эффекта, создания и развития интеллектуального капитала, обеспечения кадрового резерва экономики.
- Необоснованные с точки зрения логики, здравого смысла и интересов национальной безопасности требования к результатам труда профессорско-преподавательского состава вузов, заложенные в показатели оценки эффективности вузов, в части наращивания публикаций в иностранных научных журналах, роста цитируемости российских ученых в иностранных системах цитирования. Такая ситуация ставит в неравные условия ученых, представляющих разные направления науки, приводит к повышению финансового бремени на преподавателя, создает предпосылки для утечки ценных научных данных, нарушения национальных интересов страны в сфере науки, проведения научных исследований в интересах зарубежных структур.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 102-111.
2. Акатьева И.С. Речевая актуализация практик НЛП как предмет лингвистического исследования // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2020. Т. 30, вып. 2. С. 226-230.
3. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 143-150.
4. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. О повышении социального статуса преподавателя вуза. Проект «Золотые имена высшей школы» // Инновационная парадигма развития современной педагогики: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (26 апреля 2020 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. 153 с.
5. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. Организация музейной и экскурсионной работы при подготовке кадров в высшей школе // Стратегические ориентиры развития высшей школы: сб. науч. тр. участников Национальной научно-практической конференции. М.: РУСАЙНС, 2019. С. 44-54.
6. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. Проект «Золотые Имена Высшей Школы» и подготовка кадров для инновационной экономики // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2020. С. 59-61.
7. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. Проектный подход к управлению квалификацией преподавателей высшей школы // Современные исследования в России и мире: отечественный и зарубежный опыт: материалы XX Все-рос. науч.-практ. конф. (28 Июня 2019г.). Ростов-н/Д: Изд-во Южного университета ИУБиП, 2019. С. 258-262.
8. Приказ от 9 февраля 2016 г. № 95 Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА).
9. Рак Е.А. Социальный аспект взаимодействия преподавателя и студента в процессе дистанционного обучения // Власть. 2009. № 6. С. 55-57.
10. Результаты опроса преподавателей ДВФУ на сайте Лиги преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс]. URL: http://professors.today/upload/docs/dvfo-quiz.pdf (дата обращения: 13.06.2020).
11. Семенова Л.В., Корнеевец В.С., Драгилева И.И. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: практикум. Калининград, 2011.
12. Семенова Л.В., Корнеевец В.С., Драгилева И.И. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебное пособие. Калининград, 2008.
13. Ушанов Ю.В., Семенова Л.В. Квалификация, компетенция, аттестация // Управление в XXI веке: сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 318-324.
14. Халявин Н.В. Новое - это хорошо забытое старое (по поводу учебного пособия Д.М. Володихина) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2020. Т. 30, вып. 1. С. 126-130.
15. Lyapuntsova E., Vdovichenko M., Belozerova Yu., Gorbatov A. Application of modern modeling methods: virtual technologies in the era of digitalization and their role in modern companies // IOP Journal of Physics: Conference Series (JPCS). 2019. Ser. ММСА2019 conference. The modeling and methods of structural analysis in Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, 13-15.11.2019.
Поступила в редакцию 15.07.2020
Ляпунцова Елена Вячеславовна, доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(национальный исследовательский университет)»
105005, Россия, г. Москва, ул. Бауманская 2-я, 5 (стр. 1)
E-mail: lev77@me.com
Белозерова Юлия Михайловна, кандидат экономических наук, доцент АНО «Институт кино и телевидения (ГИТР)» 123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32А E-mail: avuzto@yandex.ru
Семенова Людмила Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» 236016, Россия, г. Калининград, ул. А. Невского, 14 E-mail: lsemenova@mail.ru
Фаткулин Анвир Амрулович, доктор технических наук, профессор Дальневосточный региональный учебно-методический центр 690091, Россия, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 10 E-mail: fatkulin.aa@dvfu.ru
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Гуремина Нонна Викторовна, кандидат географических наук, доцент ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» 690950, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 E-mail: innov-man@yandex.ru
Соловьева Светлана Владимировна, доктор медицинских наук ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 625023, Россия, г. Тюмень, Одесская ул., 54 E-mail: sprut1585@ya.ru
Василькова Татьяна Николаевна, доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 625023, Россия, г. Тюмень, Одесская ул., 54 E-mail: kgt2@list.ru
Романова Марина Юрьевна
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 625023, Россия, г. Тюмень, Одесская ул., 54 E-mail: RomanovaMY @tyumsmu.ru
Дергоусова Елена Николаевна, кандидат медицинских наук ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 625023, Россия, г. Тюмень, Одесская ул., 54 E-mail: orex22.07@yandex.ru
E.V. Lyapuntsova, Yu.M. Belozerova, L. V. Semenova, A.A. Fatkulin, N.V. Guremina, S.V. Solovyova, T.N. Vasilkova, M. Yu. Romanova, E.N. Dergousova
CRITICAL UNDERSTANDING OF THE EXPERIENCE OF UNIVERSITY TEACHERS FOR USING ONLINE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE OF KALININGRAD, TYUMEN OBLASTS AND PRIMORSKY KRAI
DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-3-264-275
The experience of using online technologies in the educational process of higher education institutions in Kaliningrad, Tyumen and Vladivostok is summarized. The main positive and negative aspects of transferring education to the information environment are analyzed. The results of a survey conducted among students of the Institute of recreation, tourism and physical culture of the Kant Baltic Federal University (BFU), teachers and students of the Tyumen State Medical University (TSMU, Tyumen SMU) and teachers of the far Eastern Federal University (FEFU) are presented. The research findings are presented and discussed at the round table of the Moscow international salon of education (MISE). The article contains general conclusions made by the interregional public organization "League of Higher School Teachers" about the existing problems of teachers' work. Teachers note a significant increase in workload due to the transition to distance learning, technical problems, imperfect communication means, lack of equipment and software, difficulties when working with University electronic educational resources. Students note insufficient quality of distance learning, lack of practice, lack of contact with the teacher and communication with classmates. However, all participants in the educational process believe that e-learning is possible as an additional tool that expands the traditional forms of teaching at the University, for some disciplines that are more theoretical in nature, the distance option is acceptable. In addition, experts of the League of Higher School Teachers draw conclusions about the need to reform the archaic system of higher education regulation in the direction of increasing confidence in the competence of teachers, simplifying the control function, reducing bureaucratization, etc.
Keywords: education, online training, student survey, teacher survey, hospitality industry.
Received 15.07.2020
Lyapunova E.V., Doctor of Technical Sciences, Professor Bauman Moscow State Technical University (national research university) 2nd Baumanskaya street, 5/1, Moscow, Russia, 105005 E-mail: lev77@me.com
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Belozerova Yu.M., Candidate of Economics, Associate Professor Institute of film and television (GITR) Khoroshevskoe shosse, 32A, Moscow, Russia, 123007 E-mail: avuzto@yandex.ru
Semenova L.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Immanuel Kant Baltic Federal University Nevskogo st., 14 A, Kaliningrad, Russia, 236016 E-mail: lsemenova@mail.ru
Fatkulin A.A., Doctor of Technical Sciences, Professor Far Eastern Regional Educational and Methodological Center Pushkinskaya st., 10, Vladivostok, Russia, 690091 E-mail: fatkulin.aa@dvfu.ru
Guremina N.V., Candidate of Geography, Associate Professor Far Eastern Federal University Sukhanova st., 8, Vladivostok, Russia, 690950 E-mail: innov-man@yandex.ru
Solovyova S.V., Doctor of Medical Sciences
Tyumen State Medical University of the Ministry of health of the Russian Federation Odesskaya st., 54, Tyumen, Russia, 625023 E-mail: sprut1585@ya.ru
Vasilkova T.N., Doctor of Medical Sciences, Professor
Tyumen State Medical University of the Ministry of health of the Russian Federation Odesskaya st., 54, Tyumen, Russia, 625023 E-mail: kgt2@list.ru
Romanova M.Yu.
Tyumen State Medical University of the Ministry of health of the Russian Federation Odesskaya st., 54, Tyumen, Russia, 625023 E-mail: RomanovaMY @tyumsmu.ru
Dergousova E.N., Candidate of Medical Sciences
Tyumen State Medical University of the Ministry of health of the Russian Federation Odesskaya st., 54, Tyumen, Russia, 625023 E-mail: orex22.07@yandex.ru