Данная статья посвящена проблемам преподавания химии в условиях сокращения времени на изучение предметов естественно-математического цикла. Проектная деятельность, которую автор использует в своей внеурочной деятельности развивает личность учащегося, его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата.
Гольдинштейн Любовь Вячеславовна
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1040 учитель химии город Москва [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО ХИМИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Как использовать проектную деятельность вне урока химии?
Ключевые слова: принцип минимума, проблема удержания внимания учащихся, использование ИКТ на уроках химии, исследовательская деятельность, воспитание у учащихся творческого начала, проектная деятельность, пропедевтика.
Сейчас, когда общество пытается разделаться с противоречием между непомерными нагрузками школьников, с одной стороны, и совершенно недостаточными знаниями выпускников с другой, учитель мучительно ищет ответы на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?». Обучение химии - процесс длительный и достаточно сложный. За четыре школьных года учащийся должен усвоить сотни новых терминов, понятий, законов, научиться свободно ими оперировать. Возможно ли это? По данным психологов, только 30% школьников способны освоить программу по химии в полном объеме.
В своем преподавании стараюсь обращать внимание на два важных момента:
1. Принцип минимума;
2. Создание мотивации изучения предмета.
Принцип минимума заключается в том, что в содержании предмета нужно, во-первых, выбрать сведения, без которых предмет невозможно понять. Это основополагающие химические понятия: валентность, классификация веществ, правила составления простейших уравнений реакций, свойства веществ, которые встречаются повседневно. Во-вторых, должны быть выделены сведения, необходимые любому образованному человеку. Например, если ученик не сможет вспомнить, как определяется скорость реакции, забудет формулировку принципа Ле-Шателье, он переживет это. Но если он не будет знать, что пары бензина более опасны, чем сама жидкость, последствия могут быть плачевными.
Отбирая содержание предмета, вплотную сталкиваемся с вопросом о смысле обучения химии, создании положительной мотивации изучения дан-
ного предмета. Действительно, зачем взрослому человеку нужна эта наука? Вспомним рекламу одного чистящего средства: женщина бесстрашно берет в руки (без перчаток) губку и трет плиту. Выделяется газ, все пенится, грязь бесследно исчезает. Любой химик скажет: в этом средстве есть кислота. Но эта женщина этого не знает, видимо, химию учила как все. Убеждена, что химию в школе нужно преподавать так, что бы учащиеся знали свойства обыденных веществ: могли предвидеть пользу и вред от применения этих соединений. Может быть, узнав о том, что именно жирные кислоты являются исключительным источником энергии для сердца, девочки перестанут шарахаться от жиров и будут помнить об опасности любой неразумной диеты.
Как известно интерес начинается там, где есть понимание. Если ученик не понимает учителя, если химия для него равноценна китайской грамоте, как он может заинтересоваться предметом?
Следование принципу минимума позволяет на простейших, доступных пониманию и одновременно необходимых в жизни понятиях постепенно, поэтапно овладеть понятийным аппаратом достаточно сложной для понимания дисциплины.
Для меня важно чередовать на уроке разные виды деятельности, что бы поддержать интерес к происходящему и предупредить утомление. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий
характер. В этом, несомненно, помогут различные компьютерные презентации к уроку. Правда, здесь необходимо соблюсти чувство меры, компьютер на уроке - это не цель, а только средство.
Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым моим помощником в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания, к глубокому сожалению, становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или под воздействием наркотиков. Налицо снижение показателей здоровья молодежи. В связи с этим возникает необходимость формирования сознательного отношения учащихся к здоровому образу жизни, Я стараюсь на уроке и вне его уделять этому вопросу большое внимание.
На сегодняшний день существует множество причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотические вещества, алкоголь или табак. Неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, высказываний, беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность отрицательному влиянию извне, склонность к подражанию - прекрасная почва для первых проб наркотиков, табака или алкоголя.
Лучшей методикой борьбы с вредными привычками является профилактика. На уроках химии, изучая различные темы можно и нужно показать вредное влияние алкоголя, наркотических веществ на организм человека. И чем нагляднее и эмоциональнее я это сделаю, тем больше вероятность, что мои ученики смогут сказать твердое «нет» в ответ на предложенную сигарету, алкоголь, дозу наркотика.
Я думаю, что урок, который я провожу в старших классах «Не все ль блаженства лишь отрава» заставил задуматься не одного ученика.
Одна из основных задач учителя - развитие и воспитание у учащихся творческого начала, Для активизации работы школьников урок должен быть таким, что бы он побуждал интерес к занятию и предмету в целом. Познанию способствует удивление. Как не вспомнить в связи с этим слова Альберта Эйнштейна: «Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом, но не всегда умеет сделать его интересным, вот где корень зла, Если учитель вокруг себя распространяет дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет. Умеет учить тот, кто учит интересно».
Я как учитель-предметник прилагаю немало усилий, чтобы учащиеся приобрели прочные знания по предмету, стараюсь полнее их использовать не только в учебных целях, но и в воспитательных целях, решая целый комплекс задач. Это и патриотическое
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности русских ученых-химиков, формирование у них диа-лектико-материалистической картины мира, привитие интереса к предмету и профессиям, связанным с использованием химических знаний.
Чтобы успешно решать столь важные и сложные задачи, невозможно ограничиваться только работой с учащимися на уроке. Современные условия требуют организации разнообразной внеклассной работы сучащимися. Кроме того, в связи с катастрофическим урезанием часов химии в учебном плане возникает еще одна задача - пропедевтика предмета, начиная с 5 или 6 класса.
Задача состоит в том, чтобы не только вооружить ученика знаниями, но и сформировать у каждого приемы, умения учебно-познавательной деятельности. Особое значение в развитии творческих способностей учащихся имеет проектная деятельность.
Эта область деятельности позволяет ученикам стать создателями нового продукта, самостоятельно определять формы, методы и сроки решения проблем. Кроме того, в проектной работе может проявить себя любой ученик. Даже тот, который не видит принципиальной разницы между кислотой и щелочью и считает Авогадро художником-авангардистом. Интерес закоренелого лентяя и двоечника может касаться узкой области химии, даже не входящей в школьную программу, и он может рассказать отличникам много интересного, может в интересной только ему области провести самостоятельное исследование и рассказать об этом другим ученикам.
Проектная деятельность, которую я использую в своей внеурочной деятельности развивает личность учащегося, его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата, формирует умения планомерной, технологической деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и коррекции своей деятельности.
Качество выполнения проекта зависит от множества причин: творческой активности учащихся, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта и т.д. Как показывает практика работы с учениками, их знаний и умений достаточно, не хватает творческой активности. Ведь при создании проекта важно не просто иметь багаж знаний и умений, необходимо еще активизировать свою потенциальную одаренность.
Проектная технология, ориентированная на обучение конкретного ученика требует от меня, школьного учителя личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно в условиях индивидуализации обучения проявляется возможность для реализации творческого потенциала каждого ученика. Все мы знаем, что среди учеников есть интеллектуальные бездельники, которые умеют, но не желают учиться. Между тем учение может стать увлекательным занятием, если теоретические знания рассматривать как фундамент для собственного творчества. Доказательством тому может служить опыт работы над проектом «Очистка воды», которую в 2006 году выполняли учащиеся 11 класса
Размахнин Евгений и Погосян Самвел, При создании этого проекта творческая креативность учащихся проявилась в поисках собственного нестандартного исследовательского подхода, в выборе темы и постановке задач и способах их выполнения, в презентации проекта и создании карты загрязнений поверхностных вод района «Марьино». Широкое использование в проекте информационных технологий дало возможность аккумулировать полученные данные, как в текстовой, так и графической форме. Компьютерная презентация так же помогла красочно изложить информацию о работе над проектом в ходе его защиты. И как итог работы, признание ее в округе - как лучший исследовательский проект в области «Химия».
Другой учебно-исследовательский проект «Минералогическая коллекция» - результат интеграции географии, минералогии, кристаллографии, химии, физической культуры и информационных технологий положил начало новому школьному музею. Учащиеся нашей школы ежегодно ходят в походы на Алтай и в Хибины, привозят в своих рюкзаках огромное количество минералогических образцов. Уже в школе учащиеся самостоятельно идентифицируют их не только по определителю горных пород и минералов, но и с помощью качественных химических реакций. Именно интеграция химии и географии позволила идентифицировать такие минералы как флюорит, доломит, нефелин, а также сделать вывод о наличии примесей серы в минералах.
Четыре года назад мои ученицы, десятиклассницы Сафиева Даша и Шабалина Ольга приняли участие во всероссийском финале исследовательских и проектных работ посвященных 175-летию Дмитрия Ивановича Менделеева, Их работа «Дмитрий Иванович Менделеев основоположник российской агрохимии. Определение химического состава почв деревни Ма-лышево Рязанской области» награждена грамотой за активное участие во Всероссийском конкурсе. В этой работе очень тесно переплелись знания по географии и химии,
Другой проект ученицы десятого лицейского класса Ковалевой Екатерины «Польза стекла. Вчера, сегодня, завтра» основан на творчестве М.В. Ломоносова и представляет собой анализ литературного произведения с точки зрения химии, а также является лишним подтверждением того, что все предметы школьного курса тесно связаны между собой.
Особое место в проектной деятельности занимает проект «Зимний сад». Казалось бы, причем здесь химия? Данный проект начали делать в прошлом учебном году ученицы 6 «А» класса Круп кина Катя и Кучерявая Кристина. Первым этапом проекта была реализация здоровьесберегающих технологий в образовании - формирование здоровой среды. Девочки нарисовали эскизы зимнего сада и с помощью родителей, учителей, администрации школы устроили зимний сад в рекреации четвертого этажа. Обилие яркой нарядной зелени на подоконниках, ампельные растения на специальных многоярусных стойках, вы-
сокие растения в вазонах радуют глаз. Однако жаркое лето внесло свои коррективы в жизнь зимнего сада -многие растения погибли, ослабли, потеряли листву. Встал вопрос о необходимости подкормки растений. И, теперь уже семиклассницы, предложили следующий, «химический» этап проекта - наблюдение за состоянием и ростом растений при условии внесения в почвогрунт органических и неорганических удобрений. Работа идет полным ходом. Налицо пропедевтика предмета. В ходе работы над проектом у девочек есть возможность не только познакомиться с химическими соединениями, но и узнать об их влиянии на жизнь растений.
Я, как учитель химии, заинтересована в том, чтобы проектные и исследовательские работы охватывали как можно больший круг предметов изучаемых в школе и помогали учащимся не только расширить свои знания по моему предмету, но и по другим на качественно новом интеграционном уровне.
Приведенные примеры показывают, что в проектной деятельности проявляется возможность учета корпоративных интересов. Очень важно, что проектные работы позволяют раскрыть связи между школьными предметами и областями знаний, которые в школе практически не изучаются. При выполнении работ учащиеся не только реализуют свои знания, находят новые идеи, факты, но и демонстрируют умение понимать, применять информацию и доносить ее для своих сверстников в необычной, интересной форме. Проектная деятельность помогает подготовить учащихся к жизни в информационном мире, развивает коммуникативные способности, повышает общекультурный уровень. А моя задача как педагога в данной работе состоит в том, чтобы ненавязчиво выявлять, развивать творческие способности, а для этого я должна уметь осуществлять диалог с учеником, создать атмосферу творчества и сотрудничества.
Через интегрированное проектное обучение осуществляется развитие и саморазвитие личности ребенка. Установление связей между учебными предметами способствует повышению производительности труда учащихся и устранению перегрузок.
Литература
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: Аркти, 2003.
2. МаркачевА.Е., Воровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учеб-но-исследовательские проекты по химии. Библиотека «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 27.
3. Абасов З.А. Технология обучения проектной деятельности. Химия в школе. 2009. № 6.
4. Широва М.Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности. Химия в школе. 2008. № 2.
5. Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Химия в школе. 2009. № 8.
Автор статьи обращает внимание на роль презентации в проектной деятельности школьника, на ее учебно-воспитательный аспект, как этот этап проектной деятельности влияет на мотивацию учащихся к такому виду деятельности в школе, как раскрывает личность и формирует деловые качества детей. Далее автор описывает свой инновационный опыт проектной деятельности в школе.
Григорян Татьяна Николаевна
учитель информатики ГОУЦО №1434 г. Москва
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация проектной деятельности - это умение наглядно представить результаты своего труда или гораздо большее?
Ключевые слова: учебно-воспитательный эффект презентации; формы представления презентации; педагогическая цель; фестиваль проектных работ «Алгоритм»; параметры оценки проектов.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом. Учителю презентация нужна потому, что ему еще не известна в подробностях работа учащихся над проектом, проходившая в большей степени самостоятельно. Учителю необходимо проследить и ход рождений идей, и рассуждения участников проекта, их аргументацию при принятии решения и то, как были использованы полученные в школе знания, какая новая информация и откуда поступила и как детьми рассматривалась.
А также, этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя необходим для завершения работы, для анализа проделанной работы, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Учебно-воспитательный эффект презентации
Для учеников момент презентации - предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.
Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публич-
ные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. Результат может быть предъявлен в виде видеосюжета (фильма), слайд-шоу, \л/еЬ-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта. Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями.
Проектная деятельность в Центре Образования №1434
В нашем Центре Образования №1434 широко используется метод проектов как способ обучения. Учителя-предметники побуждают учащихся к проектной деятельности, но метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним. У нас каждый год проходит фестиваль компьютерных работ «Алгоритм», где ребята представляют свои проектные работы в виде презентаций. В ходе этого фестиваля выявляются лучшие работы, которые оцениваются членами жюри по следующим параметрам:
■ Новизна представленной работы;
■ Качество защиты;
■ Возможность применения в учебном процессе;
■ Техническое исполнение;
■ Спецэффекты и оправданность их исполнения.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10 - 15 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;