Научная статья на тему 'О возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности при изучении информатики'

О возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности при изучении информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / INTEGRATION / TRAINING ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / TRAINING TECHNIQUE IN COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозчикова Марина Сергеевна

В статье обсуждаются вопросы возможной интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников при обучении информатике в контексте новых образовательных стандартов. Автором обосновывается необходимость интеграции данных видов деятельности для более эффективного достижения учащимися целей изучения информатики в основной школе и на примере показывается возможный вариант такой интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевозчикова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности при изучении информатики»

УДК 37.016:681:004

М. С. Перевозчикова

О ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

В статье обсуждаются вопросы возможной интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников при обучении информатике в контексте новых образовательных стандартов. Автором обосновывается необходимость интеграции данных видов деятельности для более эффективного достижения учащимися целей изучения информатики в основной школе и на примере показывается возможный вариант такой интеграции.

The article is focused on the issues of integration of in-class and extracurricular activities in studying computer science in the context of new standards of education. The author grounds the necessity of integration of computer science lessons and extracurricular activity for effective achievement of the objectives of studying computer science at primary school.

Ключевые слова: интеграция, учебная деятельность, внеучебная деятельность, информатика, информационные технологии, методика обучения информатике.

Keywords: integration, training activities, extracurricular activities, computer science, information technology, training technique in computer science.

Информатика как учебный предмет появилась в школе относительно недавно и споры о месте, цели, содержании и методах обучения информатике остаются актуальными и не до конца решенными. Информатика имеет большое число междисциплинарных связей на уровне инструментария, поэтому «можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей» [1]. Изучение информатики способствует пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира в самых разных направлениях (в естественнонаучных, социологических, экономических, филологических и т. д.) и формированию значимых видов деятельности, которые носят межпредметный характер: моделирование объектов и процессов, построение алгоритмов и управление объектами, получение, обработка, преобразование и передача информации и др. В связи с этим ряд ученых называет данную дисциплину школьной программы «предметом стратегического назначения» [2]. Новый виток изменений в методике обучения обусловлен не только развитием информатики как отрасли знания, но и пересмотром содержания общего образования в целом, разработкой и вне-

© Перевозчикова М. С., 2011

дрением новых образовательных стандартов, а также стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Информатика и ИКТ изучаются в 7-9-х классах основной школы в объеме 105 учебных часов, 75 из которых являются инвариантными и призваны обеспечить освоение основного содержания предмета. Изучение информатики в рамках классно-урочной системы позволяет учителю обеспечивать организационную четкость, непрерывность и упорядоченность учебно-воспитательной работы, что, безусловно, положительно сказывается на освоении содержания учебного предмета. Однако совершенно очевидно, что за данное количество учебного времени затруднительно сформировать в полной мере такую систему знаний и умений по информатике, без которой уровень общего образования может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и личностного развития. Кроме того, необходимость соблюдения образовательного стандарта как в части содержания, так и в объеме часов представляет определенные сложности в организации индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. В связи с этим учителю приходится искать дополнительные резервы для достижения учащимися новых образовательных результатов и обеспечения непрерывного индивидуализированного образования. Одним из таких резервов может стать внеучебная (внеурочная) деятельность учащихся.

Согласно концепции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, внедрение которых поэтапно началось в 2010 учебном году, на основе вариативной составляющей базисного образовательного плана предусмотрено введение раздела «Внеучебная деятельность» в объеме 10 учебных часов в неделю, который, позволяя «адаптировать образовательный процесс под интересы, потребности и способности каждого школьника», обеспечивает еще большую индивидуализацию образования [3]. Внеучебная (внеурочная) деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и может быть представлена в отличающихся от урочной системы формах обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. Для реализации в школе возможны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая;

2) познавательная;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная;

5) художественное творчество;

М. С. Перевозчикова. О возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности.

6) социальное творчество;

7) трудовая;

8) спортивно-оздоровительная;

9) туристко-краеведческая [4].

В базисном плане выделены пять основных направлений внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой, при этом направления можно рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм основывать на видах деятельности. Программа внеучебной деятельности предполагает как равномерное распределение часов по неделям и проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками (например, кружок или занятия школьного научного общества), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (например, тематическая конференция или выездная экскурсия и др.). Второй способ организации внеурочных занятий способствует сохранению образовательной доминанты, которая выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности и эмоционального состояния, позволяя учащимся в полной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности. Своеобразие внеурочной (внеучебной) деятельности в школе проявляется:

- в целенаправленном добровольном использовании учащимся свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

- в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

- в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

- в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

- в особых взаимоотношениях ученика и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

- в возможности получить допрофессиональ-ную подготовку.

Таким образом, при использовании ресурсов внеурочной деятельности появляется возможность способствовать эффективному освоению учащимися содержания учебного предмета «Информатика и ИКТ», достижения ими личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности. Так, например, содержание темы «Средства и тех-

нологии создания, преобразования, передачи информационных объектов», на освоение которой в соответствии с обновленным образовательным стандартом отводится 12 учебных часов, может быть значительно расширено, если использовать резервы внеучебной (внеурочной) деятельности. В каждом из пяти выделенных в базисном образовательном плане направлений внеучебной работы возможно применение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью информационно-коммуникационных технологий, использование информационных ресурсов и средств коммуникаций для разработки и подготовки различных информационных объектов, приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, что, безусловно, способствует достижению целей изучения информатики в основной школе. Однако для того чтобы формирование системы знаний и умений происходило эффективно, необходимо использовать педагогический потенциал как учебной, так и внеучебной деятельности и осуществлять обучение информатике в условиях их интеграции, которая достигается единством цели и содержания. Интеграция (от лат. т1е§га1:ю -восстановление, восполнение) - «объединение каких-либо элементов в целое, восстановление какого-либо единства» [5]. В словаре нового педагогического мышления предлагается следующее определение: «Интеграция педагогическая -одна из форм взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений в теории и практике, восстановление их изначальной природной целостности» [6]. Основными путями и средствами реализации интеграции учебной и внеучебной деятельности при изучении информатики являются следующие:

1) формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению средств ИКТ путем развития интереса школьников на уроке и во вне-учебной деятельности;

2) предоставляемая учителем возможность в рамках внеучебной деятельности применять и совершенствовать полученные на уроках знания, умения и навыки для решения различных задач;

3) создание на уроках информатики и во вне-учебной деятельности ситуаций, позволяющих учащимся испытать чувство успеха и удовлетворения от проделанной работы с применением средств информатики;

4) включение учащихся в индивидуальную, групповую и коллективную работу на уроках с последующим ее продолжением во внеурочной деятельности для углубления знаний, умений и навыков;

5) осуществление сотрудничества учителя информатики, учителей-предметников, педагога-организатора, родителей и учащихся при выполнении проектов.

Направления внеучебной деятельности

Направления и возможные формы организации внеучебной деятельности Примерное содержание внеурочных занятий

Художественно-эстетическое направление Фестиваль мультипликационных фильмов 20 часов Средства и технологии создания простейших ^ часа. мультфильмов Подготовка сценария, выбор соответствующей технологии , Л _ , , 10 часов Разработка мультфильма, монтаж, озвучивание ит. д. Фестиваль мультфильмов 4 часа Подготовка компакт-диска по итогам проведения . 1 г и у 2 часа фестиваля, разработка дизаина обложки

Научно-познавательное направление Выпуск журнала «Сокровища и чудеса родной земли» 14 часов Элементы издательского дела 2 часа Отбор информации, цитирование источников информации, использование ссылок, освоение 4 часа программного средства для верстки журнала Подготовка иллюстраций (обработка фотографий: кадрирование, создание коллажей . и г и 4 часа и многослойных изображении, ретушь старого фото и т. д.) Верстка, печать и презентация журнала 4 часа

Спортивно-оздоровительное направление Подготовка и проведение Дня здоровья 16 часов Разработка программы дня здоровья. Подготовка „ 1 « а часа информационного буклета Организационная подготовка к проведению дня здоровья. Анкетирование «Что я знаю 2 часа о здоровье» Проведение мероприятия «День здоровья» 8 часов Монтаж видеофильма, обработка результатов анкетирования, выпуск информационного листка 4 часа о проведенном дне здоровья

Военно-патриотическое направление Выпуск газеты «Известные люди школы» 14 часов Организация интервью, обработка полученной . * 4 часа информации и представление результатов Поиск материалов в архивах и музеях 4 часа Верстка и печать газеты 4 часа Презентация газеты 2 часа

Общественно полезная и проектная деятельность Выставка-конкурс предметов ручной работы, созданных с применением информационных технологий 18 часов Разработка идеи и определение необходимых материалов, инструментов и информационных 2 часа технологий Освоение выбранной технологии 2 часа Подготовка конкурсной работы 12 часов Участие в выставке-конкурсе 2 часа

Таким образом, интеграция учебной и вне-учебной деятельности обладает большим потенциалом не только для применения, закрепления, совершенствования знаний, полученных на уроках, но и для приобретения учащимися новых знаний и умений по информатике. Например, при изучении раздела «Средства и технологии создания, преобразования, передачи информационных объектов» на уроках информатики учитель раскрывает основное содержание по следующим темам:

1. Основные приемы преобразования текстов с помощью текстовых редакторов и процессоров (за счет инвариантной части стандарта).

2. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой (за счет инвариантной части стандарта).

3. Средства и технологии создания анимации и работы с видеоизображениями (за счет вариативной части стандарта).

В связи с тем что содержание данных тем достаточно легко может быть интегрировано в раз-

С. Ю. Горохова. Развитие коммуникативной активности сельских школьников.

личные виды внеучебной деятельности, на уроках учащимся предлагается изучить лишь основные принципы и приемы работы с рассматриваемыми информационными объектами и технологиями. При этом количество часов, отводимых учителем на изучение данных тем, может быть относительно небольшим, если в рамках внеурочной деятельности организовать проведение мероприятий, которые бы обеспечивали единство цели и содержания изучаемого на уроках материала и позволяли бы учащимся совершенствовать и расширять знания и умения. Рассмотрим как вариант внеурочные занятия по указанным в базисном образовательном плане направлениям внеучебной деятельности, приведенные в таблице.

Из представленной таблицы видно, что каждое из направлений внеучебной деятельности может быть использовано для совершенствования учащимися имеющихся знаний по рассматриваемым на уроках информатики темам, а кроме того, обладает достаточным потенциалом для расширения содержания изучаемых тем. Например, рассматриваемая на уроках тема «Основные приемы преобразования текстов с помощью текстовых редакторов и процессоров» может быть логично продолжена в рамках внеучебной деятельности по любому из направлений: при создании мультфильма требуется написать и оформить сценарий, выпуск газеты позволяет расширить имеющиеся знания о правилах оформления информационных объектов, при подготовке к дню здоровья учащиеся могут познакомиться с альтернативными приемами создания буклетов и т. д. Таким образом, несмотря на альтернативность выбора направлений внеучеб-ной деятельности учащимися, можно говорить о том, что интеграция учебной и внеучебной деятельности при изучении информатики позволяет значительно расширить содержание изучаемого материала, отработать имеющиеся и сформировать новые способы деятельности при работе с различными информационными технологиями.

Примечания

1. Основы общей теории и методики обучения информатике: учеб. пособие / под ред. А. А. Кузнецова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 207 с.

2. Бешенков С. А. Школьный предмет стратегического назначения // Информатика и образование. 2007. № 4. С. 29-31.

3. Кузнецов А. А, Рыжаков М. В. О стандартах второго поколения // Математика в школе. 2009. № 2. С. 3-8.

4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

5. Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). Л., 1989. 96 с.

6. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.

УДК 371.8.061

С. Ю. Горохова

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье отражены проблемы коммуникации учащихся сельских школ, рассматривается структура коммуникативной активности школьников, предлагаются пути развития данного личностного свойства в кружковой деятельности.

The article is devoted to the communication problems of pupils in the country schools; the structure of the adolescents' communication activities is considered as well as the ways of developing the students' communicative abilities through their activities in the club.

Ключевые слова: сельская школа, коммуникативная активность, кружок, диалектологический кружок.

Keywords: country school, communication activities, club, club for dialectology.

В настоящее время сельские школы находятся на этапе реструктуризации, в связи с чем большинство исследований по данной проблематике посвящено вопросам управления сельскими образовательными системами, особенностям организации учебного процесса, в то время как развитию личности самих учащихся уделяется недостаточно внимания.

В психолого-педагогической науке общение признается одним из главных факторов, влияющих на формирование и развитие личности. Оно, по мнению А. В. Мудрика, включено во все виды деятельности, выполняет познавательную, нормативную, рефлексивную и актуализирующую функции [1], обеспечивает высокий уровень активности в общении, что способствует более полной самореализации, самовыражению учащихся.

Общение сельских школьников имеет свои особенности, обусловленные спецификой социальной среды типа поселения. В настоящее время наблюдается сужение круга общения учащихся сельских школ из-за снижения контингента обучающихся, уменьшения численности жителей, ухудшения материального положения семей, не позволяющего детям расширить коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок, театров [2].

В. Лебединцев обращает внимание на то, что общение в сельской школе сведено к минимуму: в классно-урочной системе ребенок общается, главным образом, с учителем, и при этом однообразно: ученику приходится больше слушать

© Горохова С. Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.