Респонденты, опрошенные в ходе исследования, продемонстрировали знания глобальных брендов товаров класса «люкс», а также процесса создания ценности данного продукта от разработки дизайна до его производства. Поскольку были выявлены некоторые кросс-культурные различия в восприятии факторов влияния на поведение потребителей, необходимо провести следующее (количественный этап) исследование и увеличить выборку респондентов во всех странах.
Список литературы
1. Андреева А. Н., Богомолова Л. Н. Маркетинг роскоши. - СПб. : Издательский дом Санкт-Петербургского гос. ун-та ; Изд-во Высшей школы менеджмента, 2008.
2. Скоробогатых И. И. Концептуальные основы маркетинга товаров класса «люкс» // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2008. - № 2.
3. Скоробогатых И. И., Волкова М. Ю. Семантический анализ понятия «роскошь»: результаты международного исследования // Инициативы ХХ1 века. - 2009. - № 3.
Е. М. Пробченкова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В статье исследовано современное состояние сферы туризма, выявлены основные благоприятные факторы развития туризма в России в условиях кризиса, сформулированы цели и задачи, а также даны рекомендации по формированию эффективного конкурентоспособного туристического рынка в Российской Федерации.
Ключевые слова: сфера туризма, глобальный экономический кризис, конкурентоспособность туристического рынка, возможности развития.
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих дру-
гих отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов.
Финансовый экономический кризис создает уникальные условия для развития внутреннего туризма в России. Наша страна становится более привлекательным местом для отдыха иностранных граждан за счет падения курса рубля по отношению к доллару и европейской валюте и соответствующего удешевления отдыха на территории России.
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока.
Быстрорастущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны как иностранных, так и отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курорт-но-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады-2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обусловливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристической инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2008 г. в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости (с учетом смежных отраслей - 5,7%), инвестиции в основной капитал в туристическую индустрию России - 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Очевидно, что туристический потенциал страны используется далеко не в полной мере. Создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. Однако реализация туристического потенциала в нашей стране сдерживается рядом проблем:
- в российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной и развлекательной инфраструктуры;
- для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров;
- низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и ее регионов на мировом рынке;
- существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста;
- не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль;
- во многих регионах не создана предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли;
- в России наиболее строгий среди стран, ориентированных на развитие туризма, визовый режим.
Кризис не только не является препятствием, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристической отрасли и вывода ее на качественно новый уровень.
Основными благоприятными факторами развития туризма в России в условиях кризиса являются:
- повышение внимания россиян к отдыху внутри страны. Для регионов - это в первую очередь возможность привлечения дополнительного туристского потока за счет активного маркетинга и других мер поддержки отрасли (предоставления льготных условий для предпринимательства, информационной поддержки компаний и т. п.);
- отложенный на 2-3 года спрос, снижение цен на создание и продвижение туристического продукта. Разработка концепций и развитие существующих и новых курортных центров, вывод их на уровень, сопоставимый с мировыми аналогами, могут быть осуществлены с меньшими затратами региональных бюджетов. У инвесторов есть возможность создания ликвидных и востребованных после кризиса продуктов;
- высокое влияние туристической отрасли на социально-экономическое развитие регионов в период и после кризиса. Для регионов это означает возможность привлечения государственных инвестиций в проекты, связанные с развитием туризма. Для частных инвесторов -это возможность получения льготных условий на ведение бизнеса.
К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное
развитие туристической инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.
Вместе с тем предложения по развитию туристической инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристической инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрию развлечений, объекты туристского показа и др.).
Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения: наличие туристических ресурсов и условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма являются:
- культурно-познавательный, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
- активные виды, такие, как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
- специализированный, подразумевающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
- круизный (морские и речные круизы, в которых в 2008 г. участвовало более 14 млн. туристов);
- деловой (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).
С учетом характера российских туристических ресурсов, состояния туристической инфраструктуры и готовности туристического продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).
Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.
Пляжный туризм - один из самых популярных видов отдыха у россиян (38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды). Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристической инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристического развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.
Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться (количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего турпо-тока). Наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.
Для России с ее недостаточно развитой туристической инфраструктурой и огромным невостребованным туристическим потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения. Однако для формирования конкурентоспособного туристического рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристического продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристических рынков и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России даже в период кризиса.
Для повышения конкурентоспособности российского туристического продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках. Активными проводниками туристического продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут стать представительства Российской Федерации по туризму в различных странах, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации и другими участниками туристического процесса. Эффективность подобных мер не вызывает сомнений. Только в Российской Федерации в настоящее время действует более 40 иностранных представительств по туризму.
Таким образом, задача государства состоит в продвижении российского туристического продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, поэтому создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.
На необходимость реализации этой задачи указывается в федеральном законе от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
К механизмам продвижения российского туристического продукта на внутреннем и международном туристических рынках относятся следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные как на потребителей, так и на туристическую индустрию:
- участие в крупнейших международных туристических и иных выставках единым российским национальным стендом с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- поддержка и консолидация профильной выставочной деятельности в Российской Федерации с целью создания на отечественном туристическом рынке одной из крупнейших мировых туристических выставок;
- некоммерческое рекламное продвижение российского туристического продукта на направляющих зарубежных и внутреннем рынках с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;
- подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших между-
народных туристических выставках и через российские загранпредста-вительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;
- распространение информации о России как о привлекательном туристическом направлении в глобальной сети Интернет;
- проведение иных акций, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в стране, презентации новых российских туристических направлений за рубежом, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.
Опыт реализации государственных рекламно-информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристического продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристических продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.
Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.
Список литературы
1. Головнев В. А. Кризис подтолкнет развитие внутреннего туризма // Экономист. - 2008. - № 10.
2. Двоскин С. П. Насколько выгодно заниматься турбизнесом во время кризиса? // Туризм. - 2009. - № 1.
3. www.russiatourism.ru/