3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. - 928 с.
4. Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / [П.И. Пидкасистый, О.Б.Тыщенко] // Педагогика. - №5. - 2000.
5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для ст-ов вузов / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2014. - 134 с.
7. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С. 39-47
Педагогика
УДК: 378.189
старший преподаватель Дулалаева Людмила Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ: ОРГАНИЗАЦИЯ
ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
КНИТУ
Аннотация. В статье рассматриваются различные способы формирования толерантности студентов. Приводятся и анализируются примеры организации воспитательной работы, направленные на усиление толерантного отношения. Как результат этих мероприятие - воспитание терпимости и умение воспринимать разные культуры и взгляды.
Ключевые слова: толерантность, воспитательная работа, внеаудиторная деятельность.
Annotation. The article deals with different ways of student's tolerance development. It gives the examples of organizing extracurricular activities aimed for the strengthening tolerant attitude. These activities result in tolerance education and ability to perceive different cultures and views.
Keywords: tolerance, educational work, extracurricular activity.
Введение. Процесс глобализации с ее противоречивыми явлениями, происходящее в современном мире, ставит перед высшим профессиональным образованием задачу подготовки студентов к жизни в эпоху многонациональной среды, а также умение общаться с людьми разного вероисповедания и национальностей. Готовность понимать и воспринимать многообразие этнических, религиозных и культурных различий и требует внедрение в сознание студентов толерантного мышления. В «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность, происходящая от латинского слова tolerantia (терпимость), обозначена как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [3: 88]. В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации», в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования также отмечается о необходимости формирования компетенций будущего специалиста в поликультурной среде. Образовательная среда высшего учебного заведения - это, по сути, поликультурное общество, которое не только формирует профессионально личностные качества студентов, но может способствовать формированию толерантности в условиях многонациональной профессиональной среды.
Для более эффективного воспитания студенческой молодежи необходимо проводить воспитательную работу, направленную на формирование толерантности, как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. Воспитательная внеаудиторная работа в университете определяется как вид совместной деятельности преподавателей и студентов, организуемые и проводимые во внеаудиторное время и направленные на формирования личности будущего специалиста, обладающего базовыми качествами, в том числе толерантностью и эмпатией [1: 19]. К основным задачам воспитательных внеаудиторных работ исследователи включают нравственное воспитание студента, развитие его интересов, формирование креативности и другие [4: 2]. В процессе внеаудиторной деятельности студенты работают вместе, общаются друг с другом, у них появляется возможность реализовать свой творческий потенциал. Специалисты в области межкультурного образования подчеркивают важность включения воспитательного аспекта в основные предметы и в учебную программу, что способствует формированию у студентов инициативности, самостоятельности, способности к успешной адаптации к общественным отношениям [2: 89]. Успешное формирование толерантности требует проведения систематической воспитательной работы во внеаудиторное время, которая должна быть направлена на национальные ценности народов, живущих как на территории Республики Татарстан, так и других народов, приехавших учится их других государств, на уважительное отношение, избежание высокомерия и вероломства.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день Казанский национальный исследовательский технологический университет является поликультурной образовательной площадкой, где проходят обучение представители разных национальностей и культур из соседних Татарстану республик и областей, а также из ближнего и дальнего зарубежья. На Факультете социотехнических систем (ФСТС) 20% студентов - это молодежь, приезжая из других стран для получения престижного профильного высшего образования. Поэтому формирование толерантности становится насущной проблемой и порой формировать толерантное поведение самостоятельно для студентов становится невозможно. Наша задача, как специалиста по воспитательной работе, это способствовать позитивному межнациональному общению в ходе внеаудиторных мероприятий и показать студентам достоинства каждого народа. Поэтому на базе факультета проводится множество мероприятий, которые являются одним из эффективных подходов, направленных именно на воспитание толерантного сознания в условиях многонационального общества. Рассмотрим наиболее значимые из них.
1. Конкурс «Полиглот», проводимый совместно с кафедрой Иностранных языков в профессиональной коммуникации на базе факультета ФСТС. Студенты всего университета объединяются в команды по 5 человек, заранее они готовят видео-открытки и короткие презентации о себе в качестве заявки для участия.
Сам конкурс представляет собой различные викторины, в основном направленные на знание иностранного языка и культуры, в частности английского языка, обычаев и традиций Великобритании и США. При этом в одной команде могут быть представители разных национальностей, которым, работая в одном коллективе, нужно продемонстрировать свои самые сильные стороны, рассказать о своих талантах и увлечениях. По ходу мероприятия студенты участвуют в интеллектуальной викторине, которая не только проверят уровень владения иностранным языком, она также направлена на знание культуры и особенностей страны изучаемого языка. Здесь студенты не только учатся строить эффективный диалог с представителями других наций, что, безусловно, формирует толерантное сознание, они также осознают, что иностранный язык выступает своего рода мостом взаимодействия между представителями различных сообществ и изучение языка затрагивает историю, религию, культуру, искусство, менталитет проживающих в той или иной англоговорящей стране.
2. Конкурс военно-патриотической песни, посвященный победе советских солдат в Великой Отечественной войне и, как правило, организованный накануне Дня Победы усилиями активистов студенческого самоуправления ФСТС. В течение 16 лет в конкурсе принимают участие талантливые молодые исполнители: наряду со студентами разных факультетов свои вокальные способности демонстрируют учащиеся городских школ. Нужно отметить, что это мероприятие способствует формированию национального самосознания, усиливает чувство патриотизма у молодого поколения, ведь такие праздники, как День Победы обладают мощнейшим потенциалом в патриотическом воспитании молодежи и укреплении межнациональных взаимоотношений. Для многих, в том числе для представителей бывших союзных республик, которые активно принимают участие в данном конкурсе, военно-патриотические песни - это дань уважения тем, кто отдал свои жизни на войне, основание для гордости за победу и общая страница в исторической памяти.
3. Фестивали «День первокурсника» и «Студенческая весна», которые проводятся в несколько этапов и завершаются гала-концертом. Главное условие праздника «День первокурсника» - это то, что среди участников не менее 70% должны быть зачислены в университет в текущем году. В программе «Студенческой весны» принимают участие студенты-бакалавры и магистры всех факультетов Технологического университета. Этапы подготовки к фестивалям знакомят студентов друг с другом и сближают их, они работают вместе и сообща, при этом развиваются такие качества как артистичность, хороший вкус, общительность, терпеливость и эмпатия в отношениях внутри коллектива. В рамках концерта студенты представляют такие номера, как Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ), демонстрирующий разные комичные и проблемные ситуации, которые могут произойти в студенческой среде; вокальные и танцевальные выступления, показывающие танцы и песни народов, проживающих на территории России и других странах. Такое толерантно-окрашенное мероприятие позволяет студентам выделить как общечеловеческие ценности, так и сопоставить разные культуры, менталитеты и сферы жизни разных народов. Особо нужно подчеркнуть, что подобные фестивали создают благоприятную эмоциональную обстановку и мотивируют студентов к таким действиям как разучивание танцев, подготовка музыкального сопровождения номеров, подбор костюмов (как правило, это национальные костюмы) и выступление перед публикой, а среди своих же сокурсников они обнаруживают танцоров, певцов и режиссёров-постановщиков. Для многих «День первокурсника» остается ярким и теплым воспоминанием об их студенческой жизни, ведь процесс совместной работы над выступлениями способствует укреплению взаимоотношений и улучшению микроклимата в группе. Более того мероприятия такого рода дают возможность студентам показать свои организаторские способности и умения на практике.
4. Конкурс таланта и красоты «Мисс и мистер ФСТС», традиционно проводимый в начале марта на стыке Дня защитников Отечества и Международного женского дня. Главной задачей мероприятия является раскрытие творческого потенциала студентов, где оценивается интеллект, фотогеничность, креативность и способность выкручиваться их неожиданных ситуаций в конкурсе «Импровизация». Помимо вокальных и танцевальных выступлений, участники демонстрируют умение играть на различных музыкальных инструментах, спортивные трюки, стихотворения собственного сочинения и даже кулинарные способности. Конкурс также стимулирует развитию ораторского искусства и индивидуальных способностей каждого студента. Заявки на участие наряду с российскими студентами подают и представители разных стран, что делает его поликультурным мероприятием. Зарубежные участники зачастую делают акцент на культуре и традициях своих стран: одевают национальную одежду и головные уборы, играют на музыкальных инструментах своих народов, исполняют песни на родном языке, показывают национальные танцевальные выступления - все это, безусловно, способствует формированию толерантного отношения к представителям разных национальностей и этнических групп.
Выводы. В современном мире перед высшей школой стоит задача не только обучить и подготовить высококвалифицированного специалиста, но и найти эффективные пути повышения качества внеаудиторной деятельности студента. Поэтому активизация воспитательной работы со студентами университета является важнейшим условием для создания позитивной студенческой среды и снижения негативных явлений в процессе общения с представителями других национальностей. Формирования толерантного отношения и поведения путем влечения студентов во внеаудиторную деятельность в условиях поликультурной среды является на сегодняшний день важным условием в воспитании общечеловеческих ценностей. На нашем факультете в течение всего академического года проводятся именно такие внеаудиторные мероприятия, которые как раз нацелены на развитие толерантности и осознание того, что залогом успешного человека является уважение и принятие мировоззрения иных национальностей.
Литература:
1. Богданова А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук / А.И. Богданова; Сибир. фед. ун-т. - Красноярск, 2015. - 221 с.
2. Зиятдинова Ю.Н. Развитие межкультурной компетенции студента технического вуза в условиях полиэтнической среды Республики Татарстан: монография / Ю.Н. Зиятдинова, Э.Э. Валеева, А.Ф. Мирзанурова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 152 с.
3. Психология: словарь / под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
4. Профилактика экстремизма и терроризма средствами культурно-досуговых учреждений / сост. Ю.Н. Дрешер, Т.В. Шошева. - Казань: Медицина, 2016. - 112 с.
5. Рахматуллаева Ф.И. Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы: на материалах вузов Республики Таджикистан: дис. . канд. пед. наук / Ф.И. Рахматуллаева; Тадж. гос. инс-т языков. - Душанбе, 2013. - 164 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ладина Яна Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ДИЗАРТРИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
Аннотация. В статье раскрыто понятие дизартрии. Причины дизартрии. Симптомы дизартрии. Массаж в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами.
Ключевые слова: Дизартрия, Синдром дизартрии у детей, причины дизартрии, лечение дизартрии.
An^tatton. The article reveals the concept of dysarthria. Causes of dysarthria. Symptoms of dysarthria. Massage in speech therapy practice for the treatment of preschool children with disarticulate disorders.
Keywords: Dysarthria, Dysarthria syndrome in children, causes of dysarthria, treatment of dysarthria.
Введение. Владение родным языком и развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается, в современном мире, как общая основа развития детей и их обучения.
Что же такое речь? Речь - это один из самых мощных стимулов и факторов развития ребенка. Следует сказать, что с помощью речи люди сообщают свои мысли, свои желания, передают жизненный опыт и договариваются. Таким образом, речь - это самое основное средство общения людей. У детей, которые страдают дизартрией, это средство общения оказывается нарушенным, поэтому им очень сложно общаться с другими людьми. На сегодняшний день, патология дизартрии рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, который проявляется, как в неврологических симптомах, так и в психологических и речевых.
Впервые клиническая картина дизартрии была описана в 1885 г. Е.Н. Винарской, в 1973 году эту тему поддержал и Л.Б. Литвак. С 1959 года началось изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств.
Е.Н. Винарская впервые провела комплексное нейро-лингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых. Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной.
Клиническое, логопедическое и психологическое изучение детей с патологией дизартриии показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения психических, двигательных и речевых нарушений. Мы можем наблюдать нарушение звукопроизношения при дизартрии. Эти нарушения проявляются и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. «Смазанная речь» и отдельные искажения звуков имеются в легких случаях дизартрии, а в более тяжелых случаях наблюдаются: замена слов, пропуски звуков, страдает модуляция, темп , выразительность в целом - произношение становятся невнятными. Фонетические нарушения являются главными симптомами. Очень часто они сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи и с большим трудом поддаются какой-либо коррекции. Таким образом, часто встречаются вторичные отклонения в их развитии. Все, выше перечисленные, расстройства затрудняют и замедляют процесс обучения у детей. Речевые нарушения необходимо скорректировать до того, как ребенок достигнет школьного возраста. Иначе, могут возникнуть проблемы не только с речью, но и с усвоением школьной програмы. Эта проблема очень актуальна в наше время. Она недостаточно разработана, на сегодняшний день, и является практически значимой . Именно этим и обусловлен выбор объекта и предмета моего исследования.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является освещение понятия «дизартрия», ее виды и способы лечения дизартрии у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Изложение основного материала статьи. Дети, которые имеют нормальный слухи и их интеллект сохранен , но имеют отклонения в развитии речи, относят к детям с нарушениями речи. Эти нарушения могут быть многообразны. Они могут проявляться в нарушении грамматического строя речи, произношения, бедности словарного запаса, а также, в нарушении плавности и темпа речи.
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи.
К причинам дизартрии можно отнести:
По свежим данным, дизартрия у детей встречается в 7% случаев.
Факторы, влияющие на возникновение дизартрии:
- При резус-конфликтной беременности,
- Гипоксия,
- Недоношенность,