1 «В человеке все должно быть прекрасно...» -гр. Ф-10817
2 Презентация социального ролика -гр. Ф-10817
3 «Портреты современной поэзии» -гр. Ф-40517, Ф-40714
Третий этап - награждение победителей. Информация об итогах конкурса и список победителей размещается на официальном сайте конкурса. Проекты оцениваются Экспертной комиссией. Для оценки публично представленных проектов и определения претендентов на победу Экспертная комиссия привлекает внешних экспертов. Одновременно в группе Вконтакте «Филологический факультет КГУ» [1] проходит публичное голосование, победители которого награждаются в номинации «Глас народа». Результаты освещаются в СМИ и на сайте конкурса [2; 3]. Победители награждаются дипломами. Лучшие проекты рекомендуются к публикации в сборнике научных студенческих трудов ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
На фестивале осуществляется отбор лучших научных и творческих проектов для их реализации (презентации) в студенческих, школьных и других молодежных аудиториях города Кургана и Курганской области с целью пропаганды филологических знаний, профессиональной ориентации, эстетического и нравственного развития молодежи.
Список литературы
1 URL: http://kgsu.ru/index.php?r=site%2Findex%2Fpost& id=6422
2 URL: https://vk.com/ffkgsu
3 URL: http://kurgan.bezformata.ru/listnews/filolo gicheskom-fakultete-startoval/65672439/
4 URL: https://vk.com/photo-42645441_456245472
УДК 616.89-008.434.3
М.М. Киселева, Т.А. Бурнатова
Курганский государственный университет,
Курган
ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Аннотация. В статье определены основные направления воспитательного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрен компонентный состав понятия «коммуникативная компетенция», изучены характерные особенности уровня сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и
дизартрией, выделены основные методики изучения и формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, дизартрия, старший дошкольный возраст, компетенция, коммуникативная компетенция.
M.M. Kisseleva,T.A. Burnatova Kurgan State University, Kurgan
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THIRD LEVEL
Abstract. The article defines the main directions of the educational process, organized in the preschool educational institution for the formation of the communicative competence of pupils, the component composition of the concept "communicative competence" is examined, characteristic features of the level of communication competence in children of the senior preschool age with general underdevelopment of speech and dysarthria are studied, methodics of study and formation of communicative competence in children of the senior preschool age with the general underdevelopment of speech are specificated.
Keywords: general speech underdevelopment of third level, dysarthria, senior preschool age, competence, communicative competence.
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает коммуникативное развитие личности. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В связи с усилением внимания государства и общественности к проблеме формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Образовательный стандарт обеспечивает всестороннее развитие личности, формирование мотивации и способностей детей в различных видах деятельности [7].
Для формирования коммуникативной компетенции в стандарте разработаны следующие
направления: социально-коммуникативное и речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; формирование грамотного взаимодействия с окружающими людьми, развитие эмоциональной составляющей, наличие знаний по сохранению жизни в окружающем мире. Речевое развитие предполагает обогащение словарного запаса; развитие связной речи, фонематического слуха; грамотное использование рече-ведческих норм и правил при построении диалога, монолога.
Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания. Важно отметить, что воспитательный процесс направлен на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности старших дошкольников, что позволяет им стать равными партнерами в процессе общения во всех сферах жизнедеятельности.
Под компетенцией А.В. Хуторский [8] понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
В работах И.А. Зимняя [3] понятие «компетенция» определяется как способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир.
Таким образом, компетенция - это перечень вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом.
Для активного взаимодействия в социуме ребенку необходимо владеть коммуникативной компетенцией, способствующей активной реализации речевой деятельности. Для рассмотрения данного аспекта проанализируем понятие «коммуникативная компетенция».
Под коммуникативной компетенцией исследователи [2; 4; 8] понимают:
- готовность к диалогу (Л.А. Петровская);
- соответствие коммуникативного поведения ситуации и его эффективность (Б. Спицберг);
- знание языка, его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, активное владение перечисленными средствами и механизмами речи (говорение, аудирование, чтение, письмо) в пределах социальных, культурных и профессиональных потребностей личности (М.Р Львов).
Итак, коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом об-60
щении в его продуктивных и рецептивных видах.
Для полного изучения понятия «коммуникативная компетенция» необходимо рассмотреть его структурную организацию. Е.А. Быстрова [1] указывает, что основными составляющими коммуникативной компетенции являются, во-первых, знания о речеведческих понятиях, во-вторых, коммуникативные умения для продуктивного взаимодействия с окружающими. Иначе говоря, это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией, адекватно анализировать устную и письменную речь, грамотно воспроизводить её содержание. В-третьих, коммуникативные способности, выражающиеся в природной одаренности человека в общении и коммуникативной производительности (эффективность в общении).
При изучении компонентного состава понятия «коммуникативная компетенция» выделены следующие классификации в работах различных исследователей (таблица 1).
Таблица 1 - Компонентный состав понятия «коммуникативная компетенция» [4]
Автор Компонентный состав
Е.В. Красовская, А.Н. Данилова Коммуникативные и организаторские способности; способность к эмпатии; способность к самоконтролю; культура вербального и невербального взаимодействия
Н.И. Гез Лингвистический; прагматический; социолингвистический
В.В. Сафонова Языковой (грамматический, лингвистический); речевой (прагматический, стратегический, дискурсивный); социокультурный (социолингвистический, лингвострановедческий)
М. Канале, М. Суэйн Грамматический; социолингвистический; дискурсивный; стратегический
Ян Ван Эк Лингвистический; социокультурный; социолингвистический; стратегический; дискурсивный; социальный
Дж. Савиньон Грамматический; социолингвистический; компенсаторный; компетенция речевой стратегии
Важно отметить, что перечисленные компоненты коммуникативной компетенции взаимосвязаны и взаимозависимы. Коммуникативная компетенция предполагает способность и возможность
человека активно организовывать и грамотно реа-лизовывать речевую деятельность, в основе которой лежат автоматизированные умения и навыки (коммуникативные навыки), характеризующиеся устойчивостью, стабильностью, лабильностью и гибкостью.
Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Е.В. Красовская, А.Н. Данилова [4] отмечают, что дети данной категории даже в большой степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, т. к. нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом.
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова [5] под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, наличием стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.
Т.Б. Филичева [5] отмечает, что общее недоразвитие речи — дефект полиэтиологический и может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т.д.
Особого внимания заслуживают дети с дизартрией. Ряд исследователей отмечают, что дизартрию следует рассматривать как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
При изучении структуры дефекта выделены следующие основные нарушения, характерные для дизартрии [6].
Патологическое состояние артикуляционного аппарата по типу спастичности (повышение тонуса в мускулатуре), гипотонии (снижение тонуса мышц), дистонии (меняющийся характер состояния мышц).
Специфические нарушения звукопроизно-шения, выражающиеся в трудности автоматизации звуков, преобладании межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих, оглушении звонких согласных, смягчении твердых согласных звуков (палатализация).
Снижение интонационно-выразительного окраса речи, обусловленного изменениями мышечного тонуса и ограниченностью подвижности
мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка, губ.
Наличие лишних движений в артикуляционной мускулатуре, выражающихся в гиперкинезе (непроизвольность движений) и треморе (дрожание).
Несформированность общей и мелкой видов моторики, выражающиеся в отсутствии навыков самообслуживания, а также ограниченности объема активных движений, быстрой утомляемости.
Наличие вегетативного расстройства, выражающегося в гиперсаливации (повышенное слюноотделение), связанного с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания.
Дети с дизартрией и общим недоразвитием речи имеют стойкие полиморфные нарушения звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи, что сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В ходе обследование можно выявить следующие особенности: бедный словарный запас, выраженные ошибки в грамматическом строе речи, невозможность оформления связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Дети, имеющие дизартрию и относящиеся к группе «общее недоразвитие речи», демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации, игнорирование в предлогов при построении речевого высказывания.
Итак, несформированность коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией выражается, во-первых, в бедности словарного запаса, что затрудняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания, во-вторых, в неумении взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения, в-третьих, в ограниченной контактности, что замедляет включаемость в ситуацию общения, в-четвертых, в неумении поддерживать беседу, правильно оценивать свои возможности, что приводит к снижению их коммуникативной активности.
Проанализированный в работе компонентный состав важно учитывать при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Мы рекомендуем использовать компонентный состав, разработанный В.В. Сафоновой, которая выделяет языковой, речевой, социокультурный компоненты.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо проводить диагностическую работу по изучению уровня сформированности коммуникативной компетенции. Перечень методик, которые можно использовать в логопедической работе, представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Методики по изучению коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Наименование компонента Характеристика Диагностические
компонента методики
Желание и уме- 1-я методика
ние вступать в «Определения
коммуникацию ведущей формы
с окружающими общения ребен-
людьми, способ- ка со взрослым»
ность ориентиро- (автор
ваться в ситуации М.И. Лисина)
Социокультурный общения и строить высказывание в соответствии с 2-я методика «Общение детей со сверстниками
коммуникативным в процессе вза-
намерением гово- имодействия»
рящего и ситуаци- («Рукавички»)
ей, с уважением (автор
относиться к ре- ГА. Цукерман)
чевым традициям
других народов
Знание способов Диагностика
формирования и развития речи
формулирования дошкольников
мыслей с по- (авторы
мощью языка, а В.Н. Макарова,
также способность Е.А. Ставцева,
Речевой пользоваться языком в речи М.Н. Едакова). Диагностика уровня речевого развития дошкольников (6-7 лет) (авторы О.А. Безруковой, О.Н. Каленкова)
Владение знанием Методики
о системе языка, о А.А. Павловой,
правилах функцио- А.Л. Шустовой
нирования единиц
языка в речи и
Лингви- способность с
стический помощью этой
(языковой) системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме
- повышение уровня мотивации к коммуникативному взаимодействию с взрослыми, сверстниками;
- сформирование речевой активности;
- передача знаний о нормах и правилах родного языка (звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя речи, структуры высказывания, структуры предложения, структуры слова);
- развитие умения последовательного, точного, выразительного и плавного выстраивания рассказа или пересказа с соблюдением грамматических норм;
- формирование нравственной и волевой готовности к школе.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию коммуникативной компетенции должна основываться на лингводидактическом подходе и включать ряд методик по речевому развитию и диалогическому общению ребенка с окружающими, представленных в таблице 3.
Таблица 3 - Методики формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня [2]
Методики, представленные в таблице 2, направлены на изучение состояния всех компонентов речевой системы: звукового, лексико-грамма-тического, семантического. Следовательно, для формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо организовывать коррекционно-педагогическую работу, решающую ряд задач:
Автор
Д.Н. Дубин, Ю.А. Судаплатов
Н.К. Ледовских, Н.А. Богданова
ГА. Саитова, Н.Н. Кулиш, С.С. Мальцева, С.А. Мурзина
Содержание
В основу положена народная сказка. Одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества
В основу заложена изобразительная деятельность. Авторы утверждают, что коммуникативный повод для общения педагога с детьми наблюдается в процессе изобразительной деятельности. Она требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов
В основу заложена игра как средство формирования коммуникативной компетенции. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками
Анализируя таблицу 3, можно утверждать, что методики поспособствуют активному формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. В процессе кор-рекционно-педагогической работы будет пополнен активный словарный запас, развиты творческие способности, получены знания и умения для выстраивания взаимодействия с окружающими.
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникации, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компетенции в целом. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи процесс коммуникации происходит с некоторыми затруднениями из-за того, что бедность словаря усложняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности. Следовательно, логопедическая работа должна включать ряд мероприятий, направленных на усвоение знаний правил и норм построения грамотного речевого высказывания, приобретение умений грамотного воспроизведения сообщения, развитие личностных качеств, способствующих взаимодействию с окружающими.
В заключение отметим: в дошкольном возрасте происходит активное расширение круга общения, а значит, потребность в общении возрастает, поэтому формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте, когда развитие коммуникативных умений находится в сензитив-ном периоде, играет важную роль для того, чтобы ребенок мог социализироваться и комфортно чувствовать себя в обществе.
Список литературы
1 Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И. Обучение русскому языку в школе : учеб.пособие. Москва : Дрофа, 2004. 240 с.
2 Вакуленко Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учеб.-методич. пособие. Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. 272 с
3 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 08.07.2018)
4 Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. С. 80-82. URL: https://moluch.ru/
conf/ped/archive/105/5948/ (дата обращения: 09.07.2018)
5 Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С .Н. Шаховской. URL: http://pedlib.rU/Books/2/0049/2_0049-624.shtml (дата обращения: 07.07.2018)
6 Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.07.2018)
7 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https:// pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 10.07.2018)
8 Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: Интернет-журнал. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 10.07.2018)
References
1 Bystrova E.A. Teaching Russian at school: teaching aid / Bystrova EA, Lvova SI, Kapinos V.I. - M.: Drofa, 2004. - 240 p.
2 Vakulenko L.S. Education and training of children with speech disorders. Psychology of children with speech disorders: textbooks. allowance/L.S. Vakulenko. - M.: FORUM: INFRA-M, 2018. - 272 p.
3 Zimnyaya IA Key competences as the effective-target basis of the competence approach in education: the author's version [Electronic resource] / IA Zimnyaya. - Access mode: http://www. edu.ru (reference date: 08.07.2018)
4 Krasovskaya EV, Danilova AN Formation of communicative competences in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech // Theory and practice of education in the modern world: materials V Intern. sci. Conf. (St. Petersburg, July 2014). - St. Petersburg: Satis, 2014. - P. 80-82. -[Electronic resource]. - Access mode: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/105/5948/ (reference date: July 9, 2013)
5 Speech therapy: a textbook for defectol students. fact. ped. universities/Ed. L.S. Volkova, S.N. Shakhovskoy [Electronic resource] - Access mode: http://pedlib.ru/ Books/2/0049/2_0049-624.shtml (reference date: 07/07/2018)
6 Prihodko O. G. Dysartic speech disorders in children of early and preschool age [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (reference date: 07/09/2018)
7 Federal state educational standard of preschool education [Electronic resource]. - Access mode: https://pravobraz.ru/ federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (reference date: July 10, 2013)
8 Khutorsky A. V. Key Competencies and Educational Standards //Internet-Journal "Eidos". [Electronic resource] -Access mode: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (reference date: July 10, 2013)
УДК 378.147.88
В.И. Курдюков, М.В. Давыдова, А.М. Михалев, Д.А. Маслов
Курганский государственный университет, Курган
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В работе анализируется подготовка инженерных кадров, приводятся рекомендации по совершенствованию организаци-